Бизнес-план Планирование финансово-экономической деятельности предприятия XXXXXX по производству новой продукции
p> 28%, 19%. Планируемый уровень рентабельности – 20 %.
2. Определяем средневзвешенную рентабельность ООО “ Гермес”:
15 * 1/5 + 15*1/5 + 16*1/5 + 28*1/5 + 19*1/5 = 18,6 %
3. Далее определяем дисперсию, как сумму произведений всех квадратов разниц между средней и фактической их величиной на соответствующую величину вероятности данного события:
Дисперсия = (15-18,6)2 * 0,2 + ( 15-18,6)2* 0,2 + ( 16 – 18,6)2 * 0,2 + (
28 –18,6)2 * 0,2 + ( 19 – 18,6)2 * 0,2 = 24,23
4. Находим стандартное отклонение = [pic] [pic] = 4,92
Это значит, что наиболее вероятное отклонение рентабельности продукции
от ее средней величины составит ( 4,92 %, т.е. по пессимистическому
прогнозу можно ожидать рентабельность продукции на уровне 13,68 % (18,6 %
– 4,92 %) , а по оптимистическому прогнозу 23,52 (18,6 % + 4,92%).
Построим график прогноза оптимистического, среднего и
пессимистического уровня рентабельности на 1998 год, на котором выделим
зону риска (потерь) планируемого уровня рентабельности.
Из этого можно сделать вывод, что проект умеренно рискован, т.к.
планируемая рентабельность составила 20 % .
8 Финансовый план
В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы
разделов бизнес- плана и представляют их в стоимостном выражении.
Финансовый план предполагает выполнение следующих расчетов:
. распределение чистой прибыли (планирование средств фондов накопления и потребление) (табл. 2.18);
. баланс денежных доходов и расходов (табл. 2.19);
. расчет доходов и затрат (табл. 2.20);
. финансовый план предприятия на планируемый год (баланс доходов и расходов) (табл. 2.21);
. прогнозный баланс активов и пассивов предприятия (табл. 2.22);
. расчет показателей финансово-экономической деятельности предприятия
(табл. 2.23)
Распределение чистой прибыли (табл. 2.18) осуществлено исходя из
отчислений в фонд накопления в размере 90% и фонд потребления – 10% чистой
прибыли. Такое распределение обусловлено тем, что ООО «Гермес» является
новым предприятием, требующим развития своей материально-технической базы.
Сумма денежных средств на начало планируемого периода берется из
отчетных балансов активов и пассивов предприятия, а на последующие
планируемые периоды из п.6 предшествующего периода.
Планирование выручки от реализации осуществляется с учетом времени
поступления денежных средств на счет предприятия за отгруженную продукцию
(3 дня).
При планировании затрат на сторону следует учитывать также, как и при
планировании денежных средств, время их уплаты предприятием
(продолжительность нормальной кредиторской задолженности поставщикам,
бюджету и др.) – 3 дня – поставщикам, 15 дней бюджету и банку и 9 дней –
оплате труда с начислениями.
Прирост устойчивых пассивов на 1998 г. рассчитывается следующим
образом.
. Кредиторская задолженность по оплате труда (Кзп)
Скр – размер уплаты % за кредит – 243926 * 0,28 = 68299,28
Итого устойчивых пассивов на конец 1998 года =
6100,93+11828,92+4620,28+2845,8=25395,93 руб.
Устойчивые пассивы на начало 1998 года = норматив оборотных средств на
1998 год (табл. 2.10) = 3799,88
Прирост устойчивых пассивов в 1998 г. = 25395,93 –3799,88 = 21596,05
Устойчивые пассивы в 2000 г. = 26165,14 . Кзп = 6344,93; . Кб = 12851,82 . Кп = 5192,26 . К % - 1897,20
Прирост устойчивых пассивов в 2000 г. =26165,14 –26488,06 = - 133,5
Погашение долгосрочного кредита планируется в течении 2 –х лет равными
долями – 243926 : 3 = 81308,67 руб.
