МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные подходы к организации работы СМИ

    Интегрированная редакция

    Следующий вид – это конвергентная, или интегрированная редакция. Такая редакция объединяет все новостные потоки, проходящие на всех технологических платформах, на уровне планирования и производства, тем самым обеспечивая контентом все информационные каналы. В редакции такого типа нет одного человека, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещение новостей на печатной и цифровой платформах лежит на плечах главы определенного тематического отдела.

    Концепция основана на том, что «владелец» темы лучше всех знает, как правильно выстроить структуру новостной истории, в зависимости от специфики информационного канала, и какой формат для нее лучше выбрать. Нет понятий «мы» или «они», нет конфликтов между различными людьми или командами в штате по поводу того, как и где лучше изменить, преломить угол взгляда на новостную историю. Только «владелец» истории решает, на каком аспекте стоит заострить внимание, когда это нужно сделать и в каком именно формате историю нужно подать.

    В 2006 году Telegraph Group в Лондоне начала всестороннюю программу преобразования традиционной редакции в интегрированную, занимающуюся производством контента для печатных и цифровых видов медиа (см. рис. 8).


    Рисунок 8


    Telegraph Group выпускает национальное качественное издание тиражом около 880000 экземпляров, воскресную газету тиражом 670000 экземпляров и несколько журналов. С начала 2007 года ежедневная и еженедельная газеты так же, как сайт с веб-телепрограммой и подкастами планируются и выпускаются в одном помещении, площадь которого 6500 кв. метров. Прежние исключительно печатные журналисты теперь активно работают для сообщества и блогов на сайте Telegraph, социальные услуги на интернет-платформе непрерывно расширяются.

    В центре ньюсрума третьего типа находится NewsHub – то, что называют «центром новостей». Специализированные отделы с их редакторскими и производственными командами расположены вокруг центра. Создание контента происходит в различных отделах журналистами. Примерами интегрированных редакций можно назвать Wall Street Journal, The Observer, The Guardian в Великобритании, Nottingham Evening Post, составляющая Northcliffe Media Group.

     

    1.5 Переосмысление функций и задач работы журналиста


    Безусловно, такие масштабные изменения приводят к переосмыслению функций и качеств журналиста. Конечно, журналист должен так же ясно излагать свои мысли, четко структурировать текст, готовить информационный фон для истории. Он так же остается мастером слова, но теперь должен обладать новыми навыками.

    Концепция «супер-журналист»

    Традиционные журналисты все еще подразделяют себя на «газетчиков», «телевизионщиков», «радийщиков», «фотожурналистов». Но в условиях стремительно развивающейся тенденции конвергенции целесообразнее задуматься не о различиях, а о том, что объединяет все типы журналистов. У журналистов всех специализаций схожие принципы сбора, обработки и распространения информации, которая интересна и необходима аудитории. Работая в объединенной редакции, журналистам необходимо избавиться от принципа «мы против них», от парадигмы вражды между представителями разных видов СМИ. Веди пишущие журналисты работают бок о бок с телевизионными, фотожурналистами, «радийщиками». Объединяющей единицей является текст, над которым работают схожими методами. Текст – это объединяющее начало для всех видов СМИ.

    Несмотря на то, что некоторые исследователи настаивают на том, что журналист должен оставаться специалистом в своей сфере, безусловно, имея представление о том, как работают его коллеги в других областях, большинство сегодня продвигают идею «универсального журналиста» или «супер-журналиста» как основную рабочую единицу современной медиасреды.

    Что есть «универсальный журналист»? Универсальность заключается не только в умении обращаться с фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном, писать тексты для разных видов СМИ. Главное качество «универсального» медиапрофессионала – это умение быстро определять, в каком формате лучше подать тот или иной информационный продукт. Чтобы иметь четкое представление о том, какой контент, когда и где лучше подать, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контент определенного типа создается. То есть, он должен уметь снимать видео, монтировать сюжеты, писать текст, записывать аудио-подкасты, работать с блогами, чтобы собрать как можно больше информации и максимально раскрыть суть новостного повода. Конечно, необязательно владеть техникой фото- и видеосъемки в совершенстве, достаточно взаимодействовать с тем редактором, у которого это лучше всех получается. Журналисту важно именно мыслить мультимедийно.

    Журналисту надлежит создавать контент в том формате, в котором ему удается лучше всего, и который максимально подходит для освещения конкретного информационного повода. Так, скажем, на сайте издания размещается новость, сопровождаемая аудио- и видео-файлами, а в печатной версии издания – газетная статья с глубоким анализом и комментариями экспертов. Использование различных типов информационных каналов для освещения одного события – основная черта работы объединенной редакции.

