Анализ банковского маркетинга на примере Московского филиала АКБ "Татфондбанк"
Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения до
определенных показателей предполагает достижение этого намеченных показателей
нормы и массы прибыли, при которых обеспечивается рентабельность и
эффективность производства. Завоевание доли рынка или его сегмента
осуществляется путем выпуска и внедрения на рынок новых банковских услуг,
формирование новых потребностей у потребителей, проникновение в новые сферы
проникновения услуг.
Стратегия инновации предполагает создание банковских
продуктов, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению. К таким продуктам
относятся, прежде всего, принципиально новые банковские продукты,
ориентированные на ранее не известные потребности, появление новых потребностей
– это результат их формирования: когда главный упор в разработке услуги
делается на ранее неизвестную часть потребностей [8, c. 82].
Стратегия инновационной имитации предполагает копирование
новшеств, разработанных конкурентами, и, прежде всего, принципиально новых
идей, заложенных в новой продукции. Такую стратегию проводят банки, обладающие
значительными ресурсами.
Стратегия дифференцирования продукции предполагает
модификацию и усовершенствование традиционных банковских продуктов, обновляемых
за счет новых технических принципов, внесение в изделие таких модификаций,
которые могут вызвать новые потребности или новые сферы использования. Это
достигается путем внедрения более производительных технологий –
автоматизированных систем, при помощи дизайна, путем совершенствования форм
обслуживания потребителей, лучшей организации филиальной сети. Эффективность
дифференциации продукции непосредственно связано с относительно не высокими
затратами. Но уникальность продукта может обеспечить большой объем продаж.
Стратегия выжидания используется, когда тенденция
конъюнктуры и потребительского спроса не определены. Тогда крупный банк
предпочитает воздержаться от внедрения банковского продукта на рынок и изучить
действия конкурентов. При возникновении устойчивого спроса крупный банк,
располагающий необходимыми ресурсами, в короткие сроки развивает массовое предложение
услуги и подавляет фирму–новатора.
Таким образом, в данной части работы мы рассмотрели
теоретический аспект маркетинга в банковском секторе, его сущность, роль,
стратегию. Далее целесообразно рассмотреть на примере коммерческого банка роль
маркетинга в его деятельности.
2. Анализ деятельности ОАО
"Татфондбанк" в области маркетинга
2.1 Характеристика деятельности
банка
Акционерный инвестиционный коммерческий банк
«Татфондбанк», именуемый в дальнейшем «Банк», является кредитной организацией,
созданной по решению учредителей в форме акционерного общества закрытого типа,
преобразованной решением акционеров в акционерное общество открытого типа
(Протокол Общего Собрания акционеров № 10 от 14 июля 1995 года). Решением
Общего Собрания акционеров (протокол №2/97 от 8 мая 1997 года)
организационно-правовая форма приведена в соответствие с Федеральным законом
Российской Федерации «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995
года и определена как открытое акционерное общество.
В отечественной банковской системе Татфондбанк работает
всего 14 лет. Татфондбанк продолжает активную экспансию в другие регионы – на
сегодняшний день успешно работают филиалы в таких городах, как Москва,
Санкт-Петербург, Чебоксары, Пермь и Сургут. В ближайшее время банк откроет
филиал и в Новосибирске. Так, Татфондбанк в настоящее время открыто 12
филиалов, 74 дополнительных офиса, 9 операционных касс. К концу 2010 года,
количество подразделений банка превысит 100. Татфондбанк занимает 16 место в
списке самых «факторинговых» кредитных учреждений в России. Он осуществляет
факторинговые операции с января 2006 года.
Большое место в деятельности Татфондбанка занимают
валютные операции, денежные переводы в рублях РФ и долларах США по России,
странам СНГ, ближнего и дальнего зарубежья по системе WESTERN UNION, MIGOM,
TRAVELIKC и различные банковские услуги.
Стратегия Банка в работе с клиентами базируется на
принципе высокого качества обслуживания и предоставления полного спектра услуг
всем категориям.
На сегодняшний день в Банке обслуживается более 4 тысяч
предприятий организаций и индивидуальных предпринимателей, среди которых, как
крупные хорошо известные компании, так и представители малого и среднего
бизнеса.
Более 155 тысяч клиентов обслуживаются в Банке на конец
2009 года. Рост клиентской базы благодаря постоянной работе по
совершенствованию и расширению спектра представляемых услуги, а также сочетанию
комплексного подхода к продаже высококачественных банковских продуктов и
индивидуальной работе с каждым клиентом на основе конкурентоспособных тарифов.
Банк стремится обеспечить максимально полное
удовлетворение потребностей клиентов в проведение расчетов скорости платежей
удобстве обслуживания. Современные каналы обслуживания «Банк-клиент»
обеспечивают достаточную степень надежности и конфиденциальности операций, не
уступающих уровню безопасности при личном обращении в коммерческий банк.
Технологичность и высокий профессионализм сотрудников
позволяют Банку предполагать одинаково высокий уровень обслуживания клиентов,
как в Казани, так и по Республике.
