Журналистика как сфера массово-информационной деятельности
Таков в общих чертах механизм
общественно-информационной деятельности.
Следовательно, журналистика – органичная
составная часть современного общества, важный компонент социальной системы.
Понятие “журналистика” раскрывается перед нами в целом ряде взаимосвязанных,
обладающих специфическими особенностями, сторон и проявлений.
Назовем шесть важнейших аспектов
целостного явления.
Журналистика – это:
·
система соответствующих
идеологических учреждений – редакций газет, телерадиокомпаний, информационных
агентств, пресс-служб министерств и ведомств и других подразделений,
необходимых для функционирования СМИ (от рекламных агентств до отделов по
распространению печати, издательств, технических телецентров, ретрансляторов,
радиорелейных линий и т.д.);
·
система видов деятельности по
сбору, переработке и хранению информации, созданию и периодическому
распространению журналистских произведений;
·
совокупность профессий,
требующихся для обеспечения полноценной деятельности системы СМИ (редакторы и
корреспонденты, очеркисты и сценаристы, интервьюеры и шоумены – журналистским
профессиям мы посвятим отдельную главу);
·
система произведений, созданных
для СМИ, опубликованных на страницах газет и журналов, включенных в радио- и
телепрограммы. Это те самые репортажи и очерки, развлекательные шоу и
проблемные видеофильмы, ставшие результатом творчества журналистов, –
своеобразная “летопись современности”, документы эпохи, отражение времени. Сюда
же относятся и невербальные результаты журналистского труда: макеты газетных
полос, вещательные сетки, расписания передач ТВ и радио;
·
комплекс каналов распространения
информации: печать, радио, телевидение. Этот аспект отличается от первого: если
первый аспект акцентирует внимание на редакционных коллективах, которыми
осуществляется сбор и обработка информации, то данный аспект – о способах и
средствах ее доставки массовой аудитории;
·
совокупность учебных дисциплин,
изучаемых будущими журналистами, а также разделы филологической, исторической и
политологической наук, исследующих различные виды практической журналистики.
Журналистика – явление однозначное, но
многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой
информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность
профессий, и систему произведений.
Журналистика как система средств
массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру.
Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение -
включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций,
телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная
принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная
направленность.
Журналистика как социальный институт
включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные
редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так
же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты,
распространители, образовательные центры.
В систему журналистских видов
деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию
текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и
руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров),
пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории
определенную идеологическую модель).
Журналистика как совокупность профессий
представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер,
обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время,
современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента,
рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.
Журналистика как система произведений
включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные
материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а
также обращения в различные социальные институты (запросы информации и
разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).
Журналистика – это вид творческой
деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни,
объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление
многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного
общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит
обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно
вследствие этого СМИ называют четвертой властью (вслед за представительной,
исполнительной и судебной). Являясь сложным диалектическим явлением современной
жизни, журналистика – одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без
всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой
цивилизации.
4.1
Потенциальная, принятая и реальная информация
Журналист, собирая и осмысливая сведения о
действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст
на каком-то материальном носителе (бумаге, кино - или магнитной пленке и
т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер
газеты, журнала или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.
Но текст
может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации,
поскольку, хотя он, и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней
неизвестно, будет ли он «работать».
«Неполучение» аудиторией содержащихся в
нем сведений (не подписался на газету, не включил телевизор, так как не счел
передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от
фильма и т.п.) нарушает, или блокирует результативное функционирование всей
системы. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным,
то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или
о его прерывании. То, что достигает аудитории называется принятая
информация.
Третий акт – это переработка принятой
информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием.
Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздействием принятой
информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются,
углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются,
дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не количественной
мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью
изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации.
«Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная
информация.
Поэтому собственно информацией в
тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.
Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления[1].
Виды информации:
По способам восприятия:
|
По форме представления:
|
По общественному значению:
|
визуальная
|
текстовая
|
Массовая - обыденная,
общественно-политическая, эстетическая
|
аудиальная
|
числовая
|
Специальная - научная, производст-венная,
техническая, управленческая – то есть соответствующая профессиональным
занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям
|
тактильная
|
графическая
|
Индивидуально-личностная - включающая в себя знания, умения
непов-торимый и уникальный личный опыт, чув-ства, интуицию, прогнозы и планы.
|
обонятельная
|
звуковая
|
|
вкусовая
|
|
|
Термин «информация» в журналистике
означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально
зафиксированных), которую несет журналистика аудитории.
Схематично массово-информационный процесс
можно изобразить следующим образом:
Ж → Т (И) → А
Где журналистика (Ж) несет определенную
информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале
полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой
информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В
действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается
принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом
эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух
составляющих.
1.Из информационной насыщенности
текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.
2.Из высокой информативности текста, т.
е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и
означает его высокую реальную эффективность.
Поэтому журналисты должны добиваться
высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют
определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности.
Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами
массово-информационного процесса:
·
фиксацией действительности и ее
первичным отображением;
·
созданием журналистского текста
·
освоением текста аудиторией.
В соответствии с этими тремя этапами
«текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической,
синтактической, прагматической.
Семантика текста – это характер его отношений с
действительностью (что и как отображено).
Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры
(как организован текст).
Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией
(как он осваивается).
Журналист должен проявлять равное внимание
ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко
представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории.
При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача
массово-информационного процесса, как информированность аудитории.
Информированность – это такое состояние
сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и
достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
Стопроцентная, полностью соответствующая
реальному положению вещей информированность – это, конечно, положение из
области фантастики. На пути информированности стоит множество преград:
неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при
отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный
доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда
защиты гласности в 2007 году на территории России было официально зафиксировано
180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство
аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на
посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на
предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения
газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста
тиража1.
