Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки
Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..…..2
ГЛАВА1. ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ...……………………...5
1.1. Задачи и особенности составления бизнес-плана……………..…..…6
1.2. Финансосый план как часть бизнес-плана……………………………9
1.3. Этапы разработки финансовой стратегии предприятия……………..11
1.4. Маркетинговая стратегия………………………………………….......25
ГЛАВА
2.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
БАЗОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО
«РУБИН-ПЛЮС»…………………………………………………….....42
2.1. Краткая
характеристика производственно-хозяйственной
деятельности………………………………………………..………..…42
2.2. Анализ розничного товарооборота ООО «Рубин-плюс»……………46
2.3.Факторный анализ общего розничного товарооборота………………52
2.4. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота
и увеличение его объема…………………………………………….…58
ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РУБИН-ПЛЮС»
НА 2003 г. …….…………………………………………………………….….61
3.1
. Характеристика
магазина………….…………………………………...61
3.2. Описание товаров и услуг……………………………………………...61
3.3. Оценка рынка сбыта и уровня
конкуренции……………………….....62
3.4. Стратегия маркетинга……………………………………………….….64
3.5. Плановый объем продаж ..………………………………………….….66
3.6. Организационный план ………………………………………………...72
3.7. Финансовый план …………………………………………………….…75
Заключение…………………………………………………………...….……79
Список
использованной литературы……………………………………....81
Приложение…………………………………………………...………….……84
Введение.
Разработка бизнес-плана – важное условие для начала
организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно
иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования
целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес плана
является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от
неоправданных рисков.
На вопрос, согласны ли предприниматели с тем, что написание
бизнес-плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия,
были получены ответы, в которых отражено отсутствие единства мнения по поводу
роли бизнес-плана в решении проблемы доходности предприятия. Тем неменее 44%
предпринимателей признают роль бизнес-плана для торгового предприятия. 22%
руководителей имеют несформированную до конца позицию о возможностях
бизнес-плана. Обращает внимание на себя факт, что 21% предпринимателей вообще затруднились
оценить роль и значение бизнес-плана в доходности предприятия. Это
свидетельствует о том, что в данной группе не сложилось представление о
значимости и возможностях бизнес планирования.
Диаграмма 1.
71,6% опрошенных предпринимателей
ответили, что у них нет письменно оформленного бизнес-плана.
28,4 % имеют бизнес-план.
Приведенные данные о наличии бизнес-плана мало отличаются
для продовольственных и непродовольственных магазинов.
Зафиксировано различие мнений о бизнес–плане как
инструменте повышения доходности предприятия в группах предпринимателей имеющих
и не имеющих бизнес-план. Те руководители, у которых есть в наличии бизнес план
в большинстве (75%) считают, что бизнес-план является инструментом повышения
доходности бизнеса.
Диаграмма
2
Выявлено, что в подавляющем большинстве (72,7%)
предприниматели, которые имеют в фирме бизнес-план, разрабатывали его и раньше.
Более того, выявлена связь между оценкой руководителя
состояния собственного предприятия и наличия в его фирме бизнес-плана.
Состояние предприятия оценивалось по критериям: “на подъеме”, “нормальное,
стабильное, без изменений”, “на спаде”, “в стадии становления”, “трудно
оценить”.
Диаграмма 3.
Самый высокий процент наличия бизнес-планов у
руководителей, чьи предприятия находятся на подъеме (66,6%), самый низкий (23%)
у предприятий в стадии становления. Хотя именно эта категория предприятий
должна начинать свою деятельность с разработки бизнес-плана, который позволяет
определить стратегию и тактику вхождения фирмы в бизнес.
Таким образом, значимость бизнес-плана как эффективного
инструмента бизнеса для предпринимателей, которые имеют бизнес-план,
подтвердилась самой предпринимательской практикой.
Большинство предпринимателей – 79,5%% обращались за помощью
к сторонним специалистам при разработке бизнес-плана. Этот факт свидетельствует
о том, что самостоятельно предпринимателю сложно разработать бизнес-план.
Составление бизнес-плана требует совместной работы со специалистом в этой
области.
Итак, приведенные данные по распространенности
бизнес-планирования свидетельствуют фактически о том, что подавляющее
большинство предпринимателей слабо ориентированы в своем бизнесе на
использование комплексного и системного подхода, как правило, разрабатываемого
в бизнес-плане. Между тем, разработка бизнес-плана является важным инструментом
изучения рынка, оценки необходимых инвестиций и затрат, определения показателей
развития предприятия и путей увеличения его доходности.