Основную деятельность Банк осуществляет на рынке
банковских услуг Республики Татарстан. Банковская система республики на
протяжении многих лет работает стабильно, обеспечивая бесперебойное и
своевременное проведение расчетов всеми участниками платежной системы.
Республика по-прежнему занимает лидирующие позиции по целому ряду
количественных и качественных параметров банковского бизнеса. На отдельных
сегментах рынка ОАО «АИК Б «Татфондбанк» стабильно занимает 2-ю позицию среди
самостоятельных банков Республики Татарстан по таким основным финансовым
показателям, как:
- сумма активов,
- величина собственных средств,
- общая сумма привлеченных средств,
- вклады населения,
- кредитные вложения.
На долю активов Татфондбанка приходится 12,1% от
совокупных активов самостоятельных банков. На рынке частных вкладов среди
банков, действующих на территории республики, Татфондбанк опережают «АкБарс»
Банк и региональный Сбербанк. Доля Татфондбанка на рынке частных вкладов на 1
января 2009 года составила 9,6%.
Среди крупнейших банков РФ по состоянию на 1 января 2009
года Татфондбанк занимает 68-е место по размеру активов, 50-е место по размеру
собственного капитала (журнал «Профиль» №6 от 23.02.09). В рейтинге 100 самых
надежных российских банков, при составлении которого учитываются параметры
достаточности капитала, ликвидности, доходности, развитости клиентской базы,
диверсификации структуры активов и их рискованности, по состоянию на 1 января
2009 года Татфондбанк занимает 12-ю позицию (журнал «Профиль» №6 от 23.02.09).
По данным аналитического агентства «РосБизнесКонсалтинг»
среди 100 самых филиальных банков России по итогам 2008 года, Татфондбанк
занимает 35-е место.
В июне 2008 года российским рейтинговым агентством
«Эксперт РА» Татфондбанку присвоен рейтинг на уровне А «Высокий уровень
кредитоспособности». Среди факторов, определяющих высокую кредитоспособность
Банка, были отмечены приемлемый уровень достаточности капитала, высокое
качество корпоративного управления, хорошая кредитная история. В октябре 2008
года «Эксперт РА» выступило с подтверждением ранее присвоенного рейтинга.
Международное агентство Moody’s Investor Service
подтвердило ОАО «АИК Б «Татфондбанк» рейтинг по депозитам в местной и
иностранной валюте на уровне «B2/NP», рейтинг по заимствованиям в иностранной
валюте на уровне «В2», рейтинг по национальной шкале – на уровне «Baa1.ru», а
также рейтинг финансовой устойчивости Банка на уровне «E+» (BFSR).
Сохранение рейтинга Татфондбанка на прежнем уровне на
фоне снижения международных рейтингов ряда российских банков и общей
макроэкономической нестабильности связано с укреплением финансовой устойчивости
Банка, готовностью Правительства Татарстана оказать поддержку Банку.
Подтверждая высокий уровень текущей кредитоспособности Банка, агентство, тем не
менее, учитывая происходящие негативные события на финансовом рынке и в
банковском секторе РФ, присвоило рейтингам Банка «негативный» прогноз. Однако
факторы, обусловившие это решение, не зависят от Банка и относятся к внешним
факторам.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности кредитной
организации – эмитента, факторы, оказавшие влияние на изменение размера выручки
от продажи эмитентом услуг и прибыли (убытков) кредитной организации – эмитента
от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов
иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических,
финансовых, политических и других факторов – таблица 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Основные показатели деятельности ОАО «Татфондбанк» (тыс.
руб.)
Наименование показателя
|
01.01.2007
|
01.01.2008
|
01.01.2009
|
Проценты, полученные и аналогичные доходы от:
|
|
|
|
Размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов,
займов и на счетах в других банках
|
25 329
|
255 980
|
292 341
|
Ссуд, предоставленных другим клиентам
|
1 180 911
|
2 317 330
|
3 542 376
|
Средств, переданных в лизинг
|
0
|
0
|
0
|
Ценных бумаг с фиксированным доходом
|
38 571
|
128 666
|
343 607
|
Других источников
|
563
|
2 878
|
4 724
|
Итого проценты полученные и аналогичные доходы:
|
1 245 374
|
2 704 854
|
4 183 048
|
Рис. 2.1.1 Отраслевая структура кредитов выданных в 2008
году.
Посредством кредитных ресурсов Банка были реализованы
инвестиционные проекты, стратегически важных предприятий, как ОАО АИКБ
«Татфондбанк» активно участвует в инвестировании своих ресурсов, а
агропромышленный комплекс.
В 2008 году объем инвестиций в сельское хозяйство
составило 2,2 млрд. рублей, из которых 40% было направлено на приобретение
сельскохозяйственной техники.
Таблица 2.1.2
Проценты, уплаченные и аналогичные расходы (тыс. руб.)
