МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Рентабельность предприятия


    Рис.3. Влияние коммерческой маржи и коэффициента трансформации на величину рентабельность активов


    Идеальная позиция тяготеет к варианту III, но на практике этот вариант очень трудно осуществить.

    Как правило, варианты I и II наиболее возможны.

    Вариант IV не желателен для предприятия, так как может привести к снижению рентабельности активов.

    Так как активы предприятия отражают вложения предприятия в основные и оборотные фонды, то для анализа деятельности предприятия необходимо оценить, какую прибыль приносят эти вложения.

    Для этого балансовую прибыль отчетного периода соотносят со средней стоимостью основных и оборотных фондов предприятия, в литературе этот показатель называют обычно коэффициентом общей рентабельности производственных фондов.

    Этот показатель можно оценивать и по чистой прибыли, остающейся в распоряжение предприятия.

     (24)

    где Fос – среднегодовая стоимость основных средств;

    Fоб– среднегодовые остатки материальных оборотных средств;

    Q– объем реализованной продукции;

    R3– рентабельность реализованной продукции;

     – коэффициент фондоемкости;

     – коэффициент закрепления оборотных средств;

     – зарплатоемкость продукции;

     – материалоемкость продукции;

     – амортизациоемкость продукции;

    S – затраты на производство продукции.

    Из формулы (1.16) видно, что на общую рентабельность фондов влияют фондоотдача, коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств и рентабельность реализованной продукции.

    Рентабельность фондов тем выше, чем выше рентабельность продукции, чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота основных средств. Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется методом цепных подстановок.

    В зависимости от конкретных целей анализа показатели балансовой и чистой прибыли можно соотносить или только с основными, или только с оборотными фондами, или отдельно с каждой статьей входящей в состав оборотных фондов.

    Расчет коэффициента общей рентабельности и факторов, влияющих на него фондоемкости, оборачиваемости оборотных средств и других факторов позволит предприятию выявить факторы, которые необходимо изменить, чтобы снизить себестоимость продукции и тем самым повысить её рентабельность.

    Чтобы выявить избыточное увеличение на предприятие мобильных (оборотных) средств, что может быль следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств, целесообразно рассчитать рентабельность основных и внеоборотных средств, которая показывает долю прибыли, приходящуюся на рубль внеоборотных активов и рассчитывается по формуле

                                           (25)

    где Р – прибыль (балансовая или чистая);

    Fва – величина внеоборотных активов;

    Рост рентабельности внеоборотных активов при снижении рентабельности активов будет свидетельствовать о данной тенденции.

    Однако при расчете этого показателя необходимо помнить, что числитель и знаменатель данной формулы, выражены в денежных единицах разной покупательной способности, т.е. прибыль отражает сложившийся уровень цен за истекший год, основные фонды формируются в течение нескольких лет и их стоимость может быть занижена (завышена) по сравнению с действующими на рынке ценами[1].

    Рентабельность собственных средств показывает какая величина прибыли приходится на 1 рубль собственных средств, т.е. позволяет определить эффективность использования собственных средств предприятия и сравнить ее с возможным доходом от вложения этих средств в другие объекты (ценные бумаги, другие предприятия и т.д.).

     В западных странах этот показатель служит важным критерием при оценки уровня котировки акций на фондовой бирже. Рентабельность собственного капитала вычисляется по формулам:

                          (26)

                   (27)

    Разница между показателями R6 и R10 обусловлена привлечением предприятием внешних заемных источников финансирования.

    Если предприятие, посредством привлечения заемных средств, получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств.

    Если рентабельность всего капитала меньше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательно.

    Для выявления факторов, влияющих на величину рентабельности собственного капитала можно применять следующую факторную модель:

            (28)

    Из формулы видно, что рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от уровня рентабельности продукции, скорости оборачиваемости активов и соотношения собственного и заемного капитала. Показатель (все активы: акционерный капитал) отражает, что во сколько раз при прочих равных условиях рентабельность собственных средств повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

    В финансовом менеджменте это явление связывают с действием финансового рычага и используют при управлении структурой финансовых источников: собственных и заемных средств, в целях повышения рентабельности собственных средств.

    Эффект финансового рычага (ЭФР) – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использования кредита, несмотря на платность последнего.

    Это определение можно записать в виде формулы:

                        (29)

    где ЭР – экономическая рентабельность активов

    Т– ставка налога на прибыль.

    Эффект финансового рычага возникает из-за расхождения между ЭР и ценой заемных средств – средней расчетной ставкой процента (СРСП), т.е. предприятие должно иметь такую экономическую рентабельность активов, чтобы средств хватило по крайней мере хотя бы для уплаты процентов за кредит.

