МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

    Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

     

     

     



    Факультет документоведения

                         Кафедра истории государственных учреждений и общественных организаций

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

    Курсовая работа  студентки  I  курса  1 группы  д/о

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                           Москва 2003

    Введение


    Данная работа посвящена теме революционных трибуналов, а точнее периоду их зарождения и распространения. Это исследование позволяет проследить процесс формирования судебной системы в послереволюционной России, так как история революционных трибуналов является неотъемлемой частью истории создания судов и юстиции в Советской России. Так же исследование истории революционных трибуналов поможет определить их роль в борьбе с контрреволюцией и в  укреплении власти большевиков, так как сразу же после революции вся прежняя судебная система была разрушена, и ей на смену, соответственно, пришла новая, в которой поначалу революционные трибуналы играли главную роль.                  

    По декрету  II Всероссийского съезда Советов в качестве центрального органа судебного управления был создан Наркомат юстиции РСФСР. Его задача заключалась, прежде всего, в организации местных органов судебного управления, в создании самой системы судебных учреждений и руководстве ими. В первые же дни после революции на месте старых судов начали возникать новые советские суды. Их называли по-разному: революционные народные суды, суды общественной совести, ревтрибуналы и т.п. В законодательном порядке создание  новых советских судов было закреплено декретом о суде №1 в ноябре 1917 года, который установил 2-а вида судов: народные суды и революционные трибуналы. Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы – для рассмотрения наиболее важных  дел, главным образом о контрреволюционных преступлениях.

    Данная работа состоит из 8-ми глав, введения и заключения.

    При написании первой главы использовалась  книга   Коржихиной Т.П. «История государственных учреждений СССР», в которой история революционных трибуналов излагается как бы поэтапно, поэтому далее в этой работе будет краткая периодизация развития трибуналов. Коржихина Т.П. дает характеристику событиям, связанным с историей ревтрибуналов, опираясь на чисто фактический материал, на документы, на нормативные акты, при этом, не давая собственной оценки.  При написании второй главы была использована  книга Мишунина П. «Очерки по истории Советского уголовного права». В данном исследовании рассматривается история документов и нормативных актов, относящихся к сфере судов Советской                                                                                                   России, а также и сами документы. В данном случае наибольший интерес вызывает Декрет о суде №1. Его и  рассмотрим подробно, так как это первый документ после революции, относящийся к судебному устройству в новом еще как таковом не сформировавшемся государстве.

    Третья глава состоит из следующих нормативных актов: «Руководство для устройства Революционных трибуналов», «Руководство для устройства следственной комиссии», «Инструкция Московскому революционному трибуналу», которые в дальнейшем должны были регламентировать деятельность революционных трибуналов, обозначать границы их полномочий. Так же при помощи этих документов можно проследить изменение положения революционных трибуналов в сфере контроля за порядком внутри страны и степень доверия данным органам судебной власти.

    При написании четвертой и пятой глав данной работы использована книга В.Е. Ревы «История государственного и местного управления», в которой рассматривается история создания революционных трибуналов на местах в общем и на конкретных примерах, как в данной работе я рассматривала историю создания Московского революционного трибунала.

    В шестой главе в основном использован декрет «О революционных трибуналах», в котором оговариваются структурные изменения ревтрибуналов и изменения в деятельности, например, изъятие из его компетенции всех уголовных дел, уменьшение масштабов распространения системы ревтрибуналов, изменение порядка рассмотрения дел и т.д.

    В написании седьмой главы задействовано несколько книг: книга В.Е. Ревы «История государственного и местного управления», книга Мишунина П. «Очерки по истории Советского уголовного права», книга Коржихиной Т.П. «История государственных учреждений СССР». Данная глава посвящена созданию революционного трибунала при ВЦИК, ставшего высшей инстанцией в структуре ревтрибуналов, который брал на себя право рассмотрения важнейших дел, изымаемых из подсудности местных трибуналов; созданию Кассационного отдела, который в свою очередь стал органом высшего судебного контроля. Восьмой главе использован Архив русской революции, состоящий из воспоминаний и описаний событий, происходящих в революционный и послереволюционный период. И в качестве одного из примеров деятельности трибуналов,  описанных в Архиве, я использовала «Дело французской миссии». Яркий пример законности и справедливости того времени.

