Средства массовой информации в сети Интернет
Средства массовой информации в сети Интернет
Введение
«Средства массовой
информации в сети Интернет – тема по нынешним временам неисчерпаемая. Не только
потому, что предмет обсуждения обширен, как Вавилонская библиотека, но еще и
потому, что всякий, кто по этому поводу высказывается в нашем отечестве,
предлагает, как правило, свою собственную, особую точку зрения на вопрос.
Причем у многих, в общем-то, серьезных и последовательных людей эта точка
зрения периодически меняется...»
Антон Носик, создатель
интернет-проектов
Действительно, споры о
том, можно ли приравнивать Интернет к традиционным СМИ не умолкают. В.В.
Ворошилов отмечает, что «конец двадцатого столетия ознаменован возникновением
уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации –
глобальной компьютерной сети “Интернет”»[1]. Ученый
говорит о появление нового носителя информации, который стал доступен разным
слоям населения и превратился в СМИ.
С развитием глобальной
сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой
информации. Если еще каких-то десять лет назад всемирную паутину рассматривали только
как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения
нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала
компьютерная сеть. Миллионы людей давно получают информацию из сети. А с
приходом мирового экономического кризиса многие жители Европы перестали
покупать печатную продукцию и перешли на чтение интернет-изданий. Вместо
традиционного чтения свежей утренней газеты за чашечкой кофе европейцы давно
пересели за компьютер.
За время своего
существования у электронных изданий появилось много новшеств, Интернет стал
доступнее, а вместе с ним и новости их него, роль журналиста сильно изменилась.
Это я и хочу рассмотреть в своем реферате.
Что такое интернет-СМИ? Юридический статус
Вопрос об определении
и юридическом статусе интернет-СМИ поднимался не раз. Председатель
Центризбиркома Вешняков во время декабрьских выборов 1999 года в Думу
неоднократно заявлял, что средством массовой информации является вся глобальная
компьютерная сеть. Однако спустя несколько месяцев 23 марта 2000 года избирком
неожиданно изменил свою позицию: в официальном ответе ЦИК на запрос от Фонда
эффективной политики признается существование «сайтов, размещенных в глобальной
компьютерной сети Интернет, которые не являются средствами массовой информации
в смысле Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»».
На парламентских
слушаниях «О правовом регулировании использования сети Интернет в Российской
Федерации» в Москве заместитель министра печати Андрей Романченко поставил под
сильное сомнение существование таких сайтов русского интернета, которые не
являлись бы средствами массовой информации с точки зрения государственного лицензирования.
Исключением стали «личные страницы». Замминистра печати особо подчеркнул, что
регистрации в качестве СМИ подлежат не только все информационные страницы в
сети Интернет, но и серверы электронной коммерции. Причем для
интернет-магазинов заместитель министра обещал установить повышенный
регистрационный сбор, приравняв их к рекламным изданиям. Выступление
замминистра было воспринято слушателями как конспект постановления, которое в
ближайшее время определит политику Минпечати в области интернета. С того
выступления прошло больше года, и никто из официальных представителей МПТР не
возвращался к теме поголовной регистрации всех российских страниц интернета в
качестве СМИ. Не состоялась даже весьма логичная с виду попытка собрать
регистрационный сбор с онлайновых магазинов. «Нельзя, разумеется, исключить,
что такие попытки будут сделаны в будущем, однако на сегодняшний день
официальные российские власти никак не сформулировали своей позиции по вопросу:
что считать СМИ в интернете, и каковы тут могли бы быть возможные критерии
оценки»[2], -
резюмирует Антон Носик.
Начиная с 1996г., ряд
онлайн-изданий получил регистрационное свидетельство СМИ в Минпечати. Стоит
отметить интересную деталь: до 2000 года в свидетельствах, выдаваемых
Минпечатью, в качестве типа издания указывалось «иное» (в смысле — не газета,
не радиостанция, не информагентство и не телеканал). С развитием частой
практики регистрации интернет-изданий в качестве СМИ, слово «иное» из
свидетельств исчезло. Вместо него появился термин «электронная газета». Термин
появился, а дальше процесс определения СМИ не продвинулся. «Единых рекомендаций
по соблюдению интернет-изданиями ст. 29 Закона о СМИ «Обязательные экземпляры»,
по нашим сведениям, сегодня не существует — хотя с технической и финансовой
точки зрения речь идет о вопросе крайне непростом и потенциально болезненном.