    Возьмем для примера редакцию Daily Telegraph. Журналист посещает событие, пишет заметку для газеты, где размещает блок с призывом посетить интернет-сайт издания. На сайте читатель находит более развернутый, чем в газете, репортаж, снабженный фотографиями и видео с места события, а также аудио-комментарии журналиста и очевидцев. Таким образом, читатель получает информацию о событии в полном объеме – он читает, смотрит и слушает.

    Консультант по он-лайн журналистике и медиа Пол Брэдшоу также предлагает идею мобильного журналиста (mobile journalist – MoJo), который выполняет свою работу за пределами офиса. По его словам, «мобильный журналист должен быть в дороге постоянно, постить (загружать) новости в Twitter, транслировать видео прямо с телефона, публиковать нередактированное аудио с места действия[17].

    С ним соглашается и журналист Чак Майрон: «Это более умный способ ведения бизнеса. Вместо того чтобы сидеть в редакции и ждать звонка, я в поле, в центре событий. И при этом не пропускаю важных звонков, как если бы отошел до ксерокса в офисе, потому что мобильный телефон у меня в кармане. Технологии сделали людей более мобильными, журналистика должна реагировать»[18].

    Таким образом, основное отличие «универсального журналиста» от традиционного в том, что первый должен быстро определить оптимальный формат для подачи информационного продукта. Нужно владеть хотя бы начальными навыками работы с техникой, обладать техникой интервью, уметь подбирать факты и данные, обрабатывать фото-, аудио- и видеоматериалы, писать тексты для газеты, телепрограммы, радиопередачи.

    Итак, что должен уметь «универсальный журналист», работающий в объединенной редакции:

    ·   Писать новости для он-лайн ресурсов;

    ·   Делать видео-репортажи;

    ·   Загружать аудио-подкасты в интернет;

    ·   Снимать фотографии, обрабатывать их, загружать в интернет;

    ·   Слать новостные сообщения по СМС;

    ·   Быстро печатать на компьютере;

    ·   Искать информацию в интернете;

    ·   Пользоваться числом программ, в том числе уметь передавать информацию через Wi-Fi прямо в выпуск, в номер, на сайт;

    ·   Вести блоги;

    ·   Отбирать факты и данные;

    ·   Работать практически круглосуточно.

    В условиях перемен журналиста, безусловно, должны волновать вопросы этики. Он должен опираться на свои моральные принципы и быть способным быстро принимать верные с точки зрения этики решения. Поэтому на первый план выходят такие качества, как гибкость ума, разностороннее образование, глобальное видение проблемы. Необходимо расширять понятие журналистики, ее задач и методов их решения. У журналиста всегда была возможность рассказать свою историю наилучшим образом. А в условиях конвергенции эти возможности расширяются. Как выражается Дитмар Шантин, директор международного образовательного центра для редакций будущего IFRA Newsplex, конвергенция – «это не более чем ящик с инструментами. Вы все те же журналисты, исследующие, находящие хорошие истории, подготавливающие их к тому, чтобы люди могли их прочитать, но сейчас у вас в распоряжении гораздо больше инструментов, чтобы лучше рассказать историю»[19]. Талантливый журналист должен уметь играть сильными сторонами каждого вида СМИ, избегая риска столкнуться со слабыми.

    Также журналисту нельзя упускать из виду то, что контент на различных технологических платформах подается по-разному. То, что может быть вынесено в еженедельник, совсем не подходит для он-лайн газеты или аудиосюжета. Ведь для аудио важно передать атмосферу так, чтобы у читателя сформировался визуальный образ происходящего. Для видео важно прокомментировать то, что не попало в кадр, текстовый материал необходимо писать по правилам «перевернутой пирамиды». Таким образом, журналист на месте события должен собрать максимум информации, чтобы можно было подготовить материал в любом формате.



    2. Новые роли журналистов и редакторов в объединенной редакции


    Для оптимизации работы, в объединенной редакции у журналистов и редакторов появляются новые роли. Одна из наиболее важных – редактор потока новостей (Newsflow – интеграция всех рабочих процессов в сборе, обработке и подаче информации аудитории). Редактор потока новостей занимается отбором наиболее важных и актуальных новостных поводов. После отбора он распределяет работу журналистов, учитывая профессиональные качества каждого. К примеру, если определенную новость лучше всего проиллюстрировать с помощью видеосюжета, редактор отправит на место события того журналиста, который лучше других владеет навыками работы с видеокамерой, но, в то же время, сможет создать и качественный текстовый материал. Главное отличие редактора объединенной редакции от редактора традиционного – это так же умение мыслить различными форматами и сразу определять, как какое событие лучше представить аудитории. Поэтому в объединенной редакции очень важны горизонтальные связи, чтобы журналисты могли сами оперативно взаимодействовать с редактором.

