МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Оформление книги с использованием компьютерных технологий

    В связи с переходом на компьютерную технологию требует осмысления и соответствующей корректировки еще один термин – интерлиньяж. Заливаемое в былые времена оловом междустрочие стало сложно измерять при исчезновении традиционного толкования кегля в компьютерной полиграфии.

    Оформителю, работавшему в период «горячей» технологии, хорошо известно выражение «взять текст на шпоны», что означает произвести разбивку, увеличить пробелы между строками. Можно было задать необходимую величину интерлиньяжа и перед набором металлической строки на линотипе. Строка набиралась, например, петитом, а отливалась на боргесной ножке. Однако в практической деятельности, связанной с выпуском печатной продукции, такой способ регулирования междустрочного пробела использовался редко. Это, во-первых, приводило бы к неэкономному расходованию печатной площади, во-вторых, засылая материал в набор заранее, оформитель зачастую не знал, понадобится ему или нет такой набор. Рациональнее было иметь стандартно набранный текст, а в случае необходимости выделить врезку, цитату или ликвидировать оставшееся пустое место из-за неточности в подсчетах, – гораздо проще было разбить строки шпонами. Манипулирование с междустрочным пробелом не являлось активно используемым приемом, а его уменьшение было попросту невозможным. При компьютерной технологии изменение пробела между двумя смежными строками стало едва ли не самым популярным параметром.

    Внести корректировку в определение термина «интерлиньяж», как представляется, можно было бы и раньше, когда внедрялся фотонабор. Однако получить подтверждение, что такие попытки были сделаны, не удалось. В литературе, где есть упоминание об интерлиньяже и где по сути своей должны быть сделаны соответствующие пояснения, этого нет. Например, «Справочник художественного и технического редактора» П. Гиленсона содержит максимально возможное количество сведений и рекомендаций, необходимых для эффективной работы по оформлению и полиграфическому изготовлению печатных изданий. В частности, указывается, что разметка любых текстовых элементов должна дать исчерпывающие ответы на ряд вопросов, в том числе на вопрос, каков размер междустрочной разбивки: без шпон, на 2, 4, 6 и т.д. пунктов.

    Наборщики в типографиях задавали интерлиньяж стандартно, без изменений, в соответствии с технологической инструкцией. Для оформителя же при фотонаборе этот параметр не был активным, осмысленно используемым, каким он стал при компьютерной технологии. параметр стал доступен оформителю для вариативного его использования.

    Представляется целесообразным обратиться к некоторым американским источникам, поскольку именно в США зародилась компьютерная издательская технология, получившая сейчас широкое распространение в России. R. Carter в книге «Working with Computer Type: Books, Magazines, Newsletters» использует термин «line spacing» – «the spaces between lines of type (line spacing or leading)», т.е. расстояние между линиями шрифта (междустрочный пробел или интерлиньяж). Для обеспечения удобочитаемости текста автор рекомендует увеличивать междустрочный пробел на 1–4 пункта. Образцы текста, набранного с различным междустрочным пробелом, помечены соответственно следующим образом: 8/9, 8/10, 8/11, 8/12].

    A. Jute в книге «GRIDS: the structure of graphic design» использует еще один термин – «line-space». Примечательно, что при переводе другой книги о сетках – книги А. Херлберта «Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг» не дан русский аналог этого термина, только калька – лайн-спейс (line-space) с пояснением, что это такое: кегль основного шрифта плюс размер шпонов. В «Англо-русском словаре по полиграфии и издательскому делу» этого термина нет. Обратим здесь также внимание на то, что A. Jute дает определение не только термина «line-space», но и кегля, представляющееся оптимальным применительно к компьютерной технологии: «Видимый размер шрифта – это тот действительный размер от крайней точки верхнего выносного элемента до нижней точки нижнего выносного элемента. Кегль шрифта – это то, что измеряется от базовой линии до базовой линии соседних строк, без шпон, без интерлиньяжа. При этом принимается во внимание естественное пространство выше и ниже (литеры) буквы. Расстояние, измеряемое между базовыми линиями соседних строк, включая интерлиньяж, известно как пространство строки».

