Семинары

27.09.2010

Методическое совещание режиссёров театральных коллективов и областной семинар-практикум для руководителей театральных коллективов по теме «Пластический театр. Сценическое движение».

  • Методическое совещание режиссёров театральных коллективов Мурманской области

По инициативе Мурманского областного Дома народного творчества 27 сентября 2010 года на базе городского Дворца культуры г. Полярные Зори состоялось первое методическое совещание режиссёров театральных коллективов культурно-досуговых учреждений Мурманской области. Его участниками стали 22 специалиста КДУ, приехавшие на областной семинар-практикум «Пластический театр. Сценическое движение».

Руководители театральных коллективов Мурманской области живут очень оторвано друг от друга. И если режиссёры народных/образцовых театров хотя бы изредка встречаются на областных фестивалях, то руководители театральных коллективов, не имеющих звания, лишены даже такого нечастого общения. Вопросы, поднятые на методическом совещании, в первую очередь касались творческой деятельности народных/образцовых театров. Но были они интересны всем участникам, так как проблемы у всех общие.

Ознакомившись с планом работы МОДНТ по театральному жанру на 2011 год, участники совещания обсудили ряд вопросов, непосредственно касающихся творческой деятельности коллективов и областных мероприятий 2011 года. Дискуссию вызвал вопрос об условиях участия коллективов в областном фестивале «Театральные подмостки». С одной стороны, недостаток финансирования не позволяет некоторым театрам находиться на фестивале все 3 дня. Но с другой стороны, если коллектив приезжает только с целью «себя показать», то теряется сам смысл фестивального движения и театры продолжают «вариться в собственном соку». Можно, конечно, провести более жёсткий отбор заявок и уложиться в 2 дня, но такой вариант значительно сократит количество фестивальных спектаклей. Таким образом, участники совещания решили не менять схему проведения фестивалей последних лет.

Что же касается X областного смотра по подтверждению звания «народный/образцовый коллектив», который состоится в 2011 году, то режиссёрами высказано единодушное пожелание аттестацию любительского театра проводить на сцене базового КДУ, а не на областном фестивале, как это было в 2005 году. Слишком много проблем накопилось у народных театров, разрешить которые можно только на местах.

На совещании была затронута болезненная тема репертуарной политики. Основным источником пополнения репертуара театральных коллективов, не имеющих звания, является подписное издание «Сценарии и репертуар». Этот журнал хорошо себя зарекомендовал и поэтому многие КДУ осуществляют на него подписку. Сложнее обстоит дело с выбором пьес для народных/образцовых театров. Если издание «Я вхожу в мир искусств» выписывают несколько КДУ, то журналы «Репертуар для детских и юношеских театров» и «Современная драматургия» — крайне редкие гости в наших учреждениях. Поэтому основными ресурсами репертуара народных театров являются личные библиотеки режиссёров и Интернет. Наибольшей популярностью пользуется библиотека театра-студии «У Паровоза». Не следует забывать и персональные сайты драматургов, а также желательно знакомиться с пьесами-победителями драматургических конкурсов («Евразия», «Новая драма», «Действующие лица», «Любимовка» и др.) Хорошим подспорьем в драматургическом поиске являются сборники аннотаций пьес, публикуемых в вышеперечисленных журналах. Очередной такой сборник в помощь руководителям детских и юношеских театров был подготовлен специалистами МОДНТ специально к этому совещанию.

Репертуарный план народного коллектива на творческий сезон должен  утверждаться на художественном совете КДУ. К сожалению, в последнее время всё чаще случаются «казусы», когда худсовет, в состав которого входят некомпетентные и далекие от любительского театра люди, не утверждает выбранную режиссёром пьесу. Думаю, что членам худсовета нужно обдуманней вникать в постановочные проблемы коллектива и больше доверять опыту и вкусу режиссёра.

Тесным образом с репертуаром связана проблема решения авторских прав. Нашим театрам, десятилетиями осуществляющим бесплатную постановку пьес, сложно смириться с новыми требованиями по авторским правам. А именно любительские театры, в отличие от всех других коллективов самодеятельного народного творчества, приравнены к театрам профессиональным. Поэтому, приступая к репетициям, режиссёр любительского театра обязан получить разрешение автора на постановку пьесы. Размер авторского гонорара зависит от степени договорённости КДУ и драматурга. Помимо отчислений по авторским правам драматургу, необходимо также производить оплату в РАО за музыкальное оформление спектакля. Каждому участнику методического совещания были вручены образцы справок РАО. Хочется верить, что режиссёры поняли, насколько серьёзен вопрос урегулирования авторских прав.

Через 2-2,5 месяца наступит пора написания годовых отчётов. Поскольку эта работа у режиссёров всегда совпадает с подготовкой новогодних театрализованных представлений, многие отчёты грешат неточностью и небрежностью (название фестивалей, номинации дипломов, авторы репертуарных произведений, цифровые показатели). Какие требования выдвигаются к годовому отчёту народного/образцового коллектива, какие ошибки чаще всего встречаются и как их избежать, как написать полноценный отчёт и копии каких документов к нему необходимо приложить, — все эти вопросы были озвучены на совещании.

