Александр
Иванович Плюшар, основатель в России прославленной книгоиздательской,
типографской и словолитной фирмы, прожил всего пятьдесят лет. И почти половина
из них была связана с Петербургом. В «допетербургский» период своей жизни
Плюшар уже основательно освоил книжное дело, считался опытным книгопечатником и
состоял совладельцем солидной типографии в Брауншвейге, крупном промышленном и
торговом городе на севере Германии.
Дело
свое он любил, хозяйство вел расчетливо, человеком был весьма образованным,
свободно владел несколькими европейскими языками. Должно быть эти качества
молодого книгопечатника из Брауншвейга и привлекли внимание русского
посланника, которому было поручено подыскать подходящую кандидатуру на
должность руководителя типографии Российской Иностранной коллегии. Коллегия
планировала наладить в Петербурге издание журнала на французском языке «для
противодействия французским журналам Наполеона». Печатный орган предполагалось
назвать Journal du Nord — «Северный журнал» (впоследствии его переименовали в
Journal de St.-Petersbourg — «Санкт-Петербургский журнал»). Правда, самой
типографии, где намечалось печатать этот журнал, еще не существовало. Плюшару и
предстояло ее организовать, обеспечить необходимым оборудованием и материалами,
подобрать толковых работников. Плюшар недолго раздумывал, когда получил
приглашение переехать в Россию. Брауншвейгскую типографию он оставил своему
компаньону и уже в конце декабря 1805 года приступил к исполнению должности
«директора типографии Иностранной коллегии» с жалованьем три тысячи рублей в
год. Однако в этой должности Плюшар пребывал недолго — всего около трех лет. В
1808 году его назначили директором Сенатской типографии, одного из самых
крупных полиграфических предприятий Петербурга. И на новом месте дела у Плюшара
пошли весьма успешно. Два издания типографии — «Учреждение о судоходстве на
реке Волге» (1810) и «Литовский статут» (1812) — были отмечены правительством:
директора наградили двумя бриллиантовыми перстнями (по перстню за каждое
издание). В те же годы Плюшар предпринимает попытку организовать собственную
типографию. Ему давно хотелось наладить выпуск богато иллюстрированных изданий.
Наконец, в 1813 году ему удается осуществить свою мечту. В том же году Плюшар
печатает роскошный альбом «Галерея гравированных портретов генералов офицеров,
которые мужеством своим способствовали успехам российского оружия в течение
войны, начавшейся в 1812 году». Издание разошлось быстро, хотя цена экземпляра
была довольно высокой. И в дальнейшей своей книгоиздательской деятельности
Плюшар большое внимание уделял выпуску дорогих высокохудожественных книг и
альбомов. Александр Плюшар понимал толк в изобразительном искусстве и сам был
неплохим рисовальщиком. Он интересовался историей живописи и графики,
техническими достижениями в этой области. Как раз в те годы среди художников и
издателей началось повальное увлечение литографией. Новый способ печати быстро
привлек к себе внимание художников, издателей, владельцев типографий. Затем к
литографской печати проявляют интерес государственные учреждения — она
оказалась весьма удобной для размножения различных канцелярских бумаг и
документов (кстати, в этом смысле литография является родоначальницей
современной оперативной полиграфии). В 1816 году русское правительство
командировало барона Павла Львовича Шиллинга (чиновника Иностранной коллегии,
будущего изобретателя электромагнитного телеграфа) в Мюнхен (здесь в то время
жил и работал изобретатель литографии Алоиз Зенефельдер) для ознакомления с
литографским производством и для закупки соответствующих материалов. А во
второй половине 1816 года в Петербурге начала функционировать «Литография
Иностранной коллегии», которую возглавил Шиллинг. К числу зачинателей
литографского печатного искусства в России следует причислить и Александра
