МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Очерки истории аула Кища

    Притом и само название - Уреги - в переводе с даргинского означает  - изгнанные - из селения Кища в основном и из соседних населённых пунктов в последующем. Ещё в древности Кища славилась, как аул земледельческое, которое обеспечивало зерновыми культурами соседние сёла. По преданию кищинцы обеспечивали зерном 7 сирагинских сёл. Старики рассказывают, что приезжие говорят, — что шум деревянных кура (лопат) в период молотьбы был слышен в Кубачах.

    Экономическое положение кищинцев хорошо показано в книге Б.Г. Алиева «Предания, памятники, исторические зарисовки о Дагестане» в одном из предании говорится:

    «Талханы (правители) были в прошлом и в Дибгаая и Журклиая, однажды они поспорили между собой, кто из них богаче. Первый сказал, что он может протянуть от своего поселения до Журклиая золотую цепь, а второй сказал, что сможет протянуть от свое го хутора до Дибгаая бурдюки, наполненные мукой.» Преданиеотразило экономическое положение беков, наличие в их собственности огромных богатств, что было основой сосредоточения и политической власти над местным населением[22].

    В старину кищинцы сдавали землю в аренду соседним земледельцам. Земли местности Бац1ари и шантла сани возделывали земледельцы из Уркараха и Кубачи, а урожаи делили поровну с кищинцами.

    Урожай считался нормальным, когда получали от 30 бирха и более зерна ( бирха = 7,5 сях1, 1 сях1 = 2,5кг., т. е. 1 бирха =7,5 х 2,5 = 18,75кг.). Прогрессивные методы высева и возделывания, применяемые местными крестьянами давали огромные урожаи. До сих пор в народе ходит слух о том, что некто из тухума Ккяммая умудрился собрать с 10 посеянных сях1а пшеницы около 30 бирха отборного зерна и что упомянутый крестьянин, удивлённый и обрадованный доселе невиданным урожаем разрубил топором бирху (сосуд, куда высыпалось зерно и являлось мерилом сыпучих материалов), под предлогом, что «Меня аллах вознаградил стольким зерном, что мне больше его не потребуется до конца своих дней».

    В селении имеются множество кварталов, в частности: Убил ши (нижнее село), ХЬар ши, Г1ялижай, Санакант (солнечная сторона), КЪябтар, Урц1наки, Лагьала бах1 (вершина голубей), Г1аржа, ХЪар ши (верхное село), Ухти, Кур-ку бах1, Дай ши (центр села), Шурагье бях1 (склон озера) и др..

    Издавна кищинские мастерицы славились на весь округ по изготовлению и выделке тканей из местного натурального сырья: шерсти, конопли и ворса. Особого умения достигли мастерицы по изготовлению и выделке - пачи - материала на шерстяной либо хлопковой основе, прозванной в народе Кищинской шотланкой.

    Для доревалюционного Дагестана была характерна общая культурная отсталость и сильное влияние мусульманской религии и духовенства на массы трудящихся.

    Политика царизма по отношению к народам национальных окраин, в том числе народам Дагестана состояла в том, чтоб убивать зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык и держать в невежестве, непосредственным результатом этой политики явилось неразвитость и политическая отсталость этих народов. Об этом говорят данные первой всеобщей переписи населения 1897г., по которой из 571154 жителей области, грамотных было 52 826 человек, т. е. менее 2,5% населения. Естественно и среди кищинцев их было мало.

    В политическом развитии кищинцы находились в отсталом положении. Большую роль в управлении аулом, как и в других горных аулах, играл сход жителей аула (мужчин). Сход (джамиат) собирался на базарной площади по зову мангуша. Он состоял из совершенолетних домохозяев и должностных лиц аула. В собрании участвовали по одному старшего члена от каждого хозяйства аула.

    До реформы сельского управления, проведённой в конце Х1Х в. на основе церковного «Положения о сельском управлении Дагестана» почти вся власть «военная и административная» находилась в руках Кадия, который считался главой во всех тухумах аула «шила хулал»). Он решал все вопросы и семейного и политического.

