|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определим изменение удельного веса оборота по продукции собственного производства в товарообороте общественного питания. Опережающими темпами развивался оборот по продукции собственного производства, в результате чего удельный вес его в товарообороте общественного питания возрос с 68,4 % до 69,6 %. Удельный вес обеденной продукции собственной продукции увеличился с 47,3 % до 47,9 % или на 0,6 %, хотя уровень данного показателя пока оставался невысоким. Проведём анализ выполнения плана товарооборота общественного питания по кварталам, а также установим, как развивался товарооборот каждого квартала в отчётном году по сравнению с предшествующим. (Таблица 2) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кварталы |
Предшествующий год |
Отчётный год |
Отчётный год в % к предшест. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
план |
фактически |
% вып. плана |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма, млн. руб. |
% к итогу |
Сумма млн. руб. |
% к итогу |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
472,8 |
22,5 |
566,4 |
22,9 |
578,9 |
21,6 |
102,2 |
122,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
556,9 |
26,5 |
643,1 |
26,0 |
700,5 |
26,2 |
108,9 |
125,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
577,9 |
27,5 |
682,7 |
27,6 |
675,2 |
25,2 |
98,9 |
116,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
493,8 |
23,5 |
581,3 |
23,5 |
719,2 |
27,0 |
123,7 |
145,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
2101,4 |
100,0 |
2473,5 |
100,0 |
2673,8 |
100,0 |
108,1 |
127,2 |
Таблица 2. Товарооборот общественного питания по кварталам анализируемого периода
Кварталы
Предшествующий год
Отчётный год
Отчётный год в % к предшест.
Сумма, млн. руб.
% к итогу
план
фактически
% вып. плана
Сумма, млн. руб.
% к итогу
Сумма
млн. руб.
% к итогу
1
472,8
22,5
566,4
22,9
578,9
21,6
102,2
122,4
2
556,9
26,5
643,1
26,0
700,5
26,2
108,9
125,8
3
577,9
27,5
682,7
27,6
675,2
25,2
98,9
116,8
4
493,8
23,5
581,3
23,5
719,2
27,0
123,7
145,6
Итого
2101,4
100,0
2473,5
100,0
2673,8
100,0
108,1
127,2
За отчётный 2004 год по сравнению с 2003 годом во всех кварталах обеспечен рост объёма товарооборота. Резких изменений в соотношении удельных весов кварталов в годовом товарообороте не наблюдается. Однако, план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно. Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.
Рассмотрим влияние выпуска блюд ( Б ) и средней продажной цены одного блюда ( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О ). Взаимосвязь факторов представляется формулой:
О=Б∙Ц
Общий прирост оборота по обеденной продукции по сравнению с предшествующим годом составил 211,6 млн. руб. (891,4-679,8)
Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0
Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период
Ц0- средняя продажная цена одного блюда за базисный период
∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-679,8=126,7 млн. руб. или 59,9 %
общего прироста оборота по обеденной продукции.
Увеличение оборота за счёт роста средней продажной цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц = 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=84,9 млн. руб.
( 40,1 % общего прироста оборота).
3.Анализ прибыли и издержек обращения общественного питания.
Прибыль-это конечный финансовый результат. Она обеспечивает экономическую самостоятельность и самофинансирование организацией общественного питания. Её роль обусловлена тем, что она выступает как источник пополнения собственных оборотных средств, развития материально-технической базы, социального развития трудового коллектива, погашения долгосрочных кредитов, увеличения стимулирующих выплат в структуре затраты каждого работника. Как экономический показатель прибыль представляет собой разность между доходами и расходами от хозяйственной деятельности.
Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.
Абсолютная сумма прибыли не в полной мере отражает степень эффективности деятельности организации общественного питания, поэтому в анализе используется система показателей рентабельности, позволяющая оценить эффективность применённых ресурсов и потреблённых затрат Таблица 3.
Таблица 3. Показатели рентабельности
Показатели
Алгоритм расчёта
1. Рентабельность товарооборота, %
П/Т ∙100
2. Рентабельность основных средств, %
П/Ф ∙100
3. Рентабельность оборотных средств, %
П/Ос ∙100
4. Рентабельность функционирование. капитала, %
П/(Ф+Ос) ∙100
5. Рентабельность трудовых ресурсов ( расх. на
оплату труда)
П/ФЗП ∙100
6.Рентабельность экономического потенциала, %
П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100
7.Рентабельность расходов общественного питания, %
П/Р ∙100
8. Удельный вес прибыли в доходах от реализации, %
П/Д ∙100
9. Удельный вес прибыли в чистой продукции, %
П/ЧП ∙100
Основной целью анализа прибыли и рентабельности в общественном питании является выявление, изучение и мобилизация резервов роста прибыли и рентабельности, повышения эффективности и конкурентоспособности объектов общественного питания при одновременном улучшении качества продукции собственного производства и обслуживания потребителей.
Информационной базой проведения анализа прибыли и рентабельности в общественном питании являются : бухгалтерская отчётность « Баланс организации» с приложениями ( форма № 1 « Движение основных средств»; форма №2 « Отчёт о прибылях и убытках »; форма №3 « Отчёт о расходах на реализацию товаров»);статистическая ( форма № 4 – торг « Отчёт по общественному питанию»).
Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.
Таблица 4.Прибыль и рентабельность организации общественного питания
Показатели
Предшествующий
год
Отчётный год
Отчёт. год в % к предш. году
Откло-нение
(+,-) в % к
Оборо-ту
Сумма, млн.руб.
В % к обороту
Сумма,
∆млн.руб.
В % к обороту
Товарооборот общественного питания
2101,4
__
2673,8
127,2
__
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.