    Выделим наиболее оптимальные дефиниции интерлиньяжа, данные как в переводной, так и отечественной литературе:

    Интерлиньяж, или междустрочный пробел, – это расстояние от базовой линии одной строки до базовой линии другой.

    Расстояние между соседними идентичными горизонтальными базовыми линиями (нижняя граница букв в строке) шрифта называется интерлиньяжем.

    Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Оно измеряется в пунктах и складывается из кегля шрифта и расстояния между строками. Например, кегль 10 пунктов при расстоянии между строками в 2 пункта называется кеглем 10 пунктов при интерлиньяже 12 пунктов. Пишется 10/12, произносится «10 на 12». Различают большой (open), плотный (tight), отрицательный (negative) интерлиньяж. Если значения кегля и интерлиньяжа совпадают, интерлиньяж называют сплошным (solid), или по кеглю.

    Примечательно, что если текст набран со сплошным интерлиньяжем, то смежные строки все же не сливаются. Естественный междустрочный пробел, который образовывался в металлической литере заплечиками, определен и в дизайне цифрового шрифта. «В профессионально разработанных шрифтах... уже заложен интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна за другой строк) с учетом удобочитаемости».

    Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что корректировка термина действительно произошла, и интерлиньяж, о котором прежде оформитель чаще всего и не задумывался, превратился при компьютерной технологии в параметр, активно влияющий на оформление текста и в конечном счете на газетный дизайн в целом.

    Компьютерная технология разрешила проблему буквально по мановению волшебной палочки: уплотнить или «растянуть» текст, изменяя кегль или интерлиньяж, стало возможным за считанные секунды. Между тем эта тенденция, широко распространенная в районных и городских типографиях, представляется отрицательной. Пробелы, как вертикальные, так и горизонтальные, устанавливаются без какой-либо системы, на глазок. Все это заметно снизило удобочитаемость текста, негативно повлияло на внешний вид печатной продукции.

    Разработка же новых стандартов с учетом реалий, внесенных компьютерной технологией, явно отставала от практики. В принятом и введенном в действие Комитетом Российской Федерации по печати в январе 1995 г. «Стандарте отрасли», область применения которого – газеты различных тематик, назначения, периодичности, объема, ведомственной и административно-территориальной принадлежности, нет даже намека на новую компьютерную технологию, имевшую тогда уже довольно широко распространение. Величина вертикальных пробелов, длина строки здесь указана по-прежнему в пунктах и квадратах, без соотношения с миллиметрами; стандарт основывался на типометрической системе Дидо.

    В 1999 г. вышла технологическая инструкция «Набор и верстка книжных, журнальных и газетных изданий с использованием компьютерных технологий», разработанная Всероссийским научно-исследовательским институтом полиграфии и утвержденная Управлением научно-технической политики Госкомпечати России. Специальные разделы инструкции посвящены адаптации правил набора и верстки к особенностям компьютерной технологии. Правила верстки рассматриваются отдельно для книжных, журнальных и газетных изданий с учетом их специфики по приемам верстки. Технические нормативы определяют форматы изданий и шрифтовое оформление, причем даются они в англо-американской типометрической системе.

    Неверное использование возможностей, предоставленных компьютерной технологией, объясняется не только недоступностью или недостатком соответствующей литературы. Даже детально разработанные рекомендации не отменяют самостоятельного поиска, который в свою очередь чреват отклонением от правил, ведущим к ухудшению удобочитаемости, в целом внешнего вида печатной продукции, не случайно ряд профессиональных изданий поднимают проблемы соблюдения правил верстки, культуры верстки.

    2. Графические средства, используемые в типографии


    2.1 Традиционные типографские параметры, задаваемые для шрифта


    Ими являются:

    гарнитура;

    начертание (светлое, полужирное или жирное; прямое, курсивное или наклонное; нормальное, узкое или широкое);

    кегль;

    прописные и строчные буквы, их комбинация.

