МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Спортивный комментарий как жанр

    29 сентября состоялась трансляция международной встречи по футболу на Кубок Европы между сборными командами Болгарии и Франции (из Болгарии), а 15 декабря по 1 пр. в 21.30 из Швеции - хоккейного матча СССР - Швеция.01 декабря 1963 г. по 2 пр. в 22.10 вышла программа "Курс на Инсбрук" (о подготовке сборной по хоккею в ОИ).

    Первое телевизионное освещение Олимпийских Игр состоялось в 1964 году. Но если Зимние Олимпийские Игры в Инсбруке, на которых работали в основном по радио комментаторы Н. Озеров, В. Демушкин и корреспондент в ГДР А. Светличный, на телевидении были представлены лишь фрагментарно, в информационном варианте, то летние Игры в Токио уже были представлены в эфире достаточно широко. Впервые через спутник телепередачи распространялись телеорганизациям, включая СССР. В Токио работала уже достаточно представительная группа корреспондентов и комментаторов: Н. Озеров, Ш. Мелик-Пашаев, Н. Еремина, В. Набутов В. Семенов, Г. Саркисьянц, А. Овсянников. Советское телевидение включилось в мировую глобальную телесистему.

    В 1964 год введена новая информационно-музыкальная программа "Маяк".В. Писаревский выступил первым из своих коллег со спортивным обозрением в первый день начала вещания радиостанции "Маяк" ("Спортивный выпуск "Маяка").

    Первая развернутая трансляция соревнований по фигурному катанию состоялась в 1965 году, когда в Москве проходил чемпионат Европы.

    Многочасовые репортажи этого достаточно нового и незнакомого вида спорта вел Г. Саркисьянц. Ему, как специалист, помогал мастер спорта и судья международной категории С. Кононыхин, завоевавший впоследствии широкую популярность как комментатор этого вида спорта.

    В 1968 году проведены прямые телевизионные и радио трансляции Зимних Олимпийских в Гренобле. Из Мехико многочасовые трансляции на СССР шли в цветном изображении, которое у нас только внедрялось.

    Качественный скачок в тематическом спортивном вещании произошел с созданием 4 программы, вещание которой началось 4 ноября 1967 год, где отделу спорта Главной редакции пропаганды Центрального телевидения было выделено два, а позднее три дня в неделю для выпуска передач таких постоянных рубрик, как "Мастера советского спорта", "Мастера зарубежного спорта", "Клуб 4-х коней", "Человек и спорт." Состав группы возглавлял старший редактор А. Ратнер. В нее входили редактор Я. Дамский, режиссеры П. Исаков, В. Сускин, асс. реж. Р. Панина, И. Дорфман (Бубнова). Первой в эфир вышла передача "Клуб 4-х коней " (9 ноября). "Клуб 4-х коней" придумал гроссмейстер Д. Бронштейн и он начал вести передачу. Два-три выпуска провел гроссмейстер А. Суэтин. С 1967 года редактор Я. Дамский - мастер спорта по шахматам, начал вести передачу и вел ее до 71 г., когда практически все передачи после прихода С.Г. Лапина были сняты с эфира.

    Передача "Братья Знаменские" открывала цикл "Мастера советского спорта". Авторами сценариев передач выступали многие известные спортивные журналисты (чаще всего неудачно) А. Кулаков, С. Попов, Б. Хавин, М. Марин, В. Васильев. Передача об американском боксере Кассиусе Клее стала одной из лучших.