Плюшара. Вслед за Шиллингом (а возможно и с его помощью) Плюшар внедрил у себя
в типографии технологию литографской печати. В 1818 году он отпечатал
шестилистный альбом литографий прославленного художника-графика Александра
Осиповича Орловского. Издание было подписным и стоило 100 рублей (по тем
временам это были деньги немалые). Тогда же Плюшар напечатал «Генеалогическую,
хронологическую и синхронистическую таблицу Российской истории» на двенадцати
листах. В издании — четыре виньетки И.П. Беггрова (известного впоследствии
литографа) и шестнадцать литографированных рисунков. Издание было встречено одобрительными
отзывами в «Северной почте» и в «Русском инвалиде» («Военном вестнике»). Другая
крупная работа «типографии и литографии колежского секретаря Александра
Плюшара» — «Живописное путешествие от Москвы до Китайской границы» с тридцатью
раскрашенными от руки иллюстрациями. Особого внимания заслуживают
иллюстрированные издания Плюшара, посвященные Петербургу. Начиная с 1820 и до
1827 года (год смерти издателя) практически ежегодно из типографии выходили
изящные альбомы с видами столицы. В иллюстрировании этих альбомов принимали
участие многие талантливые живописцы и графики. Объем альбомов был различным —
от двадцати четырех до сорока двух листов с раскрашенными литографиями. Каждую
иллюстрацию окаймляла изящная цветная рамка. Литографии сопровождались текстом
на французском языке. Тиражи петербургских альбомов Плюшара были небольшими и
сейчас они представляют величайшую библиографическую редкость. После смерти
Александра Плюшара все издательско-типографские и книготорговые дела толково
вела его вдова, а затем — старший сын Адольф Александрович, унаследовавший от
отца не только солидное состояние, но и любовь к книге, интерес к
книгопечатному производству (младший сын Александра Плюшара — Евгений
Александрович стал художником, участвовал в росписи Исаакиевского собора; в
1850-х годах завел в Петербурге фотоателье). Адольф Плюшар родился в Петербурге
в 1806 году. Он учился в частном пансионе. Потом по настоянию отца отправился в
Париж, где в течение нескольких лет осваивал тонкости типографского и словолитного
производства у самого Франсуа Дидо. Позже, став главой фирмы, он не жалел
средств на развитие своего книжного предприятия, на обучение работников, на
расширение круга авторов. Среди Петербургских типографов и издателей
авторитетом он пользовался непререкаемым. Адольф Плюшар открыл шикарный книжный
магазин в центре столицы — в «Доме Косиковского» на Большой Морской улице.
Магазин именовался «Французским литературным салоном». Здесь часто собиралась
петербургская интеллигенция — издатели, художники, ученые, артисты, литераторы.
В «Доме Косиковского» поселился и Адольф Плюшар со своим многочисленным
семейством. Один из современников вспоминал, что «великолепная его квартира на
Большой Морской отделана была со всею роскошью: мебель, зеркала, бронза, ковры,
у дома — экипажи, лошади — умопомрачение!..». Книжная фирма Плюшара процветала.
Ее издания славились высокой культурой полиграфического исполнения. На
Петербургской мануфактурной выставке в 1832 году фирма была отмечена медалью.
Плюшар расширил книжную торговлю, открыл еще один магазин — в Гостином дворе
(правда, работала эта книжная лавка недолго). Среди изданий, напечатанных в
типографии Адольфа Плюшара, — «Невский альманах на 1830 год», альманахи
«Царское село» (1830), «Альциона» (1831), «Новоселье» (1833–1834), «Утренняя
заря» (1840). В начале 1830-х годов у Плюшара возникает план выпуска
фундаментального многотомного «Энциклопедического лексикона». По замыслу
Плюшара «Лексикон» будет представлять собой широкий свод сведений о самых
различных жизненных явлениях, событиях и пр. В «Лексикон» войдут биографические
очерки об ученых, литераторах, общественных и государственных деятелях.
