МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Эволюция монархической формы правления в России. Историко-правовой аспект

    В 1762 году императрицей стала знаменитая Екатерина II Великая, царствование которой однозначно оценивается всеми историками как режим просвещенного абсолютизма. В отличие от своих предшественников императрица совершенно сознательно и целенаправленно приняла решение изменить режим власти, взяв за основу идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. И хотя ее понимание равенства и свободы не шли дальше укрепления позиций дворянства, а просвещенный абсолютизм оказался в основном камуфляжем феодально-крепостнических отношений, тем не менее,  целый ряд явлений выделяют в истории период ее длительного правления как особый просвещенный режим.

    Характерной особенностью правления Екатерины был так называемый фаворитизм - опора императрицы при осуществлении государственных дел на приближенных любовников из числа выдающихся военно-политических деятелей и не только. Причины фаворитизма связаны не только с личными желаниями Екатерины, но и с условиями правления императрицы немецкого происхождения, узурпировавшей власть с помощью гвардейцев. Екатерина больше была постоянно озабочена контролем над своим окружением, гвардией, сохранением благожелательного отношения к ней дворянства.

    Задумав политику просвещенного правления в духе новых французских веяний, Екатерина никогда не переходила в ее реализации границы возможного. Примером такого подхода является история созыва и работы в 1767 году Уложенной комиссии, для новой кодификации законов. Эта комиссия представляла собой собрание всесословных представителей - депутатов от дворянства, городских и сельских свободных жителей. Екатерина составила для комиссии "Наказ". Она писала, что в условиях просторов России и разнообразия ее частей не может быть другого правления, кроме самодержавия. Уложенная комиссия не выработала никакого документа и обнаружила явную неготовность к работе. Распустив комиссию, Екатерина II издала целый ряд указов и актов, в которых частично реализовывались положения членов комиссии и наказов с мест. С целью упорядочения управления империи было введено новое областное деление. Россия делилась теперь на 50 губерний. Основной фигурой в губернии являлся отныне губернатор, стоявший во главе "губернского правления". Функции губернского правления были довольно обширные. Децентрализуя управление, царица сохранила вместе с тем мощный и действенный контроль центральной власти над губерниями. Над каждыми двумя-тремя губерниями Екатерина II поставила наместника или генерал-губернатора с неограниченными полномочиями.1

    Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделяла сословной политике. Кодекс прав и привилегий дворянства - так называемой "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства", изданной в 1785 году. Это был систематический свод всех прав и привилегий. В жалованной грамоте, подтверждалось вольность дворянства от обязательной государственной службы, свободы от уплаты податей, от нанесения дворянам телесных наказаний, за какие либо преступления "Телесное наказание да не коснется до благородного ". Это и не удивительно, так как дворянство служило опорой монархии.

    Важным моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в уездах и губерниях, что стимулировало государственную службу.

    В 1763 году Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на шесть департаментов. Лишь один из них сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-аппеляционным учреждением. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. С 1769 года стал действовать Императорский совет.

    Наличие элементов просвещенности было, несомненно, но они,  конечно, не стали доминирующими в политике Екатерины. В отношении крестьянства политика правительства все более ожесточалась, и на это народ ответил движением сопротивления, которое вылилось в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева. Главным направлением деятельности императрицы в области внутренней политики стали централизация и бюрократизация управления,  в области внешней политики силовое решение территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768-1774 и 1788-1790 года) и войну со Швецией (1788-1790 года). Екатерина совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва и Латвия, население страны достигло 36 млн. человек, в три раза увеличился флот, доходы страны выросли в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.





    2.4. Век XIX.


    Приемником Екатерины II стал ее сын Павел I, не оказавший заметного влияния на развитие абсолютизма. За четыре года своего правления он проявил себя как самодержавный властитель, но не правомерно считать его исключительно реакционером и антинациональным деспотом. Он был образован, знал иностранные языки, очень негативно относился к проявлениям безнравственности. Известно, что Павел сократил расходы на администрацию, улучшил положение крестьянства, пытался прекратить разорительные войны, ограничить привилегии зарвавшейся гвардии, улучшить положение православного духовенства.

