МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Процесс становления системы революционных трибуналов РСФСР

    О следственных комиссиях говорилось немного в Декрете о суде №1.

    В нем отмечалось, что для производства по делам, подсудным революционным трибуналом образуются особые следственные комиссии при тех же Советах и, что все ранее существовавшие следственные комиссии подлежали ликвидации с передачей дел во вновь организуемые следственные комиссии. Вот и все. Ни состав, ни порядок деятельности в Декрете не регламентировался.

    Таким образом, издание НКЮ специального нормативного акта о следственных комиссиях имело большое значение для строительства этих комиссий на местах.

    В документе повторялось положение Декрета о том, что для предварительного расследования дел, подведомственных трибуналам, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов образуют следственные комиссии (п.1).

    Эти комиссии могли образовывать отделения по роду расследуемых дел (п.2).

    Следственная комиссия по каждому отделению должна была состоять не менее чем из 3 лиц, избранных Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (п.3).

    Провозглашался коллегиальный принцип деятельности следственной комиссии. Их постановления об обысках, выемках, арестах принимались коллегиально, но в случаях, не терпящих отлагательства, каждый член следственной комиссии мог единолично принимать эти меры, с последующим утверждением следственной комиссией (п.4).

    Постановления и распоряжения следственной комиссии, согласно данному документу, должны были приводиться в исполнение Красной гвардией, милицией, войсками и прочими исполнительными органами (п.6).

    Следственная комиссия могла поручать отдельные следственные действия и не членам комиссии (п.7).

    В п.7 содержалось положение, предоставляющее определенные контрольные функции членам следственной комиссии: «Каждый член следственной комиссии вправе проверять правильность содержания под стражей и освобождать из-под стражи неправильно арестованных». Таким образом следственные комиссии наделялись некоторыми полномочиями органов прокуратуры.

    Неправильные постановления следственной комиссии могли быть обжалованы в Революционном трибунале до передачи дела в Революционный трибунал (п.8).

    Это ставило следственную комиссию в определенную зависимость от Революционного трибунала, который таким образом наделялся некоторыми контрольными функциями в отношении следственной комиссии.

    При следственной комиссии создавались канцелярии под руководством секретаря. Содержание следственной комиссии относилось за счет государства. Размеры вознаграждения членов следственной комиссии и служащих определялись Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

    Какого-либо примечания, как в «Руководстве для устройства Революционных трибуналов», в этом акте не содержалось. Отсюда можно сделать вывод, что в отношении организации и деятельности следственной комиссии НКЮ не предоставлял такого  простора для местного правотворчества, как в отношении Революционных трибуналов. Данный нормативный акт имел большое значение при создании последующих правовых актов.

    Таким образом, с изданием этих нормативных актов об организации и деятельности Революционных трибуналов и следственных комиссий на местах получили довольно четкие указания по их строительству, что имело несомненно положительное значение.

    В архивах НКЮ имеется типографски отпечатанный циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. за № 3 совершенно идентичный как по названию, так и по содержанию, опубликованным нормативным актам НКЮ в газете «Известия» от 28.11.17 г.

    Данный циркуляр шел за подписью временного заместителя Наркомюста П.Стучки. Следовательно, эта инструкция НКЮ считалась действующей, хотя как известно, тогда уже вышла инструкция революционным трибуналом от 19.12.17 г. Эти два документа не только не противоречили друг другу, более того, составители инструкции от 19.12.17 г. заимствовал часть положений из документов 28.11.17 г. О том, что нормативные акты, опубликованные в «Известиях»    28.11.17 г. были действующими, свидетельствует практика создания трибуналов на местах. В ряде местных архивов был обнаружен циркуляр НКЮ от 27.01.18 г. № 3.

    Инструкция Московскому революционному трибуналу

    Среди местных нормативных актов о Революционных трибуналах по своему содержанию и влиянию на последующие общегосударственные правовые акты о Революционных трибуналах выделяется «Инструкция Московскому революционному трибуналу», утвержденная сначала Президиумом Московского Совета 05.12.17 г., а затем постановлением пленарного заседания Московского Совета 15.12.17 г., в котором говорилось: «Впредь, до выработки общих судоустройства и судопроизводства Московский Революционный трибунал руководствуется следующей инструкцией», и далее идет текст инструкции. В этой инструкции впервые говорится о делах, подсудных Московскому революционному трибуналу. Этот пункт инструкции затем почти дословно вошел в Инструкцию НКЮ революционным трибуналом от 19.12.17 г.

