Организация деятельности ОАО "Альфа-Банк"
Таблица 3. Текучесть ДО «Альфа-Банк» в 2006 году.
Подразделение
|
Уволенные в %
|
янв
|
фев
|
мар
|
апр
|
май
|
июн
|
июл
|
авг
|
сен
|
окт
|
ноя
|
дек
|
«Старый Арбат»
|
|
|
7
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
«Охотный ряд»
|
15
|
|
8
|
|
8
|
|
22
|
|
|
|
|
40
|
«Братиславский»
|
|
|
7
|
|
|
|
6
|
|
7
|
|
13
|
|
«Людмила»
|
|
|
14
|
7
|
7
|
15
|
|
|
|
|
|
|
«Алексеевский»
|
|
|
|
5
|
5
|
|
|
10
|
|
5
|
|
|
«Сокольники»
|
|
|
|
|
7
|
|
|
7
|
|
|
|
|
«Медведково»
|
|
|
6
|
|
6
|
|
|
6
|
|
|
|
5
|
«Олимпийский»
|
8
|
9
|
9
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Петровский»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
7
|
«Пресненский
Вал»
|
|
7
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
«Никитский»
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Третьяковский»
|
6
|
|
6
|
11
|
|
|
|
|
5
|
|
6
|
|
«Земляной Вал»
|
|
|
8
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
7
|
«Кузнецкий
Мост»
|
8
|
7
|
|
6
|
|
|
|
7
|
|
|
|
6
|
«Балтийский»
|
|
|
|
5
|
|
5
|
5
|
|
|
|
5
|
9
|
«Тверская-Ямская»
|
|
|
|
11
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
«Новослободский»
|
|
|
7
|
7
|
7
|
7
|
|
|
|
|
|
|
«Рижский»
|
|
|
|
7
|
6
|
6
|
|
|
6
|
|
|
|
«Даниловский»
|
6
|
|
|
5
|
5
|
|
6
|
|
|
6
|
|
6
|
«Большая
Полянка»
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
«Маяковский»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Кузьминки»
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
«Красносельский»
|
|
|
7
|
|
6
|
|
|
12
|
|
6
|
|
|
«Кутузовский
проспект»
|
|
|
5
|
|
|
|
20
|
5
|
5
|
|
|
5
|
«Сухаревский»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Варварка»
|
|
|
|
|
7
|
6
|
|
|
|
|
|
|
«Ломоносовский»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
6
|
|
«Тверская»
|
|
|
|
|
|
6
|
|
6
|
6
|
|
|
5
|
«Мясницкий»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
1,8
|
0,8
|
2,3
|
2,6
|
2,7
|
1,9
|
2,4
|
2,4
|
1,3
|
1
|
1,1
|
3,9
|
Делая вывод о текучести в подразделениях ОАО «Альфа-Банк», можно сказать,
что в 2006 году общее количество уволенных меньше, чем в 2005 году, этот
показатель снизился с 26,6% в 2006 году до 21,8% в 2005 году. Отличный
показатель у дополнительного офиса «Мясницкий», в котором ни в 2005, ни в 2006
году не было уволено ни одного человека. В 2006 году еще у двух офисов:
«Сухаревский» и «Маяковский» такой показатель. Это говорит о росте
профессионализма сотрудников, а также об их удовлетворенности трудом.
3.3. Преимущества ОАО «Альфа-Банк».
Альфа-Банк занимает одно из лидирующих положений среди российских банков.
С каждым годом он все больше укрепляет свои позиции на российском финансовом
рынке, реализуя ключевые проекты и обеспечивая рост во всех сегментах своего
бизнеса.
В рейтинге розничных банков по уровню клиентского обслуживания,
составленном журналом The Retail Finance в 2007 году, Альфа-Банк занял первое
место по качеству работы отделений. По методике составления рейтинга Альфа-Банк
набрал 37 баллов из 38 возможных, опередив по этому показателю все крупнейшие
российские розничные банки.
Оценка работы банковских отделений проводилась агентами издательства
«Розничные финансы» в Москве под видом клиентов. У каждого банка агенты
побывали в двух отделениях (в Москве и одном из региональных городов) в
середине рабочего буднего дня. Отделения выбирались случайным образом: в людных
местах, на крупных магистралях и улицах. Банковские отделениях оценивались по
следующим показателям: наличие зоны самообслуживания; наличие сотрудника,
встречающего клиентов; приветливость персонала; внешний вид сотрудников
отделения; компетентность персонала; наличие рекламных материалов, информации о
продуктах; ожидание обслуживания; управление очередью; оборудование для
инвалидов; удобство организации пространства.
