Государственная поддержка инвестиционной деятельности
p> Одним из важных вопросов, который приходится решать на нынешнем этапе
рыночных реформ в российской экономике, является регулирование
взаимоотношений федерального центра и регионов в бюджетной и инвестиционной
сферах. Реальной мерой эффективности рыночных реформ выступают их
социально-экономические результаты, получаемые людьми непосредственно в
регионах. Сегодня становится понятным, что необходимо регулировать
региональную инвестиционную политику. В законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений»1, определены формы и методы
регулирования инвестиционной деятельности, во-первых - это создание
благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем: . Совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; . Установления специальных налоговых режимов; . Защиты интересов инвесторов; . Предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; . Расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально - культурного назначения; . Создания и развития сети информационно - аналитических центов, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и их публикацию; . Принятия антимонопольных мер; . Расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; . Развития финансового лизинга; . Проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; . Создания возможностей формирования собственных инвестиционных фондов. Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации могут
осуществлять прямое участие, путем: . Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов; . Размещения на конкурсной основе средств бюджетов субъектов Федерации; . Предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Региональная инвестиционная политика представляет собой совокупность
мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса с целью
обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.
Региональная инвестиционная политика разрабатывается и реализуется путем
взаимодействия государственных органов управления федерального и
территориального уровня, а также органов местного самоуправления. В
принципе это взаимодействие должно основываться на Конституции РФ,
Федеративном договоре, регулироваться законодательными и нормативными
актами, принимаемыми Федеральным собранием, президентом и правительством, а
также договорами между центром и регионами. В инвестиционной сфере
наглядно проявляется несовершенство системы федеративных отношений в
стране. Российская Федерация включает два типа субъектов - национально-
государственные и административно-территориальные образования, которые
согласно Конституции (ст.5) равноправны между собой и во взаимоотношениях с
Федеральными органами государственной власти. Фактическое первенство
субъектов Федерации наблюдается в инвестиционной сфере. Так, на долю
национально-государственных образований приходится 15-16% общего объема
инвестиций в стране, между тем доля средств из федерального бюджета в
финансировании инвестиций на их территории достигает 30%.1 Для
административно-территориальных образований соотношение совершенно иное -
соответственно 85 и 70 %. Недостаток средств для финансирования инвестиций заставляет
региональные и местные власти прибегать к нетрадиционным методам
привлечения ресурсов. К ним относятся муниципальные займы, из которых
примерно половину составляют целевые инвестиционные займы, главным образом,
жилищные. В 1995г. возникло новое явление – целевые займы, предназначенные
для осуществления инвестиций в промышленные предприятия и развитие
инфраструктуры. Доля таких займов пока невелика и составляет около 15%. Как
правило, они преследуют одну конкретную цель - осуществление проекта
строительства дороги, АТС и т.д. Но, как правило, целевые займы очень часто
используются на текущие, а не на инвестиционные цели. Серьезной проблемой
остается распространение на муниципальные займы государственных гарантий и
подведение под них законодательной базы. Назревшей мерой представляется
принятие Федерального законодательства, регламентирующего конкретные
механизмы выпуска и обращения муниципальных обязательств, что позволило бы
создать систему льгот и гарантий для отечественных и зарубежных инвесторов,
вкладывающих средства в муниципальные ценные бумаги. В регионах применяют и
другие экономические методы стимулирования инвестиций . Предоставление налоговых льгот инвестороам используется в каждом пятом
регионе, страхование рисков залогом имущества субъектов РФ – в каждом
третьем.2 Не на должном уровне оказался и федеральный центр. Основным
инструментом его инвестиционной политики остается федеральная
инвестиционная программа, которая строится в основном по отраслевому
принципу и слабо увязывается с регионами, хотя и реализуется на их
территории. Кроме того, исполняемость инвестиционной программы крайне
низка, в связи с тем, что инвестиции из федерального бюджета обеспечиваются
по остаточному принципу. Трансферты из федерального бюджета в бюджеты
территорий осуществляются в основном не на нормативной, а на
индивидуальной основе путем договоренностей между соответствующими органами
