МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Практика шрифтовой графики

    Попробуем разобрать композицию надписи, состоящей из нескольких строк.

    Сперва надо выбрать шрифт, который отвечал бы двум основным требованиям: соответствие содержанию и удобочитаемость - и который гармонировал бы с общим оформлением.

    Текст можно писать или одними прописными, или одними строчными буквами. При этом не следует забывать, что строчные буквы имеют надстрочные и подстрочные элементы: б, р, у, ф, ц, щ.

    Выполняя текст, надо стараться размещать слова так, чтобы не было переносов или чтобы их было как можно меньше.

    Допустим, что на листе бумаги размером 60X84 см требуется написать текст: «Наше искусство продолжает прогрессивные традиции классического мирового и национального искусства». Без ущерба для смысла пробуем разделить текст строки, Получается 7 строк без переносов. Производим предварительный расчет, не забывая о том, что поля вокруг текста должны быть шире расстояний между строками и что нижнее поле самое широкое,

    Останавливаемся на таких размерах: высота строк (букв) 3 см (3X7 «р 21 см).-, расстояние между строками тоже ЩжМ (3X6 18 см), Высота рабочего поля получается равной 39 см. Верхнее поле 8 см, а нижнее 13 ем. Всего 60 см,

    Теперь рассчитываем ширину букв и межбуквенных пробелов. Для этого берем самую длинную строку: «прогрессивные традиции», в которой 22 буквенных знака. Интервал между словами считается за один знак. Делаем ширину букв 25 мм Пробелов - около 10 мм. Длина строки получается равной 70 см. На боковые поля остается по 5 см. Надпись будет выглядеть примерно так:

    В этом примере текст расположен симметрично по центру.

    Попробуем расположить его иначе: по прямоугольнику и на четырех строках. Высота строки получается равной 6 см, расстояние между строками - 5 см.

    Подсчет знаков в самой длинной строке «наше искусство продолжает» дает следующее: в строке 25 знаков, 20 межбуквенных пробелов. Принимаем размеры: ширина буквы 25 см, пробелов - 5 мм. Длина строки получается в пределах 70 см. Задача: подогнать все строки к этой длине, добиться прямоугольного рабочего поля и сделать так, чтобы не получалось белого коридора в тексте. Поля, окружающие текст, равны: верхнее 8, боковые по 10 и нижнее 13 см. Вполне удовлетворительна композиция:

    Разметка букв

    Разметка букв производится после того; как найдена общая композиция надписи, определена длина строк и произведен подсчет знаков,

    Следует сказать, что универсальной разметки букв нет, как нет универсальной схемы построения всех без исключения шрифтов.

    Каждый шрифт размечается по-своему, шрифты контрастные размечаются не так, как размечаются шрифты, не имеющие контраста, у каждого шрифта свои пропорции, своя контрастность, свой характер рисунка.

    Разметка букв помогает художнику вместить слова так, что бы не было переносов и чтобы текст одинаково имел равнение. Это не так просто сделать, если учесть, что при делении текста на строки трудно, а иногда просто невозможно добиться одинакового количества знаков во всех строках.

    Выравниваются строки как раз в процессе разметки: строки с большим количеством знаков сокращаются, т. е. уменьшаются пробелы между словами и буквами, а строки с меньшим количеством знаков, наоборот, расширяются.

    Иногда приходится расширять или сужать не только пробелы, но и буквы. Однако делать все это надо так, чтобы произведенные изменения не бросались в глаза.

    Плакатный - брусковый, или рубленый,- шрифт не требует сложной разметки. Для него достаточно несколько горизонтальных и вертикальных линий, проведенных с учетом особенностей буквы и толщины штрихов. Разметив текст, можно приступать к выполнению надписи.

    Наклонные и изогнутые линии, которые не укладываются в намеченную сетку, например у букв А, Д, Ж, К, М, У, Ф, надо контурировать карандашом.

