Оценка воздействия предприятия АО "Васильковский ГОК" на состояние окружающей среды
Таблица
1 - Сравнительные данные за 4-ый квартал 2006 года в соотношении с
аналогичными периодами 2005 года (в тоннах)
Показатели
|
4 квартал
2005 года
|
2005 год
|
4 квартал
2006 года
|
2006 год
|
Общие
объёмы выбросов
|
67798,60
|
224748,47
|
63545,54
|
231938,29
|
Выбросы от стационарных
источников
|
47631,88
|
130087,78
|
41779,42
|
132336,99
|
В т.ч.: твёрдые
|
22020,04
|
60277,23
|
19814,47
|
64134,65
|
газообразные
|
25611,84
|
69810,55
|
21964,95
|
68202,35
|
Выбросы от передвижных
источников
|
20166,72
|
94660,69
|
21766,12
|
99601,29
|
Общая масса выбросов за оба
отчётных периода (4-ый квартал и год) показывает незначительные колебания в
сторону увеличения или уменьшения, однако самый факт малозаметности колебаний
свидетельствует о достижении стабилизации загрязняющего воздействия на
атмосферу предприятиями Акмолинской области, – тогда как ранее на протяжении
нескольких лет наблюдался рост год от года. Данная стабилизация сама по себе
является положительным фактором.
Общий объём выбросов от
стационарных и передвижных источников выбросов Акмолинской области при
сравнении данных за 4-ый квартал 2005 года (67798,60 тонны) и 4 -ый
квартал 2006 года (63545,54 тонны) показывает уменьшение показателей отчётного
квартала на 6,3%. Годовые же показатели, наоборот, увеличиваются: за 2005 год
общий объём выбросов составил 224748,47 тонны, а за 2006 год – 231938,29 тонны,
или на 3,2% больше. Данный рост произошёл за счёт активизации деятельности
промышленных предприятий.
Та же динамика прослеживается
на выбросах от стационарных источников загрязнения атмосферы. Выбросы от
стационарных источников за 4-ый квартал 2006 года (41779,42 тонны) по сравнению
с 4-ым кварталом 2005 года (47631,88 тонны) уменьшились на 12,3%, а
за 2006 год (132336,99 тонны) по сравнению с 2005 годом (130087,78 тонны) имеет
место возрастание массы загрязнений на 1,7%.
Масса выброшенных стационарными
источниками твёрдых частиц за год увеличилась на 6,4%, а масса газообразных
веществ уменьшилась на 2,3%.
Объём выбросов от
автотранспорта также незначительно увеличился, что объясняется главным образом
увеличением количества зарегистрированного автотранспорта в 2006 году (110472 единиц)
по сравнению с 2005 годом (103746 единиц). Если за 4-ый квартал по этому
показателю наблюдается рост на 8% (21766,12 тонны в 4-ом квартале 2006 года
против 20166,72 тонны в 4-ом квартале 2005 года), то за год – рост на 5,2% (99601,29
тонны за 2006 год против 94660,69 тонны за 2005 год). Отчётность по данному
показателю от предприятий носит очень слабый, нерегулярный характер.
Сама близость показателей
отчётного и прошлогоднего годовых периодов по выбросам, малозаметность
колебаний в ту или другую сторону свидетельствуют о стабилизации загрязнения
атмосферы над Акмолинской областью и об отсутствии в данной сфере опасных
скачкообразных изменений. Следовательно, касательно выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу по Акмолинской области можно говорить о достижении первых
экологических приоритетов, намеченных в Концепции экологической безопасности
Республики Казахстан на 2005–2007 годы, – приоритетов стабилизации
загрязняющего воздействия на природу. [2].
Низкий уровень экологической
культуры населения приводит к ежегодному образованию стихийных навалов мусора
близ населённых пунктов. Кроме того, общий экономический подъём в республике
предопределил активизацию деятельности промышленных горнодобывающих
предприятий, следствием чего является бурный рост объёмов образуемых вскрышных
пород.
Произведена инвентаризация всех
стационарных источников выбросов в атмосферу, крупных и мелких котельных, а
также автотранспортных средств. Уточнены данные по сжигаемым объёмам топлива в
районах и выбросам передвижных источников. Так, в городе Кокшетау насчитывается
34 автозаправочных станции и 48 относительно крупных котельных, из которых 7
работают на жидком топливе и 41 – на твёрдом (в т.ч. 6 с установленным
пылеочистным оборудованием). Всего же по Акмолинской области имеется 1465
относительно крупных котельных, в т.ч. 97 с установленным золоулавливающим
оборудованием. (приложение 3) [7].
1.3 Экологические проблемы Акмолинской
области
1.
