МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной радиостанции (на примере радиостанции "Радио "Сибирь-Омск")

    I) микрофон не приемлет напряженного, резкого, в упор направленного на него шума;

    2) выступающему необходимо научиться дышать беззвучно, выдыхая воздух мимо микрофона;

    3) все звуки - скрип стола или стула, шорох передвигаемой бумаги, стук или (звон украшений и др. - усиливаются микрофоном и поэтому недопустимы при записи;

    4) все недостатки речи и голоса безжалостно подчеркиваются микрофоном и звучат особенно утрированно, мешая восприятию текста [21].

    Первые три пункта преодолеваются более или менее быстро, но, чтобы голос приобрел свой тембр, приятный для слухового восприятия, приходится работать месяцы, а то и годы. Но как быть, когда в студии непрофессионалы: ученые и врачи, композиторы и писатели, дети и очень пожилые люди, представители разных национальностей... Записывать и давать в эфир их выступления такими, как они звучат в жизни, практически невозможно, и поэтому здесь важен монтаж. Выступающего записывают несколько раз. Естественно, он ошибается, волнуется, бывает, что без нецензурных слов и фразы сказать не может, иногда говорит сиплым голосом или едва слышно. И, тем не менее, слушать такие выступления намного интереснее, чем стерильно записанный текст в исполнении диктора или актера. Материал разобран с журналистом и другими участниками передачи, проанализирован, обсуждены и оговорены все этапы и тонкости работы с оператором, который поставил на магнитофонные аппараты пленки или диски в том порядке и с того места, какие понадобятся режиссеру во время записи. Режиссер все сам проверил и прослушал: скорость записи пленки и скорость, на которой должна идти запись (музыку лучше начинать выводить из-под текста, поэтому надо, чтобы она выходила чуть раньше начала темы). Если записи фонодокументов недостаточно качественны (их могли создавать во внестудийных условиях, с помехами, низким или завышенным уровнем звучания), оператор и звукорежиссер могут откорректировать звучание и тем самым улучшить его качество. Оператор вместе с режиссером проверили звучание голосов из студии. Участники записи пересажены так, как это выгоднее и удобнее для создания ансамбля. Если решено записывать всю передачу сразу, текст идет из студии, наложением звучит музыка. Вот отзвучала целая песня или другое музыкальное произведение, а иногда заранее смонтированный режиссером «венок из песен» - композиция из разных музыкальных фрагментов. Автор передачи (журналист вместе с режиссером) должен строго рассчитать время звучания музыки, текста и иных фрагментов так, чтобы уложиться в хронометраж передачи. Часто приходится переписывать программу по несколько раз, иногда часами, иногда перенося запись на следующий день: то выступающий гость бесконечно ошибался, то журналист охрип, то музыка «не легла» на текст. И все надо начинать сначала. Если же времени для исправления ошибок и бесконечных перезаписей больше нет, режиссер принимает решение записать в студии только текст, т.е. сделать «текстовой негатив». После этого, отпустив участников записи, он вместе с оператором и звукорежиссером выполняет в монтажной всю ту работу, о которой мы говорили выше: наложение, чистка, корректировка уровня записи и т.д. [23].

    Все сказанное относится к передачам, которые записываются на пленку до эфира. Работа режиссера прямого эфира - это несколько другое качество той же работы и другая степень напряжения. Прямой эфир накладывает на режиссера высокую ответственность именно потому, что он не имеет права делать ошибок. Эфирные передачи напоминают премьеры в театре и требуют от всех участников собранности, серьезной подготовки и достаточно большого опыта работы на радио. Все так же режиссер за пультом, все так же в определенных местах «выводит в эфир» музыкальные «заставки» (секунда в секунду, по сигналу точного времени), но его работа значительно усложняется той обстановкой, которую называют оперативной. Как правило, на эфир приглашают много выступающих. Эти люди, к сожалению, иногда опаздывают или совсем не приходят, что очень затрудняет работу: приходится срочно менять план передачи, музыку, тексты ведущих, выпускать в эфир незапланированные выступления. Конечно, тут без оператора, музыкального специалиста и помощника режиссера не обойтись, но в том-то и состоит задача режиссера, чтобы работа шла слаженно и не давала сбоев. А сбои могут быть самые разные: то не на ту кнопку нажал - отвлекли вопросом, ведущий говорит, а радио молчит... В таких случаях следует помнить, что между студией и аппаратной имеется связь не только через переговорник, но и с помощью наушников. Бывает и так: перед эфиром всё проверили, но в спешке поставили не ту фонограмму. Значит, надо срочно найти ей замену.

