МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Становление газеты "Нью-Йорк Таймс" как общенационального издания

    Чтобы представить себе, насколько смело, если не сказать прожектерски, выглядел с подобными декларациями Окс в обстановке полнейшего засилья в стране прессы, делавшейся по пулитцеровско-херстовским рецептам «желтого журнализма», достаточно будет добавить, что к этому времени «Нью-Йорк таймс» выходила всего 19-тысячным тиражом. И это тогда, когда «Нью-Йорк уорлд» имела тираж 600 тыс. экземпляров (два выпуска – утренний и вечерний), а «Нью-Йорк джорнел» – 430 тыс.

    И все-таки Окс сдержал свое слово. Благодаря его исключительным дарованиям «Нью-Йорк таймс» сумела доказать, что возможно и в Америке создать газету «для людей, которые думают» и в то же время достичь крупного тиража и изведать один из выдающихся финансовых успехов в современной прессе.

    Начался неуклонный подъем этой газеты, (см. рис.):



    25 тыс. экз., 75 тыс., 82 тыс. (1900 год), 121 тыс. (1905 год), 192 тыс. (1910 год) и 343 тыс. экз. (1920 год).

    Если «Нью-Йорк таймс» получила от рекламы в 1898 году 2,4 млн. долларов, то рекламные доходы от нее составили 6 млн. долларов в 1905 году; 7,6 млн. долларов в 1910 и 23,4 млн. – в 1920 году.

    Таким образом, в лице «Нью-Йорк таймс» концепция «высокого журнализма», отстаивавшаяся Оксом, восторжествовала, оправдав надежды издателя на достаточно широкие круги читателей, заинтересованных в ней. И в то же время газета регулярно помещала «все новости».

    В 20-х годах прошлого века газета продолжила свое развитие, благодаря Артуру Хейзу Сулцбергеру.

    Артур Хейз Сулцбергер родился в 1891 году в Нью-Йорке, окончил Колумбийский университет (1913 г.), участвовал в 1-й мировой войне в чине лейтенанта-артиллериста. В 1917 г. Сулцбергер женился на единственной дочери А.С. Окса. В 1919 г. после окончания армейской службы Сулцбергер стал штатным сотрудником газеты, а в 1935 г. – ее владельцем. Возглавляя затем фактически единолично издание газеты более четверти века, он сумел превратить «Нью-Йорк таймс» в один из самых авторитетных и влиятельных печатных органов в мире. Такой успех был достигнут верностью традициям, заложенным его предшественником (оперативность и непредвзятость сообщаемой информации и ответственность за ее достоверность), и привлечением новых широких кругов читателей из среды деловых людей и интеллигенции новшествами, введенными им самим, – резким увеличением объема информации по проблемам экономики и финансов, искусства и литературы, а также аналитическими обзорами и высокопрофессиональными комментариями важнейших событий. Формально уйдя в 1961 г. в отставку, Сулцбергер назначил своим преемником зятя, О. Драйфуса, и только после его внезапной кончины – своего сына Артура Окс Сулцбергера.

    Артур Окс Сулцбергер (родился в 1926 г., Нью-Йорк) журналистскую карьеру начал в 1952 г. репортером-стажером в газете отца. Спустя год покинул ее, чтобы самостоятельно поработать в провинции (газета «Милуоки Джорнал», штат Висконсин), некоторое время был корреспондентом «Нью-Йорк таймс» в Лондоне, Париже и Риме. С 1955 г. Сулцбергер входит в центральный аппарат газеты в Нью-Йорке и участвует в руководстве издательским и финансовым отделами. Издателем и владельцем газеты стал в 1963 г. В условиях резко обострившейся в этот период конкуренции в средствах массовой информации ему удалось не только сохранить и упрочить репутацию газеты, но и обеспечить резкое увеличение ее тиража за счет привлечения значительных читательских кругов в Америке и на других континентах. Особенно импонировала читателям твердая установка Сулцбергера на независимую позицию газеты по всем проблемам национальной и мировой политики, высокая компетентность ее оценок и прогнозов структурных сдвигов в ведущих отраслях мировой экономики, а также пристальное внимание к науке, религии, спорту, женскому движению, новым явлениям и именам в музыке, литературе, театре и др. Он осуществил коренную реорганизацию громоздкого редакционного и всех вспомогательных аппаратов газеты, объединил редакции ежедневных выпусков и воскресного приложения, обеспечил одновременный выход газеты во всех штатах и многих зарубежных странах.