    Разметка, данная на рисунке, предназначена для выполнения букв крупных размеров. При выполнении же длинного текста с мелкими буквами требуется более простая разметка» сей стоящая из вертикальных штрихов или даже черточек,

    В дальнейшем же надо так напрактиковаться в работе, чтобы уметь без подробной разметки прямо кистью или пером выполнять любые надписи.

    В выполнении шрифта плакатным пером или плоской кистью существует выработанная длительным опытом последовательность проведения штрихов.

    Разметка академического шрифта выполняется несколько иначе. Порядок выполнений строчных букв этого шрифта. Сперва проводится семь горизонтальных линий. Шесть из них для соединительных штрихов и засечек, седьмая (в середине) центральная линия, необходимая при выполнении букв Е, Б, О, Р, С, Ф, Э, Ю. Сперва обозначается карандашом место буквы и строке, затем намечаются основные штрихи.

    Когда надпись закончена, ее надо привести в порядок, т.е. исправить мелкие неточности и закругления, убрать чистыми гуашевыми белилами заусеницы и протереть всю надпись.

    Приемом перевода надписи с одного листа на другой особенно необходимо пользоваться при работе на бумаге, тонированной гуашевыми и темперными красками; лишние линии на таком листе убрать невозможно.

    Мелкие шрифты, предназначенные для альбомов, этикеток и т. д., могут выполняться также перьями и стеклянными трубками. Очень мелкий курсивный шрифт с нажимом или без нажима можно выполнять обычными писчими перьями разных марок. Для написания курсива с разной толщиной штрихов особенно хорошо использовать перья «рондо», концы которых могут быть разной ширины. Главное при работе этим пером - достичь плавных переходов от толстых штрихов к тонким, что будет; способствовать более красивому начертанию букв. Поэтому при работе пером «рондо» надо следить за тем, чтобы наклон ручки был всегда один и тот же.

    Мелкий рубленый или курсивный шрифт без нажима выполняется перьями «редис» и стеклянными трубочками. При работе «редисом» нужно следить, чтобы наклон ручки был всегда постоянным, а круглое окончание пера всей своей плоскостью плотно лежало на бумаге. На перо нажимать не следует. При выполнении этих условий линия будет всегда одной ширины.

    Чтобы написать текст стеклянными трубочками, нужно подготовить их к работе, так как они продаются с прямыми конвами.

    Наполнить трубку краской очень просто, для этого нужно только опустить ее в сосуд с краской. Чтобы не посадить на бумагу кляксу, краски в трубку надо набирать немного. При этом наружную ее часть необходимо вытирать тряпочкой. Чтобы тушь или краска не засыхала в трубке, во время перерыва в работе ее надо опустить в воду, а по окончании промыть и продуть.

    При работе перьями и трубочками надо следить, чтобы краска была средней густоты: слишком жидкая и слишком густая краска непригодна для работы, от положения плакатного пера.Для определения густоты краски следует сделать пробу на бумаге.

    В практике шрифтовых работ широко применяются и плакатные перья. При работе ими можно пользоваться как тушью, так и гуашью. Гуашь должна быть такой густоты, при которой она могла бы не только легко проходить через прорези пера, но и быть совершенно непрозрачной.

    Плакатное перо вставляется в обычную ученическую ручку. Во время работы его следует периодически прочищать и промывать в воде, так как находящаяся в нем краска может засохнуть и забить прорези. Перо надо держать примерно так, как держат обычное писчее, но с несколько большим углом наклона. Не следует сильно нажимать на перо, оно от этого может прогнуться.

    Написать буквы можно двумя способами. При первом способе наносятся все вертикальные штрихи букв данной строки, а после их просыхания - горизонтальные: сначала верхние, затем средние и, наконец, нижние. При втором способе каждая отдельная буква выполняется целиком.