    1969 год: 5 января состоялся первый выпуск телевизионной передачи "Спортивная панорама" (авторы и ведущие А. Галинский и С. Кононыхин).30 минутная публицистическая ежедневная передача на первой программе, в которой работали сразу два ведущих, открывала, как отмечено в сборнике "Телестадион", принципиально новый цикл передач. Она в корне отличалась от предшествовавших ей рубрик тем, что в ней отсутствовала информация, уже всем давно известная. "Спортивная панорама" пришла на смену "Спортивной неделе". Она была рассчитана на широкий круг телезрителей и не столько на знатоков и специалистов спорта, сколько на болельщиков, на тех, кому нравится сама спортивная борьба и все, что сопутствует ей. Передачи с Олимпиады 1972 года из Саппоро отличались фантастическим звуковым оформлением картинки, микрофоны располагались в самых невероятных точках лыжной трассы, хоккейной площадки и т.д. Аппараты замедленного повтора, различные спецэффекты, информационное заполнение экрана дополняли панораму спортивных событий. Олимпийские Игры в Мюнхене телезрители могли видеть по первой программе ЦТ в 12 часов дня и в 21 час.30 мин. Примерный объем вещания - около пяти часов в сутки. По радио репортажи о финальных соревнованиях Олимпиады шли по программе "Маяк" А открытие и закрытие транслировались по первой программе. "Спортивные дневники" можно было слушать в 12 час.10 минут, а в 18 час.40 минут и в 23 часа по радиостанциям первой программы.

    Советское телевидение впервые организовало в записи, из-за разницы во времени, трансляции встреч советских хоккеистов с канадскими профессионалами, которые совпадали по срокам с Олимпиадой и проводились в Монреале и Торонто.

    Трансляции Олимпийских Игр из Мюнхена и встреч хоккеистов СССР и Канады велись в цветном изображении.

    Интересен тот факт, что в "начале 70-х годов в Советском союзе работало около 90 млн приемных радиоустановок и 40 млн телевизоров. Размеры программ советского радиовещания на тот период составляли около 1 тыс. часов в сутки и телевидения - более 1 тыс. часов, то есть за каждые 24 часа передается свыше 3 тыс. разнообразных политических и художественных программ"[3].

    Телевидение и радио в уже установившемся формате (прямые трансляции и специальные выпуски "Дневник Олимпиады") рассказывало об Олимпийских Играх 1976 года из Инсбрука и Монреаля.

    1979 год: Центральным событием этого года стала VII Летняя Спартакиада народов СССР.21 июня 1979 года ЦТ и ВР трансляцией торжественного открытия начали рассказ об этих крупнейших в истории спортивных играх.10 тысяч советских спортсменов и 2, 5 тысячи зарубежных участников из 84 стран приняли в ней участие. С 21 июля по 5 августа 1979 года ежедневно по первой программе в 8 час.40 минут выходил "Дневник Спартакиады". В 16.00 телезрители имели возможность смотреть часовую спортивную программу, основу которой составляли прямые репортажи. В 21.40 после программы "Время" спорт вновь выходил в эфир.2 часа отводилось показу Спартакиады по 4 - ой программе. Ход соревнований широко освещался в программе "Время" и в выпусках "Последних известий" всесоюзного радио и на "Маяке" Дважды в день выходили репортажи на "Маяке". Общее время теле - и радио программ составило около 200 часов.

    В феврале 1979 года внимание было приковано к хоккейным матчам сборной СССР с командой хоккеистов НХЛ. ЦТ полностью транслировало эти встречи из-за океана.

    На телеэкране появилась новая развлекательная программа о международной олимпийской спортивной лотерее. Первый тур состоялся 19 июля 1978 года и транслировался по Интервидению.

    19 июля 1980 года трансляцией торжественного открытия Игр ХХ11 Олимпиады в Москве Советское телевидение и радио начали более чем двухнедельный спортивный рассказ об этом важнейшем спортивном событии. Олимпиада-80 не имела себе равных по использованию электронной аппаратуры. На спортивных аренах Москвы, Таллина, Ленинграда, Киева и Минска было установлено 280 телевизионных камер. К началу Олимпиады в Москве в Останкине вступил в строй новый телерадиокомплекс, решение о строительстве которого было принято Советом Министров СССР 8 декабря 1975 года. Было образовано 19 постоянно действующих телевизионных бригад, которые осуществляли трансляции закрепленного за ними вида спорта. Бригада монтажа и выпуска программы обеспечивала ее прохождение в эфир. Для проведения всей этой сложнейшей работы были собраны силы из многих союзных республик, ведущих телестудий Российской Федерации.