    О ведущих позициях газеты говорит такой факт: средний объем каждой нью-йоркской газеты в 1925 году составлял 42 полосы ежедневно, «Нью-Йорк таймс» состоял из 90 полос. В типографии «Нью-Йорк таймс» в то время работало 1800 рабочих, в редакции 616 сотрудников, в конторе 953 чел., в правлении 84 чел., всего 3453 чел. Типографское оборудование менялось каждые 5 лет. Основной капитал акционерного общества «Нью-Йорк таймс» составлял на тот момент 20 млн. долларов.

    Межвоенное двадцатилетие закрепило окончательно и бесповоротно господствующее положение рекламы в журналистике США, особенно в газетной прессе. Если в 1923 году из общей суммы денежного дохода всех американских газет, составившей 1,2685 млрд. долларов, на долю подписки и розницы пришлось только 361,575 млн. долл., т.е. около 28% этого оборота (этой суммы не хватало даже на оплату стоимости бумаги, краски и других материалов), то рекламные поступления принесли прессе около 794 млн. долларов или 72% от общего дохода (этот уровень поднялся до 74% в 1927 году) В среднем, реклама занимала 60% печатной площади газет. Большое внимание рекламе естественно уделялось и в «Нью-Йорк Таймс». Так в 1930 году одна страница в воскресном приложении к «Нью-Йорк таймс» стоила 4 тыс. долларов.

    Появление и параллельное существование радиовещания, стремительно развивавшегося, нисколько не замедлило роста периодической печати в 1920–1930 годы. Его влияние на газетную прессу сказалось больше всего в том, что американские газеты оказывали все большее внимание радиопередачам. Газета «Нью-Йорк таймс» отвела в июне 1922 года 40 колонок для ежедневной радиоинформации.

    В 1950–1960 годы американские газеты переживали серьезный кризис. В 1962 году в Нью-Йорке насчитывалось семь крупных ежедневных газет общей и политической информации на 14 млн. человек населения. А к концу 1960 годов их осталось всего три, после того как в середине 1960 годов из-за непреодолимых финансовых трудностей перестали выходить, наряду с другими, «Нью-Йорк геральд трибюн» и «Нью-Йорк уорлд телеграмм энд сан». В числе оставшихся газет была и «Нью-Йорк таймс». В конце 1960 годов наибольшее число американских читателей выразили свое доверие к следующим газетам: «Уолл-стрит джорнел» (55%), «Нью-Йорк таймс» (36%), далее шли «Вашингтон пост» и «Лос-Анджелес таймс».

    Как уже отмечалось выше, в XX в газета преуспела во многом благодаря новой подаче материалов из самых разных областей. Так например с 5 января 1929 года газетой был введен индекс деловой активности, который стал рассчитываться еженедельно.

    Индекс деловой активности «Нью-Йорк таймс» – это взвешенный сложный индекс наиболее важных и надежных систем отраслевых индексов, для расчета которых возможно быстрое получение данных за истекшую неделю. Индекс состоял из пяти главных компонентов:

    грузовые ж.-д. перевозки,

    сталелитейное производство,

    выработка электроэнергии,

    производство строительного картона

    и производство пиломатериалов.

    Деловыми кругами индекс был признан «нормальным», т. к. базовые периоды его компонентов изменяются. Сезонные уточнения в нем производятся по всем компонентам, кроме металлургии, а по стали и электричеству выявляется соответствие долговременным тенденциям. Показатели, отражающие колебания цен, не используются; берутся только те, в которых выражены фактические физические объемы производства. Статистические наблюдения по каждому компоненту производятся в нем по различным дням недели и объединяются в воскресном индексе, публикуемом вместе с соответствующим графиком, дающим более полную картину.