    Во многих отношениях это был незаурядный человек. Но его жизнь и политика были омрачены длительным пребыванием вне власти, которая была незаконно узурпирована его матерью. Став императором в 42 года, он все свои силы бросил на мстительную борьбу с призраком матери - увольнял ее сторонников, брал на службу опальных. Элита дворянства задумала смещение монарха, не отвечавшего ее интересам, то есть не являвшегося ее лидером.

    Поскольку механизма легальной смены монарха в принципе не существовало, встал вопрос о физической ликвидации божьего помазанника. Павел I был, конечно, не самым лучшим политическим лидером своей страны, но вряд ли заслуживал убийства. Впрочем, традиция цареубийства была заложена еще в Киевской Руси, и Павел был вполне традиционно убит с молчаливого одобрения его сына в 1801 году.

    Павла сменил Александр I, имя которого стало нарицательным для политического режима первой четверти XIX века. С первых шагов он стал проявлять себя как приверженец порядков, которые существовали во времена его бабки, и которые столь ревностно изничтожал его отец.

    Вскоре Александр начал заявлять о необходимости более глубокой либерализации страны. В этом сказалось воспитание его учителя Лагарна - республиканца и либерала, а также в целом осмысление дворянской аристократией последствий французской революции. Под влиянием кружка трезвомыслящих аристократов, "Негласного комитета", царь рассматривает проекты реформ и подписывает манифест об учреждении министерств, устранявший коллегии. В 1803 году был принят указ о вольных хлебопашцах. Особая роль принадлежала М.М. Сперанскому, идеологу намечавшихся конституционных преобразований, которые опередили свое время почти на сто лет.

    В истории России известны несколько попыток написания конституционных документов, например "Кондиции" Анны Иоановны, "Наказ" Екатерины II. Но Сперанский впервые, в своем труде "Введение к изложению государственных законов", теоретически доказывал необходимость конституционного ограничения деспотической власти императора, разделения властей, выборности судей и чиновников, создания Государственных Совета и Думы. По его замыслу император назначал все органы управления и мог распустить Госдуму, но эта система все-таки заметно ограничивала произвол власти. В 1810 году был образован Госсовет - высший законосовещательный орган, а в мае 1810 года должны были состояться выборы в Государственную Думу, но они сорвались, так как император все более входил во вкус самодержавного правления (Однажды он накричал на престарелого Г.Р. Державина, поэта и государственного деятеля: "Ты все хочешь учить, а я самодержавный царь и хочу, чтобы так, а не иначе")1, к тому же консервативно настроенная аристократия открыто выражала недовольство всяческими преобразованиями. Победа консервативной идеологии определялось, прежде всего, тем фактом, что во-первых приближалась европейская война, во-вторых, - помещичье крепостническое хозяйство еще себя не исчерпало, в-третьих не было социальных сил, ориентированных на реформы. В результате Сперанский был смещен, либерализация приостановилась.

    Наряду с попытками реформ Александр I ведет активную внешнюю политику и, в результате ряда успешный войн, присоединяет к России  Азербайджан и Дагестан, Бессарабию, Финляндию, Галицию! Победа в Отечественной войне 1812 года и участие в войнах за освобождение Европы принесли Александру европейские лавры Победителя, которые превратили его в идеолога политики в Европе. Александр стал одним из ведущих деятелей Священного союза европейских монархов, созданного с целью сохранения границ и борьбы с революциями.

    Победоносная война России с наполеоновской Францией в 1812-1814 годах создала иллюзию, что существующий социально-экономический и государственный строй самодостаточен и необходимы только его определенные коррекции. Приближенный царя Н.Н. Новосильцев разработал польскую конституцию 1815 года и на этой основе подготовил секретную "Уставную грамоту империи Российской" - конституционный проект либерального характера. Александр не решился и на это преобразование, все более ориентируясь на консервативные круги дворянства. Отказ царя от реформ вызвал переориентацию группы молодых дворянских - интилектуалов из офицерской среды на радикальные действия революционного характера. Выступление революционных офицеров после смерти Александра I накануне присяги Николая I (1825 году) закончилось их поражением, казнью пяти лидеров движения и каторгой для остальных.