    Начинающие испытывают некоторые трудности при написании закругленных частей букв и окончаний прямых штрихов. Окончание прямого штриха зачастую имеет несколько оплывшее, округленное очертание. Чтобы этого избежать, надо поставить перо вертикально и четко провести окончание прямого штриха. Если четкий обрез линии не будет достигнут таким способом, то линию прерывают на некотором расстоянии от коник, затем обратным движением пера добавляют окончание прямого штриха. Конец штриха можно тщательно заделать тонкой кистью.

    Кистью можно заделывать и закругленные части букв, но лучше делать это тем же пером. Для этого перо надо поставить вертикально, затем несколько усилив нажим на внутренний край и ослабив на внешний, сделать вращательное движение, как циркулем.

    Начинающему художнику, выполняющему шрифт плакатным пером, можно воспользоваться линейкой. Она употребляется для повышения четкости и чистоты работы шрифтовика. Чтобы не смазать не успевшие высохнуть буквы и не ждать, когда они высохнут, к нижней стороне линейки по ее концам прикрепляются небольшие кусочки фанеры или картона. Это создает некоторый просвет между линейкой и бумагой.

    Шрифты можно выполнять по трафарету, но омографу и шрифтовому шаблону, которые обычно изготавливаются самим художником.

    Трафареты делаются для отдельных букв, слов и даже предложений, а нередко и для всей надписи. Изготавливаются они из очень плотной бумаги, которая специально пропитывается олифой. Это делается для работы сухой кистью. Трафареты отдельных букв лучше всего сделать из негативной пленки, для прочности которой в наиболее ответственные места приклеиваются толстые I целлулоидные полоски шириной примерно в полсантиметра. Трафареты целых слов изготавливаются из особой трехслойной склейки: двух слоев плотной бумаги и расположенной между ними ткани. Эта склейка пропитывается горячей олифой.

    Вырезая буквы, надо оставлять перемычки, которые должны быть в несколько раз тоньше основного штриха. Так, в букве А рубленого шрифта, чтобы сохранить в трафарете внутренний треугольник, нужно сделать перемычки, рассекающие вверху наклонные и внизу горизонтальную линии буквы.

    У букв Б, В, Р, Ф, Ы, Ь, Я перемычки можно сделать параллельными основному штриху в букве Д делается одна перемычка вверху и две внизу, у внутренних стенок штриха; буквы и Ю вырезаются с перемычками посредине вверху и внизу. Буквы П, С, Г, У, X, Ц, Ч, Ш, Щ вырезаются полностью.

    В случае если трафарет вырезается из недостаточно плотного материала, то через просветы полукружий букв можно провести дополнительные горизонтальные перемычки.

    Используется трафарет так, сначала делается предварительная карандашная разметка - наносятся горизонтальные и вертикальные линии, ограничивающие размер буквы и определяющие местоположение буквы в строке. Затем на бумагу или другое основание накладывается трафарет и покрывается краской. Краска или тушь наносится на буквы легкими вертикальными ударами ровно обрезанной полусухой кистью.

    После работы трафареты надо вымыть теплой водой с мылом.

    В работе над шрифтами удобен шрифтовой шаблон. Для шрифтов, особенно для простых типа рубленых, можно самому изготовить всего один шаблон, который позволит легко и в то же время точно наносить контуры букв этого шрифта.

    Разумеется, шаблоны могут быть не только такого вида, какой изображен на рисунке. Они могут быть от личной конфигурации в зависимости от характера шрифта. Эту конфигурацию художник находит сам, практически исследуя тот или иной шрифт. Изготавливаются шаблоны, как правило, из прозрачного целлулоида.

    В работе над шрифтами, особенно малых размеров, применяются целлулоидная линейка с вырезанными на ней в ни одной строчки буквами или даже только с наиболее трудными криволинейными элементами; передвигая эту линейку то вправо, то влево над строкой, подгоняют на соответствующие места трафареты нужных знаков и выполняют их. В нормографах упрощенного типа для мелких шрифтов вместо букв или их частей вырезают просто прямоугольники или параллелограммы, соответствующие будущим буквам. Чтобы нормограф не

    смазывал уже написанные буквы, его можно вставить в толстую линейку с глубокой прорезью - желобком, в котором его и передвигают. Можно обойтись и без линейки, тогда, чтобы нормограф не соприкасался с бумагой, по длинным его сторонам сверху и снизу наклеиваются полоски картона или целлулоида шириной 3-5 мм. В этом случае нормограф передвигается по рейсшине.

