МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Очерки истории аула Кища

    Очерки истории аула Кища

    План:


    Введение---------------------------------------------------------------------------------- 2


    Глава 1 Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища----------------------------------------


    Глава 2 Кищинцы в годы Гражданской войны в         Дагестане-\-----------


    Глава 3 Участие Кищинцев в Великой Отечественной      войне------------


    Глава 4  Духовная жизнь и быт жителей аула Кища---------------------------


    Заключение----------------------------------------------------------------------------51


    Библиография-------------------------------------------------------------------------53














    Введение.


    За  последние  годы всё чаще появляются отдельные  работы и статьи, посвящённые изучению различных периодов истории дагестанских аулов, в частности некоторые моменты, периоды развития аула Кища. Основная цель дипломной работы  изучить прошлое, проследить те коренные изменения, которые произошли в общественной и духовной жизни кищинцев. Материал для своей  дипломной работы собрал из различных источников.

    Следует отметить, малочисленность письменных источников, освещающих историю и социально-экономическое развитие аула. Значительная часть материала (уникальные рукописные книги, документы, письма) хранятся в личных архивах жителей аула.

    Имеющиеся краткие описания авторов, разбросанные по самым разнообразным и разнохарактерным изданиям, не создают сколько-нибудь полной картины. Все имеющиеся сведения о кищинцах весьма отрывочны и туманны. Некоторые сведения содержатся в книгах Ибрагима Ибрагимова «Нарушенная клятва», «Род продолжится» на даргинском языке[1], «Материальная культура даргинцев» под общей редакцией ряда авторов[2], история Дагестана[3].

    Источниковедческой основой при написании этой дипломной работы - “Очерки истории аула Кища”, послужили материалы районного архива, годовые отчёты аула Кища, предания и рассказы старожилов аула, воспоминания участников гражданской и Великой Отечественной войн. Одновременно изучал архивные материалы фондов ЦГА республики Дагестан. Кроме того, посетил почти все исторические места, связанные с историей аула Кища.

    Данная дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии. В основу первой главы большой частью легли исторические предания и легенды, сохранившиеся в памяти народа, которые находят некоторые исторические подтверждения.

    При написании вопроса об этимологии аула использовал частушки К(ъ)удула Бахмуда[4]. Исследования в области исторических корней аула Кища проводились на основе книги Р.М. Магомедова: «Памятник истории и письменности даргинцев в 17 веке»[5].

    При написании вопроса о сельском управлении аула до революции пользовался источником «История Дагестана»  многотомник[6].

    Авторы труда «Материальная культура даргинцев» С.Ш. Гаджиева, М.О. Османов,  А.Г. Пашаева  придают большое значение в Кайтагском участке  производству тканей из конопли,  но они мимоходом упоминают о кищинцах, когда речь идёт о производстве шерстяных  тканей из сукна  (ихъла). В данной работе этот вопрос раскрыть полно.

    При написании первой главы частично пользовался материалом из «Учёных записок» ИИЯЛ им. Г. Цадасы[7].

    В ходе написания  2-рой главы «Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане» основным источником послужили материалы из фондов ЦГА РД[8]. При раскрытии этого вопроса широко использовал воспоминания участников этих событий. Некоторые воспоминания участников Гражданской войны подтверждаются записями, которые хранятся в фондах ЦГА РД. В фондах сохранились записи об участии бывших красных партизан - кищинцев в Гражданской войне в Мамедкале, Маджалисе, Дербенте, Карабудахкентском районе.

    Для раскрытия 3-й главы, вопроса об участии кищинцев в Великой Отечественной войне, пользовался архивным материалом администрации селения Кища  Дахадаевского района. При раскрытии вопроса о кищинцах, сражавшихся на фронтах войны использовал воспоминания самых участников Великой Отечественной войны.

    При рассмотрении главы 4 «Духовная жизнь и быт жителей аула Кища» широко пользовался материалами «Материальная культура даргинцев»[9].  Вопрос, касающийся обрядов, праздников, селян написал со слов старожилов и аксакалов аула, а также книгой молодого писателя, уроженца и жителя селения Кища Ибрагима Ибрагимова[10].

    Со слов Жяхпарла Сулайбана мы узнаём об известном исполнителе народных мотивов на чунгуре Цандла Али, который по мастерству превзошёл самого Амарла Батырая, известного мастера наигрышей Кайтаг-Дарго.

    В данной дипломной работе, разумеется, не все вопросы освещены достаточно полно, из-за малочисленности письменных и других источников. Я лишь попытался внести определённый вклад в разработку некоторых  вопросов, касающихся различных сторон  истории и культуры отдельной этногруппы даргинцев.