    Рассмотрим методику работы журналиста, практикующуюся на отечественном радио в 90-е годы, - творчество журналиста информационно-музыкальной радиостанции [22].

    1.7 Особенности работы ведущего на «многопрофильной» информационно-музыкальной радиостанции


    «Основой» эфира «многопрофильных» станций являются информационные и аналитические передачи, развернутые интервью и комментарии с участием различных специалистов в области политики, экономики, финансов, культурно-просветительские программы, а также передачи, посвященные новостям науки, культуры, новым технологиям, проблемам языка и т.д. [22].

    Основная функция журналистов - не формирование настроения у слушателя, а информирование, непосредственное общение как со слушателями, так и с гостями студии, просвещение, анализ текущих событий. При этом ведущему данной станции нужно помнить, что ему следует не «рекламировать» себя и свои знания, а помогать аудитории получать информацию, комментарии аналитиков, компетентных гостей программы. Его задача - быть посредником между слушателем и источником информации. Такая работа под силу человеку, имеющему богатый жизненный опыт, разбирающемуся в разных сторонах жизни - от политики и экономики до науки и культуры. Зачастую ведущему за один эфирный день приходится касаться самых разных тем [13].

    Ведущий эфира, как правило, хорошо разбирается в людях, так как ему приходится много общаться с ними, соответственно ему важно быть интересным собеседником, умеющим чувствовать людей, к каждому найти свой подход.

    Ведущему «многопрофильной» радиостанции необходимо знать один, а лучше несколько иностранных языков (гостями студии часто бывают иностранные эксперты), обязательно владеть грамотной русской речью. Журналист часто имеет дело с людьми высокой культуры, и его уровень должен соответствовать уровню собеседника. Лучшие радиожурналисты обладают приятным, «теплым» голосом, вызывающим только положительные эмоции (что роднит их с ди-джеями коммерческих радиостанций «взрослых» форматов). Голос, интонация не должны утомлять аудиторию, тем более раздражать ее, так как слушатель, устав от тембра голоса ведущего, может переключиться на другую радиостанцию, чтобы отдохнуть от него. Голос в эфире не должен быть слишком резким, с агрессивными «нотками» или слишком медленным. Слушатели должны доверять мнению и оценкам ведущего, и его голос, интонационный посыл - основные «инструменты» в этом вопросе [23].

    Слушатели «многопрофильных» радиостанций привыкают к голосам, к интонации ведущих, так как проводят с ними много времени. Иногда радиожурналисту отдается целый (определенный) день недели в эфире - и тогда слушатель точно знает, когда ему включать приемник, чтобы провести время с полюбившимся ведущим. Постоянная аудитория хорошо знакома с манерой общения конкретного ведущего, его музыкальными, литературными и прочими привязанностями и вкусами. Когда радиоведущему отдается целый день, он может сам подобрать команду авторов, которые будут представлять свои программы в эфире, т.е. в этом случае он выступает и в качестве организатора: подбирает людей, чьи выступления органично вписываются в его эфир, с кем ему просто приятно работать, распределяет время выхода передач, делает словесные или музыкальные анонсы программ. Иногда ведущий является и автором специальной программы в своем эфире; сам выбирает темы в зависимости от времени суток [7].

    Ведущий следит за тем, чтобы его команда работала слаженно, программы плавно «сменяли» одна другую, а слушатели чувствовали бы себя комфортно, - таким образом выполняя функции редактора (программного директора) и отвечая за все, что происходит в его эфире: от музыкального материала и новостей до собственных программ и передач других авторов [23].

    Слушатель подобных радиостанций всегда должен быть уверен в том, что здесь ему будет уделено достаточное внимание. Поэтому ведущий должен быть всегда приветливым, заинтересованным, готовым дать совет, помочь разобраться в проблеме, предоставить необходимую информацию. Он должен быть готов к многочисленным звонкам и сообщениям на пейджер: ведь основа его эфира - непрерывное общение с людьми. Согласно социологическим исследованиям, проведенным одной из «многопрофильных» коммерческих информационно-музыкальных радиостанций, значительная часть молодежи, которая обычно слушает «локальные» станции, остро нуждается в общении, в «заинтересованности в себе», поэтому нередко переключается на «взрослые» радиоканалы. Когда у молодого человека (молодые люди больше подвержены смене настроений и депрессивным состояниям) трудная полоса в жизни и ему некуда обратиться за советом или помощью, то ему важно знать, что есть радиостанция, где его всегда внимательно выслушают, скажут добрые слова в его адрес, поставят его любимую музыку. Об этом стоит помнить ведущим и главным редакторам «многопрофильных» станций и строить свой эфир с учетом интересов и молодых радиослушателей [20].