центра и субъектами Федерации, носят преимущественно целевой характер и не
преднаначены для инвестиционных целей. Наряду со слабостью механизма взаимодействия органов управления
различного уровня, в инвестиционной сфере негативную роль играет
расплывчатость, концептуальная непроработанность региональных приоритетов
политики федерального центра. Так, в утвержденных Указом Президента от
03.06.96г. «Об основных положениях региональной политики РФ» отсутствуют
разделы, отражающие ее региональный аспект. Заключенные до настоящего
времени договоры о разграничении полномочий между федеральным центром и
субъектами РФ носят политический характер и мало затрагивают конкретные
экономические вопросы, в т.ч. инвестиционные. Системный подход к взаимодействию федеральных, региональных и местных
органов в инвестиционной сфере требует создания законодательной основы и
должен базироваться на принципах бюджетного федерализма. Необходимо законодательно закрепить инвестиционные полномочия различных
иерархических уровней управления и подвести необходимую для их выполнения
финансовую базу. Необходимо упорядочить систему бюджетных трансфертов, придав ей целевой
характер. Для этого необходимо введение понятия «инвестиционных
трансфертов». Одним из требований к трансфертам должен быть их адресный
характер. В совершенствовании нуждается порядок инвестиционной поддержки регионов
из федерального бюджета. В соответствии с международной практикой среди
функций регионов можно выделить следующие: поддержка и развитие социально -
бытовой и производственной инфраструктур на их территории, осуществление
структурной перестройки их хозяйства в соответствии с требованиями рыночной
экономики. Инструментом реализации инвестиционной политики на уровне регионов
должны стать региональные инвестиционные программы и планы, составляемые по
единой общероссийской методологии при координации со стороны федеральных
органов. Только инвестиционные проекты, включаемые в эти программы, могли
бы претендовать на долевое участие в финансировании из федеральных
источников. Сегодня, в сфере региональной инвестиционной политики,
необходима доработка уже существующих принципов и создание новых условий
для успешного осуществления инвестиционной деятельности. В настоящее время отмечается недостаток инвестиционных ресурсов,
поэтому необходимо концентрировать инвестиции там, где они дают высокую
экономическую отдачу. Каждый регион в своем развитии должен руководствоваться стратегией
развития. На территории региона необходимо отдавать предпочтение созданию и
развитию предприятий, способных оказать положительное влияние на экономику
региона, исполнение бюджета, экономическую эффективность. Государственное
вмешательство требуется до тех пор, пока регион достигнет порога развития
и начнется мультипликативный эффект. Для осуществления подобной политики
регионы должны руководствоваться стратегией развития, отдавать предпочтения
проектам, отвечающим требованиям экономической, бюджетной эффективности и
соответствующим стратегии региона. Глава 2. Опыт поддержки инвестиций субъектами федерации 2.1.Изменение инвестиционного климата в конце 90-х годов Инвестиционный климат представляет собой совокупность факторов,
влияющих на решение инвестора о вложении средств в экономику региона. Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов,
определяющих инвестиционный климат. Обычно для оценки применяют так
называемые выходные параметры инвестиционного климата - приток и отток
капитала, уровень инфляции, доля сбережений в ВВП, а также входные
параметры: . природные ресурсы и состояние экологии; . качество рабочей силы; . уровень безработицы; . уровень развития и доступность объектов инфраструктуры; . политическая стабильность и предсказуемость, вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств; . состояние бюджета, платежный баланс и долг ОГВ и МСУ региона; . качество государственного управления, политика центральных и местных властей; . законодательство, полнота и качество регулирования экономической жизни; . уровень соблюдения законности и правопорядка, преступность и коррупция; . защита прав собственности, уровень корпоративного управления; . обязательность партнеров при исполнении контрактов; . качество банковской системы и других финансовых институтов; . доступность кредитования; . административные, технические, информационные и другие барьеры входа на рынок, уровень монополизма в экономике. Согласно проведенному опросу журналом «Эксперт»[39], выделяют следующие
группы факторов, от которых зависит легкость и удобство привлечения
инвестиций: . Макрофакторы - экономическая и политическая стабильность; . Государственная политика; . Законодательство и его соблюдение; . Уровень развития инфраструктуры; . Внутрифирменные факторы. Прежде чем давать полное представление об инвестиционном климате
региона, мы должны рассмотреть инвестиционный климат в стране в целом. В течение 90-х годов российская экономика претерпевала значительные
перемены, которые были обусловлены различного рода причинами, в т.ч.
