МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальные и общественные процессы Республики Татарстан в оценках СМИ

    Структура информационного пространства Республики Татарстан состоит из множества конкурирующих разнонаправленных потоков. Так, в информационном поле Татарстана действуют федеральные каналы коммуникации, республиканские СМИ, районные и городские СМИ. Федеральные СМИ, телевидение и радио, охватывающие всю территорию республики, оказываются наиболее конкурентоспособными по сравнению с республиканскими и городскими СМИ, поскольку в России сложились прочные традиции моноканальности. Применительно к печатным изданиям, можно констатировать факт, что во всем мире в настоящий момент наблюдается тяготение аудитории к местным новостям. Однако общероссийские печатные издания продолжают удерживать прочное место в рейтингах, благодаря региональным приложениям к ним.

    Следует отметить, что в РТ, в постсоветский период заметно выросло количество республиканских изданий. Если в 1985 г. выходило 147 газет и 14 журналов, то на 1 января 2001 г. в Татарстане выходит 419 периодических печатных издания. Из них: газет – 314 (74,9%), журналов – 85 (20,3%), прочих – 20 (4,8%). На русском языке выпускается 234 издания (55,8%), на татарском – 51 издание (12,2%), на русском и татарском языках – 105 изданий (25,1%).

    Процесс демократизации и утвердившиеся рыночные отношения разрушили монополию государства на СМИ. Круг владельцев СМИ значительно расширился. Если в советское время идеологический дискурс, создаваемый СМИ, как правило, был консолидирован, то сегодня количество групп, имеющих доступ к СМИ, возросло и они, в разной мере, имеют возможность отстаивать или продвигать свои интересы в информационном поле, что способствует появлению конкурирующих дискурсов.

    Множественность направления и плюрализм воззрений местных изданий позволяют предложить читательской аудитории широкий выбор непохожих друг на друга газет и журналов. А расположенность читателя к местной информации создает благоприятный фон для успешного развития региональной прессы.

    По данным опроса исследователя А.Ф. Мирзануровой В целом по Республике Татарстан сложилась более благоприятная ситуация в сфере взаимодействия органов власти и СМИ, что находит свое выражение в доверии республиканским СМИ.

    Модель взаимоотношений региональной власти в Татарстане с федеральными СМИ можно охарактеризовать как двустороннюю и ассиметричную, поскольку информационный поток движется в двух направлениях: в Татарстане распространяется продукт федеральных СМИ, из Татарстана федеральные СМИ получают информацию через сеть своих собственных корреспондентов. Однако российские СМИ передают информацию, исходя из собственных критериев отбора, и расставляют акценты по своему усмотрению. Региональная власть не имеет возможности контролировать этот канал и поэтому формирование имиджа через этот канал происходит стихийно. Зачастую эти потоки распространяют установки, противоречащие имиджу, который формируют региональные власти, выступая в роли информационных контрагентов.

    Соответственно региональная власть как активный субъект коммуникации стремится к формированию собственных каналов коммуникации, в которых она могла бы выступать активным субъектом и, которые позволили бы продвигать имидж республики за пределы региона.

    Агентство «Татмедиа» является государственным заказчиком по разработке, формированию и реализации республиканских целевых программ в сфере массовой коммуникации. Агентству были переданы функции в области регулирования рынка СМИ, закрепленные за Министерством связи РТ, включая распределение финансовых потоков.

    С момента появления агентства бюджетные средства стали распределятся среди государственных СМИ достаточно строго. Каждое средство массовой информации должно отчитываться по доходам и расходам и обосновать получение дотаций. Финансирование государственных заказов осуществляется по принципу предоставления грантов. Исполнители государственного заказа определяются на конкурсной основе. Все СМИ, независимо от форм их собственности, претендуют на равных условиях на получение госзаказов. Для этого при агентстве создан специальный фонд. Победителя конкурса по государственному заказу определяет коллегия, созданная при «Татмедиа».

    Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе федерального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления. Кроме того, если важной задачей «Татмедиа» является продвижение имиджа Татарстана, то продвижением имиджа Российской Федерации на территории республики должен заниматься федеральный информационный центр.

    Кроме печатных СМИ, следует также отметить и значение регионального телевидения.

    Политическая и экономическая децентрализация актуализировала проблему расширения регионального телевидения. Сегодня существуют две стратегии развития телевидения Татарстана.

