Аудирование на старшем этапе в средней общеобразовательной школе. Курсовая работа.
количества времени, что является важным, так как
тренировать детей в умении слушать необходимо каждое
занятие, даже очень насыщенное другими видами
деятельности.
Следующее упражнение, на которое хотелось бы обратить
внимание - №4 с.50 с заданием: «A reporter from a
travel magazine for teenagers asked some British
schoolchildren about the best way to see the UK. Here
is what they think about it. What ways of travelling do
they suggest? What are their reasons?» (Приложение 3).
Упражнение направлено на понимание с извлечением
конкретной информации, а также на понимание недостатков
и преимуществ различных способов путешествия. Однако
здесь не предусмотрено ни задания для контроля
понимания, ни последующего задания по данной теме,
обращённого к личному опыту учащихся.
На наш взгляд упражнение в 4 уроке данного раздела (№5
с.56) с заданием «Mark and Brandon are talking about
their holidays. Put their conversation in order (диалог
представлен в виде «разбросанных» фраз). Then listen
and check.» (Приложение 4) также имеет недостатки.
Аудирование в данном случае является формой контроля,
но, тогда сильно снижается мотивация учащихся слушать и
понимать. Они слышат только начало фраз, которые
подсказывают им правильность выполнения задания.
Mы рассмотрели задания одного раздела. В целом, они
соответствуют требованиям, которые необходимы для
реализации поставленных задач в обучении аудированию в
8 - 9 классах. Но если просмотреть весь УМК, можно
заметить, что наиболее часто встречается задание
«Listen and check». Очевидно, что задания такого типа
не вполне обеспечивают мотивационный компонент
аудирования, то есть после их выполнения учащиеся не
знают где и как использовать полученную информацию.
Это, в свою очередь, снижает эффективность установки на
целенаправленное восприятие текста, и учащиеся не сразу
включаются в слушание текста, а также отвлекаются в
ходе этого процесса.
В УМК «Happy English» также отсутствуют небольшие
художественные тексты, в том числе и юмористические,
которые являются эффективным стимулом успешного
аудирования. Они способствуют созданию атмосферы
непринужденности, релаксации. Психологическая разрядка,
возникающая благодаря юмористическим и художественным
средствам, определённым образом нейтрализует
напряжение, связанное с декодированием трудных
моментов.
Система дополнительных заданий к УМК «Happy English »
К имеющимся упражнениям в учебном пособии каждый
педагог может подобрать свои задания для повышения
успешности аудирования. В этом разделе мы хотим
предложить несколько таких заданий к рассмотренным
упражнениям.
К упражнению №3 на с.41 можно предложить такое задание
«What reasons are more attractive for you? Why?». Для
лучшего понимания задания учитель может предложить свой
ответ. Например: «I\\\'ve always wanted to visit Liverpool
- the home of the Beatles. I enjoy listening to their
music. I\\\'d like to see where they lived».
К упражнению №4 на с. 50 можно предложить самое простое
задание. Это вопрос «What way of travelling do you
prefer? Why?» или «What way of travelling would you
advise your friend? Why?». По данной теме также
возможно использование тестов с множественным выбором,
которые будут иметь выход в другую деятельность.
Для тестов множественного выбора наиболее удобно
использовать таблицу (номера текстов не проставлены в
карточках для учащихся).
+-----------------------------------------------------+
| Travelling | By | By | By | On | By |
| | car | plane | train | foot | ship |
|------------+------+--------+--------+-------+-------|
| № | №2 | №1 | №4 | №3 | №5 |
+-----------------------------------------------------+
Задание: «Listen to the text and fill the list».
Text No. 1. It is the fastest way of travelling. It can
take you from one town or city to another in no time.
The seats are comfortable. That\\\'s a pity, but sometimes
you can see very little from the windows. The things
are too small to be seen. When the weather is rainy or
foggy, you can\\\'t travel by it. Also it is rather
expensive.
Text No. 2. This way of travelling is fast. You can
stop at any place you like and go where you like. You
need no tickets. Usually families travel by it.
Text No. 3. This is the slowest way of travelling. Both
young and old people like it. You needn\\\'t worry about
tickets. The only thing you need is rucksack. You can
visit many places in such a way.
Text No. 4. This way of travelling is fast and cheap.
It is so enjoyable to travel in this way. The seats are
comfortable. Certainly, it is a little stuffy, but you
can see a lot of interesting things from the window.
You can make long journeys on land by it.
Text No. 5. This way of travelling is not so fast. Some
people like traveling by it. But others don\\\'t enjoy it
at all. Usually people travel in this way in summer,
when they are on holidays. You can see waves and
sea-gulls while travelling by it.
После выполнения задания, проверить можно с
обсуждением. А затем учащиеся разбиваются на пары и
каждая из них получает карточку с описанием ситуации
(индивидуальной для каждой пары) по которой необходимо
составить диалог. Например: «You are going to travel
from London to Longleat to visit your friend. What way
of travelling will you choose? Discuss it.».
Недостаток художественных и юмористических текстов в
УМК учитель может компенсировать сам. Возьмём следующий
текст:
«A traveler was standing at the desk in the lobby of a
Washington hotel. He was in a hurry. He had only twenty
minutes to pay the bill and reach the station. Suddenly
he remembered that he had forgotten something.