политическими. Одним из самых значительных и переломных моментов в
экономике страны был кризис 1998 года., который был связан с тяжестью
перехода от планово-социалистической экономики к рыночной. К моменту начала
реформ ситуация выглядела следующим образом:1 К 1991 г. ВВП сократился по сравнению с предыдущим годом на 13 %, при
росте потребительских цен в 2 раза. В стране существовала карточная
система, одна из основных отраслей экономики – ВПК переживает спад и
производство становится нерентабельным. С каждым годом экономика все больше
усугубляется кризисной ситуацией, среди факторов такой ситуации можно
выделить: o Устойчивый бюджетный дефицит, пирамида ГКО, нехватка денежных ресурсов. o Слабость самого государства, несогласованность принимаемых решений, невыполнение договоренностей с МВФ. o Проблемы реального сектора экономики. Продолжается переход от плановой экономики к рыночной в искаженной форме. Рубль продолжает падать, наблюдается инфляция. Все это создает предпосылки для экономического кризиса. К 1996г. в преддверии президентских выборов, несмотря на сложную
экономическую обстановку, законотворчество в стране продолжается,
принимаются следующие важные нормативные акты: Указы президента РФ «О внесении изменений и дополнений в Указ
президента РФ от 17.09.94г. №1928 «О частных инвестициях в РФ». 20.01.96.г.
№ 70., «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные
участки под объектами недвижимости в сельской местности» 14.02.96.г. №198.,
«О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ» от 01.04.96.г.
№443. Правительство РФ принимает «Положение о порядке установления границ
землепользования в застройке городов и других поселений» 02.02.96.г. № 105,
«Положение о совершенствовании информационного обеспечения потенциальных
инвесторов» 02.02.96.г. № 80. Это далеко не полный перечень документов, которые должны были
урегулировать отношения между субъектами инвестиционной деятельности. 1997 год давал ощущение подъема, но нужно отметить промедление в
принятии решений по реструктуризации внешних и внутренних долгов,
нерасторопность в бюджетной и кредитно-денежной политике, неблагоприятные
внешние факторы. Одним из самых переломных моментов в экономике страны стал август
1998г. Этот период характеризуется кризисом банковской системы,
инфляцией, возникают проблемы с урегулированием российского внешнего долга.
Заморожены ГКО, снижаются цены на обязательства государства, наблюдается
девальвация рубля, граждане стремятся забрать свои вклады. Повышаются цены
и тарифы. В 1998г. инфляция составляет 84, 4 %. Были сокращены расходы бюджета,
доля дефицита бюджета во ВВП составила 4, 7%. Инвестиционная активность
вследствие отказа от обязательств находится в «точке замерзания». Из-за
нехватки оборотных средств и бюджетного дефицита предприятия охватил, так
называемый, инвестиционный голод. Экономисты отмечают системный кризис в
экономике. В период кризиса мы переживаем постоянные смены Правительства, каждое
из которых стремится создать условия и принять меры по стабилизации
экономики. Финансовый кризис разразился как дополнение к экономическому. За
июнь-июль шестикратно взлетает ставка рефинансирования, за день сокращаются
резервы ЦБ на 1млрд$. Правительство предлагает ужесточить фискальную
политику, чтобы остановить давление на рубль. В столь сложной ситуации
Правительство Кириенко предлагает следующие антикризисные меры: создание
профицита бюджета в размере 2%, для этого предлагается не только уменьшить
расходы, но и развивать промышленность. Российский хаос в экономической и
политической жизни России подверг инвесторов к огромным потерям. На Правительство Черномырдина легла задача получения транша в размере
4,3 млрд. $ от МВФ, за счет этого транша Россия готова погасить ГКО. К
октябрю 1998г. кредитный рейтинг России становится очень низким. Предстоят
крупные выплаты по долгам Парижскому и Лондонскому клубам, возникает
необходимость обслуживания еврооблигаций, платить по валютным форвардным
контрактам, погашать краткосрочные кредиты западным банкам. Следующие шаги по стабилизации экономики предпринимает уже
Правительство Примакова. Устанавливается следующий курс рубля - 20 рублей
за доллар, в период сентябрь - октябрь производятся выплаты заработной
платы, стипендий, пенсий. Наблюдается спад импорта. По данным Госкомстата, общее падение импорта за 10 месяцев 1998г. по
сравнению с предыдущим годом составило 10%. Эмиссия за август - январь