В помощь руководителям театральных коллективов Мурманским областным Домом народного творчества был подготовлен банк данных театральных фестивалей, в который вошла информация о фестивалях межрегионального, всероссийского и международного уровня.

В свою очередь, режиссёрами народных/образцовых театров был поднят вопрос о новом Положении о народном самодеятельном коллективе. Многие пункты Положения 2001 года требуют пересмотра и более детального уточнения. Как показывает практика, отдельные пункты на местах откровенно игнорируются (в частности, п.IV.6 о внебюджетных средствах коллектива). К сожалению, проект нового Положения, разработанный несколько лет назад, до настоящего времени не утверждён.

Подводя итоги состоявшегося методического совещания, хочу отметить, что такие встречи режиссёров крайне необходимы. Это очень важно — иметь возможность пообщаться с коллегами, поделиться своими проблемами и удачами, увидеть картину состояния жанра в целом по области. И ещё нужно отметить, что, несмотря на сложную обстановку, в которой приходится работать любительским театрам, руководители находят в себе силы не опускать руки, и — самое главное — нацелены на Творчество.    

  • Областной семинар-практикум для руководителей молодёжных театральных коллективов «Пластический театр. Сценическое движение» (РЦП «Молодёжь Мурмана» на 2008-2010 гг.)

 

Мурманским областным Домом народного творчества с 28 по 30 сентября 2010 года на базе городского Дворца культуры г. Полярные Зори был проведён областной семинар-практикум для руководителей молодёжных театральных коллективов «Пластический театр. Сценическое движение». Семинар-практикум состоялся в рамках региональной целевой программы «Молодёжь Мурмана» на 2008-2010 годы.

На семинаре присутствовало 22 человека, в т. ч. 21 специалист из культурно-досуговых учреждений, 1 — из учреждения дополнительного образования. Второй год подряд обучение на семинаре-практикуме проходят руководители театральных коллективов из гг. Полярные Зори, Апатиты, Ковдора, Кандалакши, Заозёрска, Гаджиево, Мончегорска, п. Зеленоборский. К сожалению, по разным причинам не смогли выехать на семинар режиссёры народных и образцовых театров из Мурманска, Североморска, Снежногорска и Полярного. Существенное расширение географии участников семинара произошло благодаря тому, что впервые в подобной учебной акции приняли участие специалисты из Центра досуга молодёжи г. Североморска и городского Дворца культуры г. Кировска, а также из КДУ н. п. Титан, Коашва, Оленья Губа,  г. п. Молочный, с. Ковдозеро. Приятно, что тематика семинара заинтересовала учреждения из отдалённых населенных пунктов. Особые слова благодарности выражаем руководителям КДУ, сумевшим профинансировать командировки одновременно  2-3  своим специалистам  (ЦТиД г. Гаджиево, ЦДМ г. Североморска, ГДК «Гармония» п. Молочный, ГКЦ «Нива» г. Кандалакши). Причём, участниками семинара стали не только театралы, но и другие специалисты (заведующие секторами, отделами, культорганизаторы), работающие с подростковой и молодёжной аудиторией. Это позволяет надеяться на дальнейшее развитие сети театральных коллективов.

Состав участников семинара-практикума, как и в прошлом году, был очень разнородным и по образовательному, и по возрастному цензу, и по опыту работы. Это — характерная черта состояния кадров КДУ Мурманской области. К тому же, сами участники после знакомства в день открытия семинара обратили внимание на следующий факт: из 22 участников семинара 16 работают на театральных коллективах по совместительству.

Основной целью областного семинара-практикума является повышение квалификации руководителей молодёжных театральных коллективов. Убеждать моих коллег-режиссёров в необходимости проведения семинара по сценическому движению не нужно. В любительских театральных коллективах регулярно проводятся занятия по актёрскому мастерству и сценической речи. А вот занятия по сцендвижению, пластике или ритмике проводятся крайне редко, от случая к случаю. Вернее, от спектакля к спектаклю, в зависимости от наличия в постановочной работе сцены боя, драки или элементарной пощёчины. Отсутствие систематических занятий не означает, что режиссёры пренебрегают элементами пластической культуры, её техническими основами. Просто, на это не хватает сил, времени и знаний. А знания, полученные режиссёрами в студенческие годы, не подкреплённые практическими навыками, очень быстро забываются.

Студенты ВУЗов и училищ культуры  постигают многогранный предмет «Основы сценического движения» на протяжении всех 3-4 лет обучения. Перед организаторами семинара стояла сложная задача в 3-х дневный срок дать режиссёрам необходимый комплекс упражнений, направленный на совершенствование физических возможностей актёра-любителя. С помощью такого комплекса режиссёр должен помочь артисту ликвидировать  зажимы и добиться полного сценического раскрепощения.

