МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Литературно-библиографическая информация в СМИ

    «Тонкие» или массовые иллюстрированные журналы существенно отличаются от «толстых» по своему профилю, задачам, читательскому назначению и внешнему облику. Эти журналы более оперативны и злободневны. Помимо литературно-художественных произведений, они публикуют материалы о международной жизни, о спорте, литературе и искусству. К таким изданиям относится, прежде всего, «Огонёк».

    Ряд «тонких» журналов предназначаются для удовлетворения запросов определённых групп читателей - «Смена», «Сельская новь», женские журналы «Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг».

    Публикация литературно-художественных текстов не занимает здесь ведущего места; обычно это небольшие повести, рассказы, очерки, стихи российских и зарубежных писателей. Литературная критика представлена лишь немногими краткими рецензиями и заметками о новых книгах или статьями, отмечающими крупные литературные юбилеи. Систематической литературно- библиографической информации «тонкие» журналы не содержат.

    В местных журналах и газетах материалы о художественной литературе печатаются редко, но и здесь помещаются информационные материалы, пропагандирующие продукцию местных издательств.

    В Тольятти выходят такие литературные издания, как литературный журнал «Город»; литературный альманах «Майские чтения»; вышел первый выпуск «Антологии тольяттинской литературы». В этих изданиях отражается литературная жизнь Тольятти: здесь представлены и юные, и опытные тольяттинские авторы: Борис Скотневский, Любовь Бессонова, Владимир Мисюк…

    Закончить эту часть дипломной работы хотелось бы словами великого Николая Васильевича Гоголя, которые были обращены к охотникам «хоронить» именно журнальную литературу ещё в 1836 году, но которые актуальны и сегодня: «Журнальная литература, эта живая и свежая, говорливая и глубокая, также необходима в области наук, и художеств, и торговли. Она ворочает вкусом толпы, обращает и выпускает в ход всё выходящее наружу в книжном мире, и которое без того было бы в обоих смыслах мёртвым капиталом» (


    2.2 Литературно-библиографическая информация на телевидении


    В настоящее время радио и телевидение являются самым распространённым источником информации даже в самых отдалённых уголках страны, где издания периодики не всегда доступны. Используя возможность широкого охвата читателей, телевидение и радио могут заниматься рекламой литературных произведений.

    Радио- и телепередачи характеризуются особой выразительностью и эмоциональностью. Телевидение обладает свойствами синтетичности, одновременного использования музыки, слова и изображения, что особенно соответствует образно-эстетической природе художественной литературы. Специальные социологические исследования убедительно показали, что в киноведческих и библиографических радио- и телепередачах главное внимание уделяется литературно-художественным изданиям.

    Радио и телевидению могут быть свойственны планомерность и преемственность передачи ЛБИ, достигаемые через постоянство рубрик, что при относительной стабильности радио- и телевизионной аудитории создаёт предпосылки для систематического и последовательного распространения ЛБИ с достаточно определённой читательской и целевой направленностью. С развитием ранее учебного телевидения расширялась возможность передачи библиографической информации в помощь эстетическому самообразованию читателей.

    Таким образом, возможности радио и телевидения в производстве и распространения ЛБИ исключительно велики, но и они имеют свои границы, особенно в объёме передаваемой библиографической информации и в удобстве её многократного использования.

    Телевидение и литература - эта тема поистине безгранична. Ей посвящаются статьи и книги. И это понятно. Ведь сколько веков существует театр, а до сих пор исследователей волнуют его связи с литературой - подвижные, меняющиеся во времени. И по сей день думают и спорят о взаимодействии литературы и кинематографа. Что же тогда говорить о телевидении, где эти связи ещё не очень прочны, где им надо расширяться и углубляться.

    Не смотря на то, что сегодня телевидение практически является коммерческим, оно всё же уделяет внимание литературно-художественным программам и знакомству читателей с новинками литературы.

    Стоит выделить программу «Библиомания» (канал ОРТ), где речь идёт о вышедших в свет книгах, кратко передаётся их содержание, говорится о читательском назначении и о том где и когда их можно приобрести. Передача выходит в удобное для зрителей и читателей время один раз в неделю. Наряду с этой программой существуют и такие передачи, как «Книжная лавка», «У театральной афиши» (канал «Культура»), где также речь идёт о новинках литературы, проводятся обзоры литературы по определённой тематике, где можно приобрести эти издания. «У театральной афиши» рассказывает о том, где и когда проходят литературные вечера, где и какие проходят новые постановки по современным произведениям. Вот, пожалуй, и все основные программы.