    Другой пример: в начале XX в «Нью-Йорк таймс» уделял постройке небоскребов – уникальных зданий для того времени. Так 18 января 1914 года Нью-Йорк Таймс пишет: «Новое Equitable Building, работы по рытью котлована под фундамент которого, практически закончены, будет покоиться на скальном основании, которое расположено восьмидесяти тремя футами (то есть, 25 метров) ниже уровня улицы. Стена фундамента, толщиной 6 футов (1,8 м) будет сооружена по периметру всего котлована. Фундамент будет возвышаться на 55 футов (16,8 м) над скальным основанием, выше него начнется сооружение стен здания».

    21 марта 1914 года в «Нью-Йорк Таймс» появляется статья под заголовком «Смерть под строительным краном», в которой описывается несчастный случай, в котором по причине обрушения строительного крана погибает плотник, а так же серьезно страдают три строительных рабочих. Они становятся жертвой падения 90-футовой (27,5 м) стрелы крана, которая, обрушившись, разрушает пешеходное ограждение и третью своей длины блокирует движение по Бродвею.

    5 апреля 1914 года «Нью-Йорк Таймс» пишет о том, что вчера, 4 апреля в 13:15 во время подъема краном 20-тонной стальной конструкции на уровне выше третьего этажа оборвалась крепежная цепь, груз обрушился и при этом серьезно травмировал строительного рабочего.

    30 апреля 1914 года в той же газете пишется о закладке «углового камня» здания. 29 апреля мэр Митчел с помощью серебряного мастерка заложил бронзовый кирпич в основание самого большого в мире офисного здания. До сих пор в Нью-Йорке не было случая, чтобы мэр города закладывал угловой камень здания, полностью возведенного частным застройщиком.

    3 Мая 1914 года газета вновь возвращается к этой теме и выдвигает гипотезу о том, что Equitable Building, очевидно, является последним большим небоскребом, построенным в Нью-Йорке, основываясь на событии последней недели, когда весьма необычным оказалась закладка углового камня здания мэром, учитывая тот факт, что здание полностью возводится частными застройщиками.

    16 августа 1914 года в «Нью-Йорк Таймс» объявляет об установке флага на вершине возведенного здания Equitable. Менее пяти месяцев потребовалось для возведения 38 этажей.

    А уже 1 июля 1915 года газета пишет об основании клуба банкиров, занимающего три верхних этажа здания. Вне сомнения, это крупнейший в мире клуб, члены которого могут любоваться прекрасным видом как Гудзона, так и Ист Ривер, буквально находясь за своим обеденным столом…

    К сожалению не все материалы, публиковавшихся в «Нью-Йорк Таймс», можно причислять к образцам передовой американской журналистики. Кембриджский университет выпустил книгу Лорел Лефф «Похороненные «Таймс»: Холокост и самая важная газета Америки» (Laurel Leff. «Buried by the Times: «Holocaust and America» s Most Important Newspaper»).

    Лефф, сама в прошлом журналист, сейчас преподает в университете Northeast, высказывает уверенность в том, что газета смотрела на происходящее в гитлеровской Германии сквозь пальцы, отчасти из-за отношения ее тогдашнего издателя к собственным еврейским корням. Артур Хейз Сулцбергер отказался вступить в братство еврейских студентов в годы учебы в Колумбийском университете, а затем отказался от вступления в Американский еврейский комитет. В 1934 году он писал: «Я не сионист на том только основании, что являюсь евреем, ищущим свою родину. Этот поиск, как мне кажется, заставил бы меня отказаться от несоизмеримо больших ценностей современного мира. Я с подозрением смотрю на любое движение, превращающее миротворца в борца за национальное достояние».

    Он отказывался публиковать письма читателей, рассказывающих о росте антисемитизма в гитлеровской Германии, объясняя это тем, что таким образом избавляет себя от необходимости публиковать затем письма тех, кто поддерживает антисемитизм.