      

    I. Краткая характеристика периодов развития

    революционных трибуналов.


    История развития Революционных трибуналов РСФСР тесно связана с историей развития Советского государства и права в целом, и их периодизация в основном совпадает. Вместе с тем есть и определенные особенности в хронологических рамках периодизации истории Революционных трибуналов. Так в историко-юридической литературе первый период развития Советского государства и права датируется временными рамками: октябрь 1917 - июль 1918 г., заканчивается принятием первой Советской Конституции РСФСР.

    Первый период

    Для первого же периода развития Революционных трибуналов: ноябрь 1917 (тогда был принят Декрет о суде №1, предусматривавший и создание Революционных трибуналов) - июнь 1918 года.

    В июне 1918 года заканчивается период становления системы Революционных трибуналов, как на местах, так и в центре.

    29 (16) мая 1918 г. издается декрет ВЦИК, а 11 июня 1918 г. ВЦИК принимает декрет об учреждении Кассационного отдела при ВЦИК как кассационной инстанции для приговоров местных Революционных трибуналов.[1]

    Второй период

    Полностью совпадает с периодом развития Советского государства и права - это период иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918-1920 гг.)

    Третий период

    Частично совпадает - в 1922 г. происходит судебная реформа, по которой Революционные трибуналы, как особая судебная система были ликвидированы.

    Развитие местных Революционных трибуналов за первый период можно подразделить на два полу периода.

    Первый - с издания Декрета о суде №1 (ноябрь 1917 г.) и до Декрета “О Революционных трибуналах” от 4 мая 1918 г. - в это время идет процесс создания Революционных трибуналов в РСФСР.

    Второй - с принятия Декрета от 4 мая 1918 г. и до конца июня 1918 г. - реорганизация созданных ранее Революционных трибуналов с учетом их положительного и отрицательного опыта.

    Особняком стоит история Революционных трибуналов печати. Они были созданы специально для борьбы с антисоветской печатью. История их была кратковременной, организация весьма специфична, сфера распространения - ограниченной.

    Далее я хочу  рассмотреть несколько документов, имеющих непосредственное отношение к формированию системы Революционных трибуналов.

    II. Декрет о суде № 1 (22 ноября 1917 г.)

    Декрет о суде был утвержден Советов Народных Комиссаров и опубликован в газете Временного Рабоче-крестьянского правительства от 24 ноября 1917 г. № 17 и в «Собрании узаконений и распоряжений Правительства» 1917 г. № 4 ст.50.[2]

    Декретом № 1 о суде проводились в жизнь следующие мероприятия:

    1. Упразднялись существующие судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды, коммерческие суды, прокуратура, адвокатура и судебные следователи. Эти суды заменялись новыми судами, образованными на основе демократических выборов.

    Помимо местного суда был создан еще и специальный суд, имевший своей задачей борьбу с наиболее опасными для республики преступниками, в первую очередь для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях.

    2. Статья 8 Декрета говорила: «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские Революционные трибуналы, в составе одного председателя и шести  очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов». В своей борьбе против врагов новой власти они должны были руководствоваться декретами Советского государства и революционным правосознанием.

    В первоначальном проекте этого декрета не было статьи, предусматривающей создание рабочих и крестьянских Революционных трибуналов. Эта статья появилась в Декрете уже в ходе принятия его СНК, заседанием которого руководил Ленин.[3] Необходимость создания специальных судебных органов по борьбе с контрреволюцией и наиболее опасными обще уголовными преступлениями вытекала из основных задач Советского государства в этот период - защиты завоеваний революции от внутренних и внешних врагов.