    Первая стратегия нацелена на огосударствление. На сегодняшний день в г. Казани функционируют 7 телерадиокомпаний и телеканалов. А в Республике Татарстан зарегистрировано 19 телерадиокомпаний, телецентров малых городов и районов.

    Параллельно с государственным ТВ в РТ открылись коммерческие телекомпании, такие, как «Эфир», «СТС-Казань», «Вариант». Одной из удачных и популярных коммерческих телекомпаний стала телекомпания «Эфир», которая доказывала свой профессионализм неоднократно на различных телевизионных конкурсах российского масштаба. Пользовались заслуженным успехом у своих телезрителей благодаря подготовке востребованных передач для местного населения такие местные студии, открывшиеся при администрациях городов или районов, как «Челны ТВ» (г. Набережные Челны), Телецентр «Зеленый Дол» (г. Зеленодольск), «Телекомпания НТР» (г. Нижнекамск).

    Пытаясь быть лидером и образцом для местных телекомпаний в телевизионной профессиональной журналистике, ГТРК «Татарстан» была вынуждена расширять сеть вещания. Появились утренние, дневные передачи.

    Татарстан является полиэтническим регионом, в котором проживают представители более чем ста национальностей, а государственными языками являются русский и татарский. И, в соответствии с Законом о языках, трансляции на национальном ТВ ведутся на двух языках. Был период вещания радиопередачи на чувашском языке при ГТРК «Татарстан». «На сегодняшний день специфика двуязычного вещания в полиэтническом регионе на примере РТ видится, прежде всего, в повышении значимости одной из функций телевидения интегративной и ее выходе на авансцену телевещания в целом».

    Визитная карточка любого телеканала – информационная программа. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Именно в информационных программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства, дается оценка власти и состояния жизни населения региона. Спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым днем.

    Работа информационной службы ТНВ непроста: необходимо рассказывать полно и интересно о жизни республики не только телезрителям Татарстана, но и телезрителям Турции, Финляндии, Швеции, Германии и т.д. Поэтому корреспонденты подходят к своей работе ответственно, ведь недаром девиз программы: «Сегодня новость – завтра история». Многие татары, проживающие за пределами Татарстана, не владеют татарским языком. С учетом этого в русскоязычных новостях отводится место и для освещения национальной тематики.

    «Не менее важной региональной проблемой становится характер подачи новостей. Сегодня параллельно развиваются две тенденции: «жесткая» и «мягкая» манера поведения журналиста в кадре, – что очень четко проявилось на конкурсе региональных телевизионных компаний «Новости – время местное».

    Почти во всех телерадиокомпаниях РТ транслируются местные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью. Информационные выпуски на татарском языке в г. Казани готовятся в филиале ФГУП ВГТРК «ГТРК «Татарстан»», ТРК «Казань» и телерадиокомпании «Новый Век». Важно отметить, что они готовятся совершенно в разном ракурсе, темы не повторяются, не копируют друг друга, а наоборот, взаимно дополняют исходя из внутренней и внешней политики канала. «Надо отметить и то, что отнюдь не национальная самобытность отличает образ профессионализма в регионе.

    Хотя в условиях диалога культур (татарской и русской) сформировался свой, свойственный только нашему региону, «татарстанский» менталитет».

    В телекомпаниях райцентров, таких, как Тюлячи, Сабы, Актаныш, Мамадыш, новости и все передачи идут на татарском языке. В городе Альметьевске новостные передачи ведутся на русском языке. А в других телекомпаниях новости звучат на двух государственных языках.

    Несмотря на прогнозы относительно уменьшения влияния этнических процессов на ход общественного развития, начало третьего тысячелетия продемонстрировали всплеск национальных движений и национализма. Особенно актуальное значение приобрели выступления в конце 2010 г. молодежи в националистическом плане в Москве, Санкт – Петербурге, Ростове – на Дону.

    Можно констатировать, на современном этапе развития двойственное отношение к национализму. С одной стороны, национализм выступает в качестве неизменного «спутника» современного общества, с другой – является предметом перманентных дебатов в политической и академической среде.

    Безусловная актуальность проблематики национализма, особенно радикальных проявлений, не могла не сделать его предметом многочисленных исследований. Однако terra incognita современных исследований национализма является проблема конструирования его в печатных СМИ.

    Трудности, с которыми встречаются ученые при анализе национальной психологии, породили представление, что эта задача не может быть решена рациональным путем. Характерно высказывание Н. Бердяева: «национальность таинственна, мистична, иррациональна».

