Курс молодого Спилберга
Курс молодого Спилберга
Курс молодого Спилберга
Евгений Измалков
Как
правильно выбирать видеокамеру
Итак,
ты задался целью наконец-то купить видеокамеру. Для чего? Поснимать красивые
места во время отпуска, запечатлеть трудовой подвиг тещи на дачном участке,
полюбоваться загорелыми прелестницами, которых видел летом на курорте. С чего
начать, ведь камер сейчас – пруд пруди?
Размер
имеет значение
Речь
идет о матрице, то есть о сенсорном элементе (CCD), на который проецируется
изображение от объектива. Первое, на что стоит обратить внимание, – это
одноматричная камера или трехматричная (3CCD).
Конструкция
сенсора одноматричной камеры состоит из светочувствительных элементов, над
каждым из которых располагается светофильтр красного, синего или зеленого
цветов, – из них формируется видеоизображение. Причем зеленых сенсоров в два
раза больше, чем красных или синих. Это связано с особенностью нашего
восприятия цветов. Полученная матрицей информация обрабатывается специальным
алгоритмом, на основе чего и формируется изображение. К слову, при таком
пересчете часть информации теряется, что снижает качество картинки.
А
вот в трехматричной камере световой поток от объектива разделяется специальной
оптической схемой на три части. Каждая из них проходит через свой цветовой
фильтр (красный, синий или зеленый) и попадает на отдельный сенсор. В
результате информация о каждой точке изображения вычисляется на основе реальных
данных. Естественно, что картинка получается более качественной и реалистичной.
И
вот тут кроется первый подводный камень.
Не
всегда трехматричная камера лучше одноматричной! Не поддавайся на уловки
маркетологов! Обязательно сравни физические размеры матриц, взяв данные из
характеристик. Качество съемки 3CCD-камерой будет ниже, если общая площадь ее
матриц меньше или равна площади матрицы одноматричной претендентки на твой
карман. Иной раз бюджетный 3CCD-камкордер снимает гораздо хуже, чем его
одноматричный коллега.
Следующий
параметр – разрешение матрицы.
Стандартная
телевизионная картинка формата PAL, которая, кстати, используется и в DVD,
имеет размеры 720х576 точек. Математические расчеты показывают, что это 414.720
точек или же 0,4 мегапикселя. Но это – только на один цвет! Значит, для
одномаричной камеры эту величину надо умножить на 4, что даст нам 1,6
мегапикселя. Больше нам и не надо, – все равно для видеосъемки «лишние» пиксели
использоваться не будут. А для чего действительно нужно большое разрешение –
читай ниже.
Что,
руки дрожат? Естественно, они будут дрожать, если ты еще живой! Усталость пока
никто не отменял. Чтобы избавиться от предательской дрожи, умные инженеры
придумали систему стабилизации изображения: оптическую и электронную.
Оптическая
стабилизация – более дорогая, но и более эффективная. Она состоит из
специальных датчиков, отслеживающих вибрации камеры, и плавающих линз, которые
на основании информации этих датчиков корректируют световой пучок, удерживая
его в одной точке матрицы. Достоинство оптической стабилизации в том, что
матрица получает ровное изображение, за качество которого отвечает отдельная
высокоточная система. К тому же, для формирования изображения используется вся
полезная площадь сенсора.
А
вот для электронной стабилизации как раз и нужен избыток пикселей на матрице.
Изображение хоть и смещается, но все же остается в ее поле зрения. Специальные
алгоритмы отслеживают эти смещения и вносят соответствующие поправки в
картинку. Такая система дешевле, но и недостатки ее гораздо заметнее. Нередки
случаи «залипания» изображения, когда электроника не в состоянии распознать
умышленное движение видеокамеры. Встречаются казусы и со съемкой движущихся
объектов, которые электронный стабилизатор пытается удержать на одном месте. И
вот – трогается поезд, но на картинке он некоторое время еще стоит на месте, а
затем неожиданно скачет вперед.
На
что будем записывать? Выбор у тебя достаточно велик. Современные камеры
записывают на традиционные miniDV-кассеты, яash, DVD или жесткий диск. Все
четыре носителя предназначены для цифрового видеоконтента, но прежде чем
сделать выбор, ознакомься с возможностями каждого из них.
miniDV
К достоинствам формата можно отнести его повсеместное распространение. К
примеру, практически в любом курортном месте можно приобрести кассету, если
прихваченные из дома неожиданно закончились. К тому же, кассеты miniDV на
сегодня – самые дешевые из всего, на что пишет цифровая видеокамера.