    Декрет о суде № 1 закрепил следующие принципы организации Революционных трибуналов:

    1. Судей Революционных трибуналов не предполагалось избирать на основе прямых выборов, как это было установлено для местных судов, а подлежали они избранию советами.

    Избрание членов Революционных трибуналов советами более обеспечивало при тогдашних условиях подбор классово выдержанного состава. В 1917 г. Революционные трибуналы в составе председателей, заместителей и членов трибунала состояли из:

    членов РСДРП(б)                   -  45 человек (90%)

    беспартийных                        -   5 человек (10%)

    рабочих                                 -  21 человек (42%)

    служащих                               -  29 человек (56%)

    с высшим образованием                 -    7 человек (14%)

    средним образованием           -  13 человек (26%)

    низшим образованием            -  30 человек (60%)

    Кроме того, Декрет допускал избрание в качестве местных судей, прежних мировых судей. При избрании Революционных трибуналов это не допускалось.

    2. Участие народных заседателей. Количество народных заседателей в революционном трибунале было повышено до 6 человек, тогда как в местном суде участвовало по 2 заседателя.

    Декрет о суде № 1 определил и компетенцию Революционных трибуналов. Это борьба со всеми контрреволюционными преступлениями и наиболее опасными обще уголовными преступлениями, прежде всего со стороны свергнутых эксплуататорских классов: торговцев, промышленников, чиновников. Декрет поставил четко и ясно перед революционными трибуналами задачу борьбы с контрреволюционными силами, для защиты от них революции и ее покорения.

    Кроме того, этот декрет провозгласил создание следственных органов для Революционных трибуналов - следственных комиссии для ведения предварительного следствия, которые создавались Советами. Все прежние следственные комиссии подлежали упразднению и должны были передать свои дела во вновь образуемые следственные комиссии при Советах. В деятельности следственных комиссий, как органов предварительного следствия, действовал коллегиональный принцип. Все решения о привлечении к уголовной ответственности, о производстве арестов, обысков и выемок принимались коллегиально членами следственной комиссии.

    Таким образом, Декрет о суде № 1 в одной статье провозгласил создание Революционных трибуналов, их компетенцию, сформулировал их задачи, порядок комплектования, состав Революционных трибуналов.

    В этом декрете были заложены основные принципы и положения советского суда и социалистического уголовного права, получившие свое дальнейшее развитие и закрепление в социалистическом уголовном законодательстве и законодательстве о советском суде, а также в Великой Сталинской Конституции.[4]

    III. Нормативные акты

    Руководство для устройства Революционных трибуналов.

    Декрет о суде № 1 явился той правовой основой, на которой началось строительство Революционных трибуналов на местах. Руководство этим строительством осуществляли местные комитеты коммунистической партии, местные Советы и их исполкомы, а также созданные Декретом о суде № 1, ликвидации прежнего судебно-следственного, прокурорского аппарата, прежней адвокатуры, специальные комиссары, избираемые местными Советами.

    В центре вопросами судоустройства руководил Наркомат юстиции, созданный еще Всероссийским съездом Советов в числе первых комиссариатов.

    Декрет о суде № 1 естественно в одной статье не мог решить всех вопросов комплектования и деятельности Революционных трибуналов. К тому же на местах иногда создавались свои нормативные акты, относящиеся к процессуальной стороне деятельности трибуналов, к применению мер наказания и т.д. Решались они, естественно, по-разному. Поэтому необходим был правовой акт центрального органа, дополняющий Декрет о суде № 1.

    Первым таким актом был опубликованный НКЮ 28.11.1917 г. в «Известиях ЦИК и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов» (№ 238), нормативный акт под названием «Революционный трибунал. Руководство для устройства Революционных трибуналов», состоявший из 14 пунктов.

    В то время левые эсеры в Наркомат юстиции не входили, и таким образом этот документ был составлен работниками НКЮ - большевиками; подписал его временный заместитель Наркомюста П.Стучка.

