|
||||||
В среднесрочной перспективе сырьевой сектор может стать реальной базой для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более значительных последующих структурных преобразований. Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих предприятий с иностранным капиталом. Зарубежных партнеров по-прежнему привлекают наряду с отраслями с наиболее быстрым оборотом средств традиционные сырьевые отрасли — лесная и рыбная, с ориентацией на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. В 1995 г. из 300 СП, приступивших к деятельности в Приморском крае, около 60% заняты в торговле и сфере услуг, а свыше 12% — в рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В Камчатской области на долю предприятий, занятых в рыбной отрасли, приходится около 40%. Весомый вклад предприятия с участием иностранного капитала вносят в развитие внешней торговли Дальнего Востока; на их долю приходится более 10% внешнеторгового оборота региона. Динамика внешней торговли СП в последние годы, как и внешней торговли региона в целом, имела нестабильный характер (табл. 3). Темпы роста внешней торговли совместных предприятий (1992 г. - 100%) Табл. 3 | ||||||
Показатель |
1993 |
1994 |
1995 |
Следует отметить продолжающееся сокраще- |
||
Экспорт Импорт |
64 65,8 |
76,8 86,3 |
131,7 142,2 |
ние внешней торговли совместных предприятий с Китаем, что было характерным для |
всех территорий Дальнего Востока. Это связано с продолжающимся падением интереса дальневосточного населения к менее качественным товарам потребительского назначения (по сравнению с южнокорейскими и американскими), а также частичной переориентацией дальневосточных экспортных потоков с восточного направления на запад. 06 этом свидетельствует рост доли в географической структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями таких стран, как Швеция и Германия (на них приходится соответственно 9,4 и 7,3% экспорта СП Дальнего Востока).
13.4. Перспективы развития.
Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. В частности, заслуживают внимания предложения о создании зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.
Одной из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов форм являются свободные экономические зоны, например, "Находка", где число предприятий с участием иностранного капитала достигло 18% всех таких предприятий, расположенных на Дальнем Востоке. Подавляющее большинство СП в этой СЭЗ, как и в регионе в целом, создано совместно с китайскими фирмами (около 60°о). В то же время, наиболее крупными инвесторами являются США и Япония. Так, объем американских инвестиций в расчете на одно российско-американское СП составляет $ 0,9 млн., в то время как аналогичный показатель по российско-китайским предприятиям на порядок меньше.
Отраслевая структура инвестиций в СЭЗ "Находка" в процентном отношении складывается следующим образом: 19,6% — транспорт, реклама, инженерные работы, компьютеры, программирование, юридические услуги, фрахт, услуги по внешнеэкономическим связям, казино; 15,3% — потребительские товары; 14,2% — коммерческие предложения; 14,9% — строительство; 10,7 — переработка сельскохозяйственной продукции; 8,9% — переработка древесины; 9,3% — туризм; 7,1% — технологическое производство.
В целом приток иностранных инвестиций в СЭЗ "Находка" в 1994 г. увеличился вдвое по сравнению с 1992—1993 гг. и составил $ 88 млн.
Потребность в финансировании инвестиционных и научно-технических проектов на Дальнем Востоке и в СЭЗ "Находка" будет возрастать. Поэтому Административным Комитетом СЭЗ зарегистрирован фонд поддержки малого и среднего бизнеса. В стадии рассмотрения находится и вопрос о создании специального венчурного фонда для финансирования быстро окупающихся проектов. Так, общая потребность Дальневосточного экономического региона в финансировании инвестиционных проектов только по Программе долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья составит в 1996—2005 гг. 335,3 трлн. рублей (в ценах 1995 г.).
Повышение инвестиционной активности возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и территориальных органов власти, что позволит максимально снизить инвестиционные риски и стимулировать сбережения и частные инвестиции. Реальным путем улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке является предоставление большей самостоятельности и определенных преференций региону в сфере внешнеэкономических связей, включая вопросы привлечения иностранного капитала.
Задачами административных органов региона остаются поддержание основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, обеспечение поддержки производств, перспективных для выхода на внешние рынки, а также для формирования структуры более эффективной региональной экономики.
Таким образом, стратегические цели и приоритетные направления совместной предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке заключаются в следующем:
Þ развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повышение уровня конкурентоспособности;
Þ создание механизма регионального стимулирования экспорта и импортозамещения, прежде всего на микро уровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортных производств, а также путем создания залоговых и страховых фондов, защищающих от коммерческих и политических рисков;
Þ рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и модернизации основных производств, направленная на укрепление экспортной базы Дальневосточного региона;
Þ предоставление налоговых "каникул" с освобождением от уплаты налогов на безвозвратной основе, либо на условиях коммерческого кредита на период достижения территорией средних общероссийских основных экономических показателей, в течение которого ставки налогов могут быть снижены, либо отменены полностью.
Реализация указанных направлений позволила бы создать благоприятные условия для развития совместной предпринимательской деятельности, а также более эффективно использовать иностранные инвестиции в интересах экономики Дальнего Востока[3].
14. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ.
Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет, прежде всего 1995-1996 гг., позволяет сделать убедительный вывод о том, что для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране. В этом мнении едины как ученые-экономисты, так и хозяйственные руководители всех уровней. Эта проблема активно обсуждалась при подготовке бюджета на 1997 г. в Правительстве и в ходе его рассмотрения на заседаниях Государственной Думы.
Главная трудность экономических преобразований на сегодняшний день заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов, что сделало недоступным средне- и тем более долгосрочные кредиты.
Вложения в реальный сектор из-за высокого риска малопривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы, в том числе в государственные ценные бумаги.
Что касается государственной инвестиционной политики, ее главная слабость - в незащищенности расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин до последнего времени осуществлялось по остаточному принципу, следствием чего стали нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере и постоянное сокращение объема реально осуществляемых инвестиций в производство. Нетерпимость такого положения особенно усиливается тем, что Правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстро окупаемых инвестиционных проектов, где доля государства составляет всего 20%, а мобилизуемые инвестором средства, включая собственные, - 80%. В результате предприниматели, поверившие государству и занявшие в связи с этим в коммерческих банках 60% вложенных средств, попали в тяжелое финансовое положение: за II месяцев 1996 г. государственные инвестиции профинансированы на 34,4% от годового лимита, а конкурсные высокоэффективные проекты - вообще только на 5,2%. Все это дестабилизирует рынок капитальных вложений и лишает народное хозяйство импульса для возобновления экономического роста, а значит и для решения обострившихся социальных проблем.
Вместе с тем тот же практический опыт последних лет, реальная жизнь в 1996 г. свидетельствуют, что уже складываются объективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика, о чем и говорят данные таблицы 1.
Несмотря на все политические трудности минувшего года (различные виды выборов, чеченские события и т.д.), резко увеличившие нагрузку на экономику, дефицит бюджета удалось удержать в разумных пределах. В сочетании с контролем за денежной массой это позволило существенно снизить инфляцию - уже несколько месяцев она находится на уровне 1-2% в месяц. В результате пошла вниз норма процента, ставка рефинансирования Центрального банка упала с 180 до 48%, снизилась доходность ГКО. Прогнозные оценки свидетельствуют о том, что есть все основания ожидать, что в 1997 г. инфляция, цена кредитов, доходность государственных ценных бумаг еще более снизятся. При 10% инфляции за год ставка в 15-20% годовых - это уже доступная плата за инвестиционный кредит.
Инвестиционные средства Российской Федерации в 1997-2000 гг. (прогноз).
(трлн. руб. в ценах 1997 г.)
Таблица 1
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г
1.
Бюджет развития - всего
26,4
31,4
38,6
46,8
2.
Капитальные вложения, финансируемые за счет федерального бюджета без учета средств, аккумулируемых в Бюджете развития
37,6
40,0
42,0
43,1
3.
Капитальные вложения за счет бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
38,5
42,9
48,8
56,3
4.
Собственные и привлеченные средства предприятий и населения
326,8
348,9
381,5
426,9
5.
ИТОГО:
429,3
463,2
510,9
573,1
Однако чтобы использовать такое улучшение инвестиционного климата, нужен импульс, который сдвинет инвестиционный механизм с мертвой точки, приведет его в движение. В качестве такового предлагается Бюджет развития, который уже в 1997 г. должен стать неотъемлемой и органической частью федерального бюджета (табл. 2). При правильной организации управления Бюджетом развития возможна дополнительная, как минимум десятикратная, мобилизация средств частных инвесторов (отечественных и зарубежных) для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики.
В Бюджете развития предлагается сосредоточить только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели. Финансовые ресурсы для выполнения государством своих обязательств социального характера - строительство социально значимых объектов, обеспечение безопасности функционирования технически сложных систем (таких как атомные электростанции, аэронавигация, речные пути), а также строительство дорогостоящих инфраструктурных объектов - будут обеспечиваться через текущий бюджет.
Главное же состоит в том, что за Бюджетом развития предлагается закрепить в законодательном порядке определенную, возрастающую по годам долю источников финансирования дефицита федерального бюджета -внутренних и внешних заимствований. Другим средством пополнения Бюджета развития должен стать возврат ранее предоставленных из него средств вместе с процентами. Правительство ставит задачу сократить разрыв между государственными капитальными вложениями и величиной дефицита федерального бюджета таким образом, чтобы к 2000 г. государственное накопление, равное разнице между этими показателями, стало положительным.
Средства, привлекаемые в Бюджет развития в виде займов, предполагается направлять на цели, достижение которых способно принести доходы, что позволит рассчитаться с этими займами. Поэтому поступающие средства должны размещаться на срочной и возвратной основе. Одновременно в целях обеспечения максимально высокой эффективности использования средств Бюджета развития необходимо проводить конкурсный отбор финансируемых проектов. При современном экономическом положении страны важнейшим приоритетом может быть только быстрое наращивание средств для экономического роста. Лишь такой подход позволит покончить с кризисом в наиболее короткие сроки.
Бюджет развития Российской Федерации в 1997-2000 гг.
(трлн. руб.)
Таблица 2
1997 г.
1998 г.
1999 г.
2000 г.
проект
прогноз
Источники:
1. Связанные иностранные кредиты под гарантии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
09.12.2013 - 16.12.2013
09.12.2013 - 16.12.2013
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.