    Так, например, издательская группа The Telegraph Group переехала в 2006 году в новое помещение, центральная редакция которого объединяет журналистов, готовящих печатную и интернет-версию газеты. Репортеры и сотрудники из всех других отделов размещаются на первом этаже и вместе работают над производством контента для веб-сайта, ежедневного и воскресного выпусков газеты. Объединение сотрудников в одном рабочем месте улучшило коммуникацию меду начальниками и подчиненными.

    Редакция The Guardian тоже переехала в новое здание и команды, готовящие интернет- и печатную версию издания, располагаются одна за другой.

    А вот у The Times есть сомнения по поводу создания единой команды, которая находится и работает в одном помещении: «Мы не хотим следовать примеру The Telegraph Group, − говорит Энн Спаксмэн, редактор интернет-версии издания. Она объясняет это тем, что веб-сайт требует от редактора непрерывного внимания, а если рядом будут еще работать другие люди, то редактор сайта не сможет уделять должного внимания сайту. С этим мнением согласен и редактор сайта FT.com, Джеймс Монтгомери, который тоже считает, что команда журналистов, занимающаяся обновлением контента на веб-сайте, должна быть отделена от других сотрудников.

    Очень важна в объединенной редакции роль редактора, ответственного за конкретную новостную историю. Это человек назначается редактором контент-группы и руководит всеми рабочими процессами по созданию определенной истории. В его функции входит координация членов штата, работающих над определенным информационным продуктом: журналиста, дизайнера-верстальщика, фотографа и т.д.

    В то время как «универсальный журналист» работает на месте события, в редакции работают специалисты-помощники, работающие над дополнительной информацией. Это может быть инфографика, фотографии из архива, статистика, факты для предыстории и т.д. Консультант по он-лайн журналистике и меди Пол Брэдшоу называет эту роль добытчиком данных (Data Miner)[20].

    Еще одна новая роль в объединенной редакции – редактор контента, сформированного читателями. Его задача – контроль, обработка информации, поступающей на интернет ресурс издания от внешних пользователей. Конечно, ставка на пользовательский контент увеличивает роль сотрудников редакции: на них лежит ответственность за обработку полученной информации, ее грамотное оформление и использование. Но и игнорировать блоги пользователей тоже нельзя. Мониторинг блогов позволяет сделать срез интересов аудитории.

    Например, Нина Курьята-Стасив, главный редактор интернет-газеты «Сейчас», говорит о планах ввести в ньюсруме новую роль – модератора читательского контента: «В интернет-газете «Сейчас» совсем скоро запустится новый сервис, о котором я узнала во время обучения на программе «Журналистика цифрового будущего». Суть его – в том, что каждый пользователь нашего интернет-ресурса сможет нам прислать свою информацию, которой он захочет поделиться с другими читателями газеты. Например, фотографии необычных происшествий, которые он увидел по дороге на работу, или новость о том, что где-то образовалась дорожная пробка и лучше туда сейчас не ехать. Для этого будет достаточно мобильного телефона, с которого можно будет позвонить в редакцию, прислать свою новость на электронную почту или сбросить фото и видео с места происшествия. На обновленном сайте газеты «Сейчас» будет отдельный блок «Читательская колонка», куда будут попадать эти новости»[21].

    В той же интернет-газете «Сейчас» появилась роль редактора мультимедийного контента. Он занимается выпуском новостей с видео и аудио, делает фоторепортажи. Благодаря этому, по словам главного редактора, у издания появилась возможность просматривать видео в материалах абсолютно разных жанров.

    Консультант по он-лайн журналистике и медиа Пол Брэдшоу называет эту роль редактор-агрегатор (Aggregator-Sub). В его функции входит сбор информации (агрегация), отбор полезного и релевантного материала (фильтрация), публикация (социальные закладки и блоги), избежание конфликтов с законодательством[22].

    1.     Проблемы внедрения «новой философии» профессии

    Футурист Эстер Дайсон писала, что цифровые технологии сделают доступным пониманию буквально все. Стремительно растущее количество каналов связи открывает доступ к бесконечному потоку информации. Поэтому очередным испытанием для современных журналистов становится фильтрация информации и использование надежных источников одновременно с отказом от ненадежных[23].