Нигде внятно не сказано, в каком виде интернет-СМИ могут и должны депонировать
свои «выпуски» в оговоренных законодателем хранилищах: идет ли речь о бумажной
распечатке (тонны дорогостоящей принтерной бумаги), о ежедневной отсылке дискет
по пяти адресам (дополнительный расход тысяч человеко-часов и долларов в год
для каждого издания), или все же МПТР готово принимать тексты на хранение по
имеющимся у этого ведомства интернет-каналам...», - отмечает Носик в книге
«Интернет для журналиста». Необходимость выработать единые технические нормы
размещения и распространении информации важна для самих онлайновых СМИ, нежели
регулирующих чиновников. Неясности, связанные со ст. 29, являются более чем
удобным поводом при случае уличить интернет-СМИ в несоблюдении действующего
федерального законодательства.
«По общему правилу
интернет-сайт не является средством массовой информации, но в тоже время закон
не запрещает и не ограничивает возможность добровольной регистрации
интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.
Такой вывод можно сделать на основании юридического заключения, данного
Кафедрой ЮНЕСКО», - говорится в статье «Российской газеты» от 25 августа 2008г.
Российское
законодательство активно использует термин «сайт» в кодексах - Лесном, Водном,
Земельном и Градостроительном, а также в Кодексе Российской Федерации об
административных правонарушениях. Но единственным нормативным актом, дающим
легальное - на уровне регионального законодательства - определение понятия
«сайт», является закон города Москвы от 31.03.2004 № 20 «О гарантиях
доступности информации о деятельности органов государственной власти города
Москвы». В ст. 2 значится: «Официальный сайт органа власти - совокупность
информационных ресурсов, размещаемых в соответствии с законом или решением
соответствующего органа власти в интернете по определенному адресу, опубликованному
для всеобщего сведения». Не трудно сделать вывод, что для регионального
законодателя сайт - это некая совокупность информационных ресурсов.
Стоит ли говорить, что
и само понятие «информационный ресурс» также не имеет полноформатного
легального определения на уровне федерального законодательства. Ранее оно
закреплялось в ст. 2 федерального закона от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об
информации, информатизации и защите информации", но в настоящее время
данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона от 27.07.2006
№ 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите
информации" (далее - Закон об информации), в котором определение понятия
"информационные ресурсы" дается лишь косвенно, и только применительно
к государственным информационным ресурсам. В п. 9 ст. 14 говорится: "Информация,
содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся
в распоряжении государственных органов сведения и документы являются
государственными информационными ресурсами".
Следовательно, в
правовом смысле интернет-сайт как информационный ресурс представляет собой
совокупность информации, содержащейся в той или иной информационной системе и
находящейся в распоряжении обладателя информации, то есть лица, самостоятельно
создавшего информацию либо получившего "на основании закона или договора
право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по
каким-либо признакам" (ст. 2). Однако даже поверхностный взгляд на
реальное содержание современных интернет-сайтов позволяет утверждать, что
практика намного обогнала законодателя и в нынешних условиях следовало бы
определять сайт более широко - как "совокупность определенным образом
формализованных объектов".
Понятие средства
массовой информации исчерпывающим образом определяется в ст. 2 закона
Российской Федерации от 27.12.1991 "О средствах массовой информации"
(далее - Закон о СМИ). Здесь указано: "под средством массовой информации
понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой
информации". Очевидно, что Интернет-сайт не является ни печатным изданием,
ни радио-, теле-, видеопрограммой, ни кинохроникальной программой. Может ли он
быть признан иной формой периодического распространения массовой информации?
Ответ на этот вопрос требует анализа ст.ст. 23 и 24 Закона о СМИ.