Предполагалось, что все издание будет состоять из 40–45 томов, на подготовку и
выпуск которых потребуется не менее шести лет. Около «Лексикона» сразу
образовался круг многочисленных помощников, среди которых оказалось немало
людей совершенно случайных. На первых порах весьма активное участие в
подготовке «Лексикона» принял Н.И. Греч, журналист и литератор, хорошо знавший
также книжное производство (кроме всего прочего он был еще и владельцем
солидной типографии). Но он вскоре потерял всякий интерес к «Лексикону» и года
через два окончательно отошел от редакционных дел. Была попытка привлечь к
изданию «Лексикона» А.С. Пушкина. Он даже присутствовал на одной издательской
сходке, после чего записал в своем дневнике: «Вчера было совещание литературное
у Греча об издании русского Conversations Lexikon. Нас было человек со сто,
большею частию неизвестных мне русских великих людей... Я подсмотрел много
шарлатанства и очень мало толку. Предприятие в миллион, а выгоды не вижу. Не
говоря уже о чести. Охота лезть в омут, где полощутся Булгарин, Полевой,
Свиньин...». Некоторые подробности об «Энциклопедическом лексиконе» сообщает
Греч в «Записках о моей жизни»: «В апреле 1834 года пришел он (Адольф
Александрович Плюшар. — Б.С.) ко мне (дотоле я не имел с ним никакого дела и
только знал его как человека деятельного и смышленого), сообщил мне о намерении
своем издавать «Энциклопедический лексикон» по образцу Брокгаузова
Conversations-Lexicon и предложил мне быть главным его редактором... Плюшар
созвал сотрудников, с представлением им выбора главного редактора. Собралось
сто пять человек; в том числе члены пяти академий, профессоры, литераторы, артисты
и пр. Многие спрашивали: кто будет главным редактором?... Предложили меня, и я
был выбран единогласно. На меня легла тяжелая работа. Сотрудники разделились по
частям: в каждой был особый редактор. Все они составили список статей; список
напечатали и роздали сотрудникам. Все это должно было приготовлять, сличать,
согласовать, исправлять в слоге и нередко в содержании. Работа кипела....
Четыре первые тома вышли в течение 1835 года. Публика приняла издание с
одобрением. Подписчиков было, по словам Плюшара, 6000, а в самом деле,
вероятно, гораздо больше...
В
1836 году вышли еще два тома, но позже назначенных сроков, потому что
сотрудники не доставляли статей вовремя, без милосердия растягивали их
(например, арифметика заняла пятьдесят страниц мелкой печати) и величали
переводы оригинальными сочинениями... Лексикон продолжался, падая со дня на
день. Многие истинно ученые и полезные люди прекратили свое содействие... В
сентябре 1838 года вышел вожделенный 14-й том и доказал всю лживость,
бессовестность и небрежность Сенковского (И.О. Сенковский — очередной главный
редактор «Энциклопедического лексикона». — Б.С.). Он был составлен без всякого
рачения и наполнен бесчисленными недомолвками, ошибками. Сенковский составил
этот том по своей методе, т.е. набрал толпу недоученых и вовсе неученых,
неизвестных людей, раздал им статьи немецкого Conversations-Lexicon и велел
перевести. Русские статьи... были написаны неизвестно кем... Д.И. Языков (новый
главный редактор. — Б.С.) кой-как сколотил 15-й и 16-й томы. Между тем Плюшар
промотался, обанкрутился, и все издание остановилось». «Энциклопедический
лексикон» удалось довести только до буквы Д. Семнадцатый том издания оказался
последним. И выходил он под строгим надзором специальной комиссии, учрежденной
по делу книгоиздательской фирмы Плюшара. Адольф Плюшар был вынужден оставить
все свои книжные дела. Иногда он занимался подготовкой и составлением разных
альманахов и журналов для других петербургских издателей. Среди этих изданий
есть весьма любопытные: «Гирлянда. Журнал новейших образцов для шитья и
вышивания», «Весельчак. Журнал всяких разных странностей, светских,
литературных, художественных и иных», «Тысяча анекдотов, острот, каламбуров,
шуток, глупостей и проч.», «Библиотека для маленьких читателей» и др. Умер Адольф
Александрович Плюшар в Петербурге в 1865 году. (Из сборника «Выдающиеся деятели
отечественного книгопечатания»).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://publish.ruprint.ru/