МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

    Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

    Федеральное агентство по образованию


    Байкальский государственный университет экономики и права

     

    Филиал в г. Братске

     

    Кафедра юриспруденции

     

     

     

     

     

     

    Дипломная работа

     

    Эволюция монархической формы правления в России:

    Историко-правовой аспект

     

     

     

     


    Исполнитель___________________                 Студент гр. Юрус-03                                                           

                                                                                 Труфанов Михаил Юрьевич


    Руководитель__________________                  д. и. н., профессор                                                                                                   Власов Геннадий Петрович


    Консультант___________________                 профессор, декан гуманитарного

                                                                                 факультета БГУ

                                                                                 Солдатов Сергей Алексеевич


    К защите допускаю_____________                  и. о. заведующего кафедрой, к. э. н.

                                                                                 Шинкевич Ольга Владимировна

     

     

     






    Братск 2007

     



    ЗАДАНИЕ

    на дипломную работу

     

     

    Студенту Труфанову Михаилу Юрьевичу


    Тема Эволюция монархической формы правления в России: историко-правовой аспект утверждена приказом по филиалу Байкальского государственного университета экономики и права в Братске_________________________________


    Руководитель дипломной работы Власов Геннадий Петрович, доктор исторических наук, профессор

     

    Срок сдачи студентом (кой) работы 28.01.2007 г.

     

     

     

    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

    о выполнении дипломной работы

     

    Этапы

    выполнения

    План

    выполнения

    Фактическое

    выполнение

    Подпись

    руководителя

    1. Разработка темы и плана работы

    2. Подборка литературы

    3. Написание основной части работы

    4. Предоставление работы в деканат

    5. Защита дипломной работы

    07.11.2006

     

    20.11.2006

     

    24.12.2006

     

    22.01.2007

     

    17.02.2007

    07.11.2006

     

    23.11.2006

     

    27.12.2006

     

    28.01.2007

     

    17.02.2007










    Исполнитель _____________________              ______________________

                                (дата, подпись)                                             (Ф.И.О.)











    ОГЛАВЛЕНИЕ:

     

    ЗАДАНИЕ………………………………………………………………………………2

    ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………………………3

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………......4

    1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА…..8

    1.1 Возникновение древнерусского государства…………………………………….8

    1.2 Принятие христианства…………………………………………………………..11

    1.3 Киевская Русь. Начало политической раздробленности……………………….15

    1.4 Московское царство………………………………………………………………20

    2. ЦАРИ-САМОДЕРЖЦЫ И КОНЦЕПЦИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ………………31

    2.1 Иван Грозный……………………………………………………………………..31

    2.2 Первые Романовы…………………………………………………………………34

    2.3 Петр Первый. Наследие императора…………………………………………….38

    2.4 Век XIX……………………………………………………………………………45

    2.5 Николай II…………………………………………………………………………51

    3. «ДЕСПОТИЧЕСКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ». ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И

    ИНСТИТУТЫ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВНОГО ПРАВОВОГО
    ПРОИЗВОЛА………………………………………………………………………….55

    3.1 Москва – Третий Рим: преемственность имперских традиций………………..55

    3.2 Татаро-монгольское нашествие в истории Руси:

    влияние восточного деспотизма……………………………………………………..61

    3.3 Репрессивность и деспотизм русского самодержавия…………………………64

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….69

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….75








    ВВЕДЕНИЕ

     

    В эпоху перемен, когда рухнула империя под названием СССР, перед Россией и ее гражданами встал вопрос, по какому пути развиваться нашему государству? Какие формы правления будут в России, останется республика или мы вернемся к монархии, удержим мы демократические ценности или скатимся к авторитарному режиму. В последующие годы был выбран курс на демократизацию и либерализацию общества, но и сегодня достаточно громко звучат голоса о том, что выборы это пустая трата времени, периодически предлагается продлить полномочия президента, губернатора, мэра.

           Все это невольно заставляет задуматься, нужны ли России демократические преобразования, которые давно появились и существуют в западной Европе достаточно актуально встает вопрос: являемся ли мы европейским государством, приживутся ли их ценности в России, или мы азиатская держава со всеми вытекающими из этого последствиями. Какие культурные, социальные, политические традиции мешают нам развиваться или наоборот помогают в движении вперед.

          Поэтому считаем тему “Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект”, актуальной на сегодняшний день. Чтобы ответить на поставленные вопросы мы должны заглянуть в историю становления русской государственности. Какие факторы, внешние или внутренние, влияли на политическую власть в России, как население нашей страны относилось к князьям, государям, царям, императорам.