    «Положение о сельском управлении Дагестана», утверждённое главнокомандующим Кавказской армией 26 апреля 1868г. значительно урезало права сельского Кадия.

    В распоряжении схода аула находились общинные земли, сбор общественных и казённых податей. Он принимал соответствующие меры при стихийных бедствиях, выносил приговоры об изгнании из аула вредных жителей, мог лишить права участия в собраниях джамиата.

    Старшина аула (шила юзбаши) и его помощники назначались окружным начальником на неопределенный срок. На собрании джамиата избирались сельские судьи. Они носили в виде знака отличия  медали с надписью «сельский судья». Медаль 1891г. с такой надписью находится в настоящее время, в уголке музея Кищинской средней школы №2. С опеляционными жалобами обращались жители других аулов к судьям селения Кища[23].

    По имеющимся данным, до распространения ислама, Кищинцы были язычниками, как и в других аулах, ислам в Кищах насаждался силой оружия.

    После того, как арабы установили своё господство в Дагестане роль арабского языка и арабской культуры в жизни его населения не успели проявиться. Влияние арабской культуры на Дагестан стало ощушаться позднее[24].

    Несмотря на трудности изучения арабского языка, тяга кищинцев к арабскому языку была. Из числа кищинцев вышли арабисты -учёные, которые в совершенстве овладели этим языком и составляли труды в различных областях науки. К таким арабистам относятся Курбанов Исакади, Магомедов Ахмед - Гаджи Кадий, который работал кадием в Кайтаго - Табасаранском округе, в Маджалисе. В последние годы жизни работал кадием в селении Кища. До 1956г. сохранились много рукописей, а потом они исчезли бесследно. Известно, что эти труды были написаны известными арабистами.

    Основная масса сельчан продолжали жить в условиях сельской общины  свободными крестьянами. Были хозяйства, достигшие значительных успехов. Так, например, в хозяйстве Гаджиева Гаджи-Ахмеда из нижнего Кища имелось 1500 голов овец, 300 голов лощадей и соответствующие им земельные владения.

    До настоящего времени в Кищах сохранились название тухумов. В Кищах употребляют термин (тухум), (жинс), (насаб), (тайпа), (тарап), и т.д.. В настоящее время в Кищах имеются следущие из наиболее известных тухумов:

    1.   Х1асбулти - земледельцы и скотоводы.

    2.   Г1яйнилавхъали - земледельцы и скотоводы.

    3.   Къат1у - земледельцы и скотоводы.

    4.   Ччяму - земледельцы и ткачи.

    5.   К1уц1ли - земледельцы, скотоводы и ткачи.

    6.   Жях1ни - скотоводы и ткачи.

    7.   Бялла - скотоводы.

    8.   Г1усманхъали - купцы и сапожники (корни от евреев).

    Тухумы в Кищах были очень дружны между собой. Имелись кладбища у отдельных тухумов, например, у тухумов Ччяму и Гасбаловых. Раньше невесту брали только из своего тухума, а если юноша имел двоюродную сестру, то в первую очередь он женился на ней. Например, из тухума К1уц1ли и Бялла не брали в жёны и не выдавали за парня этого тухума, девушку другого тухума.

    Многие жили в бедности. Спали прямо на полу, подложив овечий тулуп, и говорили: «Что человек без тулупа - этот человек труп». Касумов Омарасхаб рассказывал, что у них семья была большая. И что у них в семье был только один овечий тулуп. «Мы, до конца недоев ужин, спешили, занят  этот тулуп, так как, кто первым её занимал, тот и спал на нём, остальные же спали на сухой соломе». Здесь мы видим, как бедно жили горцы в Дагестане.

    О печке не имели представления. В углу комнаты были очаги (пав), где прямо на полу разжигали огонь, а кушать готовили в медных посудах, подвещанных на длинных цепях. В настоящее время такие очаги сохранились в некоторых домах, в частности, в доме Абдуллаева Касума Абдуллаевича, Исрапилова Гусейна и в других. Комнату горца украшали медные и фарфоровые посуда, на дне с отверстием, служившее для вещания на стену.