Слияния, поглощения и корпоративный консалтинг.
Управление слияний и поглощений и корпоративного консалтинга Альфа-Банка
является одним из лидеров российского рынка по организации сделок по продаже,
слиянию и дружественному приобретению компаний. Управление также предоставляет
клиентам консультационные услуги по совершенствованию корпоративной и
финансовой структуры компаний, необходимому как для улучшения их конкурентной
позиции, так и для возможной продажи или выхода на IPO.
Управление было создано в 1998 году и с тех пор выступило консультантом в
более чем 50 успешно организованных, структурированных и завершенных сделках в
различных отраслях как в России, так и за рубежом. Общий объем завершенных
сделок составил более $12 млрд. долл. США.
Конкурентными преимуществами Управления являются не только высокий
профессионализм его сотрудников, но и возможность использования всех ресурсов
Альфа-Банка для целей наших клиентов.
Предоставляемые услуги:
Слияния и поглощения
— Организация сделок продажи, слияния или приобретения компаний на всех
этапах сделки от поиска потенциальных целей, партнеров или инвесторов до
организации финансирования и закрытия сделки.
— Разработка тактики продажи, слияния или приобретения компаний, проведение
переговоров от имени продавца или покупателя.
— Оценка стоимости компании и перспектив увеличения стоимости
объединенной компании.
— Структурирование сделки и подготовка всей необходимой юридической и
корпоративной документации.
— Поиск и привлечение российских и зарубежных стратегических инвесторов с
разработкой и согласованием договорной базы для дальнейшего сотрудничества с
инвестором.
Поиск и привлечение финансовых инвесторов
— Привлечение фондов прямых инвестиций, частного капитала и других инвесторов
для приобретения миноритарного пакета в капитале компании Клиента в целях
финансирования развития бизнеса или перед IPO.
Консультационные услуги по максимизации стоимости компании
— Оценка стоимости компании или проекта на основе построения финансовых
прогнозов деятельности.
— Максимизация стоимости путем оптимизации корпоративной структуры,
стратегических приобретений, продажи непрофильных активов и выбора оптимальных
инструментов финансирования.
Объявляя о своем решении, представители жюри заявили, что «Альфа-Банк
является одним из ведущих участников российского рынка банковских услуг и
осуществляет все основные виды банковских операций, включая обслуживание
частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое
финансирование и управление активами. Банк обладает обширной и хорошо развитой
розничной сетью, что обеспечивает клиентам повсеместный доступ к банковским
услугам и продуктам. Кроме того, за последнее время Альфа-Банк провел ряд
крупных сделок на рынке ценных бумаг, что также укрепило его позиции на внешнем
и внутреннем финансовых рынках».
Авторитетный финансовый журнал Euromoney с 1992 г. присуждает награды
компаниям за выдающиеся достижения в финансовой сфере. Ежегодно члены жюри
отбирают лучшие финансовые учреждения по следующим критериям: уровень
обслуживания клиентов, размер прибыли, использованию инновационных технологий в
бизнесе и др.
Ранее Альфа-Банк был удостоен следующих наград журнала Euromoney: Best Forex Bank in Russia 2006, Best
M&A Deal in Russia 2004, Best M&A House in Russia 2004, Best Bank in
Russia 2002 и Highly Recommended 2000.
В 2005 году Банк признан журналом Global Finance «Лучшим провайдером
услуг в сфере валютных операций» в России. Также Альфа-Банк дважды — в
2004-2005 годах — получил международную награду The Operational Risk
Achievement Award «За внедрение наилучшей системы управления операционными
рисками в компании, работающей на развивающихся рынках», что является
беспрецедентным случаем в международной практике.
Долгосрочные текущие рейтинги Альфа-Банка — Moody’s («Ba1» со стабильным
прогнозом) и Standard & Poor’s («BB» со стабильным прогнозом).
В 2007 г. журнал Global Finance назвал Альфа-Банк лучшим российским
банком в сфере финансирования торговли
Система мобильного банкинга «Альфа-Мобайл» стала лауреатом награды CNews
AWARDS в номинации «Управление финансами». В ходе прямого электронного
голосования среди участников церемонии награждения сервис «Альфа-Мобайл» набрал
наибольшее число голосов (56), опередив других номинантов из банковской сферы.