Цель работы: «На основе анализа деятельности предприятия по
планированию провести бизнес планирование на базовом предприятии.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность и значение
планирования на предприятии;
2. Раскрыть методику планирования на
базовом предприятии.
3. Разработать бизнес-план базового
предприятия.
За базовое предприятие принято ООО «Рубин-плюс» г. Тамбов.
Несмотря на все
трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже
миллионы людей. Однако бизнес — это совершенно особая манера жизни, предполагающая
готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться
бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь
идет о бизнес-планах, с которых во всем мире принято начинать любое
коммерческое мероприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем:
банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои
перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен
тщательно проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно
говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность,
так как возможность неудачи будет слишком велика.
Бизнес-план является принципиально
новым для нашей экономики документом. В традиционном для отечественного планирования
технико-экономическом обосновании оценке экономической эффективности проекта
отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в
условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет,
а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В отличие от
технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные
аспекты будущего предприятия, анализирует проблемы, с которыми оно может
столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
В условиях перехода к рыночной
экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне
актуальным, что обусловлено следующими причинами:
1. В нашу экономику входит новое поколение
предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и
поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и
опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия
на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с
конкурентами.
3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции
для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь
обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе
документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не
хуже бизнесменов из других стран.
Решению вышеперечисленных проблем
и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим
стратегию развития фирмы.
Следует подчеркнуть, что в
настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является
привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров.
Каждая фирма, начиная свою
деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в
финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их
получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования
имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели
не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно
планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию
как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных
перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм
предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во
всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые для
того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности и
опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка
стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является
важнейшей задачей для любого бизнеса.
В настоящее время в России бурно
протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих
предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение
инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное,
тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.
Успешное формирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и
объективного планового проекта. Статистические данные о неудачах новых
предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и
возможного предотвращения этих проблем и используется планирование бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план является
рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах
предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют,
насколько наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть
капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым
можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает
предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового
рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест
и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же,
где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления
позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него
будут вкладываться средства.
Цель разработки бизнес-плана —
спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды
в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых
ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные
задачи:
·
определить конкретные
направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
·
сформулировать
долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
·
выбрать состав и
определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой
потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и
реализации;
·
выявить соответствие
имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям
для достижения поставленных целей;
·
определить состав маркетинговых
мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию,
каналам сбыта и др.;
·
оценить финансовое
положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов
возможностям достижения поставленных целей;
·
предусмотреть трудности,
«подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению
бизнес-плана.
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи
с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов.
Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс
составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во
всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с
будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного
персонала фирмы.
Пренебрегая составлением
бизнес-плана, предприниматель может оказаться не готовым к тем неприятностям,
которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для
него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление
бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его
выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях,
когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой
результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение
конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном
рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:
·
конкретный проект
производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или
оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
·
всесторонний анализ
производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью
которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от
других аналогичных фирм;
·
изучение конкретных
финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в
экономике для реализации конкретных задач.
Главное достоинство
бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный
план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на
самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело,
принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
В зависимости от направленности и
масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может
изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может
быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной
проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом — бизнес-план
предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные
маркетинговые исследования.
При составлении бизнес-плана важна
степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно,
что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще
рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что
бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь
подписан.
Это не значит, что не следует
пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма
приветствуется инвесторами. Речь идет о другом — составление бизнес-плана
требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть
свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует
будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.
Бизнес-план — документ
перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для
первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной
разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно
ограничиться годовыми показателями.
Основные рекомендации в подготовке
бизнес-плана — это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому
разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть
понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать
техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным,
пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора,
предприниматель может надеяться на успех своего дела.
Бизнес-план является одним из составных документов,
определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей
концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и
финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным
мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы,
срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто
корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать
достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.
Таким образом, бизнес-план является не только
внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения
инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть
уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности.
Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия
потенциальных инвесторов*.
Хозяйствующий субъект - самостоятельный
экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и
величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты
налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение
возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования
величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего
собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская
задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта,
прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.
К задачам планирования финансов относятся:
1)
обеспечение
производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами.
Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их
расходования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|