    Еврейских беженцев из Германии редакторы «Таймс» называли германскими беженцами. Артур Хайс Сульзбергер отказался даже помочь в получении въездной визы в Америку своему двоюродному брату Фрицу Сульзбергеру, посоветовав ему в 1938 году (!) остаться в Германии. Фриц все же вырвался в Америку, но другим членам семьи Оксов-Сулцбергеров не повезло – они окончили свой жизненный путь в Освенциме.

    «Нью-Йорк таймс» опубликовала девять редакционных статей и три статьи, начинавшиеся на ее первой полосе, добиваясь от Конгресса разрешения для британских семей, которые хотели отправить своих детей в Америку, но ни разу не провела аналогичной кампании в защиту евреев.

    Когда в 1939 году Лондон ввел ограничения на иммиграцию евреев в Палестину, «Таймс» в своей редакционной статье высоко оценила инициативу британских властей как необходимую для спасения этой страны от перенаселения, а также для ограничения кровопролитного сопротивления, которое оказывали прибывающим еврейским поселенцам арабы.

    К февралю 1944 года «Нью-Йорк таймс» признала ошибочность этой позиции, но мнение газеты о том, что евреи не должны отвечать на угрозу насилия со стороны арабов, кажется, так и не изменилось по сей день. В 1942 году газета выступила против создания еврейской бригады, которая могла принять участие в составе сил союзников, опять же опасаясь, что это приведет к вспышке насилия со стороны арабов.

    «Таймс» очень сдержанно сообщала новости о геноциде нацистов против евреев, но много писала о зверствах немецких оккупантов по отношению к представителям христианских народов.

    Американский автор Уильям Коэн писал в феврале 1942 года в издании New Frontier, что Сульцбергер – еврей-антисемит, предательски всадивший нож в спину миллионам беззащитных евреев, которые мечтали укрыться от смертельной опасности в Палестине.

    В 1946 году главный раввин манхэттенской синагоги на Парк-авеню Милтон Стайнберг сказал: «Боже, сохрани нас от таких евреев, как те, которые издают «Нью-Йорк таймс»!».

    Сульзбергер был не единственным в «Таймс», кто отрекся от своего происхождения. Авторитетный публицист и шеф вашингтонского бюро газеты Артут Крок заявил как-то, что стесняется того, что он еврей. Автор книги Лорел Лефф цитирует в связи с этим один из своих частных источников.

    «Из 1 200 статей, которые Крок опубликовал в годы Второй мировой войны, ни в одной он не упомянул о преследовании евреев нацистами», – сообщает Лефф.

    Было бы преувеличением сказать, что «Нью-Йорк таймс» полностью игнорировала Холокост. По подсчетам Лефф, газета опубликовала 1 200 статей о судьбах европейских евреев. В 1944 году, когда к истории Холокоста было приковано самое пристальное внимание мира, газета посвятила этой теме 13 редакционных статей и 12 материалов, начинавшихся на первой полосе. Другие большие газеты в этом плане незначительно отличались от «Таймс», да и само американское правительство без особого интереса относилось к судьбе европейского еврейства.

    Айра Стол, чья рецензия на книгу Лефф была опубликована в «Нью-Йорк Таймс» проводит еще одну очевидную параллель. В офисе «Нью-Йорк таймс» по сей день можно найти на почетном месте получателей Пулитцеровской премии портрет московского корреспондента газеты Уолтера Дюранте. Журналистская деятельность Дюранте была направлена на прославление советского режима и повлияла на установление дипломатических отношений с СССР.