Показатели по:
|
2007
|
2008
|
2009
|
Привлеченным средствам банков, включая займы и депозиты
|
96 175
|
313 024
|
349 486
|
Привлеченным средствам других клиентов, включая займы и
депозиты
|
440 625
|
1 154 890
|
2 219 716
|
Выпущенным долговым ценным бумагам
|
328 217
|
445 006
|
528 871
|
Арендной плате
|
12 363
|
19 876
|
36 456
|
Итого проценты, уплаченные и аналогичные расходы:
|
877 380
|
1 932 796
|
3 134 529
|
Чистые процентные и аналогичные доходы
|
367 994
|
772 058
|
1 048 519
|
Комиссионные доходы
|
26 355
|
155 344
|
295 563
|
Комиссионные расходы
|
23 153
|
32 959
|
118 817
|
Чистый комиссионный доход
|
3 202
|
122 385
|
176 746
|
Прирост кредитного портфеля физических лиц с учетом
операции по уступке прав требований, составил за 2008 год почти 300 млн.
рублей. При кредитовании физических лиц на приобретение транспортных средств
Банк сотрудничает с 28 автосалонами.
С ноября 2009 года Банк совместно с Агентством по
ипотечному кредитованию и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию начал
работу по предоставлению кредитов населению на покупку готового жилья либо для
финансирования долевого участия в жилищном строительстве.
С 2006 года Татфондбанк активно работает на
«факторинговом» рынке. В настоящее время Банк заключил договора с 14 торговыми
организациями города по предоставлению населению товаров народного потребления
с последующей переуступкой долга. Среди контрагентов банка крупные торговые
организации, торгующие бытовой техникой, сотовыми телефонами, мебелью, многие
из которых известны и за пределами Республики.
Таблица 2.1.3
Прочие операционные доходы (тыс. руб.)
Показатели
|
2006
|
2007
|
2008
|
Доходы от операций с иностранной валютой и с другими
валютными ценностями, включая курсовые разницы
|
290 640
|
354 687
|
412 807
|
Доходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов,
ценных бумаг и другого имущества, положительные результаты переоценки
драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества
|
61 498
|
92 604
|
153 752
|
Доходы, полученные в форме дивидендов
|
810
|
1 215
|
1 538
|
Другие текущие доходы
|
75 611
|
85 430
|
165 027
|
Итого прочие операционные доходы:
|
428 559
|
533 936
|
739 124
|
Текущие доходы:
|
799 755
|
1428 379
|
1964 389
|
В ОАО «Татфондбанк» наблюдается устойчивое увеличение
всех статей доходов. Наибольшими темпами увеличиваются доходы от операций по
купле-продаже драгоценных металлов, ценных бумаг и другого имущества,
положительные результаты переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг и
другого имущества, соответственно будет увеличиваться и налогообложение данных
операций.
Также можно отметить рост доходов от операций с
иностранной валютой и с другими валютными ценностями, включая курсовые разницы,
что подтверждает профессионализм сотрудников банка и умелое использование
корзины валют для получения дополнительного дохода.
В результате проведенного исследования можно говорить о
том, что анализируемый банк ведет эффективную финансово-хозяйственную
деятельность, что подтверждается текущими доходами ОАО «Татфондбанк».
Таблица 2.1.4
Прочие операционные расходы (тыс. руб.)
Показатели
|
2007
|
2008
|
2009
|
Расходы на содержание аппарата
|
121 195
|
620 639
|
843 273
|
Эксплуатационные расходы
|
74 952
|
92 856
|
116 768
|
Расходы от операций с иностранной валютой и другими
валютными ценностями, включая курсовые разницы
|
304 121
|
387 546
|
502 611
|
Расходы от операций по купле-продаже драгоценных металлов,
ценных бумаг и другого имущества, отрицательные результаты переоценки
драгоценных металлов, ценных бумаг
|
70 504
|
78 200
|
93 440
|
Другие текущие расходы
|
41 315
|
94 820
|
179 033
|
Всего прочих операционных расходов:
|
612 087
|
1 274 061
|
1 735 125
|
Чистые текущие доходы до формирования резервов и без
учета непредвиденных доходов / расходов
|
187 668
|
154 318
|
229 264
|
Изменение величины резервов на возможные потери по
ссудам
|
-15 999
|
-36595
|
-41 609
|
Изменение величины резервов под обесценение ценных бумаг
и на возможные потери
|
0
|
0
|
0
|
Изменение величины прочих резервов
|
-3
|
0
|
0
|
Чистые текущие доходы без учета непредвиденных доходов /
расходов
|
203 670
|
190 913
|
270 873
|
Непредвиденные доходы за вычетом непредвиденных расходов
|
0
|
0
|
0
|
Чистые текущие доходы с учетом непредвиденных доходов /
расходов
|
203 670
|
190 913
|
270 873
|
Налог на прибыль
|
58 797
|
107 817
|
174 703
|
Отсроченный налог на прибыль
|
0
|
0
|
0
|
Непредвиденные расходы после налогообложения
|
0
|
0
|
0
|
Прибыль (убыток) за отчетный период: _
|
203 670
|
190 913
|
270 873
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|