    10 ноября 1980 года состоялся первый выпуск передачи "Футбольное обозрение". Его провели В. Перетурин и Н. Озеров. Перетурин был автором идеи этой программы и ее постоянным руководителем. Передача выходила в эфир 19 лет по первой программе ЦТ. ОРТ, освобождаясь от "наследия" прошлых лет, заменила название передачи и ведущих. Но идея "Футбольного обозрения" по-прежнему актуальна, несмотря на смену декораций и названия. Сейчас на первом канале выходит программа "На футболе с Виктором Гусевым".

    18 августа 1984 года ЦТ вело из Лужников в Москве прямой репортаж о торжественном открытии международных спортивных состязаний "Дружба - 84". Эти соревнования и, соответственно, их многочасовые теле, - радиотрансляции были организованы как ответ на Олимпийские Игры в Лос-Анджелесе (США), которые бойкотировали спортсмены соцстран. Конечно, эти состязания не могли стать и не стали равноценной заменой Олимпийским Играм.

    6 января 1985 года Вторая общесоюзная программа провела первую передачу ритмической гимнастики.

    В 1988 году телевизионные и радиотрансляции с Олимпийских Игр в Калгари (Канада) и Сеуле (Республика Корея).

    Начиная с 6 апреля 1989 года, по второй программе начала выходить новая спортивно-публицистическая программа "Арена", которая готовилась два раза в месяц. Время для передачи было отведено с 19.00 до 21.00 с перерывом на передачу "Спокойной ночи, малыши". В первой программе была страница об истории спорта и зарождении профессионализма, дискуссия между Г. Каспаровым и С. Бубкой на тему "спорт и личность". В очерк о судьбе Игоря Петрова из города Николаева, который лишился ноги во время службы в армии, была поднята тема спорта среди инвалидов. В студии работал многоканальный телефон, что обеспечивало обратную связь со зрителями. Передача выходила в эфир и в 1990 году, но уже в другом временном формате, так как продолжительность программы в 2 часа эфирного времени было не достоинством, а ее существенным недостатком.

    Результатом совместной деятельности Гостелерадио, Госкомспорта и американской компании "Тернер бродкастинг систем" стало проведение в Москве (1986г), в Сиэтле (1990 г), в Ленинграде (1994 г) Игр Доброй воли.

    Телевизионное освещение спортивных соревнований после 1991 года проходило уже в новых условиях существования отдельных самостоятельных компаний. РГТРК "Останкино" сумело в этот период сохранить высокий творческий потенциал. На высоком уровне были проведены передачи с Олипийских Игр в Альбервиле и в Барселоне (1992), в Лилле-хаммере (19 94 г), поскольку корреспонденты сумели выйти за пределы спортивных событий Олимпиады, во всей полноте рассказать о ее культурной программе, восприятии Олимпийских событий ее многочисленными гостями. Впервые Президент Международного Олимпийского Комитета Хуан Антонио Самаранч дал развернутое интервью во время Олимпийских Игр в Барселоне главному редактору С. Кононыхину.

    Значительным достижением стали трансляции в 1992-95 годах нового футбольного супертурнира "Лиги чемпионов". РГТРК "Останкино" вывело на экран трансляции и такого престижного события в мире мотоспорта, как ралли Париж - Дакар, на которых присутствовали наши корреспонденты О. Максименко и А. Малявин. В октябре 1992 года начала выходить новая информационная программа "Спортивный Уикэнд" (руководитель программы О. Максименко). Программа, отличавшаяся динамизмом, разнообразием тем и материалов, репортажами корреспондентов непосредственно с места событий, стала заметным явлением телевизионной спортивной журналистики. В этот период велся поиск молодых сотрудников. Путевку в телевизионный эфир получили К. Выборнов, В. Топильский, В. Гусев, А. Голованов, которые и сейчас успешно работают в эфире. 1996 год, в который была ликвидирована РГТРК "Останкино", стал во многом годом разрушения не только редакции спортивных программ, берущей свое начало с первых репортажей радио, но и школы профессионального мастерства, традиций и воспитания журналистских кадров. Начался новый этап в работе радио и телевидения[4].