    Приход к власти Николая I Павловича означал радикальные изменения внутренней политики самодержавия, как по форме, так и по содержанию. К престолу прямолинейного и жестокого по характеру 3-го сына самодержца не готовили, и поэтому он получил чисто военное образование. Когда революционные дворяне - реформаторы подняли 14 декабря 1825 года вооруженное восстание, он проявил в полном объеме все свои природные и приобретенные качества. Начало его правления было ознаменовано жестоким подавлением восстания декабристов.

    Николай I  видел идеал государственного устройства в армии с ее уставами и отлаженным механизмом внутренней жизни. Призванный на службу из отставки Сперанский, вынужден был отказаться от идей либерализма и оказал всемерную помощь новому царю в установлении политического режима власти.

    В Собственной Его Величества канцелярии были созданы: первое отделение - личная канцелярия, второе отделение - по кодификации российского законодательства, третье отделение во главе с Бекендорфом должно было руководить жандармским корпусом и политическим сыском неблагонадежных, четвертое отделение занималось образованием и благотворительностью, а пятое отделение - крестьянами казны.

    Сперанский и второе отделение собрали Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, но это не привело к созданию правового государства. По общему мнению, при Николае I установилось царство столоначальников - бюрократов.1 Расходы на госаппарат и армию достигли невиданных ранее размеров. Казарменные порядки были установлены в университетах и гимназиях. Был введен в действие новый цензурный устав.

    Николаевское правительство вело борьбу с освободительными идеями не только с помощью полиции и цензуры. Была разработана официальная идеология -  "теория официальной народности" (православие, самодержавие и народность). Николаевское государство контролировало все проявления общественной жизни, что в известном смысле напоминало тоталитарные режимы XX века.

    Экономика России продолжала успешно развиваться, несмотря на все ограничения полицейского режима, однако темпы экономического роста были недостаточны, что привело к усилению отставания от стран Западной Европы. Николаевский "застой" стал причиной жестокого поражения в Крымской войне, хотя такая мощная людскими и экономическими ресурсами страна, как Россия, была обязана просто растоптать десанты англичан и французов в Севастополе. В 1855 году Николай I скончался.

    Новый русский царь, ставший реформатором, Александр II, вступил на престол в 1855 году в звании полного генерала и с опытом государственной деятельности. Он был прекрасно образован, знал четыре иностранных языка, финансы и право, обладал блестящей памятью, умом и дальновидностью. Он, конечно же, не был, и не мог быть по определению, либералом, но, как настоящий подготовленный государственный деятель, он хорошо понимал необходимость реформ и ликвидации отставания страны в военно-технической, социально-экономической и других областях. Поражение в Крымской войне от англо-французской коалиции окончательно убедило правящие круги в том, что промедление с преобразованием может привести к потере национального суверенитета и, в перспективе, к крестьянской войне. Возникшие в среде разночинной интеллигенции радикально - демократические движения набирали обороты и грозили перехватить инициативу в будущем. В этих условиях были начаты либеральные преобразования.

    Вскоре после заключения Парижского мира, Александр II выступая в Москве перед представителями дворянства, заявил: "...Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу... "1.

    Ликвидация крепостного права в 1861 году заложила фундамент для последующих нововведений, расширения прав местных органов самоуправления, учреждения выборного института мировых судей, введение суда присяжных, более гибкого института цензуры, установления принципа всесословности в комплектовании армии, демократизации высшей и средней школы. При всей половинчатости и ограниченности многих преобразований, они имели огромное прогрессивное значение, так как открывали для населения страны реальные возможности самореализации в экономике и других сферах жизни.

    Однако смягчение политического режима и половинчатость реформ вызвали активизацию революционно-демократических и национально-освободительных сил в обществе. Александру II пришлось применить в России и Польше жесткие меры по подавлению новых мятежей и восстаний.

    Реформаторская деятельность отняла у самодержца много физических и нравственных сил, семь террористических покушений революционеров вызывали потребность в смене обстановки и самой политике. Начался охранительный период царствования с постепенным свертыванием многих реформ.

