Управление операциями с ценными бумагами в СХПК Адышевский Оричевского р-на Кировской области
p> Известно , что первая акционерная компания возникла в России (в
Петербурге) в 1782 году. Это была Акционерная для строения кораблей
компания. До 1836 года в России было учреждено 58 компаний , среди
которых первыми были крупные железнодорожные, пароходные , страховые . Деятельность этих компаний не всегда была успешной , но имеются и
уникальные случаи. Например , Первое страховое от огня общество ,
возникшее в 1827 году просуществовало до 1917 года - до национализации
государством всех предприятий. В первые 20 лет деятельности этого общества
акционерам выплачивался дивиденд , достигавший 45% , несмотря на
значительные накопления . Успешная деятельность этого общества , а также снижение с 1 января
1830 года в государственных кредитных учреждениях процентной ставки с 5%
до 4% , сильно повлияла на активность акционерного учредительства. Вот что писал по этому поводу журнал "Современник" в 1847 году : "Стремление к акционерным компаниям вскоре усилилось до такой степени , что лишь
только замышлялось какое-нибудь предприятие , акции его были с жадностью
разбираемы". Все это стало причиной значительного роста цен на ценные бумаги ,
развития рыночной торговли ими. Не имея опыта , вкладчики покупали акции
без разбора , не задумываясь о видах деятельности компаний и их
доходности. Это , а также несколько крупных банкротств привели к тому , что
в 1836 году в России разразился первый в истории рынка капиталов биржевой
крах. Доверие к акциям сменилось полным к ним отвращением . Однако все это послужило толчком к более активной разработке
государственных актов , призванных регулировать порядок создания
акционерных компаний , выпуск и торговлю ценными бумагами, деятельность
фондовых бирж. И надо отметить , что Россия приступила к решению этих
задач одной из первых в мире. В Пруссии это было сделано в 1843 году , в
Англии - в 1844 , во Франции - в 1856 году. В США подобные законы были
приняты только после 1933 года . Принятие Положения о компаниях на акциях , подписанного 6 декабря
1836 года , преследовало цель , как говорилось в указе Николая I Сенату
, "...всем вообще ветвям промышленности... доставить , с одной стороны ,
сколь можно более свободы в ее движении и развитии , а с другой стороны -
оградить ее по возможности от последствий легкомыслия и необдуманной
предприимчивости ". Только с 1857 года возобновился активный процесс создания
акционерных компаний. До 1914 года в России было несколько периодов
спада и подъема акционерного учредительства. Но в целом происходил рост
акционерного капитала. К 1914 году по величине общего оборота ценных
бумаг в Фондовом отделе Петербургская биржа вышла на пятое место в мире -
вслед за фондовыми биржами Лондона , Парижа , Нью-Йорка и Рима . Эти и другие данные свидетельствуют о том , что в нашем Отечестве
имелись хорошие традиции. И нам необходимо их вспомнить восстановить и
развивать . В настоящее время происходит мучительный процесс создания структуры
фондового рынка , который отвечал бы международным стандартам. Рынок
ценных бумаг начал складываться после выхода постановления Совета
Министров СССР 1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске предприятиями и
организациями ценных бумаг" , в котором были определены процедуры ,
связанные с изготовлением , реализацией и приобретением акций работникам
предприятий. С достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля 1991 года
"О бухгалтерском учете ценных бумаг" . Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени
связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников.
Важное место в этом процессе отводится также становлению единого
экономического пространства между бывшими союзными республиками , в том
числе странами СНГ . Приватизация означает преобразование государственной собственности в
собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным
документом , определяющим практические вопросы приватизации является
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24
декабря 1993г. N 2284 ). В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой
нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами , поэтому стало
возможным возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких
финансовых компаний как МММ , Русский Дом Селенга и других , в результате
которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому
рынку со стороны населения . Как мы уже видели , такая ситуация уже
складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XXI века . Тогда прошло
немало времени для того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги ,
поэтому можно ожидать , что пока в нашей стране не сформируется стабильная
нормативная база на рынке ценных бумаг , бурного развития фондового рынка
не произойдет , а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития
производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны [23]. С принятием Положения о Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39 “О рынке ценных
бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке
ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более
цивилизованные черты , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь
от поведения недобросовестных эмитентов , и в конечном итоге
стабилизировать экономическую ситуацию в стране . Сформирована и уже успешно функционирует инфраструктура фондового
рынка , как в целом по России , так и в Кировской области [15]. Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных обществ , 4
инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора , 5
инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и
финансовых брокеров. 384 специалиста имеют квалификационные аттестаты. Однако большинство данных профессиональных участников фондового
рынка были созданы в период начальной приватизации государственных
предприятий и их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по
1996 годы сводилась в основном к купле-продаже ЦБ, то есть фактически
просто к перераспределению собственности. Поэтому для решения таких острых проблем , существующих в настоящее
время в России , как : нехватка инвестиционных ресурсов и оборотных
средств в промышленности , многомесячная задолженность бюджетов по
заработной плате и пенсиям , резко возрастающие взаимные неплатежи ,
неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать
стратегические и тактические шаги по приоритетным направлениям развития
рынка ценных бумаг. Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и фондовому рынку при
администрации Кировской области разработала Концепцию формирования и
развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000
годы. В настоящее время в России остро встала проблема низкой
инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это связано с общим
неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими
инвестиционными способностями частного сектора. Во -вторых проблема
низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом
неплатежей. В-третьих на состояние инвестиционной деятельности большое
влияние оказывает завышенная относительно инфляции цена кредитных
ресурсов , делающая их недоступными реальному сектору (хотя в 1996
году произошло снижение ставки процента со 180 до 80%). Пока потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать средства в
существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том числе - в
государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного
времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к
значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом
секторах рынка. Это напрямую способствует оттоку капитала их
производства. В 1996 году конкурентные преимущества рынка госдолга еще
более усилились - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала
необходимость значительного по сравнению с прошлым годом увеличения
масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности
государственных ценных бумаг , что еще более обострило проблему дефицита
средств для инвестирования [9]. Принято рассматривать инвестиционный рынок как совокупность
следующих элементов : . рынок инвестиционных проектов; . рынок строительных материально-технических ресурсов; . рынок трудовых ресурсов в строительстве; . фондовый рынок (рынок ценных бумаг); . рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов. Значительный потенциал финансовых ресурсов для инвестирования
формируется на рынке ценных бумаг и прежде всего в секторе корпоративных
ценных бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм рынка ценных
бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых на
аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе
государственных ,участием в фондовых операциях как крупных
институциональных инвесторов , так и значительных масс населения через
систему инвестиционных фондов , инвестиционных и страховых компаний . Существенные положительные сдвиги произошли в развитии
законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от 26 декабря
1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-
ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены в
Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового
кодекса ( в части дивидендов и процентов ). Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июля
1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
. Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка
ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных предприятий по
отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы
капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом
недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные
ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой
стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне
доходности и ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный
рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных
российских предприятий , приток денежных средств на российский фондовый
рынок резко сократился . Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не удалось привлечь и
временно свободные средства населения , к моменту проведения
специализированных денежных аукционов у населения появился
альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного
сберегательного займа [9]. 3. Работа рынка ценных бумаг в США В настоящее время в развитых западных странах различают две модели
фондовых рынков : американскую и европейскую . Более эффективной и глубоко продуманной считается американская модель
, к созданию которой стремится большинство стран , еще только формирующих
свои фондовые рынки . Американская модель отличается от европейской прежде
всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных
бумаг [20]. Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США
относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже больше 60
лет является предметом пристального внимания правительственной
администрации . Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой
шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и
систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о ценных
бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о
холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о
контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон
об инвестиционных компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций
по инвестированию (1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в
том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг . Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении
всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией
позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого
требовалось , чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила
государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась
Федеральной комиссии по торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам
и биржам . Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время
. В США существует типовая форма регистрационного документа .В нем
содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы , вид бизнеса ,
информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг . Обязательно
представляется финансовая отчетность : баланс эмитента , составленный не
ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг , и
такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости
этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют
составление регистрационных документов , проводят сравнительный анализ
результатов деятельности различных фирм как за текущий , так и за
предыдущие годы . Закон 1933 года предусматривает ответственность за дачу ложных
сведений , виновные подвергаются либо административному расследованию ,
либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг
имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в
Апелляционный суд США . Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и биржах”
сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и
биржам”(КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и
соблюдение федеральных законов о ценных бумагах . Среди перечисленных выше федеральных законов о ценных бумагах особое
место занимает Закон 1970 года о защите интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг . На основе этого закона создана “Корпорация по защите
инвесторов” . Она может контролировать ликвидацию акционерных компании,
испытывающих финансовые трудности , и обеспечивать выплаты по претензиям
владельцев ценных бумаг этих фирм . Поставлены под защиту закона интересы
