Тактика спасательных работ и ликвидации последствий при прорыве плотины водохранилища
-
Организация
охраны общественного порядка. Доставка продовольствия и грузов.
34.
Готовность
медицинских сил и средств. Режим 2. (Приведение в готовность больничной
сети, развертывание дополнительных пунктов оказания медицинской помощи;
пополнение запасов медикаментов и средств оказания медицинской помощи;
выдвижение).
35.
Готовность служб
жизнеобеспечения. Режим 2. (Готовность - прибытие формирований
жизнеобеспечения в зону ЧС не позднее чем через 16 часов).
36.
Противоэпидемические
мероприятия. Режим 3. (аналогично как при подтоплении).
37.
Готовность
спасательных сил и средств. Режимы 1, 2. (аналогично).
38.
Защита объектов. Режимы
2, 3. (Условия размещения объектов; оценка риска и др.).
39.
Перемещение
ценного оборудования. Режимы 2, 3. (Оценка риска его повреждения;
подготовка мест временного размещения; организация охраны и обеспечение
сохранности в рабочем состоянии.
40.
Контроль за
состоянием зданий, сооружений, переходов и транспортных коммуникаций. Режимы
2, 3. (аналогично).
41.
Корректировка
транспортной схемы.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режим 3.
-
Производится по
результатам разведки и обследования состояния транспортных коммуникаций и
объектов в случае невозможности их дальнейшей эксплуатации.
-
Производится за
счет использования резервных маршрутов или сооружения временных транспортных
коммуникаций.
-
Увязка пунктов
сопряжения различных видов транспорта по пунктам обслуживания населения и
грузопотоков.
-
Организация
регулирования на новых маршрутах. Обеспечение регламентирующими знаками,
указателями и т.п.
42.
Оказание
квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режим 3.
-
Осуществление комплекса
лечебно-профилактических мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в
стационарных и специализированных лечебных учреждениях квалифицированными
специалистами с использованием спецоборудования.
-
Проводится после
завершения этапа лечебно-эвакуационного обеспечения и медицинской сортировки
пораженных по медицинским показаниям.
43.
Разработка и
корректировка планов. Режимы 1, 2. Производится на объектовом, местном и
региональном уровнях с учетом данных многолетних наблюдений и данных прогноза.
44.
Организация
взаимодействия. Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы
2, 3. Взаимодействие организуется между органами управления ГОЧС, органами
исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими органами,
развертываемыми в зоне ЧС. Сущность взаимодействия заключается в
целенаправленной, управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам,
месту, времени и способам действий подчиненных и взаимодействующих органов
управления и сил РСЧС на всех этапах предупреждения и ликвидации ЧС.
Взаимодействие организуют Председатель Межведомственной Комиссии по ЧС -
Министр МЧС России, начальники региональных центров, начальники ГО
(председатели комиссий по ЧС) субъектов РФ, органов местного самоуправления,
министерств, ведомств, организаций РФ, командиры воинских частей ГО, начальники
формирований и объектов экономики.
45.
Ограничение
(прекращение) деятельности предприятий и организаций. Режим 3. (Может
вводиться ограничение по мощности производства (объему выпуска продукции) или
прекращаться их деятельность с целью защиты персонала, ценного оборудования,
недопущения возникновения вторичных факторов поражения).
46.
Определение
карьеров выемки грунта, материалов для сооружения дамб. Режимы 1, 2.
47.
Предотвращение
смыва ГСМ, удобрений и других загрязнений. Режимы 2, 3.
48.
Защита
сельскохозяйственных угодий, кормов. Режимы 2, 3. (Обваловании,
сооружение дамб и др.).
49.
Охрана
общественного порядка в период и местах проведения эвакуации. Режим 3.
(Организуется силами МВД, милиции и правопорядка, невоенизированными
формированиями по охране общественного порядка).
50.
Защита
низководных мостов. Режим 2.
51.
Обеспечение
продовольствием и предметами первой необходимости. Режимы 2, 3.
(Применение мобильных формирований первичного жизнеобеспечения и мобильных
комплексов первичного жизнеобеспечения).
52.
Временное
отселение населения в безопасные места.
Характеристика мероприятий, параметры
их проведения: Режимы 2, 3.
-
Подготовка мест
временного отселения (пансионаты, школы, клубы и т.п.).
-
Транспортное
обеспечение. Обеспечение охраны в отселенных пунктах.
-
Предоставление
услуг жизнеобеспечения по месту отселения.
-
Организация связи
(почтовой, телеграфной, телефонной) в местах отселения.
-
Организация
службы регистрации перемещаемого населения.
53.
Вывод, вывоз,
перегон сельскохозяйственных животных в безопасные места. Реж. 2, 3.
54.
Подготовка
вертолетных площадок. Режимы 2, 3.
55.