Основными источниками формирования средств фонда накопления являются:
амортизационные отчисления, отчисления от чистой прибыли, прирост
устойчивых пассивов, долгосрочный кредит банка (только в 1998 г.). Средства
этого фонда использовались на уплату процентов за пользование долгосрочным
кредитом, на приобретение основных фондов (только в 1998 г. и в 1999 г.),
на прирост оборотных средств (начиная с 1999г.), на погашение долгосрочного
кредита банка (согласно кредитному договору – начиная с 1999 г.)
Анализируя данные табл. 2.18 можно заметить уменьшение остатков фонда
накопления в 2000 г. до 57741,76 руб., что объясняется выплатой 2/3 кредита
банка.
Фонд потребления в динамике увеличивается (с 11053,7 руб.-1998 г. до
34693,25 руб. - в 2000 г.), т.к. использование средств этого фонда пока не
планируется.
С тем, чтобы определить достаточно ли денежных средств у предприятия
для осуществления бесперебойного процесса производства в каждый момент
времени, составляется баланс денежных средств (табл. 2.19) Расчеты по
данной таблице отражены в приложении
Данные предприятия ООО «Гермес» показывают, что плановый баланс
денежных средств положительный, т.е. предприятие не будет ощущать дефицита
денежных средств в течение планируемого периода. В 1998 г. для
осуществления основной деятельности необходимо 1 145 511,29 руб. причем эта
потребность возрастает до 1 421 164,29 – в 2000 г., что объясняется ростом
объемов производства. Но т.к. имеется и остатки денежных средств после всех
выплат, причем наблюдается положительная динамика их увеличения, то можно
сделать вывод, что нет необходимости в привлечении дополнительных средств в
виде краткосрочного кредита.
Таким образом, можно сделать вывод, что ООО « Гермес» ликвидное.
Таблица 2.18
Распределение чистой прибыли
|№ | Наименование показателей | Г О Д Ы|
|п/п | | |
| | |1998 |1999 |2000 |
|1 | 2 |3 |4 |5 |
|Фонд накопления |
|1. | Чистая прибыль (табл. 2.14)|110530,67 |115614,25 |120787,50 |
|2. |Источники формирования | | | |
| |средств фонда накопления: | | | |
|2.1 |Остатки средств фонда на |новое |101563,73 |107137,3 |
| |начало планируемого периода |предприятие | | |
|2.2 |Амортизационные отчисления |48785,2 |51131,2 |51177,2 |
|2.3 |Отчисления от чистой прибыли|99477,60 |104052,83 |108708,75 |
| |(90%) | | | |
|2.4 |Прирост устойчивых пассивов |21600,21 |1092,13 |- |
|2.5 |Долгосрочный кредит банка |243926,0 | | |
| |( по условию, но не более | | | |
| |потребности в основных | | | |
| |фондах) | | | |
|3. |Всего источников |413789,01 |257839,89 |266977,25 |
|4. |Направления использования | | | |
| |средств фонда накопления | | | |
|4.1 |Уплата процентов за |68299,28 |68299,28 |45532,85 |
| |пользование долгосрочным | | | |
| |кредитом | | | |
|4.2 |Затраты на приобретение |243926,0 |- |- |
| |основных фондов | | | |
|4.3 |Затраты на прирост оборотных|- |1094,64 |1085,31 |
| |средств | | | |
|4.4 |Погашение долгосрочного |- |81308,67 |162617,33 |
| |кредита | | | |
|5. |Всего затрат |312225,28 |150702,59 |209235,49 |
|6. |Излишек средств |101563,73 |107137,3 |57741,76 |
|Фонд потребления |
|1. |Чистая прибыль |110530,67 |115614,25 |120787,5 |
|2. |Источники формирования | | | |
| |средств фонда потребления | | | |
|2.1 |Остатки средств фонда на |- |11053,07 |22614,5 |
| |начало планируемого периода | | | |
|2.2 |Отчисления от чистой прибыли|11053,07 |11561,43 |12078,75 |
| |( 10%) | | | |
|2.3 |прочие поступления |- |- |- |
|2.4 |Фонд оплаты труда |- |- |- |
|3. |Всего источников |11053,07 |22614,5 |34693,25 |
|4. |Направления использования | | | |
| |средств фонда потребления | | | |
|4.1 |Оплата труда |- |- |- |
|4.2 |Долевое участие в |- |- |- |
| |строительстве жилого дома | | | |
| |для сотрудников | | | |
|4.4 |Премирование |- |- |- |
|5. |Всего затрат |- |- |- |
|6. |Излишек средств |11053,07 |22614,5 |34693,25 |
|7. |Недостаток средств |- |- |- |
Расчет показателей данной таблицы отражен в Приложении № 3.