    Инновационные приемы при работе со шрифтом:

    использование псевдоначертания (подчеркивание, перечеркивание, инверсное);

    изменение ширины символа;

    введение другого цвета (оттенка);

    создание объема и других эффектов.

    Традиционное расположение строк – прежде всего заголовочных и всего текстового блока – строго по горизонтали. Иногда отдельные строки (заголовок, рубрики) размещались по вертикали, т.е. с поворотом на 90 градусов. Иное, нежели по горизонтали, расположение заголовков, а также текста стало очень популярно при компьютерной технологии. Можно выделить такие варианты новационного расположения текстовых строк и текстовых блоков в пространстве:

    под определенным углом;

    наклон букв в блоке на определенное количество градусов (при этом сам блок может оставаться расположенным по горизонтали);

    направление строк по различным траекториям;

    изменение контура текстового блока;

    наложение блоков.

    Наклон текста на определенное количество градусов при компьютерной технологии – это не применение традиционного наклонного начертания шрифта. При этом приеме одновременно наклоняются буквы на заданный градус, и на тот же градус наклоняется весь текстовой блок. Прием направления строк по различным траекториям применяется при компьютерной технологии для заголовочных строк, оформления рубрик, логотипов разделов, тематических страниц.

    Изменение контура текстового блока В компьютерной программе верстки PageMaker операция именно так и называется – «Обтекание текстом» («Text Wrap»), и текст действительно словно обтекает по краю хоть простого – прямоугольного, хоть овального или какого-либо иного, самого причудливого контура. Оно используется и для обтекания одного текстового блока другим, и для обтекания текстом иллюстрации, что смотрится наиболее эффектно, когда фотография дается «в обтравку» (так называемые силуэтные фотографии). Старый термин «оборка» может постепенно уйти из лексикона.

    Интересный прием, легко выполняемый при компьютерной технологии, – работа со слоями, наложение. Обычно при наложении задействована иллюстрация. Возможны такие виды наложения: текст на фотографию, фотографию на текст, а также фотографию на фотографию. При этом довольно часто одному из элементов (например, тому, который накладывается, располагается в верхнем слое) задается определенный градус наклона. И наложение, и наклон дают ощущение динамики на полосе. При наложении также активно используются фоновые подложки.


    2.2 Графические средства


    Как известно, графические средства, по их отношению к содержанию, делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся шрифты и иллюстрации, поскольку они непосредственно выражают содержание, а к вспомогательным – те средства, которые не имеют конкретной смысловой нагрузки. Иначе их еще называют конструктивными средствами, помогающими добиваться зрительной цельности, яркости и выразительности номера, обеспечивать наилучшие условия для восприятия публикуемой информации. Традиционно к вспомогательным графическим элементам относятся пробелы, линейки и украшения. При «горячей» технологии и черно-белой печати о фонах речь вообще не велась. Выворотка (черный фон) присутствовала как готовое клише. При печатании в две краски возможно было получение фона для определенных частей листа с помощью применения специальной плашки – как однородной, так и виде какой-либо сетки. При фотонаборе и особенно при компьютерной технологии фоны стали, можно сказать, новым и активно используемым вспомогательным графическим элементом. В качестве фона используются однородные и неоднородные заливки. Однородные заливки – это фоны с различным процентом черного цвета, т.е. в результате получаются фоны в диапазоне от светло-серого до темно-серого цвета. При цветной печати фоны могут быть любого цвета. Неоднородные заливки – это иначе называемые градиентные заливки, где серый цвет (или любой другой) распределяется по-особому. Различают линейные, конические, радиальные и квадратные градиенты. Фоны используются в качестве подложек:

    под логотип;

    под текстовой блок с заголовком (заголовочным комплексом) – материал небольшого, а иногда и значительного объема; подборку – чаще информационную;

    под заголовок (заголовочный комплекс);

    под небольшой текстовой блок – лид (врезка), вынос в тексте, постскриптум;

    под фотографию или группу фотографий.