    А ведь ещё совсем недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века, существовали такие телепрограммы, связанные с литературой и ЛБИ, как выступление писателей в концертной студии Останкино; фильмы из серии «Литературное наследство»; альманахи «Круг чтения», «Поэзия»; фильмы-концерты, в которых известные актёры читали литературные произведения; существовали разнообразные учебные программы, и, наконец, многочисленные экранизации. Все эти программы существенно влияли на характер телевидения, в значительной мере определяя его содержательный, духовный уровень.

    И всё же отрадно, что и сегодня не забыты такие формы литературных программ, как «Телевизионные театр» (телеканал «Киноклассика» и «Культура»), «Литературоведческие спектакли» (телеканал «Культура»). Отрадно также и то, что, хотя наше телевидение и направлено на рекламу и пропаганду, показ телепродукции «сомнительного качества» и низкого культурного уровня, находятся такие телеканалы и работающие на них специалисты: корреспонденты, ведущие, литераторы и т.д., которые всё-таки не устают развивать связи телевидения и литературы.

    Ещё в 60-е годы ХХ века возник телевизионный литературный театр - некинематографический тип экранного существования литературы. Он предложил такую модель экранизации, которая опиралась на экранно-словесный образ.

    Принцип бережного отношения к литературе соседствовал с понятием телевизионного прочтения прозы. Они дополняют, подкрепляют, проясняют друг друга.

    Телевизионное прочтение прозы или поэзии может трактоваться буквально - как чтение с экрана, когда телевидение (ТВ) становится родом эстрадной площадки.

    Жанр литературного театра зародился в лоне литературных редакций ТВ, его спектакли первоначально осуществлялись теми же сценаристами, редакторами, художниками, которые создавали литературные передачи и чьей главной и прямой целью была пропаганда художественной книги. Непосредственными же предшественниками и ближайшими родственниками литературного театра были телепередачи - «Репортаж из книги» и «Литературная игра».

    Совсем недавно роль телеэкрана в жизни книги казалась полностью негативной. Памятны бурные дебаты на тему №слово или изображение», «экран или книга», пророческие монологи о скорой гибели «гутенберговой галактики», сопровождавшие продвижение ТВ вширь. Когда же экстенсивное распространение ТВ завершилось, выяснилось, что оно сопровождалось увеличением количества и тиражей издаваемых в мире книг. Обнаружилось также, что и в опыте отдельных людей, и в опыте целых народов ТВ выступает как стадия и способ приближения к письменной культуре, печатному тексту, книге.

    Вопреки всем ожиданиям, литературный телеэкран оказался активным и действенным пропагандистом книги. Замечено и статистически доказано, что любая телеэкранизация, а особенно, как ни парадоксально, многосерийная, с наибольшей полнотой передающая литературный сюжет, порождает мощную волну интереса к произведению-оригиналу. Не секрет, что именно «Семнадцать мгновений весны» сделали бестселлерами все книги Ю. Семёнова, неизмеримо повысив и продлив на неопределённый срок его писательскую популярность. А многосерийная лента В. Ордынского «Хождение по мукам» спровоцировала очереди в библиотеках, предварительные записи на одноимённую трилогию А. Толстого. А в западных странах на этой почве вырос новый книжный бизнес: массовые переиздания книг предваряли соответствующие литературные постановки.

    В телевидении литература способна обрести новую форму существования - не кинематографический перевод на язык экрана, а , скорее, перенос её в экранное пространство.

    Расширяется сфера «специфически телевизионных» разновидностей экранизации - от модификации «рассказанной прозы» до телесериала.

    На пороге своего появления киноэкранизация была воспринята как серьёзный конкурент книге и чтению. Думалось, что если не чтению вообще, то медленному и пристальному чтению пришёл конец, раз киноэкран принёс возможность «пробегать глазами» какой-нибудь длинный роман за час-полтора.

    Действительно, чем способна быть киноэкранизация по отношению к литературному оригиналу - если брать мерой полноту его воспроизведения, - как необязательным дайджестом, скороговоркой, сжатым пересказом? И совсем другой вопрос - на самом деле «спрессованное» чтение неизбежное знамение времени?

    Метраж фильма, продолжительность просмотра, его привязанность к кинотеатру предопределили то, что кинематограф не стал внимательным читателем. Но он пытался им быть - до тех пор, пока не смог перепоручить соответствующие обязанности телеэкрану. Одна из читательских попыток кино - это экранизации сериалов. Отсюда появляется новая форма - киносериал; многоговорящий факт, свидетельство культурной необходимости экранного чтения.

    Функции телеэкрана по отношению к литературе, книге, чтению предопределили и то, что в телевидении предметом экранизации часто становится не только само по себе литературное произведение, но и его история и предыстория, понимание и толкование современниками и другими поколениями.