    В натуральном в своей основе хозяйстве даргинцев важное значение имела обработка кожи, шерсти растительных волокон. Среди домашних промыслов, первостепенное положение занимало производство тканей, шедших на изготовление одежды[25].

    Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что объясняется значительным развитием овцеводства. Сукноделием занимались почти во всех селениях даргинцев, изделия которых славились по всему Кавказу и были известны в Закавказье под названием «кубачинские шали»[26].

    Наряду с сукноделием большое значение имело изготовление тканей из конопли - дук1уми. Центрами изготовления этих тканей явились в основном селения Кайтагского уцмийства, в том числе Кища, Кубачи, Харбук и др..

    По преданию в Кайтагском уцмийстве и за её пределами славились кищинские сукна. это подтверждают даже жители близ лежащих селений[27].

    Как и другие даргинцы, кищинцы для производства сукна использовали веретено (дурук), прялку (икалазари) и мотывало (чирхла, арклуми), станок (кидигъ) и челнок (ч1ух1яра). Здесь перечислены основные части сукнодельного ткацкого станка, которые сохранились и хранятся в школьном музее (КСШ №2).

    Кищинцы продавали сукна в соседних селениях Кайтагского округа и в других сёлах соседних округов Дагестана. Часто, сообщают старики, свидетелями которых являются сами, приезжали скупщики, покупали большими партиями. Известными мастерицами считались: Амирова Патимат, Ибрагимова Патимат, Рашидова Загьра, Амирова Аминат и др. Куски конопляных тканей и ныне находятся в музее нашей школы (КСШ  №2).

    Конопляные ткани (дук1уми) использовались не только для мужской и женской одежды, но и для обделки войлочных сапог (варгьила дабри). Станок для конопляных тканей (души бушан чекча) по своему устройству значительно отличался от более простого ткацкого станка для сукна. Он представлял собой деревянный каркас на четырёх ножках треугольной формы, несколько напоминающий остов горской арбы.

     При прядении нити из хлопковых волокон почти всегда применялась прялка. Пряжу из хлопка обычно подкрахмаливали, используя для этого пшеничную или ячменную муку. Хлопчатобумажные ткани в отличии от других видов, нередко делались в клетку, для чего часть пряжи, идущей на уток, красилась. Первоначально в качестве красящего материала широко использовали марену, кору дуба, сажу из дымохода, медный купорос.

    Подытоживая первую главу, мы приходим к выводу, что аул Кища, как и другие аулы Дагестана, имеет свою интересную и богатую историю, которая полна бурными и яркими страницами жизни аула, что Кища является одним из старинных и исторических сёл Дахадаевского района, что видна из первой главы настоящей дипломной работы.






    Глава 2. Кищинцы в годы Гражданской войны в Дагестане.

                                        

    Февральская буржазно-демакратическая революция 1917года явилась переломным пунктом в истории народов России. 7 ноября 1917года победила Великая Октябрьская революция. Весть о революции быстра разнеслась по всем уголкам царской России. Дошла и до кищинцев.

    Революция не внесла коренных изменений в положении трудящихся масс в том числе и горцев. Областной исполком стал местным органом Временного правительства в Дагестане. Правой рукой этого органа было мусульманское духовенство.

    В мае 1917 года на съезде горцев Кавказа, состоявшийся во Владикавказе, было образовано духовное управление во главе с Нажмутдином Гацинским.

    Горцы, томившиеся под двойным гнётом жестокого классового и национального гнёта, встретили эту весть с большим восторгом. Жители аула, выступая на митингах, говорили, что нужно принять участие в борьбе за установление советской власти в Дагестане. Особо выступали на митинге будущие красные партизаны: Тамирхан Курбанов, Рабадан Магомедов, Багомед Гаджимусаев, Сулейман Гаджиев, Магомед Исаев, Магомед Ахмедов.

