МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Акселерация развития и готовность к обучению в школе

    Акселерация развития и готовность к обучению в школе

    Тема: Акселерация развития

    и готовность к обучению в школе

    План

    I. Введение.

    II. Сущность процесса акселерации.

    2.1 Понятие процесса акселерации и доказательство ее на определенных

    фактах.

    2.2 Акселерация подростков.

    2.3 Последствия акселерации.

    III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации и формирования

    человека в будущем.

    IV. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в будущем.

    V. Соматические заболевания подростков.

    5.1 Алкоголизм.

    5.2 Курение.

    5.3 Наркомания.

    VI. Заключение.

    I. Введение. Основные закономерности развития организма подростка

    Акселерация – на данном этапе – процесс, без которого мы не можем даже

    представить себе процесс развития современного подростка. Трудно установить

    грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша –

    взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической революции и такого

    ультрасовременного процесса, как акселерация[i].

    Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Это

    буквально означает, не имеющий права говорить (от слов «от» и «реку»). Даль

    в своем толковом словаре характеризовал подростковый возраст около 14-15

    лет («дитя на подросте»), а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15

    до 20 лет и более»[ii].

    Однако Лев Толстой считает хронологической гранью отрочества и юношества

    – 15 лет, а для Достоевского и за 20 лет все еще «подросток»[iii]. Так что

    такое понятие как «подросток» несколько условно и не всегда может быть

    определено четкой границей.

    Это разделение зависит еще и от индивидуальных особенностей организма.

    «Молодежь подросткового возраста (период отрочества и юности) не только

    значительная часть населения, но и качественно обособленная группа, имеющая

    свои специфические черты, которые отражают особенности поведения юношей и

    девушек, их поступки, образ мышления и т.п.»[iv]

    В настоящее время ученые разделяют 2 подростковых возраста: 10-14 лет и

    15-17 лет. В отличии от детского возраста в этот период начинает

    складываться организм взрослого человека. Этот период характеризуется также

    началом полового созревания.

    Физическим проявлением подросткового возраста становится увеличение

    роста. Быстрый рост начинается в среднем у девочек в 12 лет и у мальчиков в

    14 лет. Замечено, что девочки 13-14 лет, в основном, выше и тяжелее, чем

    мальчики того же возраста.[v]

    Это обусловлено усиленным ростом костей, что придает временную тонкость в

    фигуре. Это сопровождается расслаблением связок и сутулостью. Только после

    этого наступает период роста мышц.

    В психологическом плане подростки «начинают осознавать свои возможности и

    задатки, что в свою очередь вызывает появление интереса к смыслу жизни, к

    проблеме выбора рода занятий или работы, своего места в семье и в

    обществе».[vi] В общем, происходит полная переоценка ценностей,

    психологическая возбудимость и нервозность повышены, наблюдается т.н.

    «максимализм».

    Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый человеческий организм сугубо

    индивидуален, и у каждого наступает подростковый возраст по-разному: у кого-

    то раньше, у кого-то позднее. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже

    взрослым, другой – только-только начинает расставаться с детством. Это

    чисто внешне.

    В точности такое же отличие существует в психологическом развитии, в

    интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности.[vii]

    Кроме этого в каждом из подростков, даже в самом возмужалом, наблюдаются

    внутренние диспропорции. Отдельные системы организма созревают в разное

    время. Это проявляется и в психике: «старший подросток может быть в одних

    отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Пласты

    детства в нем причудливо уживаются в нем с пластами взрослости»[viii].

    Кроме этого социальное созревание не соответствует по времени

    физическому. Физическое созревание происходит гораздо раньше социального:

    сроки обучения за последнее время заметно удлинились, чем было в прошлом,

    зато молодежь раньше обзаводится семьей, чем это делало прошлое поколение,

    хотя большинство из них при этом сохраняют материальную зависимость от

    родителей. Отсюда происходит неопределенность нормативных критериев

    социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.[ix]

    Также «уровень физиологического развития и интенсивность роста зависят от

    наследственных факторов, условий жизни и климатических особенностей места

    проживания. Плохие условия и недостаточность питания могут привести к

    задержке роста и более позднему развитию»[x]. Именно из-за разности этих

    условий подростковый период наступает у всех по-разному.