           В данной выпускной квалификационной работе просматривается гражданско-правовой аспект за период с VIII  по ХХ век. Надо отметить, что общественные отношения славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблемах. С появлением первой монархической династии Рюриковичей, на Руси сложилась  раннефеодальная монархия, но и тогда общественные организации обсуждения играли большую роль, это видно из договора с Византией, где со стороны Руси выступает не только князь, но и весь народ: “И  великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустии …”(Договор Руси с Греками 945 года)[1]. Это говорит о том, что демократические ценности не были чужды нашим предкам. Данный аспект хорошо описывает Н.М. Карамзин [2], В.О.Ключевский[3].

    Одна из причин принятия христианства на Руси (988 год) - это мировоззренчески обосновать самодержавную власть князя как богоданную. Однако существовавшая в конце Х века социально-экономическая ситуация отнюдь не способствовала практической реализации новой  мифологии власти. Но это давало возможность рассматривать государство как собственную вотчину. Эта идея пережила эпоху феодальной раздробленности и дожила до ХХ века - когда император Николай II  при заполнении в 1897 году анкеты переписи населения написал, что он “хозяин земли русской». Христианская религия, перенятая от Византии, сказалась в полной силе уже в XVI веке, когда сформировалась такая модель власти, как цезаропапизм, где царь провозглашался наместником бога на земле”.

            16 января 1547 года состоялась венчание на царство Ивана IV, где он принял титул ”боговенчанного царя”. Этот статус уже полностью освобождал великого князя от какой-либо ответственности перед народом “А жаловати есмя своих холопей вольни, а и казнити вольни”.4 Что за этим последовало, мы хорошо знаем: введение опричнины (1565-1572 гг.) и связанный с этим массовый террор,  унесший тысячи жизней простых людей и княжеско-боярской аристократии. Этот момент истории хорошо осветили Ханс Иохим Торке, С.А. Кислицин. Это был яркий отрицательный пример неограниченной власти одного человека, но догма о верховном правителе – наместнике Исуса Христа, а также идея о тотально наместнической власти сохранилась до 1917 года и,  по моему мнению,  пережила монархию. Интересный факт: иностранцы,  посетившие Московское государство в XVI – XVII  веках свидетельствовали, что московиты считают своего царя за высшее божество.

           Может быть, это одна из причин, почему в России достаточно трудно воспринимается демократия, так как глубоко в нас сидят традиции воспринимать главу государства больше чем человека.

           Другой аспект в нашей работе это геополитическое положение нашей страны, борьба России с внешними противниками, влияние татаро-монгольского ига на историю Руси. Одно из важнейших значений ига для Руси определяется тем, что в сложившихся здесь феодальных отношениях развивались традиции восточного деспотизма.

           Все это повлияло на самодержавие в России. Отрешение Николая II стало своеобразным водоразделом России при царях и Россия без царей: До и после. И хотя очевидно, что последующие правители страны продолжили авторитарно-самодержавную традицию, наполнив ее лишь совершенно иным  социальным содержанием. Именно по этому считаю мою работу важной и актуальной на данный момент и перспективной для глубокого изучения в будущем.

           Целью данной выпускной квалификационной работы является систематическое рассмотрение особенностей развития российского самодержавия как государственно-правового феномена. Поставленная цель достигается в процессе решения следующих задач:

    1.     Показать особенности образования и государственного развития Киевской Руси, Московского царства и Российской империи;

    2.     Проанализировать систему властных отношений, свойственных для Российского государства, и показать их трансформацию;

    3.     Рассмотреть проблему «репрессивности и правового произвола» российского самодержавия;

       В ходе исследования мы опирались на целый ряд взаимодополняющих друг друга научных методов и подходов: цивилизационный подход, системный подход, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и аналитический методы.

    В процессе работы над дипломным сочинением нами был изучен широкий       круг трудов по истории государства и права России, сочинений выдающихся русских историков, как современных, так и дореволюционных, а также документов, повествующих о формировании русского самодержавного государства и его функционировании.




























