МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Римское государство в период республики. Органы государственного управления



     

     

    Государственный строй.Органы государственного управления.

    В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло­виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования респуб­лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж­нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое по­ложение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

    В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим­ской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи­вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита­лись органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управ­ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре­альной власти нобилитета.

    В Римской республике существовали три вида народных со­браний - центуриатные, трибутные и куриатные.

    Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивав­шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре­обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пре­делов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы­ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря­дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря­дов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возрос­ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

    В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консу­лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

    Второй вид народных собраний представляли трибутные со­брания, которые в зависимости от состава жителей триб, участво­вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива­ли жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собра­ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра­нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра­ниях.

    Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

    Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс­ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе­ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра­нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со­брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утвер­ждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

    Важную роль в государственном механизме Римской респуб­лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри­цианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж­ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста­вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер­хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль­шинства свободных граждан.

    Формально сенат был совещательным органом, и его поста­новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель­ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат­ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон­тролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се­ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп­ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоус­тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне­политические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут­верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

    Государственные должности и замещения

    Магистратурами в Риме именовались государственные долж­ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы­борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст­венность.

    Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас­пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко­мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа­нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра­туры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика кол­легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог­ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде­ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе­риода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте­чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен­ности народным собранием, избравшим их.

    Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим­ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

    Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик­татор имел "высочайший империум" (summum imperium), вклю­чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (impe­rium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

    Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

    Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра­ординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам отно­сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.

    Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма­гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су­щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре­тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж­дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

    Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи­сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст­вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу­лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не­которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо­вывали празднества и зрелища.

    Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь­мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

    Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

    Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез­вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об­стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез­ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского три­буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа­ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вво­дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка­ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист­ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не  при­бегали.

    Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

    К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.

          Падение республики и переход к империи

    Во II—I вв. до н.э. развитие   рабовладельческого  общества     в   Риме      приводит     к     обострению     всех     его      классовых    и социальных  противоречий. Успешная   завоевательная    политика ,пре­вратившая     Средиземное      море     во     внутреннее     море  Римского    госу­дарства,  подчинившая   ему почти    всю  Западную Европу   до   Рейна,   поставила   перед   Римом    новые    сложные военные   и   политические    проблемы     подавления завоеванных  народов,  обеспечения   управле­ния   ими.                                                    В этих условиях    становится   все   более   очевидным , что старое политическое устройство уже бессильно справиться  с  возникшими  и обострившимися противоречиями.

       При   завоевании   Италии  в  V—IV вв. до н.э.  Рим  стремился прежде всего   к   конфискации   земель,  так    как   рост населения тре­бовал   расширения    земельных  владений. Рабство   приобре­тает  "классический",   античный    характер.   Значительная   масса   ра­бов   эксплуатируется   в    государственыных  и крупных частных      земле­владельческих латифундиях с крайне  тяжелыми   условиями   труда  и   существования  и  жестоким террористическим  режимом. Естест­венный    протест    рабов   выливается   в   ряд   все    более   широких  и мощ­ных восстаний.

    Параллельно с восстаниями рабов и  вслед  за  ними  вспыхива­ют    гражданские  и  союзнические    войны, вызванные борьбой  за  власть       между      группировками       господствующего      класса, противоречиями  между    низкими  производителями и   возросшей     (  до  300 000 )     массой      люмпен  -  пролетариев,     получавших     незначительную       мате­риальную       помощь  государства.    Рост числа люмпенов становится  убедительным свидетельством общей деградации свободных.

    Экономическое    и политическое    засилье      нобилей вызвало  во   II в.    До     н.э.    широкое      движение     протеста   неимущего населения, возглавляемое братьями  Тиберием  и Гаем   Гракхами.   Гракхи    стреми­лись    ограничить  крупное  землевладение    знати   и  за  счет   этого со­здать земельный фонд для  наделения  землей   мелких землевла­дельцев, а  также ослабить власть  оплота    знати  —  сената   и   восста­новить  потерявшую  былое  значение  власть народного  соб -рания  и  народного трибуна.