Далее, составлена таблица, отражающая доходы и затраты на производство
продукции, а также рентабельность продукции и продаж (табл. 2.20),
показывающая предполагаемый уровень развития фирмы во времени.
План доходов и расходов на 3 года в соответствии с прогнозом тенденций
развития отрасли отражает, что в течении 1998-2000 гг. предприятие несмотря
на рост издержек будет получать устойчивую прибыль, рентабельность
продукции и продаж в динамике увеличивается, что является положительной
тенденцией.
С тем, чтобы проверить правильность учета планируемых источников
средств и их распределения составляется финансовый план, т.е. баланс
доходов и расходов – «шахматка» (табл. 2.21), в которой по горизонтали
отражаются возможные источники средств ( прибыль, амортизация и др. ), а по
вертикали – направление использования средств (платежи в бюджет, арендная
плата и др.)
Таким образом, столбцы по вертикали показывают распределение средств
по каждой статье доходной части финансового плана, а строки по горизонтали
– величину поступлений средств из различных источников, направленных на
покрытие отдельных статей расходов.
Финансовый план ООО « Гермес» на 1998 год составлен правильно, т.к.
общий итог по горизонтали равен общему итогу по вертикали и составил 1 481
034,51 руб.
На основании данных, представленных в табл.2.22 и уровня цены
предприятия на единицу продукции, построим график безубыточности (Рис. 5) с
целью определения критического объема производства и запаса финансовой
прочности ООО « Гермес»
Критический объем производства (Vкр) определяется по формуле:
УППЗ – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции, руб.
Запас финансовой прочности определяется как разница между планируемым
размером выручки и размером пороговой выручки и отражает, до какого размера
можно снижать объем производства и не нести при этом убытков.
Критический объем производства = сумма условно-постоянных затрат :
(цена на ед. прод – ( сумма условно-переменных затрат: объем производства))
=
Для расчета даты, когда проект начнет приносить прибыль необходимо
сопоставить критический объем производства с однодневным выпуском
продукции:
34155 : ( 48900: 360) = 246 дней.
Рис. 5 График безубыточности ООО «Гермес» на 1998 год.
С целью оценки финансово-экономических результатов проекта
составляется прогнозный баланс активов и пассивов предприятия ООО «Гермес»
на 1998-2000 г. (табл. 2.22 )
Для вновь проектируемого предприятия, которым является «Гермес»
прогнозный баланс составлен методами прямого счета и «пробки» (для
балансирования сумм по активу и пассиву баланса)
Рассматривая данные табл. 2.22 отмечаем, что «пробка» расположена в
активе баланса в 1998, 1999 гг. и в пассиве – в 2000 г. Это говорит о том,
что в 1998 и 1999 гг. имеется резерв размещения 52881,35 руб. и 9746,63
руб. соответственно в производство керамической плитки. Но в 2000 г. эта
ситуация меняется и необходимо изыскивать 90665 руб. дополнительного
финансирования проекта.
Таблица 2.22
Прогнозный баланс активов и пассивов ООО « Гермес» ( на конец года)
Расчет показателей данной таблицы отражен в Приложении № 4.