Недостатков
у кассет хватает. В первую очередь, это капризный лентопротяжный механизм,
который болезненно реагирует и на жару, и на мороз, не переносит повышенную
влажность, пыль и песок. Не любит он и когда его сильно бьют, особенно о
твердую поверхность. К тому же, механизм подвержен такому заболеванию, как
частое загрязнение. В результате, чтобы получить хорошую съемку, надо
пользоваться специальной чистящей кассетой.
Видеопленка
– довольно нежная «барышня», которая может и замяться, и «зажеваться», а может
и банально порваться, если в камере что-то неисправно. Запись производится на
магнитный слой, который легко размагнитить. Для этого не обязательно обладать
сверхъестественными способностями – достаточно положить кассету поблизости от
мощного электроприбора или магнита. После такого воздействия о том, где же ты
был в отпуске, расскажут лишь авиабилеты.
Жесткий
диск На второе место по популярности, обгоняя DVD, выходит жесткий диск. Идея
его установки в камеру появилась не так давно, а до любительского видео она
добралась еще позже. Достоинств у жесткого диска много, хотя немало и спорных
моментов. Сперва о достоинствах: на сегодня это наиболее емкий носитель
информации. На один диск емкостью 30 Гб вмещается 5 часов видео в лучшем
качестве. Если же качество съемки снизить, то можно растянуть удовольствие и на
30 часов.
А
к недостаткам стоит отнести хрупкость винчестера. Как ни крути, но пока что нет
в мире такого «винта», который бы без последствий выдерживал длительную тряску,
резкие перепады температур или удары. Вторым, не менее существенным
недостатком, является то, что производители видеокамер до сих пор не
договорились о едином формате записи – каждый норовит добавить собственное
расширение или использовать экзотический кодек, который непонятен большинству
программ видеомонтажа.
DVD
Диск DVD, пожалуй, самый легкий путь для создания собственного видео. Просто
вставил болванку в камеру и вытащил уже готовый фильм, который сразу можно
посмотреть на домашнем проигрывателе. Помнишь рекламу, в которой турист влез в
окно к толстому мужику, смотревшему телевизор, и поставил только что отснятое
видео в его плеер? Вот и ты сможешь так же. Только тебя поджидают два
сомнительных момента. Первый – мужик может обидеться и надавать тебе тумаков. А
второй – не все так просто и быстро, как в рекламе. Для того чтобы DVD можно
было посмотреть на домашнем плеере, он должен «финализироваться», а это процесс
небыстрый. Но зато если мужик не обиделся и подождал, пока диск будет готов к
просмотру, то вы вместе можете посмотреть, что ж ты такое наснимал.
Минусом
DVD является то, что в камерах используется 8-сантиметровый диск, который
вмещает не более получаса видео приемлемого качества. Второй минус – нежность
конструкции. Как сам транспортный механизм не любит вибрацию и удары, так и для
диска опасны царапины, а ведь всего лишь одна из них может уничтожить ценные
кадры. Если ты большой поклонник видеомонтажа, то и здесь тебя подстерегают
подводные камни – на диск записывается сигнал в формате Mpeg-2, который не
слишком удобен для обработки на компьютере.
Flash
Флэшки в последнее время тоже являются носителями информации для камер. Мысль
сама по себе отличная – миниатюрные размеры, мгновенный доступ к любому
фрагменту, возможность редактирования и минимальное потребление энергии
аккумулятора. Все это можно отнести к списку несомненных достоинств флэш-камер.
Однако карта памяти остается промежуточным звеном – все равно придется
переписывать видео на DVD или кассету, дабы сохранить для потомков наиболее
интересные моменты твоей жизни.
Большая
часть камер на флэшках пишет видео в Mpeg-4 и в качестве, более низком по
сравнению с другими носителями. Однако уже сейчас под яash-накопители
адаптируется новейший формат AVCHD, который в несколько раз лучше того, что
предлагалось прежде. Серьезный минус у флэш-носителей только один – это
довольно дорогое удовольствие.
Какой
формат предпочесть? Самый распространенный на сегодня формат – это SD (Standart
Deёnition) с разрешением картинки 720х576 точек.
Большинство
видеокамер рассчитано именно на съемку в нем. Но в последнее время появилась
потребность в видео высокой четкости: спутниковые телеканалы переходят на HDTV,
получают распространение диски Blu-Ray и HD-DVD. В результате разработчики
видеокамер озаботились тем, чтобы их продукция отвечала требованиям времени.