        Получив   должность   трибуна,   Тиберий   Гракх, опираясь на на­родное движение,  сумел,  несмотря  на   сопротивление  сената,    про­вести  в  133  году  до н. э.  через народное собрание  Аграрный  закон. Закон ограничил максимальный размер земли    получаемый    от     го­сударства.   За    счет    изымаемых   излишков    создавался земельный    фонд,  распределяемый между   безземельными   или малоземельными      гра­жданами.     Получаемые      ими      участки   становились неотчуждаемыми, что должно    было    предотвратить       обезземеливание  крестьянства.  Несмотря    на  то,   что   Тиберий  Гракх  в  том  же  году был  убит,  его  земельная   реформа начала   осуществляться,  и   несколько   десятков   тысяч граждан получили землю.

    Реформаторскую     деятельность    Тиберия      продолжил    его    брат  Гай  Гракх,    избранный     трибуном.  Им    были    проведены    законы, ослаблявшие    политическое     влияние  знати, - введение тайного    голосования   в   народном   собрании, право    народного    трибуна     избираться     на      следующий      срок.     Осуществляя   аграрную   реформу  своего   брата,  Гай вместе   с   тем   в   123 — 122  гг.  до  н. э. провел  законы  о  создании в провинциях  колоний   римских     граждан   с   наделением    их    землей    и  о     продаже  зерна  из  государственных складов  гражданам   по   очень  низким   ценам.    Последний     закон   ограничил  важное     право     сената —  распоряжаться     государственными       расходами,    так      как    финансиро­вание    продажи     зерна      переходило   к    народному  собранию,   роль   ко­торого значительно возросла.

        Гай   провел  и  военную  реформу.  Было  ограничено    число   обязательных      для      римских       граждан    военных     походов,  отменялась     во­енная    обязанность    для     граждан,   достигших    46-летнего     возраста,    воины     стали     получать   жалованье  и вооружение    от    государства    и   могли    обжаловать приговор о смертной казни в народное собрание.

       Наряду  с  этими  мероприятиями  в  интересах   низших слоев римских граждан  Гай  Гракх  провел  и  мероприятия  в   интересах   всадников.  В  их  пользу   был  изменен   порядок откупа налогов  с провинций.

    Наконец,  поскольку  Гай  Гракх  был  трибуном,  возросла  роль   этой     магистратуры,    оттеснившей    на     второй     план     даже консулов. Однако, удовлетворив интересы  большинст-ва   римских граждан,  Гай потерял их поддержку   в    попытке    распространить  права    римского    гражданства    на   свободных  жителей Италии. Сенатской  аристокра­тии  удалось   провалить  этот  непопулярный   среди    римских   граж­дан    законопроект, популярность Гая упала,   он был  вынужден  сло­жить  с  себя  полномочия  трибуна   и   в 122 году до н.э. был убит.

        Провал   законопроекта   о   предоставлении    прав    римских  граж­дан  свободным   жителям Италии,  считавшимся   союзниками    Рима,  вызвал   крайнее   недовольство    союзников ,   вылившееся в I в. До н.э. в  союзнические   войны,   существенно   осложнившие   положение   Рима    в   условиях    массовых   восстаний   рабов    и    длившихся    десятилетиями  завоевательных   войн  в провинциях.

    В  результате   Союзнической   войны 91—88 гг. до н.э.  жителям   Италии   удалось   уравняться   в  правах с римскими   гражданами.  Но   это    не    ослабил    политическое     напряжение     в  Риме —   обострились    противоречия      между      возникшими     в     среде    свободных     граждан    группировками     оптиматов,  опиравшихся  на сенат, и популяров, боров­шихся  против сенатской     олигархии.   И   те и  другие    использовали подкупаемых   люмпенов.     Борьба  между  ними  привела   в  I в. до н.э. к гражданским войнам.