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе анализа представленных в табл. 2.23 показателей, по которым определяется ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость и стабильность предприятия, а главное – ожидаемый срок окупаемости проекта.
Таблица 2.23
Финансово-экономические результаты деятельности ООО « Гермес»
Данные таблицы показывают, что ООО « Гермес» по состоянию на 1998
год имеет устойчивое финансовое состояние, т.к. все коэффициенты находятся
в пределах нормативных. К 2000 году предприятие станет независимым от
внешних кредиторов, т.к. планируется погашение долгосрочного кредита.
Показатели деловой активности также говорят об улучшении финансового
состояния, т.к. имеется тенденция к сокращению оборачиваемости дебиторской
и кредиторской задолженности, кроме того, прослеживается, что к 2000 году
проект практически себя окупит.
Это дает основания сделать вывод, что реализация проекта по
производству керамической плитки экономически целесообразна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из представленных данных, можно сделать следующие выводы: . в планируемом периоде ( 1998 – 2000 гг.) имеет место рост объемов производства на 5 и 10 % соответственно; . для успешной работы ООО «Гермес» необходимы основные производственные фонды на сумму 243 926 руб., для организации процесса производства в 1999 г потребуются дополнительные затраты на покупку оборудования в размере 11
730 руб.; . норматив оборотных средств, в динамике, увеличивается, что объясняется ростом объемов выпуска продукции в 1999 и 2000 гг. и ростом индекса цен; . себестоимость выпуска также увеличивается, хотя себестоимость единицы продукции имеет тенденцию к снижению, что объясняется снижением доли условно-постоянных расходов; . сущность ценовой политики предприятия заключается в вытеснении конкурента за счет снижения цены (цена на единицу продукции ниже средневзвешенной рыночной цены ); . линейно-функциональная организационная структура данного предприятия достаточно эффективна; . проект достаточно рискован так, как планируемый уровень рентабельности лежит в зоне оптимистического риска и на 0,7% превышает среднеотраслевой показатель рентабельности;
В целом реализация проекта по производству керамической плитки
экономически целесообразна. ООО «Гермес» в будущем способно своевременно
погашать свои обязательства перед кредиторами за счет средств, находящихся
на расчетном счете, т.к. предприятие планирует получать устойчивую прибыль.
Приложение №1
При заполнении таблицы 2.10 были произведены следующие расчеты:
1. Стоимость переходящего остатка по сырью и материалам
1998 г. – 383580,96 х 3 : 360 = 3196,51
1999 г. – 411580,02 * 3 : 360 = 3429,8
2000 г. - 438154,29 * 3 : 360 = 3651,3
2. Стоимость топлива на технические нужды
1998 г. 1788,1 * 12 = 21457,2
1999 г. 21457,2 * 1,05*1,02 = 22980,7
2000 г. 21457,2 * 1,1 * 1,04 = 24547,0
Стоимость электроэнергии на технические нужды
1998 г. 65112 кВт * 0,4 = 26044,8
1999 г. 26044,8 * 1,05 * 1,02 = 27894,0
2000 г. 26044,8 * 1,1 * 1,04 = 29795,3 4. Стоимость переходящего остатка по таре
1998 г. 2000 * 10 : 360 = 55,6
1999 г. ( 2000 *1,02) * 10 : 360 = 56,7
2000 г. ( 2000 * 1,04) * 10 : 360 = 57,8
5.Стоимость и размер переходящего остатка по запасным частям
1998 г. 243926,0 * 0,002 = 487,85
1999 г. 255886,0 * 0,002 = 511,77 * 1,02 = 522,0
2000 г. 255886,0 * 0,002 = 511,77 * 1,04 = 532,24 6. Стоимость переходящего остатка по незавершенному производству 4. Однодневные затраты на производство = Затраты на производство (итог раздела 2 табл. 2.14 ) : 360
Итого стоимость переходящего остатка по незавершенному производству
1998 г. 2424,19 * 3 * 0,719 = 5228,98
1999 г. 2538,35 * 3 * 0,725 = 5520,91
2000 г. 2645,19 * 3 * 0,730 = 5792,97
7. Стоимость переходящего остатка по готовой продукции
1998 г. 2424,19 * 5 = 12120,95
1999 г. 2538,35 * 5 = 12691,75
2000 г. 2645,19 * 5 = 13225,95
Приложение №2
При заполнении таблицы 2.14 были произведены следующие расчеты:
п. 2.2 вода на технологические цели – 1998 г. ( 231 м * 3 ) * 12 = 8316,0
1999 г.