    Средняя расчетная ставка процента рассчитывается по формуле:

                (30)

    Приведенную выше формулу достаточно легко рассчитать на практике.

    Но для более точного анализа при наличии необходимых данных СРСП можно рассчитывать по средневзвешенной стоимости различных кредитов и займов, можно также причислять к заемным средствам деньги, полученные предприятием от выпуска привилегированных акций1.

    Кроме того, т.к. по действующему законодательству часть процентов, уплачиваемых по кредитам банков, относится на себестоимость продукции в пределах устанавливаемого Центральным банком норматива, то при расчете СРСП необходимо учитывать только суммы, которые не относятся на себестоимость продукции. К сожалению СРСП невозможно рассчитать на основании данных бухгалтерской отчетности.

    После расчета СРСП рассчитываю дифференциал – первую составляющую ЭФР, который определяется как разность между рентабельностью активов и СРСП. Эта величина не должна быть меньше нуля.

                     (31)

    Вторая составляющая ЭФР – плечо финансового рычага, которое характеризует силу воздействия финансового рычага и определяется как отношение заемных (ЗС) и собственных средств (СС)

    Эффект финансового рычага определяется как произведение его составляющих , которое можно представить в виде формулы

                           (32)

    Для того чтобы ЭФР не оказался завышен при его расчете необходимо вычитать сумму кредиторской задолженности из всех используемых при вычисление формул.

    Эффект финансового рычага должен изменятся в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля.     Тогда эффект финансового рычага способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.

    Однако, несмотря на то, что увеличение заемных средств в структуре совокупного капитала позволяет увеличить рентабельность собственных средств, необходимо помнить, о том что при росте величины кредитов и займов увеличиваются и финансовые издержки, связанные с их покрытием, а следовательно и СПРС, и может наступить такой момент, когда дифференциал станет меньше нуля, т.е. заимствования будут уменьшать рентабельность собственных средств предприятия.

    В экономической практике существует несколько концепций финансового рычага, например, для американской школы ЭФР трактуется как изменение чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию. Использование того или иного метода обусловлено спецификой деятельности предприятия, страной, в которой находится предприятие, экономической ситуацией в стране и т.д.[1]

    Глава 2. Анализ рентабельности ООО «Серебряная стрела»

     

    2.1.Характеристика предприятия ООО «Серебряная стрела»

    ООО «Серебряная стрела», местонахождение предприятия – г. Москва, ул. Литвиненко, 15.

    Основная деятельность ООО «Серебряная стрела»:

    Продажа сотовых телефонов, позволяет приобрести потребителям сотовую связь и дополнительные услуги. Компания стремится обновлять предлагаемый ассортимент. В наличии постоянно присутствует порядка 50 моделей, существует работа на заказ.

    Широкий выбор аксессуаров к сотовым телефонам лаконично дополняет продажу самих аппаратов (чехлы, сумочки, шнурки, брелки и др.).

    Запасные части достаточно востребованы. Это позволяет оказывать такую услугу, как ремонт аппаратов. Для этого был создан сервисный центр.

    Реализация карточек экспресс оплаты. Это наиболее востребованный продукт, так как частота его потребления намного выше. Хотя в этом направлении конкуренция заключается только в полноте представляемого ассортимента, так как какого-либо варьирования цены здесь невозможно. Цены до настоящего момента оставались дискретными.

    Подключение к операторам сотовой связи. Данная услуга сначала являлась только дополняющей к покупке телефона. В настоящий момент, учитывая разнообразие операторов, эта услуга превратилась в обособленное направление, так как потребители получили возможность менять не только тариф внутри сети, но и по мере появления новых предложений, менять самого оператора.

    2.2 Для проведения анализа показателей рентабельности сос­тавляется табл. 1.


    Таблица 1

    Пример расчета показателей рентабельности


    Показатель, тыс. руб.

    2003

    2004


    1.Выручка от реализации

    731135

    861289

    130154

    2.Прибыль до налогообложения

    116577

    22790

    (93787)

    3.Чистая прибыль

    87117

    (411)



    01.01.2003

    01.01.2004

    средняя

    4.Актив (Пассив)

    682234

    674767


    5.Внеоборотные активы

    342630

    319608


    6.Оборотные активы

    339604

    355159


    7.Пассив

    682234

    674767


    8.Собственный капитал

    507495

    511978


    8.1. в т.ч. Уставный капитал

    164

    164


    9.Долгосрочные пассивы

    -

    -


    10.Краткосрочные пассивы

    174736

    173099



    2003

    2004


    Выручка/ЧНСА (1:(5+6-10))

    1,59

    1,93


    Рентабельность капитала (2:4)

    0,17

    0,033


    Рентабельность собственного капитала (3:8)

    0,17

    0.0008


    Рентабельность акционерного капитала (3:8.1)

    531,2

    2,5



    Аналогично можно представить расчет рентабельности капитала по другому предприятию:

    Таблица 2

    Оценка рентабельности капитала


    Наименование

    2003 год

    2004 год

    Алгоритм, тыс. руб.