Система мобильного банкинга, созданная в Альфа-Банке в 2005 году, стала
первым ярким опытом инноваций в данной сфере. «Альфа-Мобайл» — это
дистанционное управление своими счетами в любом месте и в любое время. Сервис
позволяет не только просматривать остатки и операции по счету через сотовый
телефон, но и осуществлять с мобильного телефона платежи — перевод денег между
счетами, оплату мобильной связи и Интернета, а также погашение задолженности по
кредиту.
На сегодняшний день мобильный ресурс Альфа-Банка насчитывает более 15
тыс. клиентов. При этом еженедельный прирост клиентской базы составляет 100-120
человек. Самой популярной операцией является оплата мобильной связи (1300-1500
операций в неделю) со средней суммой платежа 450-500 рублей. Через систему
мобильного банка еженедельно осуществляется около 400 переводов между счетами
на общую сумму 70 млн. рублей.
Проблема многих ИТ-сервисов в банках — это сложность настроек и
неудобство использования. Основное преимущество услуги «Альфа-Мобайл» — простота.
Интерактивное приложение, созданное российской компанией «Трафиклэнд»,
использующее технологию GPRS, генерирует набор необходимых настроек для того
или иного телефона и доставляет их абонентам в виде SMS специального формата.
Далее клиенту нужно только сохранить это сообщение в телефоне и активировать
пришедшие настройки. За счет подобных технологических инноваций банк повышает
свою привлекательность для клиентов в условиях острой конкуренции на банковском
рынке.
Альфа-Банк активно развивает дистанционные каналы обслуживания клиентов.
На сегодняшний день количество клиентов интернет-банка «Альфа-Клик» превысило
100 тысяч. А услугой SMS-банкинга «Альфа-Чек» уже пользуются более 200 тысяч
клиентов банка.
Интернет-банк «Альфа-Клик» был запущен в апреле 2006 года. В настоящее
время ежемесячно к системе подключается порядка 12-13 тысяч новых
пользователей. Каждый день страничку интернет-банка «Альфа-Клик» посещают 15-20
тысяч клиентов, и в среднем совершается 4000 операций в день.
«На наш взгляд, 100 тысяч клиентов в интернет-банке — впечатляющий
результат, который нам удалось достичь менее чем за год работы системы. Наши
клиенты оценили простоту и удобство дистанционных каналов обслуживания, и
популярность этих услуг растет с каждым днем. Мы будем и дальше работать над
внедрением новых возможностей и сервисов, повышением безопасности и удобства
предлагаемых услуг, чтобы соответствовать требованиям и ожиданиям наших
клиентов», — прокомментировал начальник управления развития каналов
самообслуживания Альфа-Банка Урбанский Владимир.
Альфа-Банк регулярно совершенствует каналы дистанционного обслуживания. В
частности, для повышения уровня безопасности в интернет-банке «Альфа-Клик» были
введены сеансовые пароли и виртуальная клавиатура. Кроме того, пользователи
«Альфа-Клика» получили возможность приобретать инвестиционные паи, а
пользователи услуги «Альфа-Чек» — оплачивать мобильную связь посредством
простого SMS-сообщения.
Интернет-банк «Альфа-Клик» и услуга «Альфа-Чек» — это каналы
дистанционного банковского обслуживания физических лиц, позволяющие клиентам
банка самостоятельно проводить операции со своими счетами. Кроме проверки
состояния и управления счетами, с помощью услуги «Альфа-Клик» можно также
оплатить услуги операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, услуги
коммерческого телевидения, инвестиционные паи Управляющей компании
«Альфа-Капитал». «Альфа-Клик» доступен клиентам круглосуточно. Все операции
проходят в режиме реального времени. Служба SMS-сообщений «Альфа-Чек» и
мобильный банк «Альфа-Мобайл» регулярно используются клиентами банка для
контроля и оперативного управления своими счетами.
Альфа-Банк во второй раз удостоен награды «Супербренд» как одна из самых
сильных и узнаваемых торговых марок современной России на рынке потребительских
товаров. Торжественная церемония вручения награды и презентация книг
«Супербренды» состоялась 1 февраля 2007 г. в Москве.
Оценка брендов производится по оригинальной методике с участием
независимых экспертных советов компании Superbrands International. Анализ рынка
потребительских товаров проводят партнеры российского отделения Superbrands
International — крупнейшие агентства по исследованию рынков КОМКОН и ACNielsen.