Выделение
финансовых средств для проведения мероприятий из федерального и местного бюджетов
на основе технико-экономического обоснования и наличия проектно - технических
решений. Режимы 1, 2. [7]
5. Планирование аварийно-спасательных и других неотложных
работ в зоне чрезвычайной ситуации
5.1. Перечень аварийно-спасательных и других неотложных
работ, необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации
При борьбе с наводнениями
и катастрофическими затоплениями, вызванными прорывами плотин, выполняются
следующие аварийно-спасательные и другие неотложные работы:
-
проведение
разведки (речной, воздушной, медицинской, пожарной и других видов);
-
выполнение
эвакуации населения и сельскохозяйственных животных из зоны затопления;
-
краткосрочное
восстановление подъездных дорог и мостов формирований в район затопления;
-
поиск
пострадавших в районе затопления, спасение людей (снятие с возвышенных мест с
помощью плавающих средств и вертолетов);
-
доставка пострадавшим
воды, питания и одежды, при необходимости – жилье;
-
быстрое
возведение дополнительных насыпей, водоотводных каналов и дамб, в т.ч. взрывным
методом, чтобы предотвратить дальнейшее затопление, заделка брешей и размывов в
существующих дамбах;
-
спасение
материальных ценностей, в т.ч. демонтаж и вывоз уникального оборудования,
производственной документации;
-
ликвидация
повреждений коммунально-энергетических сетей;
-
работы по
краткосрочному восстановлению зданий и сооружений путем укрепления конструкций,
угрожающих обрушением, откачка из помещений воды;
-
оказание помощи
во временном восстановлении дорог, снесенных мостов;
-
захоронение
погибшего скота;
-
организация
охраны общественного порядка на затопленных территориях;
-
оказание первой
доврачебной и медицинской помощи и др.
5.2. Основные мероприятия по защите населения при критических
затоплениях, выбор оптимального варианта
Для защиты населения при
катастрофическом затоплении местности в результате аварии с разрушением плотины
могут осуществляться следующие основные мероприятия:
-
самостоятельный
выход населения из зоны возможного катастрофического затопления (опасной зоны);
-
эвакуация
населения транспортом до прихода волны прорыва;
-
укрытие населения
на незатапливаемых частях неразрушаемых волной прорыва объектах и участках
местности;
-
осуществление
спасательных работ;
-
оказание
квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим;
-
проведение
неотложных работ в интересах обеспечения жизнедеятельности населения.
Своевременная эвакуация – наиболее
эффективная мера, обеспечивающая спасение практически всего населения. Эта мера
будет иметь минимальные последствия для жизни и здоровья людей, связанные
главным образом с их психическим перенапряжением. В зависимости от времени
прихода волны прорыва эвакуация может быть осуществлена пешим порядком и с
использованием транспортных средств [6].
На время проведения и характер
приведенных мероприятий по защите населения влияет ряд факторов, которые могут
быть управляемыми и неуправляемыми (см. таблицу 5.2.1)
Таблица 5.2.1.
Зависимость мероприятий по защите
населения от некоторых факторов
Мероприятия по защите населения
|
Управляемые параметры
|
Неуправляемые параметры
|
1
|
2
|
3
|
Самостоятельный выход населения из
опасной зоны
|
Время оповещения населения об
угрозе затопления
|
Планировка и застройка населенных
пунктов
|
Пропускная способность
улично-дорожной сети
|
Расстояние до безопасных районов
|
Эвакуация населения транспортом
|
Время подготовки и подачи
транспортных средств
|
Планировка и застройка населенных
пунктов
|
Общая продолжительность эвакуации
|
Пропускная способность дорожной
сети
|
Вид используемых транспортных
средств
|
Расстояние до мест размещения
|
Укрытие населения на
незатапливаемых местах
|
|
Планировка и застройка района
|
Удаление мест укрытия от населения
в момент оповещения
|
Вместимость мест укрытия
|
Проведение спасательных работ
|
Время развертывания спасательных
сил и средств
|
Расстояние от мест нахождения
спасаемого населения до безопасных районов
|
Возможности спасательных сил и
средств
|
Оказание квалифицированной и
специализированной медицинской помощи
|
Время развертывания медицинских
формирований
|
Расстояние от мест нахождения
пострадавшего населения до мест дислокации медицинских формирований
|
Возможности медицинских
формирований
|
Распределение пострадавшего
населения в зоне затопления
|
Обеспечение жизнедеятельности
населения
|
Время развертывания необходимых сил
и средств
|
|
Их способности обеспечит
жизнедеятельность населения или доставить в благополучные районы
|
Рациональный комплекс мероприятий по
защите населения выбирается на основе анализа ограниченного множества
комплексов защитных мероприятий. Эти комплексы складываются из сочетаний
различных мероприятий, проводимых в определенной последовательности в
зависимости от условий складывающейся обстановки, исходного состояния системы
защиты, вариантов ее наращивания, а также результативности ранее принятых мер
защиты.
В случае аварии с разрушением
напорного фронта гидроузла (плотины) население может подвергнуться воздействию
волны прорыва, поэтому целесообразно рассмотреть критерии и показатели
эффективности тех или иных мероприятий по защите населения при
катастрофическом затоплении.
Исходя из особенностей протекания
таких аварий и их последствий можно выделить три последовательных временных
этапа: чрезвычайный (ранний), промежуточный и отдаленный. На каждом этапе
аварии проводятся специфические мероприятия по защите населения.
На раннем этапе поражение населения
обусловлено воздействием волны прорыва, плывущих предметов, пребыванием в
холодной воде, аспирацией воды. Для оценки воздействия волны прорыва и плывущих
предметов установлены критические значения ее параметров (летальный исход для
человека): Н = 1, 5 м. (глубина потока); V= 2,5 м/с (скорость потока) и для детей и лиц пожилого
возраста – 1,5 м/с. При значениях параметров, превышающих эти величины,
возможны массовая гибель тяжелые поражения людей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|