составила 20 млрд. рублей. По данным ЦБ, счет текущих операций за январь
–июнь 1998г. составил минус 6 млрд. $ ( по данным еженедельника Коммерсантъ- власть №45, 1998г., с. 32.). Если в первые годы реформ темпы преобразований в России внушали
инвесторам определенный оптимизм, то затем темп был потерян, интерес
инвесторов в значительной мере был утрачен. На сегодняшний день Россия
остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной
технологической основе, чтобы существенно поднять свою
конкурентоспособность. Для этого потребуется за 20 лет более 2-х трлн.$
инвестиций из всех источников. Сегодня износ основных фондов российских
предприятий более 50%, доля производственного оборудования с возрастом
более 15 лет - 46% (данные взяты из доклада экспертного института
«Инвестиционный климат в России»). Объем инвестиций в основной капитал
снижается уже более 12 лет и составляет по состоянию на май 1999 года 22%
от уровня 1991г.; в 1998г. инвестиции сократились еще на 6, 8% в сравнении
с предыдущим годом; отток капитала за годы реформ - 130-140 млрд. $ (данные
взяты из доклада экспертного института «Инвестиционный климат в России»). Приток прямых частных иностранных инвестиций с 1993г. составил около 10
млрд.$. Это примерно 8 - 10 % от объема капитала, вывезенного из страны за
эти годы. В настоящее время большую часть инвестиций в основной капитал
производят предприятия (83%), в том числе на 20% за счет привлеченных
средств. Более половины этих средств приходится на федеральные естественные
монополии. Так, в 1998 году РАО «Газпром» инвестировало 35,8 млрд. рублей,
РАО ЕЭС «Россия» - 2,3 млрд. рублей.1 Это означает, что обрабатывающая
промышленность испытывает недостаток инвестиций при отсутствии внутренних
источников накоплений. Сбережения населения, образующие во всем мире основу
долгосрочных инвестиций, в России весьма низки (в 1998году они составили
4,4% от общего объема инвестиций). Внешний долг России будет существенно
сокращать внутренние источники инвестиций в течение 10 лет. С учетом всех
вышеизложенных факторов, можно сделать вывод о том, что перспективы
экономического роста в России весьма сомнительны. Ситуацию может изменить
только резкое повышение инвестиционной активности на базе частных
инвестиций. А для этого понадобится радикальное улучшение инвестиционного
климата. Несмотря на отмечаемые отрицательные последствия кризиса, произошли и
некоторые положительные моменты. Наряду с девальвацией рубля произошло
относительное повышение конкурентоспособности российских товаров, начался
активный процесс импортозамещения. Рост промышленности за январь - август
1999 года составил 5,9 % относительно аналогичного периода прошлого года
(из доклада Экспертного института « Инвестиционный климат в России»). Финансовые ресурсы, ранее уходившие на рынок высокодоходных ГКО, после
кризиса стали оставаться в реальном секторе и обслуживать обращение
товаров. Покупатели в первом полугодии 1999 года платили 47,7% денежными
средствами, а год назад - лишь 40,3% (из доклада Экспертного института
«Инвестиционный климат в России»). По накопленной за период 1989-1998гг. сумме прямых иностранных
инвестиций на душу населения Россия занимает лишь 21 место среди 25 стран
Центральной и Восточной Европы и СНГ. Политическая нестабильность, кадровая
чехарда и информационные войны привели к тому, что в целом, инвесторы
предпочли занять выжидательную позицию по отношению к России. Подобную
ситуацию можно расценить как критическую. Кризис доверия губителен для
прямых инвестиций, так как они предполагают специфицированную и менее
ликвидную форму капитала. Таким образом, России остро необходимо быстрое и существенное
изменение инвестиционного климата. Эта работа должна производиться
поэтапно, результатом такой деятельности должны стать существенные
экономические и социальные сдвиги, необходимые для формирования в России
эффективной рыночной экономики, в которой развитие обеспечивается частной
инициативой. В конечном счете, именно это означает благоприятный
инвестиционный климат. В качестве важнейшего инструмента государственной инвестиционной
политики, ориентированной на стимулирование привлечения средств частных
инвесторов в реальный сектор экономики, предполагалось еще в 1997 году
запустить механизм Бюджета развития и связанный с ним механизм
предоставления государственных гарантий. Федеральный закон «О бюджете развития Российской Федерации» был принят
только 26 ноября 1998 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|