    Алгоритм, тыс. руб.



    Числитель

    Знаменатель

    Числитель

    Знаменатель

    1

    2

    3

    4

    6

    7

    8

    Экономическая рентабельность (ROI)

    Прибыль до налогообложения

    Капитал

    1.60%

    Прибыль до налогообложения

    Капитал

    0.09%

    116577


    22790


    Финансовая рентабельность (ROE)

    Балансовая прибыль

    Собственный капитал

    2.35%

    Балансовая прибыль

    Собственный капитал

    0.13%

    116577

    507495

    22790

    511978

    Фонда рентабельность

    Прибыль до налогообложения

    Основной капитал

    2.67%

    Прибыль до налогообложения

    Основной капитал

    0.18%

    116577


    22790


    Наименование

    2003 год

    2004 год

    Алгоритм, тыс.руб.



    Алгоритм, тыс.руб.



    Числитель

    Знаменатель

    Числитель

    Знаменатель

    1

    2

    3

    4

    6

    7

    8

    Общая рентабельность отчетного периода (Roe)

    Прибыль до налогообложения

    Выручка от продаж

    1.69%

    Прибыль до налогообложения

    Выручка от продаж

    0.10%

    101 867

    6 025 877

    9 428

    9 025 144

    Рентабельность основной деятельности (рентабельность издержек) (Rc)

    Валовая прибыль

    Себестоимость

    16.44%

    Валовая прибыль

    Себестоимость

    11.11%

    850 577

    5 175 300

    902 556

    8 122 588

    Рентабельность оборота (рентабельность продаж)

    Прибыль от продаж

    Выручка от продаж

    2.82%

    Прибыль от продаж

    Выручка от продаж

    0.65%

    170 156

    6 025 877

    58 902

    9 025 144

    Норма прибыли (коммерческая маржа) (Iнпр)

    Балансовая прибыль

    Выручка от продаж

    1.44%

    Балансовая прибыль

    Выручка от продаж

    0.08%

    86 587

    6 025 877

    7 165

    9 025 144

    Как видно из этой таблицы, показатели рентабельности капитала данного предприятия достаточно низки, есть заметная тенденция к их снижению.

    Приведем в качестве примера расчет рентабельности продаж предприятия:

    Рассмотрим теперь рентабельность деятельности предприятия.

    Таблица 3

    Показатели рентабельности хозяйственной деятельности

    Как видно из приведенных расчетов, общая рентабельность предприятия очень низка, более того, в 2004 году она еще и снижается. Рентабельность основной деятельности так же не достигает значения ставок процента по кредиту (21% в 2003 и 18% в 2004 годах), что говорит о низкой эффективности производства. Рентабельность оборота также слишком мала. Это же можно сказать обо всех рассматриваемых показателях рентабельности, которые малы и имеют тенденцию к снижению.

    Помимо непосредственно оценки рентабельности продаж могут также рассчитываться показатели коммерческой эффективности, как отношение результата к затратам. Приведем пример:

    Таблица 4

    Оценка коммерческой эффективности


    Наименование

    2003 год

    2004 год

    Алгоритм, тыс.руб.



    Алгоритм, тыс.руб.



    Числитель

    Знаменатель

    Числитель

    Знаменатель

    1

    2

    3

    4

    6

    7

    8

    Коэффициент покрытия текущих затрат (уровень самоокупаемости) (Ikсам)

    Выручка

    Себестоимость

    116.44%

    Выручка

    Себестоимость

    111.11%

    6 025 877

    5 175 300

    9 025 144

    8 122 588

    Коэффициент коммерческой платежеспособности

    Балансовая прибыль

    Финансовые издержки по обслуживанию долга

    112.53%

    Балансовая прибыль

    Финансовые издержки по обслуживанию долга

    8.32%

    86 587

    76 947

    7 165

    86 127

    Рентабельность совокупных вложений

    Балансовая прибыль и процентные выплаты

    Капитал

    2.57%

    Балансовая прибыль и процентные выплаты

    Капитал

    0.93%

    163 534

    6 361 323

    93 292

    10 077 938

    Рентабельность процесса самофинансирования

    Потенциал самофинансирования

    Собственный капитал

    2.35%

    Потенциал самофинансирования

    Собственный капитал

    0.13%

    86 587

    3 681 740

    7 165

    5 359 197


    Как видно из таблицы, выручка покрывает затраты предприятия, но получаемый эффект явно недостаточен, к тому же в 2004 году он снижается. Балансовая прибыль покрывает издержки по обслуживанию долга, но данный показатель резко снижается в 2004 году. Достаточно низки показатели рентабельности совокупных вложений и процесса самофинансирования. Самое главное, что по всем показателям эффективности имеется устойчивая динамика к снижению. Все это говорит о низкой эффективности деятельности анализируемого предприятия и ее продолжающемся ухудшении.