    Тем не менее, попытки выявить характерные черты разных народов, восходящие еще к временам античности, не прекращаются и по сей день. Объясняется это не только стремлением познать, но и необходимостью понять, почему именно так, а не иначе складывается историческая судьба отдельных народов, почему именно такой, а не иной путь развития ими избран и т.п.

    Сегодня многие авторитетные специалисты приходят к выводу, что избежать субъективизма в описании национального характера и национального типа личности можно лишь опираясь на эмпирические методы исследования. Если базовая модель этнического типа личности («этнофора») может быть сконструирована путем теоретической абстракции, то выявление реально существующих и достаточно широко распространенных «модальных» типов, требует масштабных, организованных на высоком научном уровне эмпирических исследований с использованием всего арсенала методов, накопленных этнологией, психологией, социологией и многих других наук. Даже если допустить, что такая задача будет не только поставлена, но и решена, возникает проблема интерпретации полученных данных, в том числе и с позиций социологического подхода.

    Однако следует отметить, что для Татарстана межнациональное и межконфессиональное согласие стало неотъемлемой составной частью понятия «модель Татарстана». Это не только непреходящая ценность сегодняшнего дня, но и источник надежд на лучшее будущее, базис успеха реформ всех сторон жизни общества. Практика государственно-национальных отношений показывает, что в современных условиях требуется постоянный поиск оптимальных решений с учетом интересов всех взаимодействующих субъектов, взвешенный подход к новым явлениям в национальной сфере РТ.

    Важной задачей нового этапа является проведение единой информационной политики федеральных органов, направленной на информирование граждан о порядке функционирования федеральных органов, демонстрацию результатов работы федеральной власти, ее популяризацию.

    Тенденция ближайшего будущего – повышение активности государства. Правительственным структурам необходимы информационные кампании по пропаганде принимаемых решений. Строительство государственности в России обязательно актуализирует потребность создания диалога государства и формирующего гражданского общества.


    2.3 Влияние зарубежных СМИ на формирование общественного мнения в Татарстане и в России


    Интерес зарубежных СМИ к Республике Татарстан во основном вызывается наиболее знаковыми событиями в политической и общественной жизни, которые в той или иной мере представляют интерес для зарубежной печатной прессы. В частности, например, совсем недавно, 27 ноября 2010 г., в Казани произошла официальная встреча Премьер-министра Республики Татарстан Ильдар Халиков с журналистами – представителями зарубежных средств массовой информации в Российской Федерации, что вызвано интересом к информационным технологиям развивающимся в РТ, а также проведением в Казани Универсиады 2013 года.

    Среди указанных проблем, которые интересуют зарубежные СМИ явилась и темп соблюдения принципов толерантности в столь многонациональном регионе, как Татарстан.

    Следует отметить, что зарубежные СМИ эпизодически указывают в своих изданиях проблемы национального развития РТ, однако более глубокий интерес вызывают ознакомительные встречи зарубежных журналистов с представителями власти в рамках ознакомительных встреч, как это и было 27 ноября 2010 г.

    Такие ознакомительные встречи с зарубежными журналистами формируют определенное мнение западных стран о Татарстане, начиная с освещения национальных взаимоотношений и заканчивая ролью суверенитета – таков круг тем, на котором делают акцент западные «акулы пера» во время визита в Татарстан. В 2005–2006 гг. в большей степени уделялось внимание в зарубежных СМИ проблемам взаимодействия религиозных миров. В частности, в контексте высказываний некоторых западных политиков в Татарстане имеются предпосылки обострения конфликта между исламским и христианским мирами. Существуют также темы среди иностранных СМИ, по которым мнения разделяются. Одна из них – введение латинской графики татарского языка. В республике конституционно закреплено равноправное действие двух государственных языков: русского и татарского. Когда принимался закон о переводе татарского языка на латинскую графику, у представителей татарской интеллигенции было к этому неоднозначное отношение, но тогда все-таки возобладало мнение сторонников латиницы.

    В 2009–2010 г. зарубежную прессу, особенно западноевропейскую волнуют вопросы толерантности, национальной самоидентификации народа РТ. Это во многом связано с проблемами исламизации во Франции, Германии.

    Таким образом, следует отметить, что в большей степени западные СМИ интересует проблема исламизации и влияния на российскую и мировую политику.