Правовая природа иных
форм периодического распространения массовой информации определяется в ст. 23
"Информационные агентства" и ст. 24 "Иные средства массовой
информации" Закона о СМИ. Может ли Интернет-сайт обладать правовым
статусом информационного агентства? На этот вопрос следует ответить
отрицательно, поскольку, согласно ч. 1 ст. 23 Закона о СМИ на информационные
агентства "одновременно распространяются статус редакции, издателя,
распространителя и правовой режим средства массовой информации". Очевидно,
что статусом редакции, издателя или распространителя может обладать лишь
субъект права, но никак не объект правовых отношений, каким только и может
являться сайт как совокупность информации. Другое дело, что сайт может принадлежать
информационному агентству, как любой другой объект правовых отношений. Однако в
этом случае сам сайт не становится иной формой периодического распространения
массовой информации, а следовательно не приобретает правовой статус средства
массовой информации.
Если же рассмотреть
Интернет-сайт в контексте положений ст. 24 "Иные средства массовой
информации" Закона о СМИ, то следует прийти к следующим выводам.
Часть первая ст. 24
Закона о СМИ закрепляет: "Правила, установленные настоящим Законом для периодических
печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения
тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и
(или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств
массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных
сообщений, материалов, изображений". Очевидно, что данная норма к
интернет-сайту не может быть применена, поскольку интернет-сайт не имеет ни
тиража, ни продукции, распространяемой "в виде печатных сообщений,
материалов, изображений". Сообщения и изображения, составляющие содержание
интернет -сайта, не имеют печатной формы: они визуализируются только на экране
компьютера, благодаря чему любое лицо может иметь доступ к ним "в
интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".
Не применимы к
интернет-сайтам и положения ч. 2 ст. 24, которая гласит: "Правила,
установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в
отношении периодического распространения массовой информации через системы
телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное". С одной
стороны, функционирование интернет-сайта может быть интерпретировано как
периодическое распространение массовой информации через телекоммуникационную
сеть. Такое толкование подкрепляется содержащимся в п. 9 ст. 2 Закона об
информации определении понятия "распространение информации" как
действий, направленных "на получение информации неопределенным кругом лиц
или передачу информации неопределенному кругу лиц".
С другой стороны, ч. 7
ст. 2 Закона о СМИ дает принципиально иное определение понятия
"распространение продукции средства массовой информации", которое
определяется как "продажа (подписка, доставка, раздача) периодических
печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-,
телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ". Конечно,
сайт может иметь копии, но вряд ли их число достигнет когда-либо одной тысячи
штук. За исключением Интернет - сайтов, с помощью которых осуществляется
интернет-вещание, все остальные сайты очевидно не подпадают под приведенное
выше определение. В то же время п. 2 ст. 4 Закона об информации устанавливает,
что "правовое регулирование отношений, связанных с организацией и
деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации".
Следовательно, определение понятия "распространение информации" должно
применяться в сфере массовой информации только в той части, в которой оно не
противоречит Закону о СМИ.
Таким образом,
интернет-сайт по определению не может считаться "иным средством массовой
информации", а следовательно, требование к владельцу интернет-сайта в
обязательном порядке регистрировать его как средство массовой информации не
основано на Законе о СМИ, который только и устанавливает обязательность
регистрации средств массовой информации.
Сказанное выше не
исключает, а, напротив, предполагает возможность добровольной регистрации
интернет-сайта как средства массовой информации по заявлению его владельца.
Исходя из ч. 1 ст. 7 Закона о СМИ, любой гражданин, объединение граждан,
предприятие, учреждение, организация, государственный орган вправе учредить
средство массовой информации для распространения массовой информации в любой не
запрещенной законом форме. Поскольку создание интернет-сайтов не запрещено
законодательством, постольку в этом вопросе каждый свободен в самостоятельном
выборе меры своего правомерного поведения. Если создатель Интернет - сайта
желает, чтобы на его информационный ресурс был распространен правовой режим
средства массовой информации, то он должен направить в уполномоченный
государственный орган заявление о регистрации данного средства массовой
информации в соответствии со ст. 8, 10 Закона о СМИ.