    Дюранте, выпускник Кембриджа, легендарный московский корреспондента «Нью-Йорк Таймс» в 20-х и 30-х годах, первоначально приобрел известность своими военными репортажами с первой мировой войны. В них присутствовал ощутимый личный элемент, читатель видел все происходящее глазами автора. В обращении с фактами он иногда позволял себе определенные поэтические вольности, но статьи его были интересные, занимательные. В политическом смысле Дюранте начинал как консерватор. Его корреспонденции 1919–1920 гг. из Прибалтики и Рейнской области были направлены против попыток большевиков экспортировать революцию. Поэтому неудивительно, что летом 1921 года, когда он, находясь в Риге, запросил советскую визу, советский посол Максим Литвинов ответил отказом. Дюранте, горевший желанием описать на месте картину голода в Поволжье и американской помощи через АРА, не сдался. Как раз в это время он завел знакомство с Марковым, пресс-атташе советского посольства. Марков, получивший образование в Англии, охотно подсказал своему новому приятелю правильный образ действий. В результате в «Нью-Йорк Таймс» появился специальный репортаж, посвященный только что объявленному НЭПу. Тон был спокойный и сочувственный: «Ленин выбросил коммунизм за борт. В августе он подписал декрет о ликвидации государственной собственности, за исключением крупных предприятий национального значения – совсем как в Англии, Германии и Франции во время войны…» Литвинов изменил свою позицию, Дюранте получил визу и застрял в Советской России на полтора десятка лет.

    Он был одним из первых в западной прессе, кто заметил восходящую звезду Сталина. Вот что можно прочесть в его корреспонденции из Москвы 18 января 1923 года: «Троцкий – большой руководитель, но по аналитическим способностям его нельзя сравнить с Лениным… Рыков и Каменев – первоклассные администраторы, но не более того. С другой стороны, Сталин за последний год продемонстрировал здравый смысл и способность к анализу, которых бы даже Ленин не постыдился. Это в основном благодаря его усилиям был образован Советский Союз, имеющий одну из наиболее замечательных конституций в истории человечества. Троцкий помогал ему в написании этого документа, однако направляющим был мозг Сталина».

    Дюранте постоянно и неизменно принимал сторону советских властей, он просто не хотел видеть тяготы или страдания населения. Осенью 1930 года его московская карьера достигла апогея. В иностранной прессе, особенно в Риге, ходили упорные слухи, что на Сталина было произведено покушение. Чтобы опровергнуть слухи и показать, что он в добром здравии, Сталин решил дать интервью западному корреспонденту, выбрав для этой цели Юджина Лайонса из Юнайтед Пресс. Когда Дюранте, бывший в это время за границей, вернулся в Москву, он заявил советским представителям, что тоже имеет право на интервью с кремлевским хозяином. Он, Дюранте, как никак, старейший по стажу иностранный корреспондент в СССР. На удивление всего мира, Сталин согласился и встретился с ним – всего через неделю после Лайонса. Этот интервью принесло Дюранте мировую славу.

    Уолтер Дюранте был одной из московских достопримечательностей. За благоволение советских властей приходилось платить. Платить умолчаниями, нередко – сознательным искажением фактов. В стране происходила головоломная индустриализация, на крестьян обрушилась принудительная коллективизация. Эта революция сверху отняла у населения последние крохи экономической самостоятельности. Падение жизненного уровня было катастрофическое. Угар НЭПа улетучился мгновенно. В городах ввели карточную систему. Магазины и лавки в большинстве сразу закрылись, те, что оставались открытыми производили жуткое впечатление. Витрины были декорированы исключительно картонными коробками, на которых размещались жестянки консервов с табличками «пустые». Это чтобы не было соблазна грабить. Единственным продовольственным товаром в открытой продаже были сладости. Голодные москвичи выстаивали в очередях долгие часы, чтобы отдать дневной заработок за фунт отталкивающего продукта из сои с сахарином. В сельской местности было еще круче. Карточек крестьянам не полагалось. Миллионы умирали с голоду, особенно на Украине и на Кубани. Писать про это Дюранте не мог. Он только что получил Пулитцеровскую премию 1932 года. Особенно высокую оценку получили его корреспонденции относительно пятилетнего плана, которые «выделяются эрудицией, глубиной, беспристрастностью, здравым смыслом и исключительной ясностью». После панегириков, прославлявших «великий перелом», было невозможно рассказать правду о том, что из этого получилось. Дюранте предпочел припудренную ложь. Трудности имеются, но это плата за вход в светлое будущее, в коммунистический рай.