    Определим чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА):

    ЧНСА = Основной капитал по остаточной стоимости + Текущие активы – краткосрочные обязательства; (1)

    На начало года:

    ЧНСА = 294803 + 339604 – 174736 = 459671;

    На конец года:

    ЧНСА = 260223 + 355159 – 173099 = 442283;

    За счёт уменьшения краткосрочных обязательств привело к уменьшению оборотных активов

    оборотных активов




     





     


     Рассчитаем показатели оценки рентабельности продаж:





     

     

    Определим изменение рентабельности за период:

    Изменение рентабельности за счёт изменения цен:

    Заключение


    1.     Рентабельность характеризует результативность деятельности организации. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы предприятия. Существуют различные группировки системы показателей рентабельности. Мы рассмотрели одну из таких классификаций с подразделением показателей рентабельности на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, показатели рентабельности, характеризующие финансовую деятельность организации и показатели рентабельности продукции.

    Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

    Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов, так и пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления).

    2.     Как мы выяснили в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности. Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые предоставляют ему ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли с целью получения максимального дохода в будущем.

    3.     Показатели рентабельности продукции – отношения прибыли к стоимости или себестоимости реализованной продукции, товаров, работ или услуг могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.

    4.     На рентабельность деятельности предприятия влияют разные факторы: главные из них это прибыль, величина капитала, объем реализации; кроме того, факторами второго порядка являются себестоимость, цены на продукцию, структура отгружаемой продукции, капитало- и трудоемкость производства предприятия.

    5.     Если предприятие, посредством привлечения заемных средств, получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов за них, то разница может быть использована для повышения отдачи собственных средств. Если рентабельность всего капитала меньше, чем проценты уплаченные за заемные средства, влияние заемных средств на деятельность предприятия должно быть отрицательно. Это отражено в формуле эффекта финансового рычага. Эффект финансового рычага должен изменятся в пределах от 1/3 до 1/2 уровня экономической рентабельности активов и не должен быть меньше нуля.     Тогда эффект финансового рычага способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам рентабельность.


    Список использованной литературы


    1.            Альбеков А. У. , Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н /Д: «Феникс» , 2002. – 448 с.

    2.            Бланк И.А. Управление предприятием. Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ" ЭКМОС, 2005.-416 с.

    3.            Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: "Ника - Центр",2005. - 544 с.

    4.            Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004г.

    5.            Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М-: консальт - банкир, 2005г.

    6.            Греховодова М. Н. Экономика торгового предприятия. Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 192 с.

    7.            Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: Инетерпрессервис; Экоперспектива, 2001.-576 с.

    8.            Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2001. - 496 с.

    9.            Ковалев А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономической информации, 2005г.

    10.       Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 400с.

    11.       Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дъякова В.Г. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 471 с.

    12.       Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000 – 450 с.

    13.       Савицкая М. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М: Новое знание, 2004. – 640 с.

    14.       Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001г.

    15.       Сорокина М. В. Менеджмент торгового предприятия. - СПб.: Питер, 2003г.

    16.       Финансовый менеджмент: Учеб. для вузов / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Колос, 2002. - 176 с.

    17.       Чернов В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. М.И. Баканова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 686 с.

    18.       Шеремет А. Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 208 с.

    19.       Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под. общ. ред. А.Н. Соломатина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 292 с.

    20.       Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 416 с.

    21.       Экономика предприятия: Учебник для вузов/Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук и др.; Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А., - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005г.


    [1] Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Мн.: Инетерпрессервис; Экоперспектива, 2001.-576 с.

    1 Финансовый менеджмент: теория и практика // Под ред. Е.С. Стояновой.–М.: Перспектива, 2001, стр.77.

    1 Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций.–М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1999, стр.46-48.

    [2] Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000

    1 Мелентьева В. Анализ рентабельности торговых предприятий // Аудитор, 1999, № 9, стр.8.

    1 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. –М.: ИНФРА–М, 2002, стр.34.

    1 Ковалева А.М. Финансовый анализ - М.: Финансы и статистика, 2002, стр.102.

    1 Крейнина М.А. Ананализ финансового состояния  и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.– М.: ДИС, МВ-Центр, 1999, стр.105-107.

    1 Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: опыт зарубежных корпораций.–М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1999.


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.