    Д.И.Курский, вспоминал в 1922 г., что первоначальный проект положения о Московском революционном трибунале «был набросан товарищем Покровским, который тогда непосредственно работал в Московском Совете и, как историк, был хорошо знаком с организацией трибуналов Великой французской революции»[5].

    Впервые в Инструкции четко фиксируется положение о том, что Московский революционный трибунал определяет виновным меры наказания, «руководствуясь своим революционным правосознанием».

    Это положение также затем было включено в Инструкцию НКЮ от 19.12.17 г. Далее в Инструкции Московскому революционному трибуналу излагались наказания, которые он мог применять: денежный штраф, лишение свободы, удаление из Москвы, объявление виновного врагом народа и лишение его политических прав, секвестр или конфискация имущества виновного. Это положение также было использовано составителями Инструкции НКЮ от 19.12.17 г.

    Согласно инструкции Московский революционный трибунал избирался Московским Советом рабочих и солдатских депутатов в составе одного постоянного председателя, 2-х постоянных заместителей и 24 очередных заседателей (судей) на каждую сессию. Состав судебной коллегии по каждому делу образовывался из председателя или его заместителя и 6-ти судей, выбираемых по жребию из числа очередных судей сессии.

    В специальном пункте (п.3) Инструкции говорилось: «Поводом к возбуждению дел служат сообщения судебных и административных местных и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и жалобы потерпевших». Этот пункт полностью вошел в Инструкцию НКЮ от 19.12.17 г. и лишь два последних слова были заменены словами: «и частных лиц» (п.3 д).

    Несколько пунктов Инструкции Московскому революционному трибуналу, посвященных организации следственной комиссии, затем дословно вошли в Инструкцию от 19.12.17 г. Так для производства расследования по делам, подсудным революционным трибуналам «при Революционных трибуналах утверждается следственная комиссия в составе 6 лиц, выбираемых Московским Советом рабочих и солдатских депутатов». Это положение полностью вошло в Инструкцию от 19.12.17 г. (п.3 е), только, естественно, последние слова заменены словами: «избираемых Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Здесь виден отход от Декрета о суде № 1, где говорилось, что следственные комиссии обрадуются при Советах, а в этом и в последующих нормативных актах - при Революционных трибуналах.

    В Инструкции Московскому трибуналу следующим образом были определены права членов следственной комиссии:

    «а) требовать к допросу всех граждан;

    б) производить осмотр и выемку почтовой и телеграфной корреспонденции, а также книг, документов и переписку кредитных установлений по уполномочию в каждом отдельно случае следственной комиссии;

    в) обращать требования о производстве отдельных следственных действий к местным судебным учреждениям».

    Это положение также было использовано при формулировке п.3 к Инструкции от 19.12.17 г.

    Инструкцией Московскому трибуналу были определены меры пресечения: арест, залог, поручительство.

    IV. Процесс создания революционного трибунала в Москве

    Процесс создания Революционного трибунала в Москве был довольно своеобразен.

    Во-первых, 05.12.17 г. Президиум Московского Совета рабочих и солдатских депутатов принял постановление о введении с 08 по 20.12. в Москве и ее пригородах военного положения.[6] Согласно этому постановлению командующий войсками Московского военного округа впредь до открытия действий Московского революционного трибунала имел право учреждать временные Революционные трибуналы «для рассмотрения дел по нарушению ... статей военного положения”. Временный революционный трибунал мог приговаривать виновных “руководствуясь своим революционным правосознанием к следующим наказаниям:

    1) денежному штрафу;

    2) лишению свободы;

    3) удалению из Москвы и ее пригородов;

    4) секвестру или конфискации имущества”.

    Это был по существу первый нормативный акт о наказаниях, налагаемых революционными трибуналами.

    Во-вторых, в тот же день 05.12.17 г. Президиум Московского Совета принял еще одно постановление:

    «В осуществление декрета СНК о создании народных трибуналов для борьбы против контрреволюционных сил и принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для борьбы с хищничеством, спекуляцией, саботажем и мародерством промышленников, торговцев, служащих и других лиц, в Москве и ее пригородах учреждается Московский Революционных трибунал».

    Это было решение Президиума Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. 15.12.17. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по докладу Бермана «о революционном трибунале» постановило учредить Московский революционный трибунал, которым: «Впредь, до выработки общих правил судоустройства и судопроизводства» должен был руководствоваться специальной инструкцией. Председателем революционного трибунала был избран большевик Тамарин, заместителем - большевик Белоруссов.

    Фракции левых эсеров было предложено избрать второго заместителя.