    Неписаный закон для ведущего «многопрофильных» информационно-музыкальных радиостанций - называть свое имя и фамилию, имя и фамилию звукоинженера (звукорежиссера). Ведущий "многопрофильной" станции, как правило, только ведет эфир, т.е. говорит в микрофон, отвечая за информационное наполнение вещательного дня, в то время как «раскрашиванием» эфира с помощью музыки, «фирменных» джинглов занимается звукооператор (звукорежиссер), который сидит напротив за микшерным пультом.

    На некоторых радиоканалах ведущий даже не занимается подбором музыкальных композиций, которые будут звучать в его программе, эта задача возлагается на музыкального редактора. На подобных станциях гораздо меньше музыкальной техники, а в фонотеке помимо популярной музыки наличествует классическая, авангардная, джазовая, этническая и т. д., так как станция не ограничена тем или иным форматом, а музыка не основа, а фон для эфира. В нужное время радиожурналист просто дает знак звукорежиссеру рукой или же они заранее договариваются о последовательности музыкальных композиций, джинглов, анонсов в программе. Звукорежиссер программирует последовательность песен на цифровом проигрывателе компакт-дисков, ставит в карт-машину необходимые картриджи с джинглами, заставками, анонсами и по условному знаку ведущего «выводит» в эфир заставку, анонс или песню. Именно звукорежиссер следит за тем, чтобы не было пауз между произнесенным текстом и композицией, хотя на «многопрофильной» станции в отличие от информационно-музыкальной секундная «дыра» вполне допустима, хотя и тут желательно, чтобы паузы не заполняли эфир [15].

    Ведущему «традиционного» эфира можно слегка расслабиться: иногда вздохнуть, случайно прошелестеть страницей - главным остаются качество и достоверность информации, а не непрерывность музыки и звуковых спецэффектов. Поэтому и порицание от главного редактора если и можно получить, то не за звуковое оформление, а за непроверенные факты, устаревшую или недостоверную информацию, неграмотное изложение материала и т.д. Иногда для этого главный редактор радиостанции специально прослушивает police type (контрольную запись) - пленку или цифровую кассету, на которую «пишется» каждый эфирный день.

    Таким образом, к характеристике специфики профессиональной деятельности журналиста относится не только многофункциональность, но и наличие таких составляющих как коммуникабельность, мобильность и оперативность.

    Глава II. Задачи, методы и организация исследования

    2.1            Задачи и методы исследования

             

    Объект исследования: профессиональная деятельность журналиста.

    Предмет исследования: деятельность журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции («Радио «Сибирь - Омск»).

    Цель исследования: выявить специфику и содержание деятельности радиожурналиста.

    Задачи исследования:

    1.Изучить специфику профессиональной деятельности радиожурналиста.

    2.Проанализировать содержание и направленность новостных выпусков на радио.

    3.Выявить информационные потребности и интересы аудитории радиостанции «Радио «Сибирь-Омск»

    Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования:

    1.                  Анализ научно-методической литературы.

    2.                  Наблюдение.

    3.                  Интервьюирование.

    4.                  Контент-анализ.

    5.                  Методы математической обработки данных.

    Метод анализа научно-методической литературы использован для определения современного состояния изучаемого вопроса, уточнения понятийного аппарата, формулировки объекта, предмета, цели и задач работы. Всего проанализировано 25 литературных источников.

    Метод наблюдения использован нами для получения представления о специфике работы журналиста на радиостанции.

    Метод интервьюирования применен для получения первичной информации: ответы на вопросы об отношении радиожурналистов к содержанию профессиональной деятельности. Было опрошено 14 журналистов - ведущих информационно-музыкальной радиостанции «Радио «Сибирь - Омск». Также было интервьюировано 315 слушателей данной радиостанции с целью оценки их тематических предпочтений.

    Контент – анализ использован для качественного и количественного анализа содержания новостных выпусков радиостанции «Радио «Сибирь». В ходе исследования определялась тематическая направленность новостей, периодичность выхода в эфир, содержание.