    Издание «Руководства» свидетельствует о том, что Советское государство было, прежде всего, обеспокоено созданием Революционных трибуналов для борьбы с контрреволюцией. Не случайно, что спустя всего 4 дня после опубликования Декрета о суде № 1, НКЮ издает «Руководство для устройства Революционных трибуналов». На основании Декрета о суде № 1 в Руководстве давались конкретные рекомендации о создании и деятельности Революционных трибуналов.

    Революционные трибуналы утверждались Советами рабочих и солдатских депутатов и могли образовывать отделения для борьбы с контрреволюционными силами и саботажем чиновников и служащих и для борьбы с мародерством, хулиганством и тому подобными злоупотреблениями (п.1.2.).

    Новым здесь явилось по сравнению с Декретом о суде № 1 создание отделений в Революционных трибунале, причем, прежде всего выделялось отделение для борьбы с контрреволюционными преступлениями, новым было также включение в компетенцию революционного трибунала борьбы со спекуляцией. (В Декрете говорилось нечетко о борьбе с «Злоупотреблениями торговцев...»)

    По сравнению с Декретом состав революционного трибунала дополнялся секретарем и распорядителем (п.3), причем роль распорядителя не раскрывалась.

    В Декрете лишь упоминалось о том, что революционный трибунал действует в составе председателя и 6 очередных заседателей. В «Руководстве» говорилось, что общие и очередные списки заседателей составляются Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.4).

    Общий список заседателей составлялся на 1 месяц в количестве не менее 40 заседателей для каждого отделения революционного трибунала. Из этого общего списка заседателей исполкомами Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов путем жеребьевки должны были создаваться очередные списки заседателей в количестве 6 очередных и 1-2 запасных на 1 неделю, что обеспечивало стабильность деятельности Революционных трибуналов.

    Регламентировалась продолжительность сессии очередного состава революционного трибунала - не более 1 недели           ( п.7).

    Важным было положение «Руководства» о том, что «заседатели получают разницу между суточными и их дневным заработком, если последний ниже суточных», что должно было способствовать привлечению заседателей в Революционные трибуналы.

    Ряд положений «Руководства» касался процессуальной стороны деятельности Революционных трибуналов.

    Так, в соответствии с п.8 в Революционные трибуналы дела должны были поступать через следственные комиссии.

    Защитниками и обвинителями в Революционных трибуналах могли быть «все неопороченные граждане» (как и в Декрете о суде № 1). Вместе с тем содержалось весьма важное новое положение в «Руководстве» и в данном вопросе, значительно повышалась роль Революционных трибуналов.

    Революционные трибуналы и следственные комиссии «в праве назначать от себя по каждому делу, как защитников, так и обвинителей».

    Председатели Революционных трибуналов наделялись дисциплинарной властью в заседаниях трибуналов.

    В п.12 содержалось принципиально важное положение: «В своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

    В «Руководстве» содержался примерный перечень мер наказаний, применяемых революционными трибуналами: «денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т.п.» (п.12).

    Исполкомы Советов должны были организовывать канцелярии трибуналов, командируя в них служащих судебных и других учреждений (п.13).

    Содержание Революционных трибуналов относилось за счет государства. Размер вознаграждения и суточных определялся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.14).

    В «Руководстве» содержалось примечание, которое давало известный простор и местному правотворчеству. В нем говорилось следующее: «Настоящие правила, изданные на основании п.8 Декрета о суде, рекомендуются для руководства местных Советов, которые самостоятельны в деле организации трибуналов в пределах декретов СНК».

    Руководство сыграло большую роль в регулировании процесса создания Революционных трибуналов на местах и явилось определенной базой для создания последующих нормативных актов о Революционных трибуналах.

    Руководство для устройства следственной комиссии

    Вслед за «Руководством для устройства Революционных трибуналов» за подписью Стучка, без заглавия был опубликован в том же номере газеты «Известия» нормативный акт, который можно по аналогии с предшествующим документом назвать «Руководством для устройства следственной комиссии», содержащий 10 пунктов.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.