    Фоном заполняются межколонные пробелы, он используется в качестве подложки. В одном случае в фоновой подложке, находящейся на нижнем слое и как бы охватывающей полосу со всех сторон, прорезаются белые окна, где размещается текст и иллюстрации, что создает впечатление страницы-плаката. В другом случае – фон просматривается лишь в некоторых частях, служа подложкой для тех или иных элементов на этой, тем самым все материалы тоже как бы объединяются вместе, но не столь явно, как в первом случае.

    С приходом компьютерной технологии наблюдается не только шрифтовой «бум», но и появление многообразных вспомогательных графических элементов, в частности, линеек и украшений. В оформительской практике печатных изданий обычно использовались такие виды линеек: тонкая газетная, полутупые и тупые (иначе говоря, сплошные разного кегля), пунктирные, двойные тонкие, рантовые, шатированные (с частой поперечной насечкой), ассюре. При компьютерной технологии если оформитель и не обнаруживает в программе верстки весь набор вышеперечисленных линеек, зато он находит другие виды линеек (два варианта рантовой линейки, тройная линейка, линейки из квадратиков и ромбиков), а также получает возможность манипулирования с предлагаемыми программой верстки линейками: можно задать линейке какой угодно размер; она может стать инверсной, прозрачной, что позволяет применять ее на фоновых подложках. В газетную оформительскую практику пришли и орнаментальные линейки и рамки, широко представленные, например, в специальной библиотеке CorelDraw.

    Перечень типографских украшений (фигурных элементов) был ранее невелик: ромбики, звездочки, точки, некоторые другие орнаментальные украшения. Обычно ими разделялись небольшие заметки, части крупных материалов, ими заполняли свободное место в конце публикации, ими завершались углы рамок, из них составлялись линейки. Геометрические элементы часто включались и включаются в заголовочный комплекс: например, акцентируют рубрику, отделяют от текста подзаголовок или врезку. «Для современной печати, – констатируется в книге «Оформление периодических изданий», – украшения являются весьма активным средством передачи информации без увеличения ее избыточности. Это хорошее дополнение к смысловым компонентам номера». Сейчас в арсенале оформителя огромное количество всевозможных украшений; среди встроенных в операционную систему шрифтов оформитель найдет, по крайней мере, один так называемый символьный шрифт – Wingdings и т.д. На самом же деле количество символьных шрифтов, или наборных украшений, как их принято называть в среде разработчиков шрифтов, насчитывает несколько десятков. Украшения остаются как на традиционных, обозначенных выше, местах газетной полосы, так и активно пробиваются на новые, непосредственно в текст. Например, стилизованные перья ставятся вместо обычного тире в начале абзацев с вопросами интервью. Различные стрелки, «галочки» используются для руководства вниманием читателя, не случайно подобные украшения стали часто называть маркерами.

    Расширение оформительской базы при компьютерной технологии оказывает на газетный дизайн двоякое воздействие: положительное, проявляющее во введении новых шрифтов, графических элементов и их активизации в создании эстетики газетной полосы; и отрицательное, проявляющееся в эклектичном подборе этих элементов в силу недостаточного профессионального уровня оформителей.



    3. Процесс макетирования книги


    3.1 Художественная структура книги


    Хороший дизайн книги в значительной мере зависит от понимания особенностей ее оформления. При этом следует учитывать, что немалую роль здесь играет художественная композиция издания, т.е. такое построение всего оформления и его отдельных элементов, которое создает внутреннее единство оформления как художественно-полиграфического произведения искусства. Слагается она из компонентов полиграфического набора (литер, пробельных материалов и др.).

