Редактирование краеведческой литературы на примере книги В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и женщины по уссурийской тайге в местах обитания тигров и леопардов"
Редактирование краеведческой литературы на примере книги В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и женщины по уссурийской тайге в местах обитания тигров и леопардов"
федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
"дальневосточный государственный
гуманитарный университет"
Филологический факультет
Кафедра издательского дела и
журналистики
Курсовая работа
Особенности редактирования
краеведческой литературы (на примере книги В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и
женщины по уссурийской тайге в местах обитания тигров и леопардов")
по специальности 030901 -
издательское дело и редактирование
Д.
Пустовойт, студентка
733 гр.
Научный руководитель:
доц. каф. изд. дела и журн.
В.И. Ремизовский
Хабаровск 2010
Оглавление
Введение
1. Ведущая роль редактора. Слагаемые
его деятельности
2. Общее и специфическое в
редактировании литературы о природе
2.1 Работа редактора над содержанием
литературного произведения
2.2 Проверка фактов. Выявление
фактических ошибок
2.3 Редактирование краеведческой
литературы
3. Редактирование краеведческой
литературы на примере произведения В. Свиридова "Многоточие. Путешествие
мужчины и женщины в местах обитания тигров и леопардов"
3.1 Описание книги
3.2 Рекомендации по исправлению
обнаруженных недочётов
Заключение
Список литературы
Введение
Издание любого типа может увидеть свет только при помощи редактора. Каким
бы грамотным и квалифицированным человеком, специалистом своего дела ни был
автор, его творение придет к читателю только тогда, когда частичку своего
труда, своей души, знаний и профессионального мастерства внесет в его работу
редактор. Теория и практика редактирования предусматривает как общие законы
работы над текстом, так и специальные правила редактирования произведений
различного типа.
Целью исследования является выяснение специфики работы редактора над
краеведческими изданиями, в частности литературы о природе.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
обозначить роль редактора в подготовке книги к печати, выявить основные
аспекты его деятельности;
выявить особенности литературы о природе в контексте редакторского
анализа:
рассмотреть особенности редактирования литературы о природе на примере
книги В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и женщины по
уссурийской тайге в местах обитания тигров и леопардов", предложить
вариант исправления выявленных недочетов.
Предмет данного исследования - краеведческая литература, в частности
литература о природе.
Объект - книга В. Свиридова, на примере которой рассматриваются
особенности работы редактора над литературой о природе.
1.
Ведущая роль редактора. Слагаемые его деятельности
Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в
обществе, удовлетворением читательских потребностей общества в целом и каждой
читательской группы в отдельности. Социальная роль книги определила то, что в
редакторской практике сочетаются разные виды деятельности. Поскольку редактор
работает с произведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и
материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет конкретные
цели - конечные и промежуточные. В зависимости от целей труд редактора может
быть познавательным, преобразовательным, ценностно-ориентационным и
коммуникативным. В редакторской практике в целом трудно выделить преобладающий
вид деятельности.
Познавательная деятельность редактора заключается в изучении
разнообразных литературных источников для повышения общеобразовательного и
профессионального уровня, расширения знаний о предмете, отраженном в
произведении. Редактор постоянно вынужден расширять границы своих знаний, иначе
его труд невозможен, ведь каждое литературное произведение - новое,
неповторимое, уникальное как результат творческого труда, и оно требует
глубокого изучения
"Преобразовательная деятельность связана с усовершенствованием
литературных произведений и выпускаемых изданий, редакционно-издательского
процесса, методики работы авторов, собственных приемов и методов труда,
книгораспространения" [4: 9]. В широком плане она предполагает
формирование общественного мнения по актуальным вопросам, повышение
общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателя.
Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при планировании
выпуска изданий, выборе тем, авторов, рецензентов, художников, при работе над
произведением, оценке и отборе материалов для публикации, при контактах с
читателями, работниками издательства, в процессе книгораспространения, в поиске
и выборе литературных источников, необходимых для работы.
Коммуникативная деятельность определяется прежде всего коммуникативными
функциями книги, организационными процессами, контактами с авторами, рецензентами,
читателями, работниками библиотек и книжной торговли.
Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготовкой издания
и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического
характера. Это разработка концепции издания, литературно-аналитическая работа
над произведением и аппаратом, творческие контакты с авторами, сотрудниками
издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой
редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производственной
ситуацией. Реальная производственная ситуация зависит прежде всего от исходного
качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в
момент поступления в издательство. Если произведение не требует существенной
редакторской обработки, то этапы его совершенствования исключаются.
Творческая сущность редакционно-издательских функций редактора
обусловлена творческой природой литературного труда, результатом которого
является литературное произведение, и сущностными функциями книги как источника
и средства интеллектуальной деятельности.
Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и
производственных процессов при работе над произведением и изданием, а также
всех видов контактов, существующих в книгоиздании. Цели и задачи
организационно-управленческих функций редактора зависят от того, с каким этапом
редакционно-издательского процесса они связаны и какие виды деятельности имеют
место в данный момент - интеллектуальные или производственные. В числе организационно-управленческих
задач - обеспечение внешнего рецензирования, помощи автору, планирование и
распределение работ в издательской группе, контроль и проверка выполнения
работ, корректировка производственных ситуаций, руководство издательским
процессом, консультация, внедрение и использование новых технических средств и
др.
Информационная функция обусловлена информационными аспектами всех видов
деятельности редактора. Прежде всего, они связаны с информационными функциями
книги - литературного произведения и аппарата. Все остальные информационные
задачи касаются как собственных исполнительских действий редактора (творческих
и производственных), так и всех действий в книжной сфере. Это библиографическая
работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизированного банка
данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и
др.
Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над
изданием. По существу они определены решением экономических проблем и проблем
представления и сбыта книги. Редактор, разрабатывая, например, концепцию
издания, опирается на исследования читательской аудитории и книжного рынка в
целом, а впоследствии с концепцией издания связываются иллюстрирование,
элементы оформления, полиграфического исполнения (Жарков, 2002).
Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и
взаимообусловленности.
2.
Общее и специфическое в редактировании литературы о природе
2.1
Работа редактора над содержанием литературного произведения
Содержание литературного произведения составляет все то, о чем пишет
автор. В разработке конкретной темы передается основной смысл, сущность
изложения литературного материала.
В литературном произведении отражаются фактуальные знания автора и его
отношение к излагаемым фактам, т.е. объективные и научные факты, в совокупности
объединяемые понятием <фактический материал>. Объективный факт - событие,
явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой
деятельности и сознания. Научный факт - это отражение объективного факта в
человеческом сознании (Жарков, 2002).
Работа над содержанием литературного произведения включает следующие
этапы:
разбор фактического материала;
характеристика и оценка разработки темы;
поэлементная характеристика и оценка фактического материала;
общая оценка содержания и идейного значения произведения.
Следует охарактеризовать и оценить разработку темы по актуальности,
оригинальности, соответствию виду и типу издания.
Актуальность произведения определяется социальными запросами общества,
потребностями читателей, нравственными ценностями человека.
Оригинальность произведения связана с собственно авторским материалом.
Поскольку литературное произведение - результат творческой работы автора,
степень его оригинальности обусловлена проявлениями авторского <Я> в
литературном труде. Авторское <Я> реализуется в разработке темы, в
содержании и форме произведения. Понятие <оригинальность> неотделимо от
понятия <новизна>. В оригинальном произведении правомерен и
заимствованный, компилятивный материал, который необходим автору, например, для
обоснования или иллюстрирования собственных оригинальных мыслей. Заимствованный
материал может быть и в ключевых положениях произведения, а оригинальность
работы будет выражена в аргументации автора. Оригинальными могут быть отбор и
компоновка компилятивных сведений.
Тема литературного произведения может быть актуальной, оригинальной в
конкретной разработке, но при этом публикации может не быть из-за того, что
произведение не соответствует видо-типологическим характеристикам издания.