    Мне представляется , что дипломная работа «Очерки истории аула Кища» сыграет положительную роль в деле воспитания у подрастающего поколения любви к собственной истории и культуре.







    Глава 1.  Исторические сведения и социально-экономические отношения дореволюционного аула Кища.


    Даргинцы занимают центральную часть Дагестана. На севере они граничат с аварцами и кумыками, на юге - с лезгинами и табасаранцами, на востоке  -  с кумыками и на западе  -  с лакцами и аварцами.

    Недалеко от районного центра Дахадаевского района  -  селения Уркарах  -  в километрах семи к западу расположено селение Кища. Оно раскинулось в очень живописной местности. Отроги Большого Кавказского хребта (а именно горы Лис) обступают селение с юга и с запада, а с севера  -  скалистая гряда.

    Село находится на высоте 1300 - 1400 метров над уровнем мирового океана и расположено на ровной местности, окружённой альпийскими лугами и разбросанными по всей территории островками леса (осиняка и дубово-орешника) и одиночными деревьями дикой груши и многочисленными кустарниками рододендрона.

    При подходе к селу путь несколько раз пересекается чистыми горными речушками с холодной ключевой водой. Из Кища хорошо видны  зимой и летом, покрытые снегом горы: Алардагъ, Курудагъ, Камчадагъ, Магьрукь. Эти горы находятся к юго-западу от Кища, на расстоянии 75-78 км. На северо-западе от селения проходит мощный скалистый хребет Лис. На расстоянии 4 км к северу возвышается гора Къяба (отсюда  и само название Къяба-Даргинской местности). Через село проходит узловая дорога в Харбук, Хуршни, Шулерчи и Дейбук. Если посмотреть со стороны или с вершины горы Лис,  видны многие селения Акушинского и Дахадаевского районов, селение Кища действительно отличается своим равнинным местом расположения.

    Интерес к прошлому, к истории всегда был присущ людям: он  связан с интересом к настоящему. Люди, естественно, хотят, чтобы те, кто будет жить, после них знали, как жили они и хотят оставить после себя память, хотят, чтобы их жизнь не была забыта. Вместе с тем их интересует и то, как жили люди раньше. Так всегда было, так и создавалась история.

    Люди особенно интересовались тем  как, когда, кем был основан аул, что происходило в данном месте, интересовало самое «начало», хотелось узнать, откуда всё повелось  название ставшее понятным, стремились обычно объяснить, увязав его с именем легендарного основателя населённого пункта, или с событием, происходившим в данном месте.

    Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными событиями.

    Какова же судьба аула Кища и его жителей? Имеющие архивные и археологические материалы и устное народное творчество дают основания придти к такому выводу, что аул Кища неоднократно подвергался вражеским нашествиям извне и феодальным грабежам.

    Археологические памятники показывают, что современная территория даргинцев была заселена ещё в древно-каменную эпоху[11].

    Рассматривая историю, как науку, изучающую развитие человеческого общества как единый закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесса развития общества в целом, есть основание придти к такому заключению, что исторические судьбы кищинцев тесно были связаны с судьбами всех народов Дагестана, кищинцы в нерушимой семье братских народов Дагестана  развивали свою культуру и отстаивали от вражеских вторжений свои насиженные земли и свободное существование.

     В процессе образования села главным, определяющим является стремление расположить поселение в таком месте, где оно было бы обращено к солнцу большую часть дня. После того, как выбрано место, рассматривался вопрос о близости источника воды[12].

    Другой важный фактор - оборонительный, селение представляло собой естественные крепости.

    Марков Г.Е. указывал, что «в Дагестане всё, что может служить для защиты страны находится в целесообразном порядке: тропинки едва существуют, аулы неприступны, каждое жилище в отдельности неудобопроницаемо и все эти кажущиеся неудобства дагестанской жизни носят один стиль, созданы по плану как бы одного архитектора[13].

    Далее продолжает он, - в Дагестане я бывал в деревнях, имеющих доступ единственно через одни узкие ворота, такие аулы прикреплены к скалам на крутых стенах ущелий и к скалистым хребтам.

    Макаров Г.Е., побывав на Кавказе, пишет: «Засели в местах, к которым не проберёшься ни сверху, ни снизу. Каждая деревня составляет крепость, представляющую весьма крепкую оборону.