Данные этих исследований служат основой для составления шорт-листа, который
предлагается на рассмотрение независимых экспертных советов «Супербренд»,
состоящих из авторитетных представителей общественных и деловых кругов, ведущих
специалистов в области бизнес-аналитики, маркетинга, рекламы и дизайна.
Председателем экспертных советов является президент Государственного
университета — Высшей школы экономики Александр Шохин.
РАЗДЕЛ IV. ПРОЕКТ МЕРОПРЯТИЙ ПО ВЫХОДУ
ИЗ КРИЗИСА.
4.1. Необходимость антикризисного подхода к банковской системе и
применение зарубежного опыта.
Российская банковская система пока не в полной мере отвечает требованиям
развивающейся экономики и нуждается в укреплении. Развитие экономики России
сдерживается неразвитостью и неустойчивостью банковского сектора, а также его
ограниченной способностью аккумулировать средства предприятий и населения,
столь необходимые для кредитования инвестиций и обновления основных фондов
материального производства.
На этом фоне в настоящее время стала очевидна необходимость обеспечения
устойчивого и бескризисного функционирования российской банковской системы для
того, чтобы банки могли выполнять свои функции и способствовать развитию
экономики России. Пренебрежение вопросами предотвращения банковских кризисов
может привести к резкому ослаблению банковской системы, финансовой базы
экономики и подрыву национальной безопасности России. Обеспечение стабильности
банковской системы и укрепление экономики невозможно без устойчивой работы
банков. В то же время до сих пор состояние многих банков далеко от устойчивого,
и имеют место случаи банкротства банков, причины которых уже нельзя отнести на
последствия кризиса августа 1998 г., что свидетельствует о недостатках в
практике банковского управления и в особенности антикризисного управления.
С одной стороны, практически с самого своего основания российские банки
функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся
финансовом рынке. С другой - быстрое развитие российского финансового рынка на
фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более
цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым
присущи иные риски и кризисные ситуации, опыта преодоления которых российские
банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного
существования.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью
антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием
комплексных и современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.
Несмотря на значительное число причин, приводящих к ухудшению финансового
состояния банков, затруднения отечественных банков не являются уникальными,
зачастую они - лишь повторение чужих ошибок. Даже в том случае, когда
финансовые трудности банков связаны с негативным внешним воздействием экономики
и системными кризисами, а не вызваны некомпетентностью персонала и плохой
организацией функционирования, в процессе разрешения проблем отечественных
коммерческих банков можно использовать накопленный опыт других стран. В этой
связи требует исследования проблема применения зарубежного опыта антикризисного
управления коммерческими банками в специфических российских условиях;
необходимо форсированными темпами изучать зарубежный опыт антикризисного
управления с точки зрения целесообразности его использования в отечественных
банках.
Трудно переоценить значимость обеспечения стабильного развития банковской
системы и актуальность проблемы совершенствования антикризисного управления и
предотвращения банковских кризисов. В результате совершенствования методов
антикризисного управления и ориентации банковских менеджеров на антикризисное
управленческое мышление может быть решена практическая задача преодоления и
дальнейшего предотвращения кризисных явлений в банках, а также повышения
стабильности российской банковской системы в целом.
Об актуальности данной проблемы свидетельствует также ее включение в
число первоочередных задач Банка России, о чем говорится в Стратегии развития
банковского сектора Российской Федерации, а также в направления работы
Государственного Совета при президенте России. Данная проблема
представляется также особенно актуальной в виду необходимости повышения
устойчивости и укрепления конкурентного положения российских банков в
преддверии вступления России в ВТО и открытия российского финансового рынка для
западных финансовых институтов.
Проблема антикризисного управления сравнительно нова для российских
банков, которые впервые столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском
рынке в августе 1995 г., в результате которого сотни банков лишились лицензий.
Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан кризисом августа 1998 г.,
повлекшим волну банкротств банков, в том числе крупнейших, после которого
появился ряд отечественных исследований, посвященных реструктуризации
банковской системы, анализу устойчивости коммерческих банков. Законодательным
собранием и Банком России была разработана и принята нормативная база по
банкротству, реструктуризации и финансовому оздоровлению кредитных организаций,
создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Однако нерешенными остались вопросы широты понятия антикризисного
управления и его места в общем управлении коммерческими банками, соотношения и
взаимосвязи антикризисного управления в отдельном банке и в банковской системе
в целом, предотвращения и профилактики кризисных явлений в банках, повышения
качества и эффективности управления, а также ответственности руководства за
банкротство банка.