    Была избрана «судебно-следственная комиссия при революционном трибунале», в составе большевиков: Карпетьянца, Бодрова, Чагодаева и Ратнера, левым эсерам было поручено наметить своих кандидатов.

    О судебных заседателях вопрос решался следующим образом - районным Советам рабочих депутатов было предоставлено право наметить по 3 кандидата в качестве судебных заседателей революционного трибунала и представить их на утверждение пленарного заседания Совета рабочих и солдатских депутатов 19.12.17 г.

    19.12.17 г. состоялось пленарное заседание Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое по существу выбрало новый состав Московского революционного трибунала. Так председателем был избран Молсеев, а заместителем - Цевуевадзе и Белкин. Судебно-следственная комиссия была избрана в составе: Дыбина, Гулецкого, Бермана, Карапетяна и Бодрова.

    Заседателями были утверждены 22 конкретных кандидата, представленных различными районами Москвы и 3 кандидата от 2-й Запасной автомобильной роты.

    Московский революционный трибунал начал свою деятельность 21.12.17 г.

    С этого времени и по 01.07.18 г. в трибунал поступило 2022 дела. Все дела, поступившие в трибунал по постановлению следственного комитета революционного трибунала, были распределены между ее отделами:

    1) спекуляции - 453 дела

    2) общим (отдел должностных преступлений) - 901 дело

    3) политическим - 1321 дело

    4) отделом особо важных дел - 132 дела.

    Из всего количества дел 740 было передано на рассмотрение в народный суд и другие учреждения;

    171 - приостановлено;

    222 - прекращено;

    295 - окончено и

    594 - остались в производстве.

    Д.И.Курский в статье «Народный суд»[7], приводя те же цифры, писал, что из поступивших в Московский революционный трибунал за время с 21.12.17 г. по 01.07.18 г. «окончательно решены в публичных заседаниях с обвинительными приговорами 76 дел следующих категорий:

    о печати                                         - 15;

    контрреволюция                    -  4;

    саботаж                                 -  3;

    преступления по должности    - 21;

    спекуляция                            -14;

    взяточничество                      -  7;

    обще уголовные                     - 12.

    Таким образом, даже в Москве, где местный народный суд организован был уже к февралю, Революционных трибунал решал и обще уголовные дела.»

    V. Процесс создания Революционных трибуналов на местах

    Процесс создания Революционных трибуналов на местах в РСФСР в первые месяцы Советской власти был необычайно сложным. Отсутствие устойчивой связи мест с центром, плохая работа транспорта, несвоевременное поступление нормативных актов центра о Революционных трибуналах, острая классовая борьба в ряде районов РСФСР, слабость в ряде мест местных Советов, засилье в отдельных Советах правых эсеров и меньшевиков, острейшая нехватка кадров, отсутствие во многих случаях необходимых финансовых средств юстиции - все это осложняло и затрудняло работу по созданию Революционных трибуналов.

    Следует отметить весьма характерную закономерность в строительстве советских судебных органов в первые месяцы Советской власти.

    Процесс строительства Революционных трибуналов опережал процесс создания местных судов. Это свидетельствовало о том, что местные партийные и советские органы, трудящиеся массы основное внимание уделяли созданию судебных органов защиты революции от выступлений свергнутых эксплуататорских классов. Этому способствовало и наличие общереспубликанских нормативных актов о Революционных трибуналах.

    Из этой закономерности вытекала следующая закономерность. В результате отсутствия в первое время на большей части территории РСФСР общих местных судебных органов местные Революционные трибуналы вынуждены были разбирать все обще уголовные дела и даже подчас гражданские дела, таким образом Революционные трибуналы осуществляли правосудие в первое время, до создания местных народных судов, на большей территории РСФСР.

    Закономерностью процесса создания Революционных трибуналов на местах являлось широкое местное правотворчество. Оно объяснялось активностью широких масс трудящихся, вовлеченных в общественную деятельность социалистической революцией, а также несвоевременным поступлением нормативных актов из центра, их неполнотой, отсутствием четкого размежевания компетенции центральных и местных органов РСФСР. Лишь в Конституции РСФСР, принятой 10.07.1918 г. этот вопрос получил разрешение. Статья 49 Конституции РСФСР отнесла к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК вопросы судоустройства и судопроизводства.

    Вместе с тем необходимо подчеркнуть решающую роль общереспубликанского законодательства в процессе создания Революционных трибуналов на местах.

    Создание Революционных трибуналов проходило в условиях массового саботажа прежних юристов. Революционные трибуналы формировались из рабочих, крестьян, солдат, ставшей на сторону революции части интеллигенции, которые в основном не имели юридического образования, но были беззаветно преданы революции.

