Инвестиции. Инвестиционная политика
В своей деятельности МВФ руководствуется принципом
обусловленности, согласно которому страны члены могут получить кредиты от него
лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую
политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что лишь
усугубят трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный
банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на
кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается
проблемами долгосрочного экономического развития.
Приоритетными для него являются структурные преобразования,
такие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы образования и
здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру, т.е. реформы, которые являются
залогом долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает
долговременные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным
странам предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по
кредитам. Банк специализируется на двух видах кредитов Целевые кредиты
предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например
строительства дороги, моста или электростанции. Программные кредиты призваны помочь
правительству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях экономики,
например провести либерализацию торговли. В этом случае кредит не обеспечение
определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования
государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической
политики.
Третья влиятельная и кредитная организация это Европейский
банк реконструкции и развития. (ЕБРР), созданный в 1991 г. специально для
оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на этапе
рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример «банка регионального
развития», главная за дача которого содействовать долгосрочному экономическому
рос ту определенного региона за счет финансирования всевозможных инвестиционных
проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов
прежде всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки
является помощь, поступающая уже не от международных организаций, а от
отдельных западных правительств. эта помощь принимает по меньшей мере две
формы. Во первых, правительства Запада предоставляют правительствам других
стран (например, России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь
им справиться с неотложными проблемами гуманитарного и экономического
характера. Во вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли
приобрести у страны донора промышленное оборудование и другие товары. Таким
образом, подобные кредиты выгодны обеим сторонам.
Последние годы Россия получала помощь из всех
вышеперечисленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда
соответствовали ее реальным потребностям.
За 1992 - 1995 гг. России 2,5 млрд. долл. выделили МВФ, 500
млн. Всемирный банк и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР (хотя большая часть
обещанных им средств так и не поступила в распоряжение России в 1995 г.). Кроме
того, Россия получила по рядка 2 млрд. долл. от западных правительств в виде безвозмездных
ссуд.
9. ПУТИ И МЕРЫ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных)
в российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков.
Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему
агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от
политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для
частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и
общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные
инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим
непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 12
млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие
вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В
ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных
инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об
инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.
Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на
землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении
на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны
по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного
климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование
в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует
назвать:
Þ достижение национального
согласия между различными властными структурами, социальными группами,
политическими партиями и прочими общественными организациями;
Þ ускорение работы
Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством,
нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
Þ радикализация борьбы с
преступностью;
Þ торможение инфляции
всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся
зарплаты;
Þ пересмотр налогового
законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
Þ мобилизация свободных
средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения
процентных ставок по депозитам и вкладам;
Þ внедрение в
строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
Þ запуск предусмотренного
законодательством механизма банкротства;
Þ предоставление налоговых
льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные
инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
Þ формирование общего
рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и
рабочей силы.
Þ В числе мер по
активизации инвестиций надо отметить:
Þ срочное рассмотрение и
принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
Þ принятие законов о
концессиях и свободных экономических зонах;
Þ создание системы приема
иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных
институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный
капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно
посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России
проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном
оформлении сделок «под ключ»;
Þ создание в кратчайшие
сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
Þ разработка и принятие
программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку
национальных и иностранных инвестиций.
10.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ.
Инвестиционный процесс в России переживает глубокий кризис, о чем свидетельствует сокращение
в 3 раза за последние пять лет объемов инвестиций. По оценкам доктора экономических наук ИМЭМО РАН С.М. Борисова и Президента РНКБ П.А. Короткова, Россия приблизилась к порогу де индустриализации
и сможет преодолеть кризис лишь потеряв ряд ключевых отраслей воспроизводственного цикла.
Главной причиной кризиса является нарастающее снижение объемов внутренних
накоплений вследствие падения
национального производства
при ухудшении структуры
инвестиций. Важную роль
играет также недостаток национальных финансовых ресурсов,
вследствие ухода государства
из инвестиционной сферы,
а также отсутствие экономико-правового механизма,
позволяющего предприятиям
эффективно привлекать национальный и международный капитал. Последнее
обстоятельство в сочетании с политической нестабильностью создает предпосылки
для низкой эффективности и высокой рискованности производственных инвестиций.
Относительная бедность российского рынка финансовых ресурсов делает
привлекательным источником инвестиций для предприятий внешний рынок капиталов.
Единственно
возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса — более тесное
сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными
институтами, в том числе и во внешнеэкономической сфере (примером является
быстрый рост с 1993 г. финансово-промьппленных групп, которых, по данным
Ассоциации российских банков, насчитывается около 30).
Каким образом
складывается реальное сотрудничество банков и предприятий? Стремительно развивающаяся
банковская система России имеет незначительный опыт взаимодействия с
предприятиями. Ситуация определяется, на наш взгляд, следующими факторами:
Þ отсутствие механизма трансформации в производственные
инвестиций внешних и собственных накоплений предприятий (роль насоса, отвлекающего средства от производственных инвестиционных
целей, выполняет государственный бюджет через
рынок государственных ценных
бумаг);
Þ жесткие ограничения в сфере валютного контроля и конвертируемости рубля, препятствующие привлечению международных
инвесторов;
Þ недооценка особенностей рынка и финансо-вохозяйственной
деятельности при выработке внешнеэкономической стратегии
развития предприятий и банков;
Þ доминирующая роль банка в сотрудничестве с предприятием, неразвитость
банковского обслуживания,
отсутствие внутри банковской координации по комбинированным
продуктам.
Реальная выгода предприятия в совместных с банком проектах по привлечению ресурсов внешних инвесторов и размещению собственных состоит
в следующем.
Прежде всего тандем банк — предприятие помогает последнему преодолеть бюрократические
процедуры по получению лицензии
Центрального банка на операции,
связанные с движением капитала. В ряде схем инвестирования банк, располагая генеральной лицензией, может выступить рефинансирующим звеном: предоставить предприятию-резиденту полученные
от нерезидента ресурсы,
пропустив их через свой
баланс. Важным для иностранного инвестора
является и то, что банк
в случае должного оформления сделки осуществляет контроль над целевым использованием инвестируемых ресурсов предприятием-реципиентом.
В этом случае у банка гораздо больше возможностей для маневрирования при распределении
рисков среди участников
проекта (больший набор финансовых инструментов,
операции с векселями и другими ценными бумагами иностранных эмитентов, сделки афорфэ и факторинговые
операции).
Несовершенство нормативной базы часто вынуждает банки отказываться от эффективных трастовых
операции по управлению активами предприятий. Иногда
предприятия, уже имеющие
сеть иностранных контрагентов,
не могут четко организовать расчеты, что вполне под силу коммерческому банку, содержащему аппарат "доверенных банков-корреспондентов".
Использование банка как финансового института, который может осуществить хеджирование такого
рода сделок в рамках своей "производственной деятельности" (форвардные, фьючерсные и опционные сделки с различными
валютными ценностями), дает немало реальных
преимуществ. Для рядового предприятия подобные операции сопряжены
с дополнительными временными
издержками, налоговыми выплатами и, как следствие,
удорожанием привлеченных
ресурсов. Поэтому участие
банка автоматически повышает
рентабельность инвестиций, осуществленных
по таким схемам, и
прежде всего — для инвестируемого предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|