Произведение может не подходить для издания по проблемно-тематической
направленности, по жанру, объему и другим особенностям. Когда оценивают
произведение с точки зрения соответствия планируемому изданию, учитывают также
и особенности отдельных элементов произведения. Например, наличие в
произведении сложных многокрасочных иллюстраций требует соответствующего
полиграфического исполнения издания и связано с определенными затратами, что
может отразиться на решении издателя о публикации (Беззубов, 2007).
Общая оценка разработки темы складывается из оценки ее актуальности,
оригинальности литературного материала и соответствия специфике издания.
Анализ и оценка содержания произведения связаны с его объемом и качеством
в их взаимозависимости. Определенная разработка темы предполагается в пределах
соответствующего ей разумного объема. Если объем не соответствует конкретной
разработке темы, это отражается на качестве произведения. Недостаточный объем
не позволяет раскрыть тему полно, в произведении могут быть большие логические
разрывы, непонятные фрагменты. "Чрезмерный объем приводит к тому, что в
произведении появляются вопросы, которые выходят за пределы темы, не связаны с
ней или связаны косвенно, изложение материала бывает растянутым, многословным.
При чрезмерном или недостаточном объеме встречаются и многие другие недостатки
произведения" [1: 202].
Произведение рассматривается с точки зрения полноты раскрытия темы в
пределах целесообразного, возможного и запланированного объема. Целесообразный
объем максимально соответствует конкретной разработке темы, характеристикам
произведения (виду литературы, жанру, авторскому плану) и издания (целевому
назначению, читательскому адресу и характеру информации). Гармоничное целое,
каким представляется окончательный вариант произведения и издания, невозможно,
если не будет найден целесообразный объем для конкретной разработки темы
применительно к задуманному изданию (Беззубов, 2007).
Возможный объем публикации зависит от сложившихся типовых характеристик
издания, имеющегося исходного литературного материала, экономических,
производственных и других условий. Например, планируется выпуск, очередного
сборника научных статей (объем предыдущих выпусков известен). Цель сборника -
показать состояние исследования ряда научных проблем. Зная работы ученых в
данной области и представляя модель будущего издания, редактор может определить
целесообразный средний объем одной публикации. В последующем по результатам
обсуждения материалов с авторами, научным редактором, научными консультантами и
другими специалистами объем публикаций при необходимости уточняется и
вырисовывается общая картина, позволяющая предвидеть минимальный и максимальный
объем статей и плановый объем сборника, приближенный к целесообразному.
Тема произведения должна быть раскрыта в целесообразном объеме достаточно
полно. Полнота раскрытия темы - один из критериев оценки ее разработки.
Необходимо рассмотреть, во-первых, отдельные тематические направления в
пределах общей формулировки темы и, во-вторых, материалы, относящиеся к каждой
отдельной теме, т.е. разработку каждой отдельной темы.
Сначала редактора интересует материал, из которого складывается тема в
самом общем плане, на самом общем уровне - на уровне самых крупных частей и,
соответственно, самых крупных тематических направлений (ключевых в разработке
темы). Он анализирует этот материал и оценивает его полноту с точки зрения той
или иной направленности в общей разработке темы. Не представляя в целом, в
каком ракурсе разработана тема, нельзя судить о полноте фактического материала
в целесообразном объеме (Антонова 2002).
Целесообразная степень полноты раскрытия темы обусловливается следующими
факторами:
авторским замыслом (планом);
наличием исходного материала;
степенью изученности предмета;
новизной и оригинальностью фактического материала;
видом литературы;
жанром произведения;
логикой развития темы;
необходимостью аргументации и использования примеров;
использованием в каждом случае определенных речевых структур:
повествований, описаний, рассуждений.
Для определения качества фактического материала литературного
произведения, выявления достоинств и недостатков содержания, обоснования его
оценки используется комплекс критериев оценки: соответствие теме,
достоверность, точность, новизна, научность, уместность, яркость,
выразительность, наглядность, доступность. Указанная последовательность
критериев оценки не случайна. Она определяет порядок работы с фактическим
материалом, предполагая в первую очередь решение тех вопросов, без ответа на
которые последующий анализ нецелесообразен или невозможен. При таком порядке
учитывается взаимосвязь критериев оценки. Как правило, исключаются возвращение
к предыдущей стадии работы и выполнение повторных операций из-за методических
просчетов. Например, не следует оценивать яркость, выразительность, наглядность
фактов, не убедившись в их достоверности. В свою очередь, нужно учитывать, что
уровень научности работы зависит от степени новизны материала, доступность - от
уровня научности, наглядности, выразительности и других особенностей
произведения (Жарков, 2002).