    Эксперт в области творческого мышления, Эдвард Де Боно, также писал о переизбытке информации в современном мире, о необходимости информацию фильтровать: «Зачастую мы не думаем о том, что нужная нам информация не всегда достоверна. Это происходит потому, что мы доверяем информационным ресурсам, таким как газеты, и потому что невозможно всегда проверять все то, что мы узнаем. Если вы, являясь поставщиком информации, собираетесь исказить факты, то должны очень серьезно задуматься о своей репутации. Вы не должны себе позволять даже маленьких погрешностей, которые могут выдать вашу недобросовестность. Иногда мы не можем сказать сразу, правдивы или нет какие-то утверждения или факты, но нужно помнить – всегда есть возможность проверки сведений»[24]. Таким образом, важным моментом в переходе от традиционного журналиста к «универсальному» становится обработка новостей. Возрастает роль журналиста как провайдера контекста и смыслового фона.

    Возможно, в будущем изменятся и стили письма, в зависимости от потребностей аудитории. Два наиболее вероятных жанра: очень короткие сообщения (срочные новости в режиме он-лайн и новостные дайджесты на газетных полосах) и обширные тексты (журнальные статьи и исследовательские материалы). Обширные тексты станут наиболее популярной, с точки зрения информативности, формой, но только в том случае, если аудитория будет готова посвятить чтению достаточное количество времени. Конечно, литературная журналистика хороша, но для быстрых репортажей журналист должен уметь писать по принципу «перевернутой пирамиды», акцентируя внимание публики на самых основных моментах новостной истории. Опыт синтеза и анализа поможет журналисту будущего остудить бурление информационного потока вокруг себя и сжать историю до сотни слов.

    Некоторые исследователи относятся к возможности полноценной реализации идеи «универсального журналиста» достаточно скептично. В рамках секции, посвященной конвергентному развитию медиа, конференции «i-СМИ» некоторые участники заявили, что создать «универсального журналиста» невозможно. Александр Леонтьев из «Известий» рассказал, что он лично видел только одного «универсального журналиста». Это случилось в небольшой деревушке в Дании. Из леса вышел человек, обвешанный гаджетами, и признался, что «очень устал». А это был все лишь сельскохозяйственный корреспондент.

    Очевидно, что на рынке таких кадров, как «универсальный журналист» практически нет. Значит, встает вопрос о самостоятельном обучении и подготовки штата редакции. Исходя из того, что создание качественного контента требует новых специалистов и новых навыков у журналистов, многие издания сегодня активно внедряют различные тренинговые программы, направленные на обучение традиционных журналистов-газетчиков навыкам подготовки мультимедийного контента.

    Но здесь возникает проблема. На переходном этапе к интегрированной подаче новостей издатели сталкиваются с сопротивлением «традиционных журналистов». В основном, это, конечно, связано с выработанной годами привычкой работать определенным образом. В таком случае, решением может стать убеждение, персональная работа с каждым членом штата, элемент мотивации. Сегодня и в России, и за рубежом после объявления о переходе к интегрированной системе работы сотрудникам дают выбор: либо они учатся работать по-новому и им окажут помощь, либо им следует искать новую работу. Для примера, газеты The Guardian, The Times, The Sun, Manchester Evening News попытались не навязывать нововведения сотрудникам, а работать с добровольцами. Редактор сайта The Guardian Unlimited отмечает, что «с волонтерами было очень легко работать: не нужно никого принуждать». В Manchester Evening News уже достаточно много добровольцев, которые захотели получить навыки создания мультимедийного контента и согласились работать за те же деньги, несмотря на повышение квалификации и новые обязанности.

    Журналистов из Manchester Evening News посылают на переобучение в Центр мультимедийной интернет-журналистики и конвергенции при Университете Южной Каролины (Newsplex multimedia and convergence centre at the University of South Carolina). Они также получают мультимедийные навыки, проходя курсы при Манчестерском канале (Channel M).

    Следующий важный пункт касается качества интегрированного информационного продукта. Естественно, что на начальном этапе не стоит ждать фотографий и видеороликов качества, хотя бы близкого к тому, что могут предоставить опытные операторы и фотографы. С другой стороны, по истечении необходимого времени, «универсальные журналисты» выучатся и смогут предоставлять контент высокого качества. И тогда может возникнуть кризис на рынке труда традиционных профессий. Потому что необходимость в традиционных фотографах и операторах у СМИ нового поколения практически отпадет. А за ту долю услуг, которая будет необходима в любом случае, развернется конкурентная борьба. Таким образом, кризис кадров на одном рынке неизбежно приведет к кризису на другом. Фотожурналисты и операторы столкнуться с необходимостью приспосабливаться к конвергенции и работать в новом режиме. В противном случае, они просто не смогут существовать на рынке.