Несвоевременное
проведение рекультивационных работ на объектах уранодобывающего комплекса, где
в результате многолетней производственной деятельности был накоплен большой
объем хвостов производства и забалансовых урановых руд.
2.
Ежегодно
всё новые и новые площади земли занимаются санкционированными и
несанкционированными свалками и навозохранилищами, что связано с отсутствием
технологий по утилизации и уменьшению накоплений твердых бытовых отходов.
3.
Источником
питьевого водоснабжения г.Кокшетау является Чаглинское водохранилище. Состояние
водохранилища неудовлетворительное. На головном водозаборе имеются наносы ила и
песка, не работают донные водовыпуски.
4.
На
полигоне ТБО г.Кокшетау сложилась неблагополучная обстановка, не обеспечено
разделение и складирование отходов по видам и их переработка.
5.
Не решена
проблема пыления хвостохранилища ХГМЗ в г.Степногорске.
6.
Необходимость
разработки Генерального плана развития ЩБКЗ.
7.
Необходимо
разработать мероприятия по проектированию и очистки озер ЩБКЗ от иловых
отложений.
2
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
АО
«ВАСИЛЬКОВСКИЙ ГОК»
2.1
Краткие сведения о золоторудном месторождении «Васильковское»
Золоторудное
месторождение «Васильковское» является одним из крупных по запасам месторождений
Казахстана и стран СНГ (свыше 300 тонн). Месторождение было открыто в 1963
году. В настоящее время конечным продутом предприятия является катодное золото.
Его извлечение из руды производится по технологии «кучное выщелачивание».
Впервые среди стран СНГ данный метод был освоен на Васильковском ГОКе в 1991
году. Ежегодно комбинат производит порядка 900 кг катодного металла. С начала внедрения метода «кучного выщелачивания» получено около 7 тонн
драгоценного металла. АО «Васильковский ГОК» запроектирован и строится для
отработки месторождения золотосодержащих руд, расположенный в Республике
Казахстан в 17 км севернее г. Кокшетау.
АО
«Васильковский ГОК» осуществляет добычу и переработку золотосодержащих руд
Васильковского месторождения, горные работы на котором начаты в 1979 году. Наибольший
экономичный эффект от разработки месторождения может быть достигнут при сочетании
фабричной технологии с кучным выщелачиванием.
С 1991 года на
Васильковском ГОКе (АО «Васильковский ГОК») применяется технология кучного
выщелачивания, с вовлечением в процесс смешанных и сульфидных золотосодержащих
руд с низким содержанием металла (1,2 – 1,8 г/т), внедрение которой позволило
увеличить объем выпуска конечной продукции (катодное золото), а также увеличить
доходность производства предприятия в целом.
В настоящее
время, в связи с тенденцией сокращения добычи руд с высоким содержанием
полезных компонентов, ухудшением их качества, все большое значение приобретают
геотехнологические методы переработки бедных, забалансовых, труднообогатимых
руд и техногенного сырья. Геотехнология основывается на переводе полезных
компонентов руды в раствор на месте залегания или размещения на специальных
площадках, с помощью химических или органических процессов (метод кучного
выщелачивания).
Извлечение
полезных компонентов из руд данным способом имеет ряд преимуществ
технико-экономического характера перед традиционными методами их переработки:
- расширение сырьевой базы за
счет вовлечения в переработку смешанных, сульфидных руд и техногенного сырья;
- возможность эксплуатации
небольших по размеру месторождений;
- относительная простота
технологии;
- относительно низкие
капитальные и эксплуатационные затраты;
- более быстрое во времени
начало освоения месторождений.
Промышленная
площадка АО «Васильковский ГОК» расположена в Акмолинской области, Зерендинском
районе в 20 км севернее г. Кокшетау. АО «Васильковский ГОК» осуществляет добычу
и переработку золотосодержащих руд Васильковского месторождения золота.
Васильковское
месторождение представляет собой линейно вытянутый штокверк площадью 700х850 м
с прослеженной глубиной оруднения до 350 м. Месторождение относится к золото-сульфидной-кварцевым и умеренно-сульфидным. Породами, вмещающими оруднение,
являются, в основном, гранитоиды, реже габбро и габбро-диориты. Основные рудные
минералы – золото, арсенопирит, висмутовые минералы. На месторождении развиты
как первичные, так и окисленные руды, последние приурочены к коре выветривания.
Первичные руды в карьере составляют более 97% от балансовых запасов руды.
Причем 70-80% из них сложены гранитоидами. Остальные – габбродиоритами.
Окисленные
руды развиты в коре выветривания и резко отличаются от первичных сульфидных
руд. В них преобладает минералы оксидов, гидрооксидов и других кислородных
соединений. Другое важное отличие окисленных руд – резко пониженная
механическая прочность в связи с процессами выветривания. Окисленная часть
запасов практически на сегодняшний день отработана. Единственно полезным
компонентом в рудах, извлечение которого сейчас рентабельно, является золото.