    У телевидения особые взаимоотношения с литературой. Поэзию и прозу на ТВ чаще читают и разыгрывают, обращаясь к зрителю от первого лица (актёра, автора, рассказчика, поэта). Литературный текст, классический или современный, звучит с телеэкрана на вечерах поэзии, в литературных чтениях, в телеконцертах мастеров художественного слова, моноспектаклях и т.д.

    Среди гибридных форм литературного ТВ, возникших на границе игрового и документального начал, значительное место занимают авторские телевизионные эссе. Здесь создаётся особый жанр аналитической художественно-научной передачи, своего рода «литературоведческий спектакль».

    Таковы, например, телеспектакли пушкинского цикла по сценариям Р. Копаловой: «Домик в Коломне», «Египетские ночи» (режиссёр Л. Елагин), «Анджело» (режиссёр Кузенков), «Сцены рыцарских времён» (режиссёр П. Хомской).

    Телевизионное обращение к нашей театральной классике является частью присущей телевидению важнейшей способности приобщению широких кругов зрителей и читателей к высшим достижениям художественной культуры. Телевизионный театр в гораздо большей степени, нежели традиционный театр, обращаются к прозе, в особенности к лучшим образцам нашей литературной классики.

    При этом каждое удачное обращение телевидения к литературе становится основанием для увеличения интереса читателей к интерпретированной книге.

    Издавна отношение к поэзии, глубина и тонкость поэтического восприятия считались одним из важных критериев в оценке духовной жизни, культуры отдельного человека, среды и даже целого общества. Без поэзии бледнеет душевная палитра, тускнеет и сглаживается кругозор, притупляется острота восприятия природы, человеческих отношений, жизни.

    На помощь тем, кто хочет пополнить ряды настоящих читателей и ценителей стиха, сегодня приходит телевидение, вводя поэзию в каждый дом, делая её достоянием широчайшей аудитории. Пушкин, Маяковский, Блок, Некрасов, Фет, Плещеев, Рылеев, Ахматова, Твардовский, Хлебников, Уитмен, Багрицкий, Волошин, Есенин, Антакольский - вот далеко неполный перечень поэтов, стихи которых в последние годы прозвучали с голубого экрана.

    Огромную роль играет телеэкран в развитии и в судьбах зрелищных и звучащих форм поэтического слова: искусства поэтической композиции, пьесы в стихах, художественного чтения.

    Постоянная взаимосвязь телевидения, театра и литературной эстрады, в данном случае в сфере поэзии - породила такую программу «синтетического порядка», как «Телепоэзия», возникшую на стыке различных художественных компонентов.

    Говоря о ЛБИ на телевидении, нужно говорить, прежде всего, о взаимодействии литературы и ТВ. И хочется думать, что практика «литературного» телеэкрана даёт возможность выделить определённые закономерности и перспективные тенденции телевизионного прочтения литературы, и ни в коем случае не противопоставлять «голубой экран» книге.

    2.3 Литературно-библиографическая информация на радио


    Как мы уже говорили, радио, наравне с телевидением, является самым распространённым и легко доступным источником информации.

    Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Радио характеризуется широким охватом и частностью, избирательностью, живым характером обращения, оперативностью. Поэтому на радио, как и на телевидении, очень удобно размещать книговедческие и литературно-библиографические передачи, где главное внимание уделяется художественным изданиям, радиоспектаклям по ним.

    Формы информации о художественной литературе на радио очень разнообразны. Это:

    -        рекламные сообщения;

    -        интервью с авторами книг;

    -        авторские передачи, посвящённые художественной литературе;

    -        специальные литературно-информационные передачи, которые знакомят с историей литературы, дают анализ произведений, побуждают обращаться к специальной литературоведческой справочной литературе;

    -        литературные игры: викторины, конкурсы, казино;

    -        литературные чтения и радиоспектакли.

    Рассмотрим состояние и формы ЛБИ на канале «Радио России». В отличие от других радиостанций «Радио России» транслируется на все регионы (даже самые отдалённые) России.

    Программу передач «Радио России» можно найти в газете, которая выходит еженедельно, где помещается информация и программа сразу на всю неделю - это «Российская газета».

    Достоинство этого радиоканала ещё и в том, что здесь очень разнообразны книговедческие, литературные и библиографические программы. Они имеют постоянное время выхода в эфир и транслируются в течение всей недели (кроме отдельных программ). Это создаёт удобство для радиослушателей, которые привыкают слушать свои любимые программы в одно и тоже время, не пропускать их. А утренние программы библиотекари могут использовать в своей работе с читателями.