    Царь-реформатор не стал политическим лидером ни элиты, ни интеллигенции, ни, тем более, общенациональным лидером. Он вызвал раздражение у всех, даже у тех, кто ему был обязан свободой, хотя и неполной и относительной. В январе 1881 года была, наконец, сделана давно назревшая попытка ввести представительные органы власти. Убийство императора Александра II народниками окончательно остановило процесс реформ сверху, которые в силу своей ограниченности не удовлетворяли демократические и либеральные круги. Авторитарно-реформаторский политический режим Александра II был закономерно ликвидирован его преемником Александром III. Наступил период консервативной реакции, ускоривший нарастание революционного процесса.

    Александр III вступил на престол зрелым 36-летним человеком. В последние годы царствования своего отца он находился в явной оппозиции реформам, возражая против отмены крепостного права. После гибели отца он некоторое время колебался между политикой продолжения умеренных реформ и курсом на их свертывание, предлагавшимся его воспитателем Победоносцевым.

    В первой половине 80-х годов даже был проведен ряд некоторых реформ -отмена подушной подати, введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей. Но после Александр III взял курс на контрреформы, ограничивавшие и искажавшие либеральные преобразования 60-х годов. Было принято положение о введении чрезвычайного положения в любой области, затем приняты новые правила для печати с жесткой цензурой, далее последовало создание охранных отделений жандармских органов по охране государственной безопасности. Вскоре  последовало разрешение земским начальникам судить крестьян, ограничение прав городского самоуправления.

    В то же время, нельзя считать Александра III законченным ретроградом. Он привлек к государственному управлению С.Ю. Витте, который сыграл выдающуюся роль в модернизации экономики страны. Им была проведена денежная реформа, развернуто железнодорожное строительство, ускорился рост фабрично-заводской промышленности и в целом начата настоящая индустриализация страны.

    Таким образом, с одной стороны, Александр III вроде бы стабилизировал экономику и отсрочил революцию, с другой стороны, он своей реакционной политикой способствовал тому, что не только революционно-демократическая, но и либеральная интеллигенция вступила на путь нелегальной оппозиционной деятельности, что в немалой степени способствовало грядущим социальным катаклизмам.


    2.5. Николай II.


    Николай II - самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и начале XX века. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай II никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.

    Охранительно-консервативный, контрреформаторский режим продолжал функционировать и в первые годы правления Николая II. Первый период царствования вплоть до первой русской революции 1905-1907 года был относительно спокойным. Сохранялась строгая административно-иерархическая вертикаль власти во главе с царем и лично подчиненными ему министрами. Кабинет министров не обладал властными полномочиями, а Сенат был органом административной юстиции.

    Нарастание недовольства крестьянства в связи с сохранением помещичьего землевладения в первозданном виде, обострение рабочего вопроса, еврейские погромы, поражение в русско-японской войне, все это, вкупе с нежеланием самого Николая II к решительным переменам, его инертностью, привело Россию к революции.

    Первая русская (российская) революция началась 9 января 1905 года ("Кровавое воскресение") и закончилась 3 июня 1907 года ("третьеиюньский государственный переворот"). Почти два с половиной года в стране бушевали невиданные общественные страсти. Забастовки, стачки, разрушения затронули как отдельные промышленные предприятия, так и многие районы империи. Во многих местах доходило до вооруженных столкновений. Под влиянием революционных выступлений царь подписал манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" ( Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов ).  

    Это было не конституция, а декларация намерений во имя умиротворения страны. Когда Николай II подписывал Манифест, он не сомневался, что у власти достаточно сил для подавления "крамолы". Чтобы там ни говорили и ни писали политически пристрастные современники, возможности силового решения осенью 1905 года существовали. Царь не прибег к этому средству по причинам, о которых поведал в одном из писем матери. Говоря о возможности применения жестких мер, он заметил, что "это стоило бы потоков крови  и, в конце  концов,  привело бы неминуемо  к теперешнему положению, то есть авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый, и реформы не могли бы осуществляться". Здесь особенно примечательны последние слова. Николай II уже не сомневался, что реформы нужны, что их непременно надлежит проводить. Речь шла лишь о том, как это сделать и кто это должен сделать.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.