Из наиболее часто встречающихся попутных компонентов является мышьяк. Около 90%
золота связано с породообразующими минералами, 10% - с сульфидными и
соединениями мышьяка.
Благоприятные
горно-геологические условия (мощная столбообразная залежь, покрытая рыхлыми
четвертичными отложениями мощностью до 20 м) и возможность использования вскрышных пород для производства щебня предопределили открытый способ разработки
месторождения. [8]
Удаленность Васильковского месторождения от
ближайших населенных пунктов:
-
п. Красный Яр – 7.25 км южнее месторождения
-
п. Конысбай – 3.25 км юго-восточнее от рудника открытых горных работ
-
п. Бирлистик – 10 км к северу от рудника
2.2 Характеристика технологии производства и
технологического оборудования
Действующее
производство состоит из следующих основных подразделений:
Рудник открытых горных работ (РОГР) – занимается добычей
золотосодержащей руды, формированием рудных штабелей кучного выщелачивания,
производством фракционного строительного щебня.
В
состав РОГР входят: карьер; размольно-дробильный комплекс; центральные
ремонтные мастерские; администрация.
Карьер
- По условиям залегания и мощности рудных тел отработка карьера принимается
открытым способом. Карьер состоит из рабочей зоны, где добывается материал,
выработанного участка, отвала пустой породы, транспортных и энергетических
устройств, склада готовой продукции и взрывчатых веществ.
Горные работы, проводимые в
карьере, подразделяются на две группы: горно-капитальные; добычные.
К горно-капитальным работам при
разработке карьера открытым способом относятся вскрышные работы - удаление
верхнего растительного слоя и пустой породы, устройство выездных траншей,
транспортных путей, т. е. работы, связанные с инженерной подготовкой территории
карьера. Система разработки принимается транспортная с вывозкой вскрышных пород
во внешние отвалы. Вывозка вскрышных пород в выработанное пространство карьера невозможна,
ввиду отсутствия свободных площадей для ее размещения внутри его. Удаление
вскрышных пород предусмотрено, как непосредственной экскавацией на верхних
горизонтах карьера, так и после проведения буровзрывных работ с помощью
экскаваторов посредством погрузки в автосамосвалы. Вмещающие породы и руда, в
основном, характеризуются высокой крепостью и поэтому требуют предварительного
рыхления буровзрывным способом. Взрывные скважины по вскрыше и руде для кучного
выщелачивания необходимо бурить станками пневмоударного бурения
СБШ-250-МНА-32. Зачистку кровли рудного тела и сдвиг горной массы предусмотрено
выполнять при помощи бульдозера. [9]
Добычные работы представляют
собой совокупность основных и вспомогательных работ по добыче полезной породы. К
основным работам относятся: бурение скважин, производство взрывов, отгрузка
полезной породы на транспортные средства, устройство отвалов.
При больших масштабах горного
производства эффективность вскрышных и добычных работ зависит, в первую
очередь, от правильного подбора технических средств – горномеханического и
транспортного оборудования. На Васильковском карьере для погрузки руд и пород
вскрыши предусмотрено применение карьерных экскаваторов Комацу РС 1600 с
обратной лопатой; Комацу РС 1800-6 (3 ед.); Комацу РС 1250-7SP; Комацу РС
400/450 Std, самосвалов Cat 777D
(20 ед.) и автогрейдеров грейдер Cat 16H,
грейдер Cat
16G.
Разработка вскрышных пород и
руды производится отдельными уступами. Вскрышные породы вывозятся во внешние
отвалы, расположенные юго-восточнее карьера, а руда на дробильно-сортировочный
комплекс.
Дробильный комплекс АО
«Васильковский ГОК» размещается на промплощадке РОГР и включает в себя:
размольно-дробильный комплекс (РДК), дробильно-сортировочные фабрики №№1,2.
Доставка
вскрышных пород и руды осуществляется автосамосвалами, разгружается в приемные
бункера питателей. Из бункеров камень питателем подается на первую стадию
дробления в щековые дробилки.
На
размольно-дробильном комплексе (РДК) крупное дробление руды производят на щековой
дробилке СМД-118, мелкое дробление - на щековой дробилке КМД-2200Т. Рассев на
фракции происходит на грохоте ГИТ-51, ГИТ-42 (2 шт.). Транспортировка
дробленой вскрыши и руды на дробилки, грохота, склады производится по ленточным
конвейерам. Погрузка в автосамосвалы осуществляется погрузчиками Комацу WA 800-3 (3 шт.)