    В настоящее время фазы биологического развития организма все более и

    более сдвигаются к ранним возрастам. Так за истекшие 100 лет прохождение

    наивысшей точки усиленного роста девушек снизилось с 16 до 12 лет и все

    продолжает понижаться примерно на 9 месяцев для каждого следующего

    поколения.[xi] Подобное явление и носит название акселерация. Но данное

    понятие акселерации, принятое в широких кругах, несколько отличается от

    научного понятия акселерации.

    II. Сущность процесса акселерации

    2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах

    Ростовая акселерация характеризуется тем, что из года в год у подростка в

    значительно убыстренном темпе повышается средний вес, повышается рост,

    увеличиваются размеры объема грудной клетки и т.д. Акселерация, т.е.

    ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной чертой

    происходящих в организме современного человека изменений.[xii]

    Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время

    внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери,

    когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса

    оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25

    лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз.[xiii] «На протяжении всей

    жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного

    покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и

    функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь

    начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»[xiv]

    Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний

    вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2

    см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже

    до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.[xv]

    Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в

    настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга.

    «так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов

    на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см.

    сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших

    в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился

    на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10

    лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы

    акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост

    увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний

    ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»[xvi]

    В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько

    десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10

    см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено,

    что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см.

    За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4

    кг.[xvii]

    Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время

    темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно

    сказать и о детях подросткового возраста.

    2.2 Акселерация подростков

    В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего

    уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен

    наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной

    клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа

    увеличился на 1,5 см.

    Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых

    странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым

    данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см.[xviii]

    До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и

    мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем,

    в период полового созревания начинают появляться значительные различия в

    темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост

    замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем

    резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9

    кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше

    мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.

    В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14

    лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила

    рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16

    лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года.[xix]

    «Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина

    тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки

    несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом

    полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково,

    а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в

    росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.»[xx]

    Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы.

    Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-

    20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.

    Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела

    заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше,

    чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам).[xxi]

    Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути

    предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает

    нагрузку на органы, важные для жизни.

    2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков

    Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают

    раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку,

    сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация

    не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость,

    тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

    Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У

    сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса,

    менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со

    средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок

    полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с

    17 до 14,2 лет.»[xxii]

    Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-

    разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам

    известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции

    функционируют у каждого человека «по разным расписаниям»[xxiii].

    Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство

    неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не

    скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу,

    осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате

    полового созревания.

    При этом меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее

    послушный, он становится резким, обижается на замечания, становится более

    замкнутым.

    Период полового созревания начинается с роста молочных желез, малых

    половых губ, оволосенения лобковой области. У мальчиков растут в ширину

    плечи, придавая этим мужской вид, у девочек расширяется таз и формируется

    женская фигура.

    У девушек, в связи с появлением вторичных половых признаков, очень часто

    идут изменения во всей костно-мышечной системе, что приводит к нарушению

    осанки. У юношей сутулость - также одно из основных последствий этого. Но

    у мальчиков вторичные половые признаки появляются позднее, чем у

    девочек.[xxiv]

    Еще одно из последствий акселерации – воздействие на кожу. В некоторых

    случаях требуется даже профессиональная медицинская помощь, а не только

    косметолог.

    Психофизический баланс подростка меняется из-за изменения деятельности

    желез внутренней секреции, в частности половых, и недостатка при этом

    воспитания. Мы видим, что у подростков, ране, чем раньше повышается нервная

    возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д.

