Развитие банковской системы России в современных условиях
2.3Банковско-промышленная
интеграция и расширение реального
сектора
экономики.
О необходимости и
возможности слияний и присоединений коммерческих банков нельзя рассуждать в
отрыве от состояния, тенденций, потребностей и возможностей реального сектора
экономики, т.е. банковский сектор не должен рассматриваться как автономный и
самодостаточный. В этой связи встает проблема взаимосвязанного развития и
взаимодействия банковского и промышленного капиталов, вопрос о
банковско-промышленной интеграции.
Банковско-промышленная интеграция, на наш взгляд, имеет ряд положительных
моментов:
• возможность получения более надежных источников капитала з целях
оперативного пополнения оборотных средств и инвестиций для промышленных
предприятий группы;
• повышенная информированность о деятельности партнеров по интеграции;
• снижение трансакционных и других издержек, возникающих при обеспечении
различных банковско-промышленных взаимодействий;
• повышение устойчивости и прибыльности интеграционной формы, расширение
общего поля деятельности и совместное использование ресурсов и др.
Развитие
кредитных операций банков в реальном секторе экономики во многом определяется
темпами и характером структурных преобразований в ее отраслях, мерами по
повышению степени правовой защиты прав кредиторов, а также открытостью
информации о финансовом состоянии и о структуре собственности организаций,
работающих в реальном секторе. Однако часть российских коммерческих банков
по-прежнему не может, не хочет и не умеет кредитовать реальный сектор.
В конце 2004 г.
Центром экономических исследований Московского международного института
эконометрики, информатики, финансов и права (ММИ-ЭИФП) был составлен рэнкинг
125 стран мира по объему кредитования частного сектора финансовыми институтами.
По результатам проведенного исследования, Россия занимает только 86-е место
в мире (18,5% ВВП). Аналогичный показатель имеют Болгария, Гаити, Монголия
и Того. Казахстан находится на 88-м месте, Украина - на 92-м, Белоруссия на
101-м и т.д. России еще далеко до таких стран, как Таиланд. Тайвань, Южная
Корея, Израиль, Австралия, где объем кредитов сопоставим с ВВП.
До 2001 г. почти
половина активов размешалась внутри самой банковской системы, где
оборачиваемость ссуд и надежность возврата капиталов значительно выше, чем в
материальном производстве. За 2000 г. доля таких вложений повысилась с 30 до
46% (без учета Сбербанка), а кредитование реального сектора сворачивалось. Его
доля в активах коммерческих банков снизилась с 45 до 32%2.
К концу 2000 г. ситуация несколько изменилась. Процентные ставки по
кредитам и депозитам стали быстро падать, подрывая рентабельность коммерческих
банков, но открывая предприятиям доступ к действительно дешевому
финансированию. Таким образом, банки наконец-то начали заниматься собственно
банковским бизнесом, т.е. кредитованием (как крупных, так и мелких
предприятий). На начало 2005 г. объем таких кредитов составлял уже 3,2 трлн
руб., увеличившись за год на 35% .
Однако в марте 2006 г. на долю ссудной задолженности приходилось уже 68%
активов банковского сектора. Российская банковская система последовательно
увеличивает отношение выданных кредитов нефинансовому сектору к ВВП. К началу
2006 г. оно достигло почти 20 против 9,2% по состоянию на 1 января 2000 г.
Что же характерно для современного этапа банковского кредитования
реального сектора?
• Основными кредиторами промышленности являются несколько десятков
крупнейших банков. Такие кредитные организации располагают большим собственным
капиталом и имеют возможность привлекать долгосрочные ресурсы от крупных
зарубежных банков по относительно низкой цене;
• Сырьевые отрасли в основном используют кредиты для инвестиционных
целей, поэтому им нужны крупные долгосрочные кредиты. Низкая капитализация
банковского сектора не позволяет полностью обеспечивать потребности компаний
данных отраслей в заемных средствах, что и приводит к расширению заимствований
за рубежом;
• Инвестиционные кредиты пока не получили широкого распространения.
Зачастую инвестирование происходит с целью дружественного и недружественного
поглощения перспективного предприятия;
• Малому предприятию
достаточно сложно подобрать надежный банк, особенно если ему требуется
небольшой кредит (100-200 тыс. долл.), с которым солидные банки работать не
хотят. В свою очередь, мелким банкам сами компании не доверяют. Поэтому
возникают неувязки и ограничения, чрезвычайно затрудняющие взаимодействие на
рынке промышленного кредитования;
• Основная сложность в получении банковского кредита - это длительность
рассмотрения кредитной заявки, что в большинстве случаев не зависит от банков,
а является следствием ведения предприятием не прозрачной финансовой
деятельности либо нечетного расчета эффективности финансируемого проекта.
Ожидаем что в последующие годы банковский сектор будет играть все более
значимую роль в кредитовании российского бизнеса. Вероятно, стоит ожидать
увеличение доли банковских кредитов корпоративному сектору до 25% ВВП при этом
абсолютное значение этой цифры, по-видимому, превысит 5 трлн.руб.
Необходимо подчеркнуть важность обеспечения взаимосвязи и взаимоувязки
развития процесса слияний и присоединений кредитных организаций с ростом
кредитования реального сектора, в том числе конкретных регионов или отраслей
экономики. При током подходе реорганизации банков не станет самодельно. А будет
способствовать экономическому развитию страны.
Глава 3. Банк
развития в России.
Модернизация
экономики, укрепление ее конкурентоспособности, повышение уровня жизни граждан
и реализация стратегии социально-экономического развития России невозможны без
значительного увеличения объема инвестиций в реальный сектор экономики.