    Главной составляющей художественной формы издания является макет книги. Книга должна быть спроектирована. Макет книги в данном случае - это модель оформления будущего издания, содержащая эскизы оформительских элементов, вплоть до композиции каждой полосы и разворота в издании. Особенно важен принципиальный макет художественного оформления, в котором наряду с эскизами внешнего оформления имеются размеченные для типографского набора эскизы важнейших для оформления полос издания - титульный лист, шмуцтитулы, спусковые и концевые полосы, типовые полосы с иллюстрациями, с заголовками различной соподчиненности, сносками и так далее. Макет определяет формат полосы, используемые кегли и начертания шрифтов, отбивки между наборными элементами, оформление оглавления, вспомогательных указателей, затекстовых комментариев и примечаний, выходных сведений.

    Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги является выбор ее формата, который во многом зависит от функциональных условий (карманное издание, кабинетная книга, настольный справочник и т.д.) и возможностей типографии, в которой размещен заказ. Помимо формата есть множество других компонентов, формирующих книгу как целое, к ним относятся:

    · текстура и тон бумаги, на которой печатается книга;

    · шрифт, используемый для основного и вспомогательных текстов;

    · пропорции самого издания и наборной полосы;

    · соотношение полей книжной страницы;

    · конфигурация текстового набора;

    · формат строки;

    · межбуквенные, межсловные и междустрочные интервалы;

    · средства зрительного расчленения текста (абзацные отступы, втяжки, отбивки, инициалы (буквицы), шрифтовые и цветовые выделения, элементы рубрикации, маргиналии);

    · колонцифры, колонтитулы, колонлинейки;

    · иллюстрации.

    Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов, различных по замыслу, назначению и своему зрительному облику. При работе над оформлением книги требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.


    3.2 Подготовка иллюстраций


    В ходе работы над изданием ведется подготовка оригиналов иллюстраций к репродуцированию и размещению в тексте. Иллюстрации в книге могут быть штриховыми и полутоновыми.

    Все рисунки должны быть выполнены в пропорциях, соответствующих дизайн-проекту издания. Именно макет книги позволяет достаточно точно определить окончательные размеры иллюстраций.

    Объем используемого иллюстративного материала, а также способ его рационального размещения определяется редактором совместно с автором на начальной стадии работы над книгой.

    Требования, которым должен удовлетворять иллюстративный материал можно свести к следующим для штриховых и полутоновых изображений:

    Штриховые оригиналы:

    · рисунки должны быть выполнены на гладкой белой художественной бумаге;

    · исправления должны быть выполнены с помощью закрашивания ярким белым цветом;

    · рисунок должен быть выполнен в масштабе 1:1, 1,5:1, 2:1 по отношению к будущей иллюстрации в книге и иметь соответствующую толщину штрихов. Нельзя допускать слишком тонких штрихов, которые могут пропасть при уменьшении размера;

    · штриховка пунктиром или перекрестными штрихами должна быть однородной, с постепенным переходом, и не иметь слишком тонких или коротких штрихов в текстуре. Они могут быть потеряны при уменьшении размера.

    Одноцветные полутоновые оригиналы:

    · черно-белые отпечатки на глянцевой бумаге (не тонированной, не матовой, не рельефной);

    · допустима широкая гамма тонов, но с постепенным переходом оттенков, без слишком явных контрастов;

    · возможность использования примерно полуторного размера для получения печатного размера;

    · не должны иметь сгибов, повреждений.

    Цветные диапозитивы:

    · диапозитив должен допускать достаточно высокую степень увеличения, чтобы соответствовать печатным размерам (предпочтение отдается профессиональному формату 6 ? 6 или 6 ? 9 см, а не 35-миллиметровому);

    · при просмотре оригиналов издатель (редактор) и печатник должны находиться в одинаковых условиях.

    Цветные рисованные оригиналы:

    · нельзя использовать флюоресцирующие краски (при использовании четырехцветной печати их не удается воспроизвести удовлетворительно);

    · осторожно использовать излишне чистые зеленые, пурпурные и розовато-лиловые краски (правильно они воспроизводятся только путем деления цвета на большее число составляющих, чем набор из четырех цветов);

    · необходимо, чтобы рисунок был на гибкой подложке, чтобы можно было его сканировать.