    2. Написание лозунгов


    Длинные многометровые лозунги пишут обычно на полу ила па составленных вместе столах. При этом материя должна быть хорошо натянутой, чтобы поверхность ткани была ровной и гладкой.

    На листке бумаги записывается текст, и подсчитываются интервалы между словами и буквами. Рассчитывается количество строк с учетом свободного места для полей и примерное количество букв в каждой строке без переносов. Желательно, чтобы в лозунге было не больше двух строк.

    Горизонтальные линии проводятся шнуром или толстой ниткой. По краям материала на том уровне, где должна пройти линия разметки вбиваются два гвоздика, к ним прочно привязывается шнур, который натирается мелом, если ткань темная, углем или мягким черным карандашом, если ткань светлая. Затем Шпур слетка оттягивается и отпускается, ударившись о ткань, он оставляет линию.

    Проведя необходимое количество линий, следует заняться разметкой букв.

    Вертикальную буквенную разметку можно делать с помощью длинной бумажной ленты или нарезанных из бумаги и картона прямоугольников. Раскладывая их по строкам, можно быстро найти нужное расположение текста.

    Для написания букв разводится мел с небольшим количеством столярного клея. Употребляются также гуашь и клеевая краска. Краска, подготовленная для работы, должна свободно сходить с кисти. Надо помнить, что излишнее количество клея в краске влечет за собой растрескивание и осыпание высохшей краски и стягивание полотна по контуру букв, а слишком жидкая краска дает потеки и при высыхании просвечивает. Для работы на ткани применяются плоские гае тинные кисти. Кисть еще больше, чем плакатное перо, дает оплывшее, округленное окончание прямого штриха. Устранить это можно способом, применяемым при работе плакатным пером.

    При работе на ткани клеевая краска должна быть всегда одной и той же густоты. Чтобы она не оседала на дно сосуда, ее нужно регулярно помешивать. Краски на кисть надо брать не слишком много, так как стоит посадить кляксу, и работа будет испорчена.

    При работе над лозунгом можно использовать муштабель, который облегчит написание букв: он придает руке, держащей кисть большую устойчивость.

    Для надписей, которые будут находиться в помещении, применяется аппликативный способ, при котором буквы вырезаются из бумаги и затем наклеиваются. Перед наклейкой весь текст можно разложить на фон и внести коррективы, сделать небольшую разметку, а затем уже приступить к наклейке букв. Клей можно использовать любой, намазывать им буквы желательно не кисть, а небольшой щеткой (типа сапожной). Хотя аппликативный способ трудоемок, он, как правило! дает гораздо Лучшие результаты, чем при работе кистью.

    3. Надпись на стекле


    Выполнение надписи на стекле отличается от других шрифтовых работ: если надписи на бумаге, картоне и полотне делаются на лицевой стороне основания, то на стекле текст пишется с обратной стороны и выполняется под шаблон, вычерченный на кальке.

    Стекло сперва надо подготовить для работы, т. е. промыть мыльной водой и высушить; затем положить стекло на белый лист бумаги и сверху приклеить шаблон лицевой стороной наружу. Стекло надо повернуть шаблоном от себя и так писать текст - получится зеркальное изображение.

    Для рисования надписи берется колонковый шлиппер. Он должен быть такой толщины, чтобы прокладываемая им линия была втрое тоньше основных штрихов букв. Так, для академического шрифта контрастности 1 : 3 требуется шлиппер, равный по толщине соединительному штриху буквы.

    Шрифт прописывается под муштабель.

