Типология СМИ
Типология СМИ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Журналистика»
по теме:
«Типология СМИ»
Содержание
Введение
1. Системные
характеристики СМИ
2. Типология
печатных СМИ
3. Типология
электронных СМИ
3.1 Телевидение
3.2 Радиовещание
4. Типология
сетевых СМИ
Заключение
Список
литературы
Введение
В развитии мировой журналистики в начале
XXI века просматриваются противоречивые тенденции. С одной стороны, во многих
странах мира наблюдается углубляющаяся коммерциализация печатной и электронной
прессы, растет концентрация медийной собственности, принадлежащей немногочисленным
гигантским транснациональным корпорациям. Развивается глобальный информационный
рынок. С другой стороны, все более заметным становится рост общественной
активности в информационной сфере, проявляющийся в создании альтернативных
массмедиа – по преимуществу на сетевой платформе, а также в деятельности
гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики, в отстаивании
требований демократизации медийного сектора, сохранения и развития мощных
общественных средств массовой информации.
Типология помогает понять место изданий или
программ в системе средств массовой информации (СМИ), способствует их взаимодействию,
развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического,
информационного, экономического, социального пространства. Типология
определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими
структурами, экономическими институтами, с потребителями информации,
читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее
эффективную реализацию информационной политики в нынешних условиях, помогает
выработать методы общения с аудиторией. Правильное определение типологии
помогает изданию или программе действовать наиболее эффективно, разумно,
экономически рационально и с наиболее полным учетом общественных интересов.
Существует два определения типологии СМИ:
1. Научный метод изучения печати,
телевидения и радиовещания посредством разделения их на группы с помощью
обобщенных моделей или типов.
2. Результат типологического описания и
сопоставления средств массовой информации.
В настоящее время все СМИ можно
разделить на три группы: печатные, электронные (телевидение, радио) и
появившиеся в последнее десятилетие сетевые.
1. Системные характеристики СМИ
Средства массовой информации как сложно
организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:
· сохранять целостный характер, несмотря на существование
разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное
пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие
в общественной системе;
· располагать совокупностью компонентов, каждый из которых
активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ
закономерностей;
· иметь необходимый набор функций и так их реализовывать,
чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения,
общества в целом;
· структура как способ связи компонентов должна располагать
такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио,
которые могут способствовать выполнению этих функций;
· СМИ должны быть организованной системой, действующей в
соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные
отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения
координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления
организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие
структуры в составе редакций, издательств и др.
В условиях реформирования общества
внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно
возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с
использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.
Основой типологии является расчленение
систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип
определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или
иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности
В печати такой единицей является
периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма,
на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство
массовой информации.
Типология журналистики используется для
сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками
могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его
предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером
информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная
программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник,
месячный журнал) и др.
По характеру аудитории выделяются
следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм (примеры будут приведены для
России):
· общенациональные, аудитория которых может включать основные
группы населения, проживающего на всей территории страны;
· межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов
(СТС, Рен-ТВ и др.);
· международные, объединяющие группы населения различных
стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.);
· этнических общностей (наций, народностей);
· территориальных общностей (краевые, областные, городские,
районные и др. СМИ);
· для профессиональных, производственных групп (в
промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);
· для социальных групп (организаторского, умственного,
индустриального труда, для нарождающихся «новых русских» и др.);
· для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей
среднего возраста, пожилых);
· для женщин и мужчин;
· для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);
· для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);
· для различных групп верующих (православные, католики,
мусульмане и др.);
· для групп населения, выделяемых по другим признакам.
Характер информации является важным
основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания,
адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и
др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы,
интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают и
монотематическими или же могут отражать несколько важных для данной аудитории
тем. Например, журнал Для женщин часто универсален по тематике
(«Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и
посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины») и т.п.
На типологическую структуру СМИ активно
влияют материальные носители информации, формирующие информационные потоки в
печати, на телевидении и радиовещании. Основой для формирования различных
типов изданий, теле- и радиопрограмм могут быть и жанровые особенности информации
(«Роман-газета», «Аншлаг»), и ее автор (авторское телевидение) и др.
Целевое назначение изданий, теле- и
радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими
функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов
духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического
и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами – функции
публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства,
литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым
информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На
типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности:
производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе
формируются издания, теле- и радиопрограммы:
· публицистические;
· литературные;
· художественные;
· художественно-публицистические;
· литературно-художественные;
· культурно-просветительные;
· развлекательные;
· учебные, образовательные;
· методические;
· учебно-методические;
· научные;
· научно-популярные;
· научно-практические;
· научно-производственные;
· рекламные;
· информационные.
2. Типология печатных СМИ
Печать – наиболее древняя подсистема
журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских
явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением
изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники,
позволяющей быстро тиражировать продукцию. Упоминания о первых газетах
относятся к Древнему Египту. В России первая газета «Ведомости» стала выходить
в 1703 году по указу Петра I.
Плюсы печати:
· возможность
быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;
· возможность
отложенного чтения – до удобного времени;
· возможность
воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).
Минус печати:
· недостаток
оперативности;
· отсутствие
непосредственной интерактивности;
· дороговизна.
Классификация печатных СМИ (газет и
журналов) возможна по многим параметрам.
В традиционной теории прессы типология
СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит
советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке
доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть
центральными, местными или районными – в зависимости от территории
распространения; в зависимости от содержания выделялись издания
общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания
классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными,
ежедневными, а также утренними и вечерними.