8316 * 1,05 * 1,02 = 8906,44
2000 г.
8316,0 * 1,1 * 1,04 = 9513,50
п. 2.7 амортизационные отчисления – 1998 г. – 243926 * 0,2 = 48785,2
1999 г. –
255886 * 0,2 = 51177,2
2000 г.
идентично
п. 2.8 расходы на рекламу - 1998 г. – 138,4 * 12 =
1660,8
1999 г.
– 138,4 * 1,02 * 12 = 1694,02
2000 г.
– 138,4 * 1,04 * 12 = 1727,23
п. 2.9 Отчисления в дорожные фонды = налог на пользователя автодорог +
налог на приобретение транспортных средств + налог на владельцев
автотранспортных средств.
для исчисления налога на пользователя автодорог необходимо вычислить
выручку от реализации продукции без НДС:
Выручка от реализации без НДС 1998 г. – 48000 * 25,5 = 1224000,0 * ( 1 –
0,1667 ) = 1019959,2 руб.
Налог = 1019959,2 * 0,4 % = 4079,84
1999 г. – 50400 * 25,5 = 1285200,0 * ( 1 – 0,1667 ) * 0,004 = 4283,83
2000 г. – 52800 * 25,5 = 1346400,0 * ( 1-0,1667) * 0,004 = 4487,83
налог на приобретение автотранспортного средства рассчитывается только в
1998 г., т.к. в 1999 и 2000 годах а/ транспортные средства не
приобретались.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. М.: Юридическая литература, 1995 –140
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. М.: Юридическая литература , 1995 –
140с.
3. Постановление правительства РФ от 5.08.92 № 552 «Об утверждении положения о составе затрат по производству и реализации продукции , включаемых в себестоимость и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».
4. Аникеев С.А. Методика разработки плана маркетинга. Сер. «Практика маркетинга» – М.: Форум, Информ-Студио, 1996. – 128 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом –
М.: Финансы и статистика, 1996. – 384 с.
6. Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху / Пер. с англ./.- М.: Дело ЛТД, 1995. – 183с.
7. Бизнес-план. Методические материалы. Под редакцией профессора Р.Г.
Маниловского. - М.: Финансы и статистика, 1995.-156 с.
8. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. – М.: АО Интерэксперт, Экономика, 1995 –
166 с.
9. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. –
М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 –160 с.
10. Горохов Н.Ю., Малев В.В. Бизнес-планирование и инвестиционный анализ. –
М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1998 – 208 с.
11. Грибалев Н.П., Игнотов И.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. С. Петербург: Белл, 1994 – 203с.
12. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния и прогнозирование банкротства. – С.Петербург, 1994 – 250 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990 – 734с.
14. Липсиц И.В. Бизнес-план – основа успеха. - М.: Машиностроение, 1992 –
80с.
15. Пелих А.С. Бизнес-план. – М.: Ось –89, 1996.-96 с.
16. Сухова Л.Ф. и др. анализ финансового состояния потребительской кооперации. Учебно-практическое пособие. – Ставрополь: БУПК СКИ, 1997.
–33с.
17. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Методические указания по выполнению курсовой работы по курсу « Менеджмент» для студентов, обучающихся по специальности
061100 « Менеджмент» – Ставрополь: ЦНТИ, 1997. – 59 с.
18. Трубицин В.А. Успех и бизнес-план. – Ставрополь: ГП ИТФ Ставрополье,