Следует сделать попытку исследовать специфику применения зарубежного
опыта антикризисного управления для предотвращения банковских кризисов, а также
рассмотреть проблему обеспечения устойчивости банковской системы за счет
совершенствования антикризисного управления на уровне коммерческого банка. При
этом антикризисное управление коммерческим банком следует рассматривать с
позиции банка испытывающего затруднения, но намеренного продолжать свою
деятельность.
Концепция исследования заключается в том, что в силу специфики
банковского бизнеса, основанного на доверии клиентов, для прочного положения и
долгосрочного успеха банка важно предотвратить возникновение кризисных ситуаций
или преодолеть их на раннем этапе, нежели чем искать выход из наступившего
кризиса. В этой связи по отношению к коммерческим банкам антикризисное
управление понимается в широком смысле, как комплекс мероприятий, направленных
на профилактику и недопущение кризиса.
4.2. Необходимость сохранения и совершенствования «Альфа-Банком» своих
позиций.
На мой взгляд, так как «Альфа-Банк» является одним из лучших банков,
достигший множество результатов и наград, ему следует удерживать свои позиции.
В рейтинге розничных банков по уровню клиентского обслуживания,
составленном журналом The Retail Finance, Альфа-Банк занял первое место по
качеству работы отделений. По методике составления рейтинга Альфа-Банк набрал
37 баллов из 38 возможных, опередив по этому показателю все крупнейшие
российские розничные банки. Также очень развиты удаленные каналы обслуживания,
такие как «Альфа-клик», «Альфа-чек», «Альфа-консультант», «Альфа-мобайл», а
также уникальный проект - "Альфа-ТВ". "Альфа-ТВ" - это
интерактивный инновационный сервис, в рамках которого представлены
познавательные программы о различных аспектах финансового рынка и банковских
услугах в легкой и доступной форме. Альфа-Банк создал и предложил интерактивный
сервис для удобства и пользы текущих и будущих клиентов.
«Альфа-Банк» не должен стоять на месте, дожидаясь развития своих
конкурентов в направлениях сервиса и удаленных каналов обслуживания, он должен
еще больше развиваться, чтобы стать бесспорным лидером в этих направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Делая вывод об
особенностях ОАО "Альфа-Банк, можно отметить высокий уровень рисков,
присущий всей российской экономике и ее банковскому сектору, а также высокую
степень концентрации бизнеса банка на отдельных контрагентах и повышенную долю
заемных средств в капитализации. В числе положительных характеристик
Альфа-Банка - наличие опытного менеджмента, благодаря которому банк занял
позиции, позволяющие ему развивать свой бизнес в условиях роста национальной
экономики.
Следует ожидать,
что рост российской экономики и прогнозируемое улучшение макроэкономической
стабильности благоприятным образом повлияют на деятельность Альфа-Банка. За
последнее время банк расширил свою коммерческую сеть, увеличил спектр
предлагаемых финансовых услуг и нанял новый персонал для работы на таких
ключевых направлениях, как обслуживание физических лиц и инвестиционная
деятельность, информационные технологии и управление рисками.
Альфа-Банк входит
в пятерку крупнейших российских банков. В то же время, подобно другим банкам
частного сектора, он контролирует относительно небольшую (менее 5 %) рыночную
долю совокупных банковских активов в системе, где доминируют государственные
банки, в частности Сбербанк. Активы и депозиты банка отличаются высокой
степенью концентрации как в рамках родственной финансово-промышленной группы -
консорциума "Альфа-Групп" (КАГ), так и за ее пределами.
Произошло укрепление баланса банка, прибыльность основных видов
деятельности повысилась благодаря увеличению объемов ссудных операций по более
выгодным ставкам, росту комиссионных доходов, а также благоприятным внешним
условиям деятельности. Вместе с тем сдерживающее влияние на прибыльность
оказывали высокие расходы на расширение филиальной сети банка и вложения в
развитие информационных технологий.
Список использованной литературы.
1. Донцова Л.В., Никифорова Н.А.
– Анализ финансовой отчетности, практикум, М.: «Дело и Сервис», 2006 г.
2. Лаврушина О. И. Банковское
дело. - Москва: Финансы и статистика, 2002 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|