    Стоит отметить, что важнейшей ступенью эволюции трансляций является появление крупного плана. Теперь спортсмены приближены к зрителю. Кроме того, именно с появлением в этот момент новым смыслом и новой жизнью наполняется комментаторская ирония. Отпадает необходимость пафосно говорить что "трудно передать словами радость футболиста имярек, забившего го-о-о-ол". Зритель теперь это и сам все видит. Очевидно, на фоне всех этих событий эволюционирует сам метод комментирования. Комментатор превращается в собеседника, которому не приходится на протяжении, допустим, всего футбольного матча пересказывать происходящее на поле. Освободившееся время он может потратить именно на комментирование игры, анализ каких-либо действий футболистов или в целом их выступления в сезоне.

    Отмечу, что не смотря на появление интернета, телевизионный спортивный комментарий по-прежнему занимает лидирующие позиции. Сегодняшний метод комментария - можно назвать "беседой". Журналист представляется, знакомит зрителя с участниками спортивной баталии и в течение определенного периода времени общается со зрителями. Он уважительно обращается к зрителям на "Вы" и периодически погружает их в действие, предлагая им погрузится в происходящее или привлекает внимание.

    Например: "Вы только посмотрите!!!", "Посмотрите, что он делает!!! Давайте посмотрим на повторе этот потрясающий гол".

    Современный комментарий представляет собой накапливание наблюдений. Комментатор направляет зрителя, если он в этом нуждается, и собеседует, если он и сам все понимает. Комментатор, в силу своей профессии должен обладать хорошей памятью. Он следит за перемещением каждого игрока по полю, накапливая наблюдения, которые затем анализирует и сообщает о своих выводах зрителю.

    В одном из своих интервью Василий Уткин сказал, что плохого хорошего комментатора отличают оценки идущие впереди наблюдений. А у хорошего комментатора оценок может совсем и не быть. Потому что оценку зритель может дать и сам.

    "Всегда можно оценить: зрелищность; сюжетную завязку; вероятность того или иного продолжения матча в рамках этого сюжета (прогноз). В этом есть элемент игры. Оценивать же игрока надо только в том случае, если не сделать этого уже нельзя. Потому что он не заканчивает свою карьеру, в следующей игре ты продолжишь свое наблюдение, которое и является абсолютной ценностью в комментарии, а оценка - ценность преходящая, зачастую конъюнктурная и на самом деле вообще почти никогда она не ценность"[5].


    1.3 Спортивный комментарий - современный период


    Люди так называемого поколения NEXT, дети рожденные в XXI веке с трудом могут представить время, когда телевизор был редкостью, а компьютеры занимали целые комнаты. Новый век немыслим без интернета. В него погрузилась значительная часть нашей жизни. Люди нового поколения живут с девизом "яндекс - найдется все", а не "БСЭ - найдется все". Сидя на работе, с помощью интернета я могу следить за рядом событий в мире в режиме реального времени. Это позволяют сделать он-лайн трансляции. В последнее время они стали популярными и в спортивной среде.

    В настоящий момент он-лайн-спортивный комментарий находится в некотором зачатке, когда когда-то в свое время телевизионный. Мы снова возвращаемся к отсутствию картинки. Человек видит только короткие сообщения комментатора. Чаще всего это только информация о лидерах, которая не дает детальной картины происходящего. Как правило, интернет-комментарий появляется на сайтах спортивных каналов, как вариант для тех, кто оказался вдалеке от телевизора. Сейчас они рассматривают такой спортивный комментарий только как вариант. Разовьется ли он в отдельное самостоятельное направление - покажет время. Большая часть комментаторов это люди телевизионной эпохи, как говорилось ранее, эволюция жанра связана с развитием технических возможностей средств массовой информации.