На Западе существовала аналогичная
классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания
и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения
действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему
последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии
критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней
отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные
(или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология
средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по
цели (развлекательные, рекламные и др.).
Рассмотрим следующее деление периодики,
предложенное С. Корконосенко:
· по
региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная
пресса);
· по
учредителю (государственная и негосударственная пресса);
· по
аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный,
конфессиональный признаки);
· по
издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
· по
легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
· по
содержательному наполнению (качественная и массовая).
По мнению Л. Реснянской наиболее
распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные
и специализированные.
Универсальные реализуют модель «для всех
обо всем». Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все
сферы общественной жизни. Самый большой класс в группе общероссийских газетных
изданий представлен общественно-политическими или универсально-тематическими газетами.
Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех,
доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности –
реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер
общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными
чертами «газеты для всех» традиционны. Именно универсальность во многом
обеспечивает их устойчивость на информационном рынке, особенно в условиях,
когда низкий платежеспособный спрос населения диктует ограничения в выборе
газетной и журнальной продукции. Не случайно, что получившая широкое
распространение «бесплатная пресса» активно использует преимущества универсального
издания.
Специализированные издания могут иметь
модели:
· «для
всех не обо всем» (тематическая профилизация прессы – «Спорт-Экспресс»,
«СПИД-инфо», «Финансовая Россия»);
· «не
для всех не обо всем» (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые,
женские, мужские, детские).
Помимо этого Л. Реснянская выделяет
издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных:
«обо всем для единомышленников» (партийные газеты – «Советская Россия»,
«Лимонка» и др.)
В типологической структуре современной
российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям.
Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного
пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в
организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей
огромную территорию.
Как и другие средства массовой
информации, общероссийские газетные издания квалифицируются по всем
типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими,
типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в
формуле издания, становятся ареал распространения и социальный адрес. Статус
«общероссийской газеты» предполагает распространение издания на всей территории
страны с целью установления широких социальных контактов.
Лидеры общероссийского рынка относятся к
первой модели, к универсальным изданиям. Это «Аргументы и Факты», «Московский
Комсомолец», «Комсомольская правда», имеющие ряд общих черт. У них советское
происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами,
информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих
изданий заключаются в следующем. В информационной политике «АиФ» наиболее
заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой
газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными
материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета
проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя.
«МК» имеет более широкую информационную
географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует
на грани «газеты новостей» и «газеты сенсаций», не чурается политических игр.
«КП» похожа больше на «МК» – та же
балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения
конкурентоспособности предложила «толстушку» – «газету, которую можно читать
всю неделю», использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура,
личные интересы, обратная связь с читателем.
90-е годы минувшего века и начало нового
века в России были ознаменованы значительными изменениями в типологии
периодической печати. Назовем основные тенденции в трансформирующемся лагере
газет и журналов.
Самым ярким явлением стал бум рекламной
прессы. Во второй половине 90-х каждая четвертая новорожденная газета
относилась к этой категории. Их отличие – огромные тиражи. Тираж московской
газеты «Все для Вас – Столица» – 100 тыс. экземпляров, тиражи
рекламно-информационных изданий «Наша газета», «В каждый дом», «Ва банкъ» в
1998-2002 гг. составляли от 325 до 250 тыс. экземпляров. Рост числа рекламных
изданий негативно сказывается на прочей прессе, так как рекламные листки
«похищают» рекламодателей у прочих изданий.
Значительно повысился интерес к местной
прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление
самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной
поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для
развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать
исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.
Свое прочное место на газетном рынке
заняли бульварные издания. Еще какое-то десятилетие назад полностью
отсутствующие как тип, сейчас они обгоняют по тиражам большинство серьезных
изданий. Желтая пресса имеет свою собственную типологию – от «универсальной»
бульварщины, предлагающей сплетни и дутые сенсации из любых сфер жизни
(«Экспресс-газета», «Желтая газета»), до специализированной, посвященной
какой-либо одной области – криминалу («Вне закона», «Криминальная хроника»), эротике
(«Speed-инфо», «Интим»), чертовщине («Оракул») и т.п.
Формирование рыночных отношений привело
к образованию экономических газет и журналов (продукция издательского дома «Экономическая
газета», семья «КоммерсантЪ», «Финансовая Россия»).
На журнальном рынке рубежа веков
наблюдался полный упадок «толстых» журналов, рост интереса к политико-экономическим
еженедельникам («Деньги», «Власть» издательского дома «КоммерсантЪ»; «Эксперт»,
«Профиль», «Итоги»), возникновение и признание аудиторией «телегидов» («Телепарк»,
«Семь дней», «Телесемь»), укрепление позиций глобальных журнальных брендов («Cosmopoliten»,
«Playboy», «Burda», и т.д.).
Из множества существующих классификаций
печатных изданий, выходящих в свет в столице, интересна классификация со
стороны менеджмента по PR. С этой точки зрения можно выделить четыре основные
группы:
1. Деловые издания.
2. Общественно-политические издания.
3. Таблоиды, или «желтые» издания.
4. Специализированная пресса.
3. Типология электронных СМИ
3.1 Телевидение
Электронные СМИ представлены
телевидением и радиовещанием.
XX столетие называют веком автомобиля,
компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все
это верно, как, безусловно, верно и то, что XX столетие – век телевидения. В
сущности, ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не
вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь
коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием
– самым массовым, а, следовательно, изначально самым демократичным средством
информации.
Будучи одним из наиболее совершенных на
сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во
всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший
источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ
одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное
влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев
общества.
Страницы: 1, 2
|