Так свет увидел формат HDV (High Deёnition Video), который записывается на обычную
miniDV-кассету. Его разрешение составляет уже 1440х1080. Такие гиганты
камеростроения как Sony и Canon уже вовсю предлагают модели камер, снимающих в
HDV. Стоит ли обращать внимание на них – решать тебе. Учти только, что
полноценный HD-формат, который присутствует в HDTV, предполагает максимальное
разрешение 1920х1080 точек. К тому же, в полной мере оценить преимущества видео
высокой четкости ты сможешь, лишь подключив камеру непосредственно к такому
телевизору или монитору компьютера. По мнению некоторых специалистов, HDV
развиваться не будет. И подтверждение тому – AVCHD (Advanced Video Codec High
Deёnition). Первоначально он был рассчитан на применение в DVD-видеокамерах,
использующих 8-сантиметровые диски, но через некоторое время был усовершенствован
для работы с картами памяти SD и Memory Stick и для камер с жестким диском.
Этот формат считается более перспективным, правда пока поддерживающих его камер
не так много. Основными создателями AVCHD являются давние конкуренты Sony и
Panasonic, на этот раз объединившие усилия. И, скорее всего, их выбор окажется
правильным. Благодаря стараниями JVC уже появляются первые ласточки из
категории камер с поддержкой Full HD. Однако пока что рассматривать их как
вариант рановато. Пусть юнцы окрепнут.
Связь с миром
Очень
важный момент, поскольку от наличия определенных входов и выходов во многом
зависит функциональность твоей камеры. На всех без исключения видеокамерах
присутствует аналоговый аудио/видеовыход, такой как S-Video и «тюльпан»
(композитный выход). Эти интерфейсы позволяют подключать камеру к любым
устройствам с видеовходами, например к телевизору. Однако соединение S-Video
предпочтительнее композитного.
Цифровые
интерфейсы представлены двумя стандартами: DV на базе IEEE 1394 (известный как
FireWire, i.Link или просто DV) и USB. Не все современные компьютеры по
умолчанию поддерживают DV, однако этот вопрос легко решается – достаточно
приобрести специальную плату IEEE 1394 или внешний блок (актуально для
ноутбуков), что обеспечивает высокоскоростное соединение для передачи данных с
видеокамеры на ПК. Хорош DV-интерфейс тем, что он изначально разработан для
передачи цифрового видео, поэтому его понимают все без исключения программы
видеомонтажа. а вот USB не так популярен, и это тоже стоит учесть. К тому же,
технологические особенности этого стандарта таковы, что передаваемый цифровой
видеопоток имеет массу ошибок и потерь информации.
Подводя итог
Оказывается,
выбрать видеокамеру не так просто. Есть множество форматов, стандартов,
функциональных особенностей. Может, ну ее вообще?
Но
не отчаивайся – лучше запомни несколько советов. Первое – не покупай камеру «на
вырост». Вполне может оказаться, что те возможности, из-за которых ты потратил
немалые деньги, будут еще какое-то время не востребованы. А когда придет их
время, скорее всего, окажется, что они безнадежно устарели, и ты выбросил
деньги впустую. Второе – определи для себя, что ты будешь делать с записями
дальше. Если твоя цель – монтировать из снятого интересный фильм, то камера
должна поддерживать легкое соединение с компьютером и не иметь проблем с
обработкой видео. На сегодня лучшим вариантом для этого остается miniDV-камера
с интерфейсом FireWire. Если же тебе важно, чтобы можно было снять и сразу
посмотреть по телевизору только что сделанные кадры, то покупай DVD-камеру.
Третье – никогда не экономь на важном! Лучше иметь камеру с хорошей оптикой и
матрицей, но без дополнительных возможностей, чем среднего качества аппарат, но
зато с десятками спецэффектов, которыми ты все равно не станешь пользоваться.
Их лучше вовсе не включать во время съемки, а наложить в процессе обработки на
компьютере. В этом случае всегда можно будет выбрать из нескольких эффектов
наиболее подходящий, не испортив при этом исходную запись.
«На свете нет ничего бестолковее, чем дорогая
камера, напичканная кучей функций, – говорит обладатель Оскара-2007 за лучшую
операторскую работу Гильермо Наварро. – Мой совет любому начинающему оператору
– брать самую паршивую. Если ты научишься управляться с ней, дальше сможешь
снимать на что угодно. Когда мы снимали «Четыре комнаты», у нас была камера,
собранная из двух и заклеенная скотчем – сейчас в это никто не поверит. Лучшие
кадры в своей жизни я снял на откровенное говно...»
Список литературы
Sync
07 июль 2007
|