    Все эти факторы учитывались в процессе образования селения Кища. Об этом свидетельствует название, и место расположения первоначального села. Многие сторожили аула, подтверждают, что нынешнее нижнее селение называлась «Ц1урмиг1янт», что значит, аул расположенное на высокой горе  (скале), окружённой с трёх сторон высокой скалой до 100м., с одной стороны окружён каменной стеной шириной 2,5м., высотой 3-4м., вход в село только через единственные ворота, охраняющих   вооруженными сторожами[14].

    Ныне сохранились ворота крепости и являются воротами жилой площади Гасатаева Магомеда и Някъакар Гаджи (чулак Гаджи), сохранились также развалины крепости. О названии (первоначальном) Ц1урмиг1янт нижнего селения Кища свидетельствует передающие от поколения к поколению частушки Къудула Бахмуда:

                         Ц1урмиг1янтра г1ят1иис

                        Пат1иматра наб ририс ...

    Что значило:

                       Я разрушу Цурмиант

                       Себе возьму Фатиму ...

    В старину в окрестностях нынешнего села Кища существовали несколько поселений (махьи): Дибга  ая, Шумрала ая, Иркниша, Хуламуркраци ая, Шумрала ая, Дахцани, Бурцца пик. В результате многочисленных нападений со стороны эти поселения и хутара начали переселяться на равнину близ Цурмиант. Что послужило образованию нынешнего селения Кища, ки (киттибил) -  верхнее, ши - село. По рассказам, жители 6 поселений отправили послов к талхану (правителю) Цурмиант с просьбой, чтоб им разрешил переселиться близ Цурмиант. Правитель дал на это согласие потому, что в силу этого у него увеличивалась сила и власть. У каждого поселения была своя специализация. Об этом говорили археологические раскопки на местах. Между стенами находили поломанную каменную посуду, наконечник для сохи, принадлежности для повозок, для арбы и волов, каменный топор и др.. Некоторые из них находятся  в школьных музеях. О специализации поселений Дахцани, Шумрала ая, Иркниша говорит то, что и сегодня в окрестностях этих хуторв получают большие урожаи зерна. Бурцца пик и Дибга ая были известны как  скотоводы, у них была соответствующая местность.

    400 лет назад объединение этих поселений и дало новое название Кища. Есть версия, которую выдвигаю я сам: ки (к1иибил - второе) ши -  селение. На основе старого первого села (Цурмиант) возникает новое второе (к1иэсил) село, к1виши - селение из двух сёл - К1иша. Возможно, что эти три версии способствовали возникновению названия селения Кища и они взоимодополняют друг друга. Вот эти версии  можно считать традиционными версиями о возникновении названия аула.

    Хотелось указать ещё на то, что нижнее Кища имело кроме названия «Цурмиант» другое название «Газигунт». Об этом рассказал один из сторожилов аула, исполнитель (мангуш) Алиев Гасан доносил сведения нижнекищинцам и начинал со слов - слушайте жители Газиганта...

    Кища является одним из старинных и исторических аулов Дахадаевского района, это подтверждается многочисленными памятниками. Этому свидетельствует книга профессора Р.М. Магомедова «Памятники истории и письменности даргинцев» изданная в Махачкале 1964 году. В нём указывался «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго». Памятник относится к началу 18 в., периода правления Кайтагского уцмия Рустем-хана. Правда сама запись сделана в 1828г., но как свидетельствует примечание к сборнику, он переписан кадием Нухом из аула Кища с более древнего текста, который настолько старый, что стал затруднительным для чтения[15].

    Этот свод заповедных законов Кайтаг-Дарго  записан при общем согласии всего уцмия Дарго.

    В рассматриваемое время Дарго расчленялось на следующие земли: Акуша-Дарго, Каба-Дарго, Буркун-Дарго, Хамур-Дарго, Кайтаг-Дарго, в состав которого входило и аул Кища.

    Для обозначения Кайтаг-Дарго употреблялось и название Уцмия Дарго. Название Уцмия-Дарго подчеркивало, что население данной территории входило во владение уцмия. В постановлениях Кайтагского уцмия Рустем-хана, опубликованных в «Сборнике сведений о кавказских  горцах» сказано, что этот свод был отдан на хранение в селение Кища[16].

    В Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся  в решении спорных  вопросов  доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна таким селением являлось селение Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов в том числе «Свод заповедных законов Кайтаг-Дарго[17].