    За период с ноября 1917 года по май 1918-го вся территория РСФСР покрылась сетью Революционных трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже ряде волостей РСФСР.

    С созданием в основном на местах местных народных судов, в ряде губерний и областей окружных народных судов с обострением классовой борьбы в стране, с усложнением международной обстановки, встала задача освободить Революционные трибуналы от решения основной массы уголовных дел, сократить их количество, сосредоточить их усилия на борьбе с контрреволюционными и наиболее опасными уголовными преступлениями. Это стало возможным к началу мая 18 года, и Декрет СНК от 4.05.18 г. «О Революционных трибуналах» решил эту задачу. С изданием этого декрета развитие Революционных трибуналов на местах вступило в новую полосу своего развития.

    VI. Декрет «О Революционных трибуналах»

    Весной 1918 г. классовая борьба в стране резко обострилась. Необходимо было реорганизовать Революционные трибуналы, чтобы в новых условиях обеспечить судебное подавление активировавшейся контрреволюции. К тому же во многих губерниях и областях РСФСР к этому времени были созданы местные народные суды, и поэтому сокращение сети Революционных  трибуналов было бы безболезненным для осуществления правосудия в республике. Одной из причин реорганизации Революционных трибуналов было осуществление задачи удешевления Советского государственного аппарата, кроме этого - нехватка кадров, так как небольшое количество трибуналов было легче обеспечить нужными работниками.

    Проект декрета о Революционных трибуналах был разработан НКЮ и одобрен его коллегией. 30.03.18 г. НКЮ внес законопроект на утверждение СНК.

    С этого времени активное участие в работе над проектом принял Ленин. В этом проекте наряду с нужными и важными положениями, которые затем вошли в текст Декрета «О Революционных трибуналах» от 04.05.18 г., были и положения, которые в тех условиях были неприемлемы, в    частности   предложение создать должность Советского трибуна на местах и в центре с довольно широкими правами в отношении Революционных трибуналов и следственных комиссий.

    Ознакомившись с проектом, Ленин 30.03.18 г. направил членам НКЮ записку, копию председателю ЦИК: «Декрет о советских трибуналах, по моему мнению, совершенно направлен и подлежит коренной переделке». Ленин требовал «... создания действительно революционного, скорого и беспощадно строгого к контрреволюционерам, хулиганам, лодырям и дезорганизаторам суда».

    СНК принял предложение Ленина о коренной переработки проекта декрета о Революционных трибуналах. НКЮ оперативно отреагировал на решение СНК от 30.03.18 г. и уже 31.03.18 г. коллегия НКЮ обсуждала этот вопрос.

    02.04.18 г. СНК направил в НКЮ подготовленное Лениным постановление СНК от 30.03.18 г., поручив НКЮ переработать проект декрета в направлении «... сосредоточения центра тяжести не на мелких изменениях созданных с октября 1917 г. учреждений, а на практических результатах по созданию судов, действительно скорых и действительно революционно-беспощадных к контрреволюционерам, взяточникам, дезорганизаторам, нарушителям дисциплины.»

    На первом Всероссийском съезде областных и губернских комиссаров юстиции 24.04.18 г. также рассматривался вопрос о Революционных трибуналах.

    С учетом замечаний Ленина НКЮ переработал проект декрета о Революционных трибуналах, внес его в СНК. Коллегия НКЮ одобрила переработанный проект декрета 17.04.18 г.

    4.05.18 г. проект декрета обсуждался в СНК. В ходе обсуждения в проект были внесены некоторые дополнения.

    4.05.18 г. СНК принимает декрет «О Революционных трибуналах». Этот декрет сыграл важную роль в ликвидации теневых сторон практики Революционных трибуналов, созданием сравнительно небольшой, но четко действующей системы Революционных трибуналов.

    В соответствии с этим декретом из ведения Революционных трибуналов изымались все обще уголовные дела и передавались в местные суды. Вместе с тем на Революционные трибуналы было возложено решение дел по борьбе с погромами, взяточничеством, подлогами, неправомерным использованием советских документов, хулиганством и шпионажем.

    Резко сокращалась сеть Революционных трибуналов. Революционные трибуналы сохранялись лишь в крупных центрах: в столицах и промышленных центрах. Должны были быть упразднены все иные местные (уездные и волостные) и армейские Революционные трибуналы с передачей их дел в ближайшие Революционные трибуналы. Законодатель был сторонником единого революционного трибунала, исходя из принципа равного суда для всех.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.