    1.4 Профессия сегодня глазами комментаторов


    Комментарий жанр интересный и сложный. Представителей этого жанра достаточно много, а лучших зрители знают поименно. В этой главе я собрала мнения и высказывания наиболее ярких представителей сегодняшнего спортивного комментария, мастеров своего дела, которым приходилось работать с великими людьми прошлого, и которым предстоит передать свои навыки комментаторам будущего. Все они по-разному пришли в комментирование большого спорта, по-разному относятся к своему делу.

    Образование:

    Виктор Гусев: высшее, переводчик-референт английского и французского языков.

    Юрий Розанов: неоконченное высшее (ушел с 5-го курса МЭИ).

    Василий Уткин:

    Дмитрий Губерниев: высшее, Институт физкульутры.

    Комментирует с…

    Виктор Гусев - с 1993 года.

    Юрий Розанов - с 1996 года.

    Василий Уткин:

    Дмитрий Губерниев - с 1997 года.


    1.5 О спортивном комментарии


    Виктор Гусев: "Комментатору в работе необходимо хорошее зрение для того, чтобы увидеть все, что происходит на поле. Когда ты сидишь в комментаторской кабине "Лужников", то смотришь на все происходящее практически с высоты птичьего полета. Есть, конечно, маленький монитор, но на нем та же картинка, которую видит зритель. А ты комментируешь происходящее на поле, иногда сверяясь с монитором лишь для того, чтобы знать, что в данный момент показывают зрителю. Комментатору не всегда видны номера и фамилии игроков, и ты должен угадывать всех, так что приходится это делать даже по прическе. Я не знаю, у какого телевизора сидит тот или иной зритель - может у маленького телевизора с плохим изображением из-за слабого приема сигнала - поэтому моя задача сделать так, чтобы каждый себя чувствовал так, как будто он находится в самой лучшей ложе на стадионе. Для этого зрителю все время нужно знать кто с мячом. Потом на это можно накладывать все что угодно - рассуждения, анализ, какие-то шутки. Ты должен быть в курсе того, что происходит на скамейке запасных, что учудили зрители, кто готовиться выйти на поле, как ведет себя тренер, следить, сколько минут добавлено к первому тайму. Должен всему уделить внимание, ничего нельзя упускать"[6].

    Юрий Розанов - "российские спортивные комментаторы работают на достаточно высоком уровне, и уж, по крайней мере, в основном соответствуют тем ожиданиям, которые возлагают на них именно российские болельщики. Они достаточно компетентны в своих суждениях, мобильны, умеют выходить из затруднительных ситуаций. Из по настоящему затруднительных, а не из тех, которые кажутся затруднительными, например, американцам. Впрочем, я вовсе не хочу сказать, что абсолютно все иностранные комментаторы намного хуже российских"[7].

    Василий Уткин: "Ею могут многие заниматься, но серьезно - лишь единицы. Сложность ее заключается в импровизации - ты должен видеть, что и где происходит, и в любой момент найтись. А другая сложность в том, что надо понимать: зрителю нет дела до комментатора, всех интересует только то, что на поле. Комментатор должен знать свое место"[8]. "Но справедливости ради хочется сказать, что школа в этом ремесле отсутствует. Ведь, например, если говорить о том, что в дипломах именуется "списком литературы", то на эту тему выходили лишь одна брошюра в 60-х годах и мой цикл публикаций лет шесть тому назад. И все. Ни в одной из газет или журналов, в высказываниях телевизионных критиков вы не найдете ничего на тему спортивного комментария. Нам, как и всем, необходимо отношение к цеху извне. А у нас есть лишь отношение болельщиков, которое зачастую чрезмерно эмоционально и не имеет ничего общего с профессиональной оценкой. Между тем спортивный комментарий включает в себя все телевизионные умения. Мы - те немногие, кто сегодня работает в прямом эфире"[9].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.