Для проведения семинарских занятий была приглашена Корнева Лариса Львовна — преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Лариса Львовна работает в тесном сотрудничестве с Павловым М. М. и Телеевой И. И., чей семинар «Поэтический театр. Музыка в спектакле» многие коллеги до сих пор вспоминают с восторгом.

В программу семинара вошли следующие практические занятия: «Разминка на базе аналитического комплекса пантомимы и основ джаз-танца», «Рече-двигательная и вокально-двигательная координация», «Упражнения для развития выразительности рук. Жест», «Концентрация внимания на мышечном аппарате. Импульс», «Пластические импровизации», «Синтетический комплекс пантомимы», «Ритмические структуры по Далькрозу».

Программу семинара организаторы постарались выстроить с учётом физической неподготовленности большинства режиссёров. И, тем не менее, такой объём физических упражнений давался семинаристам нелегко (исключение составили участники, имеющие хореографическую подготовку). Иногда казалось нереальным выполнить упражнение, пластическую или ритмическую структуру в темпе, заданном педагогом. Но Лариса Львовна  практические занятия подкрепила видеоматериалами. Эти видеопросмотры зачётов по сценическому движению студентов СПбГУКИ не просто убедили нас в возможности воплощения задачи. Визуализация наглядно продемонстрировала, как благодаря пластике, движению, ритму можно создать  неповторимый, стильный номер или целый спектакль, а с помощью пластических приёмов найти  образ спектакля.

На семинаре 2009 года видеозаписи студенческих спектаклей курса Павлова-Телеевой-Корневой напомнили нашим режиссёрам о технике теневого театра. Этот постановочный приём многие режиссёры стали успешно использовать в театрализованных представлениях и спектаклях. Нынешний семинар  напомнил о ещё одной незаслуженно забытой форме — «зримой песне». Лариса Львовна привезла видеозапись зачёта студентов-заочников (кстати, в этой группе учился наш земляк Алексей Гоман). Думаю, что «зримая песня» будет апробирована в наших театрах уже в этом сезоне.

В творческом багаже большинства руководителей театральных коллективов имеется набор физических упражнений на снятие зажимов, развитие координации и чувства ритма. Но многие темы практических занятий стали открытием для наших специалистов. Уверена, что многие режиссёры возьмут на вооружение систему ритмического воспитания швейцарского музыканта Эмиля Жак-Далькроза. Конечно, огромный объём информации, полученной на семинаре, сразу запомнить невозможно. К тому же, Корнева Л. Л. неоднократно обращала внимание на то, что главное — понять новый учебный материал не ногами, а головой. Все практические занятия были сняты организаторами на видео и пополнили видеофонд МОДНТ. Такие диски необходимы режиссёрам для дальнейшей работы, так как методические материалы по сценическому движению в КДУ практически отсутствуют. (Методические пособия «Сценический бой», «Ритмическое воспитание актёра», «Физический тренинг актёра» в последнее десятилетие были опубликованы в библиотечке «Я вхожу в мир искусств», но подписку на это издание осуществляют немногие учреждения.)

В рамках семинара состоялись открытые занятия в образцовых театральных коллективах ГДК г. Полярные Зори: по ритмике и пластике в театре-студии «Необычайные звёзды» (режиссёр — Анна Мутовина), по фехтованию — в «Театре на ладошках» (режиссёр — Евгений Коновалов). Эти занятия также получили высокую оценку со стороны коллег-режиссёров.

Хочется отметить, что коллектив Полярнозоринского городского Дворца культуры был, как всегда, на высоте. Все службы ГДК всегда отличает чёткая и слаженная работа, радушное отношение к приезжим коллегам. Организаторы и участники семинара также признательны руководству Кольской АЭС. Благодаря их содействию, проживание участников семинара было комфортным и доступным по цене.

На закрытии семинара-практикума всем участникам были вручены сертификаты. Режиссёры дали  высокую оценку содержанию и уровню организации семинара. Участники семинара отметили, что, несмотря на физические трудности, занятия проходили в доступной, демократичной форме и в хорошей эмоциональной атмосфере. Режиссёры не только приобрели в свою копилку комплекс практических упражнений, но и получили творческий импульс для новых идей.

Анализ анкет участников семинара подтверждает правильную стратегию МОДНТ в деле повышения квалификации руководителей театральных коллективов. В перспективе необходимо провести учебные акции по сценографии, режиссуре, актёрскому мастерству и сценической речи. С учётом появления новых технологий и материалов, необходимо обновить знания по технике изготовления реквизита и бутафории, по гриму. Для дальнейшего постижения азов сценического движения необходимо проводить узконаправленные мастер-классы (основы этикета, пантомима, фехтование и др.) Но, учитывая сравнительно небольшое количество руководителей театральных коллективов и финансовое положение наших КДУ, проведение учебных акций невозможно без бюджетного финансирования.

Ведущий методист МОДНТ по театральному жанру Марина Кузнецова

 
2008

Дизайн и создание сайта
«МурманИнформМедиа»