    После окончания работы надо просмотреть все буквы на просвет и, если обнаружатся где-нибудь прозрачные мазки, следует прописать эти места заново. Когда краска совершенно высохнет, надо под металлическую линейку обломком бритвенного лезвия обровнять границы линий.

    Фон покрывается маслиной краской при помощи тампона, обернутого марлей. Второй более плотный слой краски наносится кистью.

    Можно сделать надпись «на просвет». При этом способе окрашивается только фон, а буквы остаются подписанными. Тщательно вычерченный шаблон накладывается аккуратно на стекло и тонким шлиппером, которым можно делать острые углы, прописываются сначала вертикальные просветы между буквами и пустоты внутри букв, затем проводятся кромки строки и тщательно покрывается весь фон. После того как фон высохнет, буквы покрываются смесью масляного лака с олифой. Для смеси берется одна часть масляного лака и одна часть натуральной олифы. Невысохший лак засыпается бронзовым порошком. С высохших букв стряхивается излишек бронзы, буквы приглаживаются рукой черев бумагу и покрываются желтой краской - охрой или желтым хромом.

    Бронза, окрашенная таким образом, дает яркий, блестящий цвет, а слой краски хорошо защищает буквы от царапин.

    Можно делать надписи «на просвет» и другим способом: покрыть всю поверхность стекла тонким слоем масляной краски, когда этот слой высохнет, сверху надо потянуть его белой темперой и на нее перевести шаблон. Затем надо отломить от лезвия бритвы несколько кусочков по ширине равных стойкам букв, укрепленных в расщепленной палочке и под металлическую линейку соскоблить краску с буки, тщательно прочистить их и обычным способом забронировать.

    4. Выпиленный шрифт


    В художественном оформлении надпись, сделанная из выпиленных букв, красиво смотрится, привлекает внимание и хорошо читается на расстоянии.

    Буквы выпиливаются из различных материалов: из фанеры, картона, металла.

    Сперва вычерчиваются шаблон надписи и контур каждой буквы. Шаблон необходим для расклейки букв. Затем бук им, на которых составляется надпись, чертятся на кальке, подсчитывается общее количество экземпляров каждой требуемой буквы.

    Обратная сторона вычерченных букв затушевывается карандашом и прикладывается к фанере, на которую переводятся буквы. После этого буквы выпиливаются лобзиком.

    Можно для ускорения выпиливания сбить гвоздиками два-три слоя фанеры и вырезать сразу несколько экземпляров буквы. Выпиленные буквы зачищаются наждачной бумагой, затем, если надо, раскрашиваются или бронзируются.

    Наклеиваются буквы на основу по шаблону.

    В современном оформительском искусстве широкое применение находят объемные буквы. Они изготавливаются из самых различных материалов - металла, дерева, всевозможных видов пластмассы, пенопласта и др.

    Объемный шрифт применяется при выполнении особенно выразительных, броских, останавливающих внимание надписей.

    Кроме объема и рельефа, создающего светотень, выразительность этих букв подчеркивается также материалом, цветом букв и фона, сочетанием их рельефа с плоскостными надписями и изображениями.

    Белые рельефные буквы на белом фоне, воспринимаемые только благодаря светотени, придают надписи особенно торжественный и эффектный вид. Но такая надпись нуждается в специальном искусственном освещении, выявляющем ее рельефность. Обычное изменяющееся дневное освещение может временами делать ее совсем невидимой.

    Хорошо разместить рельефные буквы на цветном фоне. Такая надпись легко читается при любом освещении.

    Объемные буквы могут и не прилегать плотно к плоскости фона, а находиться на некотором расстоянии от него. Это расстояние создается или за счет рельефности фона или специальных штырей, на которых крепятся буквы. Такой прием создает дополнительный пространственный эффект.

    Буквы очень значительного рельефа можно изготовить из тонкого картона или чертежной бумаги. Такие буквы в зависимости от их назначения и прочности материала могут быть самой различной величины.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.