Отсутствие
инвестиций в течение длительного времени привели к катастрофическому уровню
износа основных фондов в промышленности, транспортной и жилищно-коммунальной
сферах, который в среднем по России превышает 50%. Высокий уровень износа основных
средств ставит под вопрос не только перспективы роста российской экономики, но
и саму способность поддерживать уже достигнутые показатели развития.
В частности, по
данным Министерства топливной промышленности и энергетики России, даже
сравнительно благополучные компании нефтегазового сектора в ближайшие десять
лет будут вынуждены инвестировать в основные фонды более 400 млрд долл.:
• газовый сектор
-- 170-200;
• нефтяной сектор
- 230-240;
•
электроэнергетика — 120-170;
• угольная
промышленность — 20:
• топливная
промышленность - 70;
Потребности в
инвестициях других секторов экономики (ЖКХ, сельское хозяйство, машиностроение,
включая автомобилестроение, судостроение, авиакосмическая промышленность,
транспортная инфраструктура) также измеряются сотнями миллиардов долларов.
В то же время
перед Россией стоит острая проблема развития отдаленных регионов, прежде всего
снижения разрыва между наиболее и наименее благополучными регионами. Россия
входит в число тех немногих стран мира, в которых объем распределения валового
регионального продукта на душу населения в разных регионах страны отличается
более чем в 30 раз. Сокращение диспропорции в уровне развития разных регионов —
важная предпосылка сохранения территориальной целостности страны и одна из
ключевых задач экономической политики, решение которой также требует
значительных инвестиций в экономику регионов.
В условиях
резкого обострения проблемы технологического отставания российской экономики,
неудовлетворительного качества производственной инфраструктуры, низкого уровня
инновационной активности важнейшими направлениями социально-экономического
развития становятся создание промышленно-производственных и
технико-внедренческих особых экономических зон и реализация приоритетных
национальных проектов. Решение столь масштабных задач экономического
строительства возможно только при активной роли государства в инвестиционном
процессе, полном использовании всего инструментария экономической политики.
3.1Международные
опыт создания Банков развития
Банки развития
получили свое распространение в мире после Второй мировой войны. Им принадлежит
значительная роль в восстановлении и модернизации экономик Германии, Японии,
Южной Кореи, Китая и многих стран Юго-Восточной Азии.
Многофункциональные
банки развития, такие как ЕБРР, МБРР, Банк развития Африки', сыграли
положительную роль в трансформации экономик стран Восточной Европы и
развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Однако наиболее эффективными
оказались банки, специально созданные государствами для развития экономики
страны, среди которых наиболее известны немецкий KFW а также банки развития Китая, Японии и Кореи. В последние
годы некоторые соседи России, в частности Казахстан, Венгрия и Словакия, также
создали государственные банки развития. Анализ международного опыта показывает,
что в деятельности банков развития в разных странах есть как различия, так и
общие черты, однако они обладают одним общим качеством — высокой степенью
поддержки со стороны государства и особым законодательным статусом.
Банки развития
ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского
законодательства и не конкурируют с коммерческими банками. В частности, большинство
банков развития созданы в соответствии со специальным законом или нормативным
актом, и контроль над всеми этими банками осуществляется правительствами, а не
центральными банками.
Соответственно,
банки развития не являются ни по сути, ни по форме коммерческими банками, а их
деятельность регулируется не центральным банком, а специальными
законодательными и нормативными актами. Банки развития не подпадают и под
обычные нормы банковского регулирования, включая требования создания
обязательных резервов и выполнения пруденциальных нормативов коммерческих
банков.
Банки развития
ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского
законодательства и не Банки развития во всех странах пользуются высочайшим
уровнем поддержки со стороны государства. Во многих странах эта поддержка
закреплена законодательно и проявляется в самых разных формах, включая наличие
доступа к кредитным линиям центрального банка и правительства и специальных
гарантий государства по всем обязательствам или по части обязательств банка.
Часто банки развития имеют особый режим налогообложения.
Особый статус и
поддержка, оказываемая банкам развития государством (табл. 1), позволяют
кредиторам рассматривать эти банки как заемщиков, несущих суверенный уровень
риска, что заметно улучшает условия заимствования на внутреннем и международном
рынке. Именно низкая стоимость, длительные сроки заимствования и низкие
издержки ведения бизнеса являются основой эффективности банков развития при
финансировании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости,
позволяют им принимать риски, которые коммерческие банки не могли бы себе
позволить.
3.2Функции
банков развития
В разных странах
и на различных этапах развития экономики банки развития выполняют разные
функции, однако при всем разнообразии можно выделить ключевые функции банков
развития:
• кредитование
долгосрочных проектов в приоритетных отраслях экономики;
• кредитование
проектов, направленных на выравнивание уровня развития разных регионов страны;
• выполнение
функции агента правительства по реализации государственных инвестиционных
проектов;
• заимствование
средств за рубежом и на внутреннем рынке для финансирования
государственно-значимых проектов;
• кредитная
поддержка предприятий малого бизнеса, не имеющих доступа к кредитам
коммерческих банков;
• андерраэйтинг и
приобретение в свой портфель ценных бумаг предприятий, осуществляющих
реализацию крупномасштабных проектов.
В отдельных
странах банки развития помимо перечисленного также осуществляют: доверительное
управление средствами пенсионных фондов.
• формирование и
участие в синдикациях кредиторов среди коммерческих банков для кредитования инвестиционных
проектов; управление финансовыми активами и обязательствами государства, а
также страхование экспортных операций и кредитование импортеров продукции
отечественных производителей.
Таблица 1
Особенности
статуса некоторых банков развития
|