    Кроме этого наблюдается переоценка своих возможностей, активное

    самоутверждение, критика чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в

    социальном отношении.[xxv]

    Таким образом, можно сделать вывод, что «как явление эволюционного

    характера, акселерация регулирует процессы физиологического развития

    подростков, способствует улучшению их здоровья и потенциальных

    возможностей. Что же касается отрицательных ее сторон, то это трудности

    роста, во многом обусловлены тем, что наш организм еще недостаточно

    приспособился к новым условиям, созданным ускоренным развитием»[xxvi]. Так,

    например, в случае изменений на глазах одного поколения, к примеру, в

    росте, мы используем устаревшие стандарты и размеры одежды, обуви, мебели

    для школьников и т.д. Из-за того, что человек стал выше, мебель кажется нам

    ниже, что заставляет человека принимать неудобную позу. А это очень

    отрицательно влияет на развитие костно-мышечной системы, усложняет работу

    внутренних органов.[xxvii]

    На этом последствия акселерации, конечно же, не исчерпываются.

    С ней связаны и многие патологические отклонения в отдельных органах и

    системах. Так подростки, отличающиеся большой окружностью грудной клетки,

    очень часто страдают дистрофией и дистрофическими изменениями мышц сердца,

    чаще, чем подростки со средним физическим развитием. У быстро развивающихся

    подростков бывает повышенное кровяное давление (10,1%). Перед этим у

    акселератов наблюдается повышение темпов роста и веса тела в 11-13 лет у

    девочек и на 2 года позднее у мальчиков.

    У подростков очень часто развиваются различные поражения сердечной мышцы

    (миокардиопатии, миокардиты). Это связано с ослабленностью организма в

    период акселерации и попадании в организм микроорганизмов при ангинах,

    заболеваниях дыхательных путей и прочих инфекциях.[xxviii]

    В результате исследований, проведенных в конце 70-ых гг. в среде

    подростков, у 3,2% из них, т.е. из обследованных было выявлено искривление

    позвоночника.[xxix]

    Вследствие акселерации изменилось количество и течение различных

    заболеваний у подростков. Например, происходит омолаживание заболеваний:

    так раньше малая хорея наблюдалась с 10-11 лет, то сейчас ее уровень упал

    до 8-9 лет. Особое место занимают различные формы ревматизма – особенно у

    акселератов в момент наибольшего увеличения веса тела. С этим же связано

    учащение вегетативных неврозов и детского кариеса, хронического тонзилита и

    катара верхних дыхательных путей, хронических заболеваний желудочно-

    кишечной системы, детских инфекций; даже есть случаи диабета.

    «Значительное число заболеваний вызывается большим весом, избыточным

    питанием, а также рядом других причин (злоупотреблением углеводами). За

    последние десять лет число больных сахарным диабетом в мире возросло в 2-3

    раза. По данным статистики это заболевание встречается у 1-2%

    населения.»[xxx] При этом наибольшую склонность к диабету имеют акселераты,

    которые значительно тяжелее переносят простудные, желудочно-кишечные,

    аллергические заболевания.

    На возникновение подобных заболеваний очень сильно влияет астеническое

    строение организма подростка.

    Однако есть и положительные последствия акселерации, хотя их и

    значительно меньше. Так акселерация способствует предупреждению некоторых

    болезней, т.к. быстро развивающийся организм более успешно борется с ними.

    Так стали более редки неинфекционные заболевания мочеполовой системы,

    печени и желчных путей, ряд неврозов. Кроме этого меняется характер и

    течение некоторых заболеваний: заболевания эти реже приводят к смерти, хотя

    протекают более длительное время, т.е. чаще стали из острых превращаться в

    хронические.[xxxi]

    Т.о. вывод: усиленное развитие организма подростков, т.е. акселерация

    приводит к временному ослаблению сопротивления организма к различным

    инфекционным заболеваниям, т.е. к снижению иммунитета. Это обусловлено

    рядом физиологических изменений в организме подростка, изменением строения

    в костно-мышечной системе, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.

    системах. Поэтому не окрепнувший организм подростка требует большей заботы,

    большего внимания к себе и профилактики заболеваний, чем организм взрослого

    человека.

    III. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.