    Участник этих событий сообщает: «По имени Курбан, фамилию не знаю, который участвовал в Первой мировой войне, за отличие в этой войне, наверное, - продолжал он -, был награждён медалями, которые висели у него на груди. Приехал он на коне, имел в руках саблю. Он скакал на коне по главной улице села, махал саблей то вправо, то влево и кричал: «Товарищи, будет новое время, не будет богатых и бедных и т.д. Подобное.» Большинство не верили, вскоре он уехал в армию[28].

    Октябрьская революция вывела страну гор к социализму, минуя капиталистическую формацию в своём развитии. Толька она разрешила наболевшую в Дагестанских условиях проблему земли. Принятый на втором Всероссийском съезде Советов «Декрет о земле» имел большое значение для горцев Дагестана. Этот декрет в корне изменил положение горцев.

    Политическая и экономическая отсталость окраин России затрудняла победу революции на местах. Так и случилось в «стране гор». Реакционные органы Временного правительства, крупные представители духовенства оказывали упорное сопротивление революции.

    Руководство революционными силами в Дагестане осуществлялась образовавшимся в ноябре 1917 года военно-революционным комитетом.

    Контрреволюционеры сплачивались и готовились к походу, и 25 марта 1917 г. по приказу облисполкома выступили на Порт-Петровск. В Порт-Петровске была свергнута революционная власть. В Дагестане был установлен деспотический режим. После изгнания банд Гацинского с плоскости, 2 мая 1918г. был образован областной военно-революционный комитет, который руководил в дальнейшей революцией в Дагестане.

    22 мая 1919года авангардные части Деникина прибыли в Порт-Петровск. Благодаря повседневной работе коммунистов, разъяснению ими сущности колониальной политики иностранных интервентов и белогвардейцев в результате огромного недовольства трудящихся и горцев в июне 1919года началось всенародное восстание против деникинцев.

    Свободолюбивые горцы, покинув свои сакли, сёла, уходили в партизанские отряды и боролись за Советскую власть. Среди них были Тамирханов Магомед, Багомедов Рабадан, Гаджимусаев Багомед, Гаджиев Сулайбан и др.[29].

    Они сражались в различных округах Дагестана: в Маджалисе, Мамедкале, Дербенте, Карабудахкентском районе и в других местах. Они сражались в окрестностях селения Кища, в частности в сражении «Унеу-Къяб».

    Некоторые партизаны погибли в годы Гражданской войны. В их числе были Курбангаджиев Магомед, который погиб в сражении за Дербент. Курбанатаев Магомед, Хидриев Магомед, Алиев Магомед погибли в Маджалисе[30].

    Дагестанский народ оказал величайшую помощь, подняв всенародное восстание в тылу Деникина, отвлекал его силы. Они помещали продвижению его банд вглубь России.

    Когда кищинцы узнали о приближении контрреволюционных сил, собрались на площади в центре села, где выступил один из партизан Курбанов Тамирхан, который в тот период работал в Маджалисе чекистом. Он говорил о том, что весь Дагестанский народ поднялся на борьбу с деникинцами.

    Деникинцы добрались до Уркараха.

    Осенью 1919года вооружённый отряд деникинцев ворвался в окрестности селения Кища. Деникинцы в Уркарахе не решились бесчинствовать и направились в селение Кища. На территории возвышенной местности «Зиннукьачи» деникинцы установили пушки , намериваясь разрушить аул до основания.

    Жители знали о приближении деникинцев, поэтому женщины и дети ушли в леса и горы , предварительно угнав с собой скот и собрав пожитки. Селяне оказали упорное сопротивление, но силы были неравными. В неравном бою были захвачены в плен 8 бывших красных партизан. Среди них были все бывшие красные партизаны с нижнего селения: Курбангаджи, Магомедов Абдуразак, Багомедали, Гаджиев Муталиб, Магомедалиев Магомед и др.. Их выстроили в ряд на вершине скалы, под названием «Алила шурми - скала Али», угрожая смертью пленников, потребовали от селян 300 голов крупного рогатого скота, серебро и 50 м. самотканого сукна стального цвета, на что получили категорический отказ от жителей. К этому времени селение находилось в огне и в дыму пожара. Один из партизан Курбангаджи прыгнул со скалы, а семеро - укрылись в дыму пожара и бежали в горы.