Вывод о том, что
интернет-сайт по общему правилу не является средством массовой информации,
подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации. В
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 3 от 24.02.2005
"О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а
также деловой репутации граждан и юридических лиц" сказано: "Под
распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию
граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в
печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных
программах и других средствах массовой информации, распространение в сети
Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи,
изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях,
адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе
устной, форме хотя бы одному лицу". Очевидно, что "распространение в
сети Интернет" указывается здесь обособленно от распространения сведений в
СМИ, тем более что распространение информации в сети Интернет может
осуществляться не только посредством ее размещения на том или ином сайте, но
также через электронную почту, ICQ и т.д.
Более того, в
постановлении Пленума специально обращается внимание судов на то, что "в
случае, если не соответствующие действительности порочащие сведения были
размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном
законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска
о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться
нормами, относящимися к средствам массовой информации". Следовательно,
интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его
добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы.
Впрочем, перспективы
строительства отношений между властями и онлайновыми СМИ куда больше, чем от
любых юридических казусов, зависят от масштабов и степени влияния
интернетовской отрасли на общественную жизнь. А для оценки этих параметров — и
перспектив их изменения в будущем — имеет смысл обратиться к истории создания
интернет-СМИ в России.
массовая
информация журналист
Новые возможности
Сетевое издание
открывает новые возможности в распространении информации и установлении
контакта с аудиторией. Одной из основных характеристик сетевых СМИ выступает
оперативность и быстрота обновления информации. Процесс появления информации в
традиционных СМИ по сравнению с интернет-изданиями довольно сложен и требует
значительно больше времени. К примеру, газета, прежде чем попасть в руки
читателя проходит длинный путь: необходимо составить макет будущего номера,
верстку, отправить в печать. У сетевых СМИ эти проблемы не стоят, наполнение
сайта может проходить в любое время. Наряду с постоянно обновляемой информацией, некоторые рубрики
остаются статичными. Некоторые издания совмещают в себе все три возможных
варианта содержания информации:
-произвольное
обновление: по мере подготовки материала;
-обновление с
установленной периодичностью: сайт обновляется в определенный момент, например,
ежедневно или еженедельно;
-перманентное
обновление: новости и сообщения размещаются на сайте сразу по мере поступления
из информационных агентств, от корреспондентов или репортеров.
Среди новых
возможностей, предоставляемых сетевыми СМИ, выделяются.
Объем памяти и архив данных
Помимо актуальной
информации, на сайтах сетевых СМИ имеется архив новостей за несколько месяцев и
лет. Для удобства читателей архив оснащен поиском, позволяющим находить
редакционные материалы, упорядоченные по датам, темам и отделам. Архив
способствует росту качества продукта журналистики, внося прозрачность в корреспонденции.
На поиск необходимой информации затрачивается несколько от нескольких секунд до
минуты. Чем правильнее будет сформулирован запрос, тем эффективнее будет работа
по поиску нужных документов.
Архивы особенно
эффективны для новостных изданий в сети. Расширяясь, они формируется в довольно
полезные ресурсы, доступные в любое время. Данные из архива могут предоставить
необходимые сведения для журналистского расследования.
Интерактивность
У читателя есть
возможность в реальном времени взаимодействовать с интернет-изданием. При
желании можно оставить свой комментарий к статье, пожаловаться на неточность
информации или написать письмо в редакцию.
Пользователь
онлайн-газеты может участвовать в исследовании банков данных и архивов, опросах
и голосованиях, проводимых на сайтах, а также загружать игры и программы.
Потребитель,
взаимодействующий с редакцией, самый очевидный пример которого – письма по
электронной почте журналистам, чтобы поделиться своим мнением или для получения
дальнейшей информации. Потребитель, взаимодействующий с потребителем. Например,
использование досок объявлений на веб-сайтах, которые позволяют читателям
обмениваться взглядами. Это может обеспечить дополнительную перспективу и наполнение
исходному материалу. Потребитель, который сам может быть поставщиком информации
– с развитием сетевых СМИ, некоторые читательские голоса становятся все более
авторитетными, делая существенный вклад в основное содержание.
Страницы: 1, 2
|