Правильные выводы о качестве фактического материала возможны только при
учете всех критериев оценки. При этом предполагается, во-первых, установить
соответствие фактов конкретной разработке темы, во-вторых, выявить фактические
ошибки и неточности, в-третьих, определить степень соответствия точности,
новизны, научности, уместности, яркости, выразительности, наглядности,
достоверности фактического материала характеристикам произведения и издания, а
затем обосновать вывод о качестве содержания произведения.
2.2
Проверка фактов. Выявление фактических ошибок
Способы проверки фактического материала весьма разнообразны. Это
осмысление содержания, логический анализ, предполагающий установление реальных
связей и отношений между фактами, а также комментирование, аргументация,
сопоставление, сравнение фактов и многие другие операции, которые являются
серьезной умственной работой. Это и подсчеты, и сверка материалов с
авторитетными источниками, требующие главным образом внимательности,
сосредоточенности, исполнительности.
Проверить весь фактический материал произведения невозможно, поэтому
необходимо ориентироваться на наиболее важные фрагменты и выделять в первую
очередь те элементы произведения, где наиболее часто встречаются фактические
ошибки частного характера и вероятны концептуальные ошибки. Для такой
ориентации нужно иметь в виду логическую содержательную значимость отдельных
фрагментов и их реальную значимость для читателя.
В качестве объектов повышенного внимания редактор выделяет отдельные
элементы текста, в которых наиболее вероятны фактические ошибки. К таким
элементам следует отнести: неаргументированные, некомментированные формулировки
и положения, высказывания общего плана, общеизвестные сведения, исторические и
другие события, слова указательного рода и слова, влияющие на смысл
высказывания или решающие для смысла, подписи к иллюстрациям, ссылки всех
видов, цитаты, термины, определения, цифры, даты, фамилии, названия, единицы
величин (Гаранина, 1990).
Поскольку концентрация внимания человека имеет свои ограничения,
требуется осознанно регулировать процесс работы, сосредоточиваясь в нужное
время. Из большого числа элементов произведения следует выделить главное, что
нуждается не только в тщательной проверке, но и должно быть под контролем на
всех стадиях работы, так как ошибки здесь не могут в значительной степени не
отразиться на качестве произведения в целом.
Обязательной проверке подлежат цифры, даты, фамилии, названия, цитаты,
отдельные житейские реалии. Их проверяют независимо от содержательной
значимости. Проверка отдельных частных материалов по литературным источникам
является в большей степени работой младшего редактора, помощника редактора.
Фактические ошибки и неточности появляются на разных этапах работы над
произведением и при подготовке издания. Они связаны, во-первых, с работой
автора, как творческой (созданием произведения), так и технической
(перепечаткой, правкой после перепечатки), во-вторых, с редакционной обработкой
материала и созданием издательского оригинала (при редактировании, перепечатке
авторского оригинала, внесении авторской правки в издательский оригинал,
переносе правки из одного экземпляра в другой, на всех стадиях работы на
компьютере), в-третьих, с типографскими процессами (набором, корректурной
правкой, особенно с переносом из авторского в рабочий экземпляр, типографской
правкой и другими типографскими работами).
Зная причины фактических ошибок, редактор может максимально
сосредоточиться на определенных производственных операциях
Причины фактических ошибок в авторском оригинале обусловлены процессами
творческого труда. Нередко бывает так, что вслед за автором ошибки повторяет
редактор. Поэтому очень важно, чтобы редактор имел в виду возможные ошибки
автора, предвидел их и концентрировал внимание на соответствующих фрагментах
произведения и этапах анализа.
Страницы: 1, 2
|