    1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА


    1.1 Возникновение древнерусского государства


    Изучая проблемы Российского государства, мы должны рассмотреть вопрос возникновения государства, его корни. Как формировалось государство, кто или что влияло на становление государственности в данном регионе. Длительное время главенствующей оставалась норманнская теория происхождения древнерусского государства, но сейчас можно утверждать, что до появления выходцев из Скандинавии на территории Украины, Белоруссии, России согласно “Повести временных лет” существовали если не государства, то достаточно большие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи. Кроме того, имеется гипотеза, согласно которой летописные варяги были славянами с южного берега Балтийского моря, вобравшими немалый элемент кельтской культуры. Термин «варяги», весьма неоднозначно трактуемый исследователями, согласно некоторым разысканиям имеет кельтское происхождение и в этом случае примерно переводится как «морские люди».

    Целесообразно привести отрывок из описания славян в VI веке византийцами: “Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни и по правам; свободные, они ни коем образом не склонны, ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле.… Поскольку у них множество вождей и они не согласны друг с другом, нелишне некоторых из них прибрать к рукам с помощью речей или даров, в особенности тех, которые ближе к [ имперским] границам, а на других нападать”.1

    В данном тексте мы читаем, что у славян есть собственная  земля (территория) и вожди, а скорее предводители военных дружин стадии военной демократии. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Россия как государство начало свое формирование задолго до “призыва варягов из-за моря” (862 год).

            М.В. Ломоносов, утверждал, что восточные славяне по уровню своего развития были никак не ниже варягов и последние не сыграли  никакой роли в возникновении Русского государства, ( имеется ввиду что варягов призвали править уже так или иначе сформированным государством, «поставили на княжение», то есть княжество как таковое уже было ), причем сам Рюрик был не германцем, а славянином с Балтийского побережья.1

           Первые советские историки - Б.Греков, С. Юшков, М.Тихомиров – причины возникновения древнерусского государства усматривали во внутреннем социально-экономическом развитии славянского общества, но варяги - скандинавы, по их мнению, ускорили процесс становления древнерусской государственности.

           Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. можно определить как военную демократию. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания, как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение).2 Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общин, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

           Образование государственности у восточных славян совпало, и было обусловлено им, с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социально группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

           Одним из таких первых политических лидеров становиться князь Рюрик (основатель монархической династии на Руси).[4] Установление на Руси первой монархической династии благоприятно сказалось на объединении славянских союзов в IХ веке. Так в 882 году, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879–912), захватывает Киев и таким образом, объединяет два ведущих центра славянской государственности – Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути “из варяг в греки”, с центром на территории племени полян, Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния  окружающие славянские общности. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого (768 –814) в Западной Европе.

           После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912 – 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией (912 – 945). В этих  договорах с греками Русь выступает как равноправный партнер с Византией и выходит на международную арену, заявляя о себе как о сильном государстве.

           На данном этапе истории мы не можем говорить об абсолютной власти князей, это хорошо видно из договоров с Византией, где со стороны Руси выступает не только Великий князь, но и весь народ: “И великий князь нашь Игорь, и князи и боляре его, и людье вси рустим послаша ин  къ  Роману, и Костянтиму и  къ Стефану, къ великимъ царемъ гречьским… ”[5]

           Нельзя не отметить, что в IХ - ХI  веках, в формировании древнерусской государственности определенную роль играл “варяжский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории” происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывалось влияние выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего слоя Киевского государства. Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния, призванными сохранить отношения даньничества между Киевом и Новгородом, где влияние варягов (русский синоним “викингов” или “норманнов”), было более раннего происхождения.

           Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого  стали возникать опорные центры-погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу, Полоцк и т.д.), но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений. В борьбе с Новгородом Киевский князь Ярослав уступил ему Ладогу и Псков. Только с ХI века Новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

           К середине ХII века все территории “полугосударств”, составлявших Киевское государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящиеся только к южной Руси, распространяются на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.         

     

    1.2 Принятие христианства


           Говоря об эволюции российского государства, мы не можем обойти стороной принятие христианства на Руси. И ее огромное влияние на формирование  государства и самодержавия. Принятие христианства произошло при легендарном князе Владимире Святославовиче, ставшем святым крестителем Руси.

           Владимир был осторожным и умным политиком, он понимал, что принятие одной из монотеистических религий (иудаизм, мусульманство, христианство) требовала как внешняя, так и внутренняя политика государства. Во-первых, такие религии уже исповедовали почти все окружавшие Русь государства, во-вторых объединение вокруг Киева восточнославянских “племен” не было устойчивым,  и необходимы были какие-то более действенные меры для сплочения державы. Византия в Х веке являла пример не только внутренней стабильности. Она была могущественной державой, ведшей успешную политику как на востоке (против арабов), так и на западе, на Балканах. Власть императора была почти неограниченна, и греческая церковь ее подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.