    Дагестанские сельские судьи известны под названием картов (карт-слова кумыкское и значит «старик», «почётный»). Карты, кадии или муллы были в каждом селении, однако число их было весьма неопределённо и зависело от величины селений: в Уркарахе было 12 картов, Кищах и Харбуке по 8, в Кубачах - 7, в Утамыше - 4[18]. Судебные дела в Кайтаге рассматривались сельскими старейшинами, почётными лицами (судом маслиата) или кадиями, если эти дела относились к их компетенции. Если спорящие бывали из разных  селений и дела были серьёзны, то они обращались к тому старейшину или кадию, который считался наиболее опытным и авторитетным. Дела по крупным кражам, убийствам и увозу женщин рассматривались только в главных селениях магала. Если решением старейшин главного селения или кадия стороны оставались недовольные, они могли передать жалобу на рассмотрение в общественном месте, куда периодически для этого собирались старейшины всего магала и представители почетных лиц  (по 2-3 или 4 человека от каждого селения). Если и этим решением стороны оставались, недовольны, то они обращались к самому уцмию и с его разрешения отправлялись в Кища, где оканчивали свой спор по уцмийским адатам[19].

    У арабиста из селения Кища М. Абакарова имеется текст договора кищинского джамиата на арабском языке, составленный в 1272г х. (1855-56), где говорится: «Если один человек убьёт другого и убийца неизвестен, то семья убитого возбуждает тяжбу против двух подозреваемых, затем из них выбирает одного, которого назначают в канлы (кровник) и навсегда выселяют из аула. А другой (второй подозреваемый) по истечению года отдаёт 6 туманов (60руб.) в качестве дията. Этот договор касается всех жителей аула[20].

    Таким образом, маслиатные решения представителей сельскохозяйственных обществ, решения джамаатов и сельских судей являлись источником обычного права, сложившегося в Дагестане.

    Основными видами наказания по обычаям были: 1) дият или кровная месть; 2) изгнание на срок или бессрочно; 3) штрафы в пользу общины. Все эти наказания сопровождались обязательными взысканием причинённого ущерба в пользу потерпевшего.

    Смертная казнь адату  неизвестна, и не было лиц или органов для осуществления смертной казни. Но адат во многих случаях допускал право убивать преступника.

    В старом Дагестане имелись сельские общества, пользующиеся в решении спорных вопросов доверием и авторитетом. В Кайтаг-Дарго издавна славилось своим беспристрастием в решении  спорных  дел селения  Кища. Здесь имелись знатоки адатов и хранители важнейших сводов адатов, в том числе и первичного текста «Свода заповедных законов»[21].

     Многие статьи из этого свода проводились в жизни кищинцев до последнего периода в частности: 1) за убийство - уйти в изгнание. Изгнание производилось по специальному постановлению джамиата.

    По преданию аул Уреги (Урагъи) Дахадаевского района явилось частью села Кища, которое находится на расстоянии 48км. Этому свидетельствует тот факт, что диалект урагинцев является кищинским. Далее, различные название местности Уреги являются одинаковыми с кищинскими. До сегодняшних дней остались родственники урегинцев в Кищах, в частности нижнекищинец Ражабкадиев Хайдар имеет родственников. Как рассказывают старики, даже в последние годы из бывших владений урагинцев  (проданные кищинцами) кищинцы возили хлеб в Уреги.

    О возникновении этого села вспоминали пожилое население Кища.

    В селении Уркарах жил один богатый и безжалостный талхан (правитель). Он постоянно бесчинствовал, эксплуатировал соседние аулы . В те времена в ауле Кища жили три брата с отцом Х1яйдаром. Они пасли отару овец. Слышал об этом талхане Х1яйдар.

    В один день, когда пасти овец собирался отец строго наказал ему: «Если появится талхан, прошу сынок потерпи, в драку не лез, ничего не говори». Сын отправился пасти овец. В полдень на коне прискакал талхан и ничего не сказав чабану, схватив на скаку самого жирного барана и ускакал. Этот же случай повторился на следующий день. Но на третий день отец даёт наказ младшему из сыновей «Не оставляй его, чтоб он надсмехался над твоими братьями». Он сделал дело как наказывал отец. Когда талхан схватив барана, хотел возвратиться, схватив за грудь, повалил на землю и ударил кинжал в сердце.

    Такому повороту действий недовольные соседние селяне собрались в местности - Кьямхъу - и были согласны с таким решением. В местности от Бац1ары до Макьикь в ручей была брошена солома, на каком берегу будет соломы больше - та земля до конца сбора урожая находилась в пользовании селян. Поэтому эта местность сначала лета до конца осени находилась в пользовании Уркарахцев, а зимой - кищинцев. Недовольные этим кищинцы, виновных в этом семью Х1яйдара и ихний тухум, по решению джамиата были изгнаны из селения (урагъибти). Говорят, так возникло село Уреги.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.