Но, тем не менее, в каждом тексте
журналист должен видеть шаг к основной цели своей деятельности – повышению
информированности аудитории.
Вернемся к трем этапам
массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой
деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не
постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает
прагматический аспект. Если текст не находит контакта с аудиторией, то
бессмысленно говорить, насколько качественно он организован или каких важных
проблем касается.
Для прагматической ценности
материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие
требования.
1. Текст должен обладать таким свойством,
как небанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений.
Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений,
ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной
информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо
заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и
совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет
воспринята аудиторией должный образом.
2. Следующее требование к тексту - его
декодируемость, доступность сообщения для понимания. Журналист должен
учитывать языковую стихию аудитории. Некоторые молодежные издания, например,
излишне усердствуют в стремлении соответствовать манере общения своих
читателей, пытаясь копировать современный сленг. Журналисту должен быть
известен «код культуры» аудитории, т. е. уровень ее образованности. В период
резкого социального расслоения нельзя не учитывать социальную позицию
аудитории.
3. Требование релевантности (от
англ. «relevant» – уместный, относящийся к делу) подразумевает ценность,
значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности в наибольшей мере
обладают тексты, которые соответствуют потребностям и интересам аудитории. Интерес
обычно руководит поиском информации интерес, а потребности проявляются не так
остро.
В семантическом плане выделяют
четыре структурных компонента или четыре вида информации: дескриптивная (d),
прескриптивная (p), валюативная (v) и нормативная (n).
D (от лат. «descriptio» - «описание») –
описание окружающего мира. Это опора всего текста, и, в принципе, всей
журналистики, которая, как известно, опирается на факты.
P (от лат. «prescriptio» - «предписание»)
– информация, содержащая “социальный идеал” журналиста, как, по его мнению,
должно обстоять дело.
V (от лат. «valeo» - «ценность») –
информация, содержащая оценку факта, ситуации или лица.
N (от лат. «norma» - «норма») –
рекомендации журналиста к действиям в той или иной обстановке, в той или иной
ситуации.
Следовательно, схематично журналисткий
текст как система (S) будет выглядеть следующим образом: S (d, p, v, n).
Такое обозначение – своеобразный каркас любого произведения, который облачен в
плоть из конкретных фактов, оценок, рекомендаций.
Синтактический аспект – это размещение рассмотренных выше элементов
структурных компонентов в конкретном тексте.
Их набор может быть как полным S (d, p, v,
n), так и предельно редуцированным. Например, схема хроникальной заметки – S
(d). Так же изучение синтактики текста предполагает анализ с точки зрения
интенсивности расположения элементов: сбалансированное наличие элементов S (d,
p, v, n), акцентированное наличие элементов S (d, d, d, n); и с точки зрения
порядка их развертывания, например: S (d, v), S (d, p, v, n), S (p, d, v).
4.3
Массовая информация
Термин
информация произошел от латинского слова «informatio» - «сообщение, изложение,
некоторые сведения, совокупность данных». Информация – это посредник между
журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех
рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке,
интерпретации и распространении информации. Информация – «результат отражения
многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть
потребитель».
Любая теория предполагает своеобразную,
логически взаимосвязанную систему понятий, описывающую существенные,
закономерные, необходимые внутренние связи той или иной предметной области. Это
знание выстроено в систему, поскольку любой объект есть система взаимосвязанных
и взаимодействующих между собой элементов. Целое представлено свойствами,
обеспечивающими ее связь с миром. Журналистика как явление в этом плане предстает
в виде газет, журналов, радио- и телепередач, редакций газет и журналов,
телерадиокомпаний, деятельность которых обеспечивается соответствующей
инфраструктурой: информационной, технической, организационно-управленческой,
учебной и научной. Каждая из форм деятельности осуществляет свои
непосредственные задачи, но журналистика как особый социальный институт, взятая
в единстве всех ее сторон деятельности, осуществляет единую, социально значимую
миссию в обществе - информативную. Она призвана предоставлять обществу полезную
информацию. Вся система журналистики направлена на сбор, обработку и передачу
информации. Все ее отношения с различными социальными институтами строятся в
связи с получением, предоставлением и распространением информации.
Структура массово-информационной
деятельности:
· сбор информации
· обработка информации
· компоновка информации
· передача информации
· восприятие информации
· хранение информации
· использование информации
Информация взаимосвязана с информационным
пространством - это пространство, которое охватывает тот или иной объем фактов
реального мира. Термин единое информационное пространство (ЕИП) обычно
используется по отношению к информационному пространству какого-либо региона
или государства в целом. ЕИП в теории журналистики понимают возможность
обеспечить каждого гражданина минимально полным спектром фактов и мнений,
имеющихся в стране или регионе. Информационное пространство - это наличие в
любой «точке» страны такой «плотности» информационного поля, благодаря чему каждый
имеет возможность получить всю «необходимую и достаточную» информацию для
адекватной ориентации в жизни региона, а также, конечно, страны, континента и
мира, для выработки взглядов и мнений, для принятия решений (от выбора товара
до выбора президента)».
Журналистика является активным участником
и созидателем массовых информационных потоков. Прежде ее конкурентами в этом
плане были лишь слухи, в настоящее время - некоторые представители сетевого
общества, взрывающие информационное поле какой-нибудь мутирующей сенсацией. Что
такое массовые информационные потоки? В журналистике под массовыми
информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами
деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в
четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Журналистика
собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет
их массовой аудитории. Собранные вместе, они представляют собой целостное,
движущееся, постоянно пополняющееся образование.
Страницы: 1, 2, 3
|