    Методы математической обработки данных применялись для анализа процентных соотношений, суммарных показателей, таблиц, диаграмм, полученных в ходе исследования.

    2.2 Организация исследования


    Исследование по теме квалификационной работы проводились поэтапно с 2004 по 2006 год. Весь объем исследований был выполнен на базе информационно-развлекательной радиостанции «Радио «Сибирь». Исследование включало три этапа.

    На первом этапе (сентябрь 2004 – май 2005 года) исследовалось содержание вопроса в литературных источниках. В результате изучения современной научной литературы и документов была конкретизирована цель исследования, сформулированы объект и предмет, задачи исследования.

    На втором этапе (сентябрь 2005 – апрель 2006 года), используя метод контент – анализа, изучено содержание тематики новостных выпусков, размещающих разные информационные блоки. На этом этапе исследовалось отношение радиожурналистов к содержанию их профессиональной деятельности. Изучались и анализировались особенности и специфика работы на радио.

    На третьем этапе (май 2006 – июнь 2006) анализировались, обрабатывались материалы, был подготовлен и оформлен текст квалификационной работы, мультимедийное сопровождение.

    Глава III. Изучение содержания и специфики профессиональной деятельности радиожурналиста на локальной информационно-музыкальной радиостанции

    3.1 Содержание и специфика работы журналиста в службе информации информационно-музыкальной радиостанции


              Каждый день огромному миру необходимо придавать «форму» и лепить его в виде моментального снимка – выпуска новостей с наилучшими историями, имеющимися в распоряжении журналистов. Редакторы сталкиваются с невероятным выбором между войной, идущей где-то заграницей, внутренним скандалом в больнице, демонстрацией в защиту прав животных и очередном витке европейских дебатов, разрывающем на части правительство. Выявить рейтинг значимости историй – непростая задача, решение никогда не бывает жестким и быстрым. История, которая выглядит весомой в один день, на другой день может оказаться слабой в сравнении с другими более значимыми событиями.

    Среди серьезных газет и вещательных компаний существует необыкновенное единодушие взглядов. Большинство газетных передовиц и выпусков новостей чаще всего рассказывают об одних и тех же событиях, рассматривая их как главные. Только в очень бедные новостями дни они все идут собственным путем в поисках темы. Во всей журналистике имеет место тенденция освещать одно и тоже лишь потому, что подобная деятельность укладывается в определение стереотипа.

    На телевидении настоящей проблемой является краткость выпусков, отсутствие времени на свежие подробности, получасовой выпуск может дать чуть больше чем обычный анонс. Большинство зрителей не хотят смотреть телевизор больше получаса и просто выключают его, если эта граница превышена.

    В газетной журналистике часто приходится выбирать между обращением к узкому кругу читателей, любящих «глубокие» статьи, и многими миллионами тех, кто предпочитает краткость.

    Четырехминутные новостные сюжеты как новостной жанр на радио – это своего рода искусство. Необходимо в отпущенное время дать максимум информации и при этом быть понятным. Несомненно, в отведенное время, можно выдать совсем незначительное количество информации, но в других случаях «говорящая картинка» или сильное интервью с места событий донесет до каждого слушателя знание истории гораздо эффективнее, чем печатное издание.

    В целом, считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это не случайно, поскольку именно радио более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; по мнению специалистов, процесс этот неизбежен. Слушатели таким образом являются активными участниками процесса, и задача радиожурналиста рассказывать о новостях, стимулируя тем самым воображение человека.

    Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое изложение события. В практике радиостанции используется такие названия, как «новость», «информация» и т.д., но суть при этом остается неизменной – рассказ о событии. Причем слово рассказ здесь играет не менее значимую роль, чем событие. О том, что происходит необходимо рассказывать, то есть излагать сообщение доступно так, чтобы подавляющее большинство аудитории могло воспринять информацию, понимая, о чем идет речь. В одной из классических теорий рекламы («рекламного поля») есть такое правило: уровень понятности сообщения должен быть, примерно, на десять пунктов ниже среднего индекса IQ того социального слоя, для которого оно предназначено. При этом сообщение не должно требовать усилий по запоминанию текста. Новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей, иначе нет смысла давать такую новость. Существует несколько другой подход, который заключается в необходимости считать, что слушатели также интеллигентны как авторы и дикторы и единственная разница между ними и слушателями состоит в том, что первый имеет доступ к большей информации, чем второй.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.