    Итак, начнём с программы «Книговорот». Она рассказывает о книгах новых, любимых, напоминает нам о забытых произведениях, а также рассказывает о самых разных книжных изданиях в других областях знаний. Передача выходит в эфир 2 раза в неделю: в понедельник и в субботу. Время выхода в эфир в понедельник не очень удобно для слушателей, т.к. это 03.10. утра по московскому времени. А вот суббота - это уже 20.10. вечера, в это время радиослушатели отдыхают и имеют возможность наслаждаться прослушиванием своей любимой программы.

    Программа «Литературные чтения» выходит ежедневно, кроме выходных дней, в 11.30. утра. Здесь произведения классиков и современных авторов читают и выдающиеся актёры, такие как О. Табаков, М. Казаков, М. Неёлова, А. Демидова, и молодые артисты московских и петербургских театров.

    Программа «Детективный сериал» также выходит ежедневно, кроме выходных дней, и, что очень удобно, 2 раза в день: днём - в 13.10. и вечером - в 20.10. Это удобно для слушателей: не успев прослушать программу днём - можно прослушать её вечером. «Детективный сериал» передаёт любимые детективы и радиопостановки по ним; рассказывает истории создания детективов; предоставляет микрофон создателям этого жанра. Это любимая передача радиослушателей-мужчин и подростков.

    Только по понедельникам, в 15.30. телеканал «Культура» на «Радио России» представляет свои литературно-художественные и театральные программы, которые можно увидеть на голубом экране в течение недели. Программа называется «Услышать чтобы увидеть». Такое сотрудничество очень ценно тем, что здесь происходит объединение интересов радио и телевидения в процессе повышения культурного и духовного уровня слушателей и телезрителей.

    Программа для старшеклассников «Лицей» рассказывает о наших великих классиках, прозе и поэзии XVIII - XIX веков, даёт анализ этих произведений, знакомит с литературоведческими и справочными изданиями. Передача выходит 2 раза в месяц по понедельникам в 16.30.

    Во вторник и среду на «Радио России» в 09.10. выходит «Радиосериал». «Радиосериал» даёт возможность слушателям с самыми разными литературными интересами «встретиться» со своими любимыми произведениями в форме радиоспекталя.

    «Детский остров» - уже само название говорит о том, что эта передача предназначена для подрастающего поколения. Литературные игры, путешествия в страну литературных героев, выступление детских писателей и поэтов, детские радиотеатры - всё это привлекает юных читателей уже к любимым и ещё незнакомым книгам. Передача выходит в эфир во вторник, среду, четверг и пятницу в 09.30. утра, а в субботу и в воскресенье в 10.30. утра.

    Один раз в месяц, в среду в 14.30. выходит театральная программа «Карету мне, карету». Передача рассказывает о новых театральных постановках, где и когда их можно увидеть.

    Литературная радиовикторина для старшеклассников «Я - детектив» выходит 2 раза в месяц, в среду и четверг в 16.30. Викторина проходит по законам детективного жанра и по произведениям этого жанра. Ответы на вопросы побуждают слушателей ещё и ещё раз обращаться к текстам самих произведений.

    Программа «Причалы» является исторической передачей, но и здесь рассказывается о художественных произведениях, посвящённых нашей истории. Программа выходит в эфир по пятницам в 09.10.

    На «Радио России» существует и такая передача, как «Из фондов радио Украины» (аналогично из фондов других стран СНГ), где передаются радиоспектакли различных театров Украины (других стран). Радует то, что с «развалом» СССР, наше радио не перестаёт сотрудничать с «бывшими» республиками СССР в литературном плане. Передача в эфире по субботам в 13.10.

    В выходные дни на волнах «Радио России» авторская программа А. Дементьева, где он говорит о литературе сегодняшнего дня. Эфир в субботу в 14.10., в воскресенье в 16.10.

    В 17.40. в субботу выходит очень интересная передача, посвящённая «возвращённой литературе» и поэтам русского зарубежья. Она называется «Мы жили тогда на планете другой».

    Субботним днём в 13.30. транслируется программа «Театр у вас дома». Передача - радиоспектакль.

    «Классика с полчасика» - посвящена классическим произведениям. Суббота, 15.30., один раз в месяц.

    Субботний вечер, 20.10. - «Взгляните на портрет», передача рассказывает о творчестве поэтов-классиков, поэтов «серебряного века» и наших современников.

    Воскресенье, 19.30. - аналог газеты «Книжное обозрение» - радиогазета «Книжное обозрение». На волнах этой радиопередачи дебютируют молодые авторы и уже признанные; даётся материал о произведениях печати; публицистика и критика; материал по художественной литературе и литературоведению. Передача посвящена и книготорговцам.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.