брокеров , дилеров и других лиц , обслуживающих фондовые биржи . Вместе с
тем , законом было установлено , что и брокеры , и дилеры , и другого рода
агенты рынка несут ответственность за “скалпинг” , т.е. за неразрешенную
спекуляцию и другие схожие с ней недобросовестные действия . В США имеют
место и другие виды регулирования рынка ценных бумаг . Их арсенал
пополняется и находится под постоянным наблюдением со стороны государства . Главное внимание в законодательстве о ценных бумагах уделяется рынкам
обычных акций . В настоящее время в США существует два вида рынков акций -
фондовые биржи и “биржи без посредников” . Фондовые биржи имеют специальные
помещения и операционные залы , действуют на основе жестких правил ,
определяющих количество и квалификацию членов биржи , выполняемые ими
функции , а до 1975 года и размер комиссии , взимаемый по всем видам
сделок . “Биржи без посредников” традиционно не имеют ни структуры , ни
своих помещений . Это рынок , на котором любая фирма может участвовать в
сделках с ценными бумагами . Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций . Наряду с
фондовыми биржами национальных масштабов , такими как Нью-Йоркская ( в
других странах - Токийская , Лондонская , Торонтская , Франкфуртская и
др.) , существует много менее крупных бирж . Это биржи региональные ,
осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний . В США среди
региональных бирж особенно выделяются Средне-Западная , Филадельфийская ,
Тихоокеанская , Бостонская и другие . Операциями с ценными бумагами
занимается ряд товарных бирж , например , Чикагская . В последние двадцать лет происходит заметное стирание различий между
биржами и другими рынками ценных бумаг . Этому способствуют системы
котировки ценных бумаг , использующие современные технологии
телекоммуникаций и глобальные информационные сети . Выступая в качестве
альтернативы крупным фондовым биржам , региональные и электронные фондовые
биржи выполняют специфические функции : создают рынки акций местного
значения , формируют более дешевый , конкурентоспособный рынок ценных бумаг
, позволяют избегать жесткого регулирования , в чем заинтересована
значительная часть эмитентов и т.д. ( это не исключает того , что и на этих
рынках существуют строгие правила торговли ) [4] . В последние годы в России также появилась возможность заключать
сделки на рынке ценных бумаг через телекоммуникационную сеть , но это
доступно только крупным фирмам , работающим на рынке , в большинстве своем
- банкам . Поэтому эта сеть не создает конкуренции фондовым биржам и, как
следствие , для большого числа мелких и средних инвесторов работа на рынке
ценных бумаг обходится в “копеечку” . Российский рынок ценных бумаг строится преимущественно по
американской модели . Так в частности схожи законодательные требования в
обоих странах в части обязательной государственной регистрации выпуска
ценных бумаг , участников рынка ценных бумаг , и ряд других . Однако было
бы неверно говорить о полном соответствии и идентичности двух систем .
Различия в правовом регулировании рынка ценных бумаг между нашими странами
существуют и порой они довольно значительны . Прежде всего это касается
вопроса о том , какие именно отношения попадают под действие законов ,
регулирующих рынок ценных бумаг, что такое ценные бумаги в России и что
также securities США [4]. Согласно Закону 1933 года термин securities содержит только
перечисление видов , не выделяя существенных признаков , которые присущи
отдельным видам securities , как объекту регулирования закона . Это
произошло потому , что к 1933 году все основные виды уже реально
существовали в США , и Сенат США , принимая закон , ограничился только их
перечислением . По этой причине слишком широкое определение securities
вызывает порой серьезные проблемы правоприемной и прежде всего в судебной
деятельности . Судебное толкование понятия “securities” вытекает из анализа цели ,
которую преследовало государство , принимая Закон 1933 года. Суды исходят
из того , что важнее проанализировать смысл закона , его основную идею , не
ограничиваясь только буквальным прочтением текста . Цель принятия Закона
1933 года можно охарактеризовать следующим образом : уменьшить для
инвесторов риск возможных потерь , защитить права и интересы инвесторов-
владельцев securities от недобросовестных эмитентов . Таким образом , основная задача американских судов - определение
круга инвесторов , которые должны пользоваться повышенной правовой защитой
Закона 1933 года . В настоящее время определяющим для понимания является
тест Ховей , который применяется в тех случаях когда инструмент не может
быть однозначно определен и необходимо использовать более широкое
определение . В соответствии с тестом Ховей под инвестиционным контрактом (и
соответственно под securities) следует понимать договор , на основании
которого физическое или юридическое лицо инвестирует (вкладывает) свои
деньги в предприятие , руководствуясь при этом целью получения дохода ,
создаваемого исключительно усилиями либо самого учредителя этого
предприятия , либо третьих лиц . Отдельные элементы теста Ховей крайне важны для понимания природы
securities . Можно выделить четыре основных элемента теста Ховей :
“Инвестирование денег” . Инвестирование понимается как процесс передачи
инвестором денег в собственность (пользование) другого лица (эмитента) с
целью получения для себя прибыли (дохода). В соответствии с
законодательством в качестве вложения могут выступать не только деньги , но
и товары , услуги и результаты творческой деятельности или личного труда .
С другой стороны отмечается , что трудовой контракт , согласно которому
работник вкладывает свой труд в обмен на получение вознаграждения , включая
пенсию сам по себе не является инвестированием и соответственно не является
securities .
“Предприятие”. Предприятие в данном случае понимается как любое дело в
сфере бизнеса , в котором участвуют в той или иной степени несколько
человек или организаций . Термин обозначат также то , что вложение средств
производилось на основании общих для всех инвесторов условий , и контракт
по приобретению securities не является результатом персональной
договоренности инвестора и организатора выпуска - эмитента.
“Получение прибыли”. В качестве цели инвестирования подразумевается
получение инвестором прибыли (дохода) от объекта вложения средств .
Большинство специалистов исходят из того , что в качестве прибыли (дохода)
могут быть получены не только деньги , но и иного рода объекты .
“Усилия исключительно самого учредителя предприятия или третьих лиц”.
Указанное условие является весьма важным для понимания природу securities и
во многом позволяет отделять securities от иного вида инвестиций .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|