     

    3.3 Подготовка обложки


    Особое место в дизайне книги занимает ее внешний облик. Работа над обложкой и суперобложкой ведется параллельно с работой над внутренним материалом книги, текстом и иллюстрациями.

    В издательской практике широко применяются мягкие обложки, твердые переплеты, суперобложка. И хотя предназначение их одно - предохранение издания от внешних воздействий, информирование потребителя об основных данных книги, выполнение рекламных функций, - возможности и достоинства у них разные.

    Оформление обложки часто представляют в виде файла или комплекта цветоделенных фотоформ, если же цветоделение было выполнено вручную, то в виде изображения на плотной бумаге с прозрачным покрытием, содержащим инструкции или дополнительные детали.

    Работы над обложками (суперобложками) с помощью настольных издательских систем - НИС (электронных систем набора, верстки и обработки иллюстраций с использованием компьютеров) эффективнее и быстрее чем ручные работы, поскольку НИС дают возможность получить завершенные или близкие к завершенным файлы или фотоформы, требующие минимальных затрат для их подготовки в печать.

    Независимо от способа подготовки оригиналов и технологии изготовления фотоформы на обложке должно быть предусмотрено место для штрих-кода.

    Прежде чем будет получено окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки представляется редактору предварительный набросок, который может быть в самом общем виде для определения композиции, а может быть и уже проработанным решением, включающем определение цветовой гаммы, шрифтового оформления и композицию разворота. В последнем случае необходимо учитывать следующие обстоятельства:

    · необходимо иметь в виду возможность изменения размеров в последующем, если окончательные размеры книги еще не определены;

    · необходимо учитывать неизбежные потери в яркости красок при полиграфическом воспроизводстве оригинала;

    · всегда существует опасность, что использованный в оригинале цвет не будет воспроизведен точно;

    · если в наброске используются чистые зеленый, пурпурный и розово-лиловый цвета, необходимо учесть, что они трудно воспроизводимы;

    · тонкие или маленького размера буквы дополнительного цвета на фоне одного из четырех основных цветов будут восприняты неадекватно. Суперобложки не должны включать выходные данные, выполненные вывороткой по отношению к цветной иллюстрации. Для надписи и рамки лучше использовать не более двух цветов из четырех основных;

    · золотое или серебряное тиснение, а также рельефные эффекты могут оказаться весьма выигрышными, но без пробных оттисков нельзя сказать точно, как это будет выглядеть при печати тиража.

    Лишь после утверждения представленного художником эскиза формируется окончательное изображение обложки, переплетной крышки или суперобложки.

    Заключение


    В данной работе подробно описан процесс оформления печатной продукции, с помощью компьютерных технологий. Проведена аналогия с оформлением книги в период до появления компьютерных технологий. Где чётко прослеживается, что появление компьютерных технологий в деле производства печатной продукции, ускорило и облегчило довольно сложную процедуру издания какой – либо печатной продукции.

    В работе по мимо всего прочего рассказывается о подготовке книги в печать, учитывая все аспекты (подготовка текстовой части, иллюстраций и обложки).

    Список литературы


    1.     «Справочник художественного и технического редактора» П. Гиленсон.

    2.     А. Херлберт «Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг»

    3.     «Оформление периодических изданий/Под ред. А. Киселева. М., 1988.

    4.     Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера: Пер. с англ. Воронеж, 1999. С. 176.

    5.     Буковецкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., 1999. С. 24–33.

    6.     Таблицы С.Стефанова «о соотношении величин», «Схемы о распределение технологических процессов между редакцией и типографией. При традиционной «горячей» технологии », «Схемы о распределение технологических процессов между редакцией и типографией. При новой компьютерной технологии».

    7.     Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб., 1999. С. 134.

    8.     Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер: Пер. с англ. М., 1997. С. 12.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.