    С другой стороны, вполне возможно, что фотографы и операторы сохранят свои позиции в других жанрах. Ведь «универсальный журналист» сможет оперативно дать визуальный материал, но не создаст конкуренцию в профессиональной съемке. По мнению Марка Веббера, заместителя редактора сайта Тhe Sun Online, журналист не обязательно должен «иметь в одной руке ручку, а в другой камеру – это различные специализации, и в каждой есть свои специалисты». С этой позицией согласны и в The Guardian, где, несмотря на то, что журналисты из газеты имеют некоторые навыки создания аудио- и видеоматериалов, все равно прибегают к помощи профессионалов-телевизионщиков, так как быть «универсальным журналистом», одновременно владеющим навыками подготовки текстовых, видеоматериалов, достаточно сложно.

    Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что концепция конвергенции успешно реализуется мировыми изданиями. Сегодня любое СМИ распространяет информационный продукт на нескольких платформах в разных форматах: аудио, видео, текст, инфографика. Интегрированная система работы позволяет изданиям удовлетворить потребности аудитории, которая хочет:

    ·                   Видеть, слышать, читать одновременно и оперативно получать максимум информации;

    ·                   Получать информацию там, где удобно, тогда, когда хочет и на том носителе, который будет под рукой;

    ·                   Она хочет простого выбора между форматами подачи новостей;

    Таким образом, объединенная редакция поставляет информацию потребителю, следуя принципу «пяти А»:

    ·                   Any volume

    ·                   Any time

    ·                   Anybody

    ·                   Anywhere

    ·                   Anything

    Поэтому, чтобы соответствовать запросам аудитории, СМИ меняют схему освещения событий: из последовательной она превращается в параллельную. Таким образом, схема подачи новостей примерно такая:

    ·                   Первоначальный текст;

    ·                   Параллельно поиск статистики, информации по смежным событиям в архивах;

    ·                   Параллельно подготовка фотоконтента;

    ·                   Подготовка видеоконтента;

    ·                   Параллельно создание инфографики на тему.

    В итоге, каждая новостная история превращается в кубик с гранями, каждая из которых символизирует определенный формат истории. Редакция производит некий контент, который затем можно легко видоизменить в зависимости от требований аудитории.

    Как реализуется производство контента российскими изданиями, мы рассмотрим в следующей главе на примере ведущих деловых изданий России «Ведомости», «КоммерсантЪ» и «РБК Daily», перешедших на интегрированную систему работы.




    Список использованных источников и литературы

    1.         М.В. Луканова. Текст СМИ и конвергенция / Политическая лингвистика. – Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – С. 205–214

    2.         Б.Н. Лозовский. Журналистика: краткий словарь. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

    3.         Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования: cб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий; под ред. И.И. Засурского. – МГУ, 2007

    4.         А.И. Черных. Мир современных медиа; [сост. сер.: В.В. Анашвили, А.Л. Погорельский; науч. совет: В.Л. Глазычев и др.]; М.: Территория будущего, 2007

    5.         Медиа. Введение: учеб. для вузов по гуманитарно-социальным специальностям и специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» / А. Бриггз [и др.] пер. с англ.; под ред. А. Бриггза. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005

    6.         Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / А. Калмыков, Л. Коханова. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005

    7.         Журналистика в стиле он-лайн: использование Internet и других электронных ресурсов / Р. Рэддик [и др.] пер. с англ.; под ред. и предисл. Е.П. Ворониной. – М. Национальный институт прессы Вагриус, 1999

    8.         А.Р. Багаутдинов. Конвергенция: подходы, мнения и реальность // Мультимедийная журналистика Евразии – 2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5–6 декабря 2007 года. – Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2007

    9.         Я.Н. Засурский. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. – 1999. – №1.

    10.    Э. Де Боно. Шесть фигур мышления. – СПб.: Питер, 2010

    11.    The philosophy behind the integrated newsroom [Электронный ресурс] – URL: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006.

    [2] Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004.

    [3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Perspectives on Multimedia: Communication, Media and Information Technology by Robert Burnett (Editor), Anna Brunstorm (Editor), Enders G. Nilsson (Editor). – Wiley, England, 2004. P.2

    [5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Политическая лингвистика. - Вып. 20. - Екатеринбург, 2006

    [8] Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования. Сборник Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. Под ред. И. Засурского. МГУ 2007

    [9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] По данным #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] #"#_ftnref18" name="_ftn18" title="">[18] #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] #"#_ftnref21" name="_ftn21" title="">[21] #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Esther Dyson Release 2.0: A Design for Living in the Digital Age

    [24] Эдвард Де Боно. Шесть фигур мышления. Питер, 2010


    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.