Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"
Методические рекомендации к курсу "Основы журналистики"
ГУ
«Убаганская средняя школа имени И.Алтынсарина» ОО акимата Алтынсаринского
района
Учебно-методическое
пособие к курсу «Основы журналистики»
Пояснительная
записка к курсу «Основы журналистики»
Казахстан с получением независимости вошел в мировое информационное
общество, характеризующееся всё возрастающей скоростью прохождения различных
информационных потоков, среди которых важным звеном коммуникации являются
печатные СМИ.
В этой связи первоочередные цели данного курса заключаются в том,
чтобы помочь учащимся овладеть азами профессии журналиста, иметь навыки
поисково-исследовательской деятельности, совершать речевое мастерство,
развивать творческую и социальную активность, получить опыт коллективной о
социальной работы, формировать позитивное восприятие жизни, что способствует
формированию и развитию образованной и творческой личности, способной жить в
динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих
собственных интересах, так и в интересах общества.
Задачи:
· дать учащимся представление о журналистике, её истории,
этапах развития;
· познакомить с газетными жанрами, информационными и
неинформационными разновидностями информационных жанров (хроника, заметка,
анонс, блиц-портрет, корреспонденция, отчет, интервью, репортаж), их особенностями,
формами и методами подачи на страницах современных изданий;
· познакомить с газетно-публицистическим стилем речи, его
характерными чертами и нормами;
· развивать и совершенствовать культуру речи;
· делать анализ газетных публикаций, осуществляя сравнительные
характеристики текстов разных жанров;
· обучать созданию собственных авторских материалов-сочинений в
газетных жанрах;
· развивать творческие и коммуникативные способности.
Программа
курса «Основы журналистики» (34 часа)
I. Вводное занятие (1 час)
Значение курса, его цели и задачи.
II. Информационные жанры (32 часа)
1. Блиц-портрет как разновидность информационного
газетного жанра (3 часа)
Специфика блиц-портрета. Функции и назначение блиц-портрета.
2. Информационная корреспонденция (6 часов)
Информационная корреспонденция как один из самых распространенных жанров
в газетной журналистике. Специфические особенности, структура, назначение
корреспонденции. Отличие информационной корреспонденции от заметки и репортажа.
3. Информационный отчет (4 часа)
Определение и специфика жанра. Виды отчетов. Особенности информационного
отчета. Цитаты и авторское «я» в отчете. Язык и стиль отчета.
4. Интервью (9 часов)
Интервью как информационный жанр. Функции и назначение интервью.
Композиция интервью. Классификация интервью. Подготовка к интервью. Технология
получения интервью. Вопросы для интервью.
5. Репортаж (10 часов)
Специфика жанра и его назначение. Особенности газетного репортажа. Виды
репортажей. Структура репортажа. Язык и стиль репортажа.
III. Повторение, систематизация и обобщение изученного (1
час)
IV. Развитие речи.
Овладение приемами стилистической организации газетного текста.
Нормативно-стилевое редактирование газетных текстов с учетом их
жанрово-языковой дифференциации.
Тематическое
планирование (34 часа)
№
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
часы
|
сроки
|
1
|
Введение. Значение курса,
его цели и задачи.
|
Лекция
|
1
|
|
2
|
Блиц-портрет как
разновидность информационного жанра.
|
Беседа
|
1
|
|
3-4
|
Редактирование сочинений и
их анализ. (приложение 1)
|
Практикум
|
2
|
|
5-6
|
Информационная
корреспонденция - разновидность информационного газетного жанра.
|
Работа в библиотеке
|
2
|
|
7-8
|
Редактирование сочинений и
их анализ. (приложение 1)
|
Практикум
|
2
|
|
9-10
|
Подготовка материалов для
школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)
|
Работа с газетным
материалом
|
2
|
|
11-12
|
Информационный отчет. Язык
и стиль отчета.
|
Беседа Лекция
|
2
|
|
13-14
|
Интервью. Виды интервью.
Язык и стиль интервью.
|
Лабораторная работа
|
2
|
|
15-16
|
Подготовка к интервью.
Технология получения интервью.
|
Беседа
|
2
|
|
17-18
|
Подготовка к интервью.
Технология получения интервью.
|
Лабораторная работа
|
2
|
|
19-20
|
Деловая игра «Создание
статьи». Упражнения и задания (приложение 4)
|
Деловая игра Практическое
занятие
|
2
|
|
21
|
Редактирование сочинений и
их анализ. (приложение 1)
|
Практикум
|
1
|
|
22-23
|
Подготовка материалов для
школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)
|
Групповой практикум
|
2
|
|
24-25
|
Репортаж. Разновидность
репортажа. (приложение 2)
|
Лекция Беседа
|
2
|
|
26-27
|
Язык и стиль репортажа.
|
Лекция Беседа
|
2
|
|
28-29
|
Деловая игра «Создание
очерка». Упражнения и задания (приложение 4)
|
Деловая игра Практическое
занятие
|
2
|
|
30-31
|
Редактирование сочинений и
их анализ. (приложение 1)
|
Практикум
|
2
|
|
32-33
|
Подготовка материалов для
школьной стенгазеты. Выпуск стенгазеты. (приложение 3)
|
Групповой практикум
|
2
|
|
34
|
Обобщение и систематизация
знаний. Итоговый урок.
|
Круглый стол
|
1
|
|
Тема:
Введение. Значение курса, его цели и задачи
Предмет курса
Предмет курса - деятельность журналистики в целом, журналистских
коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой
деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в
данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые
присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть -
профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность.
При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым
образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами
саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что
профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной
ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина,
поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и
профессионального в деятельности и поведении журналиста.
Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее
содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием
технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем
профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а
следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане.
Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов.
Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает
«детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е
годы XX века. Среди этих проблем - и сумятица в определении и осуществлении профессиональных
задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь
российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с
определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со
значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее
функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание
профессионально-этических критериев работы - важное, но не единственное
средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять
их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды,
находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций.
Отчетность по курсу - зачет, включающий как собеседование, так и анализ
студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций.
Цели и задачи курса
Цель данного, во-первых, дать учащимся ясное представление о месте,
которое занимают моральные принципы и ценности в деятельности такого
общественно значимого института, как журналистика, в работе каждого отдельного
журналиста.
Учащиеся должны усвоить, что соблюдение социально-исторически
обусловленных моральных установок - ключ к успеху в любой деятельности, в любом
социальном общении, оно обеспечивает наиболее оптимальный для общества
результат любой конкретной деятельности. Вместе с тем, соблюдение требований
морали имеет и свое самостоятельное значение, поскольку повышает имидж
журналистской деятельности, обеспечивает социальную устойчивость
профессионального поведения журналиста.
Во-вторых, в ходе изучения данного курса учащиеся должны освоить как
основные принципы, ценности, правила и нормы, лежащие в основе профессиональной
этики журналиста, так и те правила профессионального поведения, которые
обеспечивают необходимый моральный результат данной деятельности. Нельзя просто
декларировать желание не лгать, сообщать достоверную информацию о событиях.
Журналист должен подкреплять это желание умением выполнять определенные
профессиональные операции, как простейшие, так и достаточно сложные.
Особого внимания заслуживают те моральные принципы и ценности, которые
сопровождают деятельность журналиста - аналитика, расследователя, комментатора
событий и ситуаций. В этих случаях резко возрастает общественное значение труда
журналиста, его воздействие на людей и, следовательно, его нравственное
содержание.
Цель курса достигается в ходе как усвоения учащимися теоретико-прикладных
знаний, так и выполняемого ими практического анализа реальных нравственных
ситуаций, профессиональных конфликтов, имеющих место в современной российской
журналистике. В связи с этим учащиеся должны освоить методику анализа
конкретных журналистских текстов, их подготовки с точки зрения соблюдения
профессиональной этики, знакомиться и комментировать публикации в
профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по
вопросам журналистских выступлений и пр.
Тема:
Блиц-портрет как разновидность информационного жанра
Блиц-портрет - публикация, содержащая краткие сведения о человеке с целью
дать аудитории первичное представление о его личности в «чистом виде», т.е. в
качестве главного новостного факта, среди материалов информационных агентств
появляется сравнительно редко. Когда дается информация о появлении новой
значительной политической фигуры (короля, президента и т.д.) или получившего
известность деятеля науки, культуры, спорта и т.д., корреспонденты в первую
очередь сообщают о факте его избрания или о его высказываниях по важным
вопросам.
Так, в сообщении Интерфакс от 21.09.2001-19:42 под заголовком
«Президентом Эстонии избран Арнольд Рюйтель» сначала говорится:
Коллегия выборщиков Эстонии выбрала в пятницу президентом страны на
очередной четырехлетний срок депутата парламента от оппозиционного Народного
союза Арнольда Рюйтеля.
Во втором туре голосования он набрал 184 голосов выборщиков.
Коллегия выборщиков состоит из 367 человек, в число которых входят 101
депутат парламента и 266 представителей органов местного самоуправления.
Лишь затем сообщаются биографические данные.
Точно так же в материале РИА «Новости» от 2001-09-21 21:01 под заголовком
«Вновь избранный президент Эстонии выступает за развитие добрых отношений с
Россией» перед информацией об обстоятельствах избрания и биографическими
сведениями довольно подробно сообщается о взглядах Арнольда Рюйтеля на
вынесенную в заголовок проблему. Исключение составляют «мягкие» материалы,
которые РИА «Новости» публикует к юбилеям известных людей. Например,
15.10.2001-00.36 было опубликовано сообщение в жанре блиц-портрета под
заголовком «Исполняется 160 лет со дня рождения русского промышленника и
мецената Саввы Мамонтова».
Тема:
Информационная корреспонденция - разновидность информационного газетного жанра
Информационная корреспонденция отличается детальным и широким
освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки,
предписания, прогноза. Она близка по своей сути к репортажу, но отличается от
него тем, что автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент
его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально
насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются
самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.
- Информационный отчёт выделяется в особый жанр тем, что
имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды, конференции,
заседания парламента. Цель отчёта - сообщить о принятых решениях, при этом
важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать
неприятностей, связанных с искажением информации.
- Информационное интервью публикуется с целью довести до
сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь
особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое
интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы,
а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали,
упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы
необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые
специалистом профессиональные термины.
- Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель
- краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов,
предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.
- Публикация типа вопрос-ответ возникает в результате
соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо
какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра - неразрывное
единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что
в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание
читателей. Так бывает, если в редакцию поступил вопрос интересный многим,
касающийся важных событий.
- Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов.
Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о
ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода
репортажи стали называть отчётами. Своеобразие жанра репортажа возникает,
прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и
фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в
том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами
очевидца (репортёра), т.е. создать "эффект присутствия". Для
репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его
так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели
являются изложение динамики события или изложение динамики авторских
переживаний.
- Некролог - это извещение о смерти людей (прежде всего - известных данной
аудитории). Он обычно содержит краткую биографию умершего, сведения о том, где
и как он работал, о его достижениях и наградах, слова прощания и выражения
скорби по умершему.
- Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка
обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может
содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию,
нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.
Существует несколько разновидностей заметок:
Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в
какой-либо сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|