    Если обратиться к электронным СМИ, например немецкий изданий, то следует отметить, что упоминания о национальных проблемах Татарстана довольно слабое, например анализ газеты Die Welt, показал, что например о проблемах исламизации всего написано две статьи в 1996 г. и 2007 г.

    В 1996 г. в статье «Weitsicht regiert den nцrdlichsten Vorposten des Islam» рассматривались основные проблемы независимости Татарстана, его суверенизации.

    В статье «Halbmond ьber dem Kreml von Kasan» газеты Die Welt от 19.09.2007 г. В статье говорится о переплетении исторических традиций между Москвой и Казанью, что плавно перетекло и в нынешние времена, когда Президент РФ и Президент РТ являются неотъемлемыми партнерами политического развития.

    Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung на своих страницах рассуждает об исламе в России. Журналистка Керстин Хольм представила свою точку зрения.

    Она пишет: власти культивируют картину гармонического согласия между традиционными религиями – христианством, мусульманством, иудаизмом и буддизмом, при этом Московский Патриархат, представляющий упомянутую первой часть населения, явно задает тон и должен еще играть ведущую идеологическую роль.

    Рассудительный российский ислам, который сами русские, а также западные политики расхваливают и считают европейским и перспективным, распространен в татарском регионе, расположенных вокруг Казани. Исторически он находится под влиянием националистического реформаторского движения джадидизма, сформировавшегося в девятнадцатом столетии.

    Сегодня центром цивилизованного ислама в России является университетский город Казань, расположенный в восьмистах километрах к востоку от Москвы. В местном кремле древние соборы и стоящая рядом, построенная на деньги всего исламского мира сверкающая мечеть призваны символизировать мирное сосуществование религий.

    Анализ американской прессы, в частности, например, мы проанализировали статьи известной газеты New York Times показал, также незначительное количество материала о национальной политике РТ.

    Анализ New York Times показал, отражение национальной политики Татарстана в данной газете с 1992 г. по проблемам толерантности выпущено – 5 статей и 1 блог. Из 5 статей – 2 статьи за 1992 г. (1 ноября), 1 статья за 1998 г. (23 августа) 1 статья за 2008 г. (28 ноября), 1 статья за 2009 г. (15 октября).

    В статье от 28 ноября 2008 г. New York Times, «Catholics, Orthodox and Muslims live peacefully together in Tatarstan» отмечается, что нас современном этапе развития, Республика Татарстан является центром религиозной терпимости – местом, где мусульмане, православные христиане и католики уважают традиции друг друга. Для внешнего мира, это доказательство многогранной религиозной идентичности Татарстана. (There are few spots on earth these days where religions mingle without rancor, or worse. But the Russian republic of Tatarstan has turned religious tolerance into its post-Soviet brand – a place where Muslims, Orthodox Christians and Roman Catholics mix and respect each other's traditions. For the outside world, the latest proof of Tatarstan's multifaceted religious identity came during an extraordinary appearance last month by the Muslim president of Tatarstan and a leading Russian Orthodox churchman at a conference in Jidda.)

    Также в статье отмечено, что развитие многих противоречий в 90-е г. ХХ в. в постсоветскую эпоху не привело к религиозному фундаментализму. Москва, в свою очередь, «играет» татарской картой «и использует Татарстан как своего рода «витрину русского ислама». (The post-Soviet era has fostered a resurgent Tatar identity, but has not resulted in religious fundamentalism. Young women in miniskirts and skinny jeans mingle in the streets of Kazan with veiled women, and far outnumber the latter.

    Moscow, has, in turn, «played the 'Tatar card» ' and used Tatarstan as «a kind of showcase of Russian Islam,» writes Aleksey Malashenko, a Russian expert on Islam with the Carnegie Moscow Center in a recent paper, «Russia and the Muslim World.»)

    Таким образом, анализ зарубежной прессы о национальных и общественных тенденциях в Республике Татарстан показал, что проблемы в зарубежной прессе отражаются эпизодически, причем статьей очень мало. Стоит отметить, что в большей степени зарубежные СМИ обращают свои взоры на РТ в рамках ознакомительных встреч журналистов с представителями власти РТ. Анализ статей зарубежной прессы показал, что в большей степени прессу волнуют вопросы толерантности и исламизации в РТ. Практически во всех статьях прослеживается тенденция соотношения политики РТ с политикой Москвы (РФ).

     

     


    3. Контент-анализ СМИ по национальным проблемам Республики Татарстан

    массовый информация общественный мнение

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.