    31 марта 1933 года в разгар голода на Украине в «Нью-Йорк Таймс» появилась корреспонденция Дюранте, которая покрыла его имя несмываемой славой, увы, позорной. Заголовком было сказано все: «РУССКИЕ ХОТЯТ ЕСТЬ, НО НЕ ГОЛОДАЮТ». Да, колхозы дело новое, поэтому наблюдаются трудности на Украине, Северном Кавказе и Нижней Волге, особенно из-за козней вредителей, которых недавно расстреляли. Концовка статьи была оптимистическая. Худшее позади, скоро дела пойдут на лад. И вообще, голод в СССР бывает не в результате политики правительства, а из-за плохой погоды.

    Дюранте продолжал присылать корреспонденции из Москвы вплоть до 1941 года. Он умер в 1957 году, 73 лет отроду. Прошло много лет. Злополучные репортажи покрылись архивной пылью, но время от времени кто-нибудь про них вспоминал. Они стали образцом недобросовестного журнализма, писания с целью обмана. «Дюранте скрывал ужасы советской действительности и приукрашивал ее, он ввел в заблуждение целое поколение… Его товаром для продажи была ложь», – написал Джозеф Олсоп.

    Дюранте не был идеалистом, он был закоренелый циник. Характерен его ответ на упреки, как можно было не писать про гибель и страдания миллионов: «Но это всего лишь русские. И потом, нельзя приготовить омлет, не разбивая яйца».

    Но, несмотря на все это, «Нью-Йорк Таймс» продолжала оставаться качественным изданием, направленным на удовлетворение потребности в информации образованных, думающих людей.

     


    Заключение


    Современные американские масс-медиа производят впечатление процветания. Это проявляется, прежде всего, в их бесконечном множестве и разнообразии и, возможно в еще большей степени, в их подлинном общественном всемогуществе. Могучая сила американских СМИ как «четвертой власти», осуществляющей неусыпный контроль над государственной властью, демонстрируется буквально каждодневно, по крайней мере, со времен «Уотергейта», когда политические разоблачения в американских масс-медиа, прежде всего в газетной прессе первой половины 1970 годов, привели к отрешению от должности президента Никсона, хотя тот в течение длительного времени категорически отвергал эти разоблачения как «клевету». Большую роль в импичменте президента Клинтона также сыграли средства массовой информации страны.

    В наше время «Нью-Йорк Таймс» продолжает оставаться одной из ведущих газет Соединенных Штатов Америки. В 2004 году наивысший показатель в США по тиражности среди ежедневных газет имели: «Уолл стрит джорнел» (2,026 млн. экземпляров), «Ю-Эс-Эй тудей» (около 1,312 млн.), «Лос-Анджелес таймс» (1,118 млн.), «Нью-Йорк таймс» (около 1,057 млн. экземпляров). Далее шли «Вашингтон пост», «Чикаго трибюн», «Лонг Айленд ньюсдей». Крупнейшими воскресными изданиями с тиражом 1,126 – 1,645 млн. экземпляров были «Нью-Йорк таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс», «Лос-Анджелес таймс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон пост». Но во многом своему сегодняшнему успеху газета обязана тому периоду, в который произошло ее становление и развитие как общенационального издания.




    Литература

    1.     Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

    2.     Болотова Л.Д. Американские массовые газеты конца XIX – начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестник Московского университета. 1970. №1.

    3.     Геевский И.А., Сетунский H. К. Американская мозаика. М., 1991.

    4.     Гурвич И. Американская печать // Периодическая печать на Западе. СПб, 1994.

    5.     Кугель В.Р. Очерки издательского и полиграфского дела. M., Л., 1991.

    6.     Лефф Л. «Похороненные «Таймс»: Холокост и самая важная газета Америки». М., 2004.

    7.     Живейнов H.И. Капиталистическая пресса США. M., 1956.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.