    Командир пушечной батареи деникинцев Абулкасам торжественно кричал: «Работает или не работает Абул - Касума мажар?!», - щедро паля из пушечных жерл  в приземистые сакли кищинцев[31].

    Вслед за этим начались бесчинства, озлоблобленные белогвардейцы подожгли весь хлеб, свезённый на ток, но потом по приказу обратно потушили огонь.

    Причинив незначительный ущерб кищинцам, белые двинулись на Харбук. По пути в Харбук произошла неравная схватка в местности «Иркниша». Здесь взрослое население кищинцев оказало упорное сопротивление белогвардейцам. Трое кищинцев - Билалов Магомед, его сын Багомед и Алиев Гасан были зверски убиты.

    К этому времени Халидов Али был направлен на коне в соседние аулы, чтобы поднять соседних жителей для совместной борьбы против белых.

    Объединённые силы партизан и селян соседних сёл выбрали удобное место для битвы, в местности «Унеу-Къяб». В сражении «Унеу-Къяб» 27 августа 1919г. совместно с нами были харбукцы, дейбукцы, и три партизана из Хайдака.

    Абулкасум посылает гонца в Маджалис за помощью, но отряд, двигавшийся ему на помощь, попадает в ловушку уркарахских, меусишинских и кищинских партизан. Только жалкие остатки доходят до селения Кища.[32]

    Партизаны готовы были отдать свою жизнь, но не допустить дальнейшее продвижение белогвардейцев. Битва в «Унеу-Къяб» завершилась полным поражением  белых и блестящей победой горцев. Эта битва показала силу и гордость горцев, их мужество в защите своей сакли.

    Одновременно деникинцы потерпели поражение в Дершлагаре (Сергокала). В связи с этим деникинцы вынуждены были покинуть окрестности селения Кища и бежать вплоть до Дербента.

    Из фондов ЦГА РД, по протоколам комиссии по делам бывших красных партизан и красногвардейцев, при Дахадаевском районе исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов видно, что кищинцы принимали участие в Гражданской войне в Дербенте, в Маджалисе, на Карабудахкентском фронте и на других фронтах. Некоторые из них были убиты в ходе войны: Магомедов Таймаз убит на Дербентском фронте, Хидиров Магомед убит бандами Карекова и т.д.. А другие были исключены в виду недостаточности участия в войне, согласно инструкции Центральной комиссии красным партизаном зачислялся провоевавший минимум 40 дней.

    Вот список некоторых из них:


    1.   Курбанов Каребагома

    2.   Абубакарров Магомед

    3.   Умалатов Магомед

    4.   Курбанов Булат-Гаджи

    5.   Гасанов Магомед

    6.   Магомед Гаджи Муса

    7.   Рабаданов Магомед

    8.   Ахмедов Ибрагим

    9.   Ахмедов Магомед

    10.Курбанов Т.

    11.Курбанов Гаджи Мурад

    12.Каниев Магомед

    13.Магомедов Таймаз

    14.Магомедов Рабадан

    15.Багомедов Пирмагомед

    16.Гаджиев Сулейман

    17.Магомедов Мах.

    18.Нурмагомедов Абубакар

    19.Хидиров Магомед

    20.Джафаров Нурмагомед

    21.Рабаданов Баганд

    18 кищинцам не хватившим несколько дней было отказано в зачислении в состав красных партизан.

    Деникинцы предстали перед народом, как грабительская разбойничья банда наёмных сил. Белогвардейцы разрушили и сожгли свыше 33 населённых пунктов Северного Кавказа, и среди них селение Кища тоже  было частично разрушено и сожжено.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.