       Крайнее     обострение     политической    ситуации    в     Риме,  вызван­ное      восстаниями       рабов,     недовольством        мелких   землевладельцев,   чьи     хозяйства     приходили     в   упадок,   не выдерживая      конкуренции      с     крупными      латифундиями     в  результате    участия     хозяев     в  бесконеч­ных  военных походах,  союзнических   и   гражданских   войнах,    потре­бовали     усиления   центральной     государственной   власти.    Все   более   очевидной становится неспособность      старых       политических  учреж­дений      справиться    с    осложнившейся     ситуацией.    Предпринимаются   попытки    приспособить   их    к   новым    историческим   условиям.   Наибо­лее  важная  из  них  была предпринята  в период  диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему легионы, Сулла заста­вил  сенат  назначить   его   диктатором    на  неопределенное   время.   Он  приказал    составить     проскрипции  -  списки     своих    противников,    которые    подлежали   смерти,    а    их    имущество  — конфискации.   Уве­личив   число   сенаторов,   упразднив   долж-ность    цензора,  он   попол­нил   сенат    своими    сторонниками   и расширил   его  компетенцию. Огра­ничена    была   власть  трибуна — его    предложения       должны    предва­рительно     обсуждаться  сенатом, —  а  также     и     компетенция     народ­ного   собрания — из  нее  были     изъяты     судебные    полномочия   и     кон­троль за финансами, возвращенный сенату.

         Установление  пожизненной  диктатуры выявило  стремление    нобилей и верхушки  всадников    выйти   из кризисной       ситуации       пу­тем     установления    сильной единоличной    власти.    Оно    же    показало,  что     попытки приспособить    старую   государственную   форму  к  но­вым  историческим  условиям   обречены   на   неудачу   (реформы     Сул­лы    был    и    отменены    Помпеем   и   Крассом).  После Союзнической   вой­ны  91 — 88  гг.   до н.э. жители    Италии  получили  права  римских  гра­ждан.    Если   до  нее этими правами   пользовались    около   400  000  человек,  то   теперь     их     число    возросло  до  двух  миллионов.  Включе­ние союзников   в   римские трибуны привело  к тому, что комиции перестали  быть      органами        римского        народа.      Их       законодательная         деятельность   приостанавливается,     право      избрания       должностных      лиц     утрачивается.   Успешные     завоевательные     войны  превратили    Рим    из  небольшого  государства - города   в   столицу  огромного  государст­ва,   к   управлению    которым    старая   государственная форма полиса была совершенно неприспособлена.                                                                                 Необходимость  выйти  из      острого      политического       кризиса,   неприспособленность      старой       государственной      формы     к   новым   историческим    условиям   и   переход   к  наемной    армии    были    основными  причинами падения полисно- республиканского   строя   в   Риме   и установления  военно  - диктаторского   режима.

            Через   короткий   промежуток  времени после диктатуры  Сул­лы   власть  захватывает   первый      триумвират   (Помпеи,  Красе,  Це­зарь).    После      него     устанавливается      диктатура  Цезаря,  получившего   в    45   году    до н. э.  титул   императора  (до   этого   дававшийся   иногда  как  награда  полководцу).  Затем  образуется  второй триумвират Анто­ний, Лепид,Октавиан с     неограниченными       полномочиями   "  для      уст­роения  государства".  После   распада   триумвирата и победы над Антонием  Октавиан  получает     звание     императора   и    пожизненные   права   народного  трибуна,  а  в 27 году   до  н .э. —  полномочия    на    управление    государством    и    почетное     наименование      Август ,     ранее      употреблявшееся     как   обращение   к  богам.  Эта  дата  и считается  началом  нового  периода  истории  Римского  государства  -  периода империи.







    Заключение

    В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала дли­тельная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В ре­зультате побед последних в нем утвердились демокра­тические порядки: равноправие всех свободных граж­дан, возможность каждого быть одновременно земле­владельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоре­чия, повлекшие создание мощной государственной ма­шины и переход от республики к империи.




                                                                           

    Литература

    1.     История государства и права зарубежных стран. Часть1.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.


    2.     История государства и права зарубежных стран. Часть2.Под ред. Проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М,1998.


    3.     Всеобщая история государства и права. Под. Ред. К.И. Батыра. – М.: «Былина»,1995.


    4.     История древнего мира. Античность. М.: - «Владос», 2000.


    5.     Сизиков М.И. «История государства и права». М.: - «Юридическая литература», 1997.


    6.     Поляк Г.Б., Маркова А.Н. «Всемирная история». М.: - «ЮНИТИ»,1995.


    7.     Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М.: - «Юристъ», 1996



     

     

     

     

     

     


    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.