При переработке
руды и вскрыши на дробильном комплексе в атмосферу неорганизованно
выделяется пыль рудная, в состав которой входят: пыль неорганическая,
содержащая 70-20% SiO2 и неорганические соединения мышьяка. [10]
Для снижения выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу при дроблении на дробильном комплексе АО
«Васильковский ГОК» (щековые дробилки) производится пылеподавление увлажнением
водой, при этом степень пылеподавления составляет 75%, и происходит очистка
воздуха в батарейных циклонах установленных на грохотах.
Побочным производством
Васильковского ГОКа является получение товарного фракционного щебня и отсева
на дробильно-сортировочных фабриках №1, №2.
Руда и попутно
извлекаемые вскрышные породы поступают на дробильно-сортировочный комплекс, где
происходит дробление и фракционирование с получением товарного щебня фракций 0
÷ 5, 5 ÷ 20.
Доставка
вскрышных породы и руды осуществляется автосамосвалами на ДСФ-1, ДСФ-2, разгружается
в приемные бункера питателей. Из бункеров камень питателем подается на первую
стадию дробления в щековые дробилки.
На
дробильно-сортировочной фабрике -1 (ДСФ-1) крупное дробление вскрыши
производят на щековой дробилке СМ-16Д, среднее дробление - на конусной
дробилке КСД-1200 ГР, мелкое дробление - на щековой дробилке СМД-109. Рассев на
фракции происходит на двух грохотах ГИС-42.
На
дробильно-сортировочной фабрике -2 (ДСФ-2) крупное дробление вскрыши
производят на щековой дробилке СМД-110, мелкое дробление - на конусной
дробилке КСД-1200 ГР. Рассев на фракции происходит на грохоте ГИЛ-52.
Транспортировка
дробленой руды на дробилки, грохота, склады производится по ленточным
конвейерам. [22]
Оптимальная технологическая
схема для работы карьерной техники принята цикличная с применением на
погрузочно-разгрузочных работах экскаватора и на транспортировании горной массы
автосамосвалов. Для работы в карьере по вывозке горной массы предусмотрены
автосамосвалы Cat 777D (20
ед.). Движение автотранспорта в карьере обусловлено выделением пыли, а также выхлопных
газов от работы двигателей внутреннего сгорания. [23]
Карьер в проекте рассмотрен,
как единый источник равномерно распределенных по площади выбросов от
автотранспортных, выемочно-погрузочных, взрывных работ.
Источниками неорганизованных
выбросов при разработке карьеров являются выемочно-погрузочные работы (узлы
загрузки горной массы в транспорт навалом), перевалочные работы на складе,
хранилища пылящих материалов (статическое хранение на рудных и породных
отвалах), карьерный транспорт и механизмы, разгрузочные работы, взрывные работы.
[30]
Вредными
веществами, поступающими от неорганизованных стационарных источников загрязнения
окружающей среды, являются пылевыбросы и газообразные компоненты, выделяющиеся
при работе карьерного транспорта.
Пыль, образующаяся при выше
перечисленных работах, характеризуется широким диапазоном размера частиц от 1-2 мм до долей микрона. В атмосферу обычно поступает пыль, размер которой менее 10 мкм. Крупные
частицы сразу оседают. Вынос в атмосферу мельчайших минеральных частиц пыли в
свободном состоянии в виде аэрозолей загрязняет воздушное пространство главным
образом вблизи предприятий и на непродолжительное время, но при этом наносит
ущерб народному хозяйству.
В процессе переработки горной
массы все технологические процессы сопровождаются выделением пыли. В данной
работе произведено разделение пыли выделяющейся при работе с горной массой на
составляющие ее компоненты. [11]
- Отдел материально
технического снабжения (ОМТС). Автозаправочная станция (АЗС).
АЗС - Для
заправки автотранспорта и подвижных механизмов на площадке РОГР имеется
автозаправочная станция. АЗС включает в себя помещения,
сооружения и технологическое оборудование, предназначенное для хранения и
заправки автомобилей бензином, дизельным топливом и маслами.
Раздача топлива потребителям осуществляется топливораздаточными колонками типа
НАРА-27С. Производительность каждой колонки 40 л/мин. Подача топлива к
топливораздаточным колонкам производится с помощью насосов.
Нефтепродукты на
АЗС доставляются железнодорожным
и автомобильным транспортом.
На площадке установлены двенадцать заглубленных резервуаров для хранения дизельного топлива, и один резервуар для хранения бензина.
Для хранения
масла предусмотрено 11 наземных резервуаров. Выброс вредных веществ из
резервуаров происходит при приеме топлива через дыхательные клапаны Н-3, Д-0.1.
При сливе топлива используется быстроразъемная муфта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|