He called the bell-boy and said: “Run up the room 48
and see whether I left a box on the table. Be quick.
I\\\'m in a hurry.”
The boy ran up the stairs. Five minutes passed, and the
gentleman was walking up and down impatiently. At last
the boy came back.
“Yes, sir,” he said. “Yes, sir you left it there. It\\\'s
on the table.”»
Конечно, перед аудированием учитель должен снять
трудности, связанные с пониманием этого текста. Задания
на снятие трудностей зависят от индивидуальных
характеристик класса. Контролем понимания может служить
смех детей в конце рассказа, а также выполнений заданий
к тексту. Например, задание «Listen to the text and
think of the title of it» поможет педагогу развивать не
только умение вычленять главную мысль текста, но и
умение заменять слова эквивалентными.
Также, подобные тексты удобны для проверки понимания с
помощью теста дополнения. Рассмотрим его.
Учащиеся слушают текст. Он препарирован таким образом,
что часть слов в определённом интервале опускается.
Делая паузу в чтении и сигнализируя о пропущенной
единице, учитель побуждает учащихся назвать (записать)
пропущенные слова.
Важно правильно подобрать количество пропусков.
Оптимальную дистанцию между пропущенными словами
составляют 10-15слов. Меньший интервал между
пропущенными словами не желателен, так как в этом
случае будет существенно нарушена связность текста и
обучаемый не сможет опираться на контекст. Пропускаться
могут как знаменательные, так и служебные слова.
Следует отметить, что служебные слова угадываются
легче, потому что они грамматически обусловлены. При
угадывании служебных слов возможны варианты.
В качестве иллюстрации приведём образец устного текста
восстановления. Учащимся даётся задание: «Listen to the
text.» (учащиеся слушают). «Now listen to it once more.
8 words are missed in the text. Guess what words are
missed and write them down.». Следует вторичное
прослушивание текста.
Nick and his father (1) to see his grandmother. In the
train Nick put his head out of the (2) every minute.
His father said: “Nick, keep quiet! Don\\\'t put your (3)
out of the window,” but Nick didn\\\'t obey him.
Then his father took Nick\\\'s (4) quietly, hid it behind
his back and said: “You see, your cap has (5) .”
Nick began to cry. His father said: “Whistle and your
cap will (6).”
Nick whistled and his father put the cap on Nick\\\'s
head. Nick was (7). He took his father\\\'s cap quickly
and threw it out of the window.
“Now it\\\'s your turn to (8), Dad,” said he gaily.
В первой главе мы описали методику работы с
аудиотекстом. Рассмотрим её на конкретном примере. Для
этого возьмём текст из раздела «Healthy looking
guide»УМК «Happy English 9», который есть в аудиозаписи
в звуковом приложении в данном УМК. Текст состоит из
двух отрывков, которые предъявляются вместе.
«Helen: I\\\'m not going to be a supermodel. But I think
it is very important to be fit and healthy and look
nice. Some firms don\\\'t employ people who are overweight
or who are smokers. I agree with that because smoking
affects other people\\\'s life too. I pay a lot of
attention to my health. I try to eat only low-fat food,
more fruit and vegetables which are rich in vitamins
and less sweets. I don\\\'t smoke. I don\\\'t want to have
unhealthy skin and teeth. Besides, I have been doing
aerobics for a year. I feel great. And all my friends
think I look great.»
«Bob: I have no problems with my health though I\\\'m a
smoker and a bit overweight. I like smoking. It helps
me to relax. I have been smoking since I was 12. All my
friends are smokers. I don\\\'t want to be the odd one
out. I know all the facts, but you only live once,
don\\\'t you? So why not enjoy yourself? As for dieting I
think it is very dangerous. You are what you are. It is
impossible to change. Besides, I like chocolate bars,
ice-cream and the like. Why should I give up such tasty
things? Eat only cucumbers? Never! Of cause I have some
problems with my skin and hair, but I don\\\'t want to
change.»
Первое, что должен сделать учитель - определить какие
слова и грамматические структуры могут вызвать
затруднение у учащихся при прослушивании этого текста.
На наш взгляд, это предложения, которые употреблены в
Present Perfect Progressive Tense, с которым учащиеся
только начинают знакомиться. Целесообразно прослушать и
перевести эти предложения заранее. Также в тексте
имеется несколько слов, которые могут вызвать
затруднение. Выбор таких слов зависит от
подготовленности класса. По нашему мнению, это могут
быть: employ, pay a lot of attention, the odd one out,
the like, give up. Эти слова следует записать на доске,
перевести и проиллюстрировать примерами для лучшего
запоминания и узнавания в тексте.
Перед прослушиванием текста учитель даёт целевую
установку. Она может быть такой: «Why do you think
these opinions were broadcasted on the radio? What the
journalist wanted to show?», или такие - «Which of
these opinions would you tell your younger brother?
Why? », «What person would you make friends? Why?».
После прослушивание текста и выполнения предтекстовой
установки, для закрепления лексики, а также выхода в
другой вид деятельности учитель может предложить такие
задания (для слабо подготовленного класса после
повторного прослушивания): воспроизвести контекст по
ключевым словам, отреагировать (согласиться или
опровергнуть) на утверждения и в качестве последнего
задания может быть пересказ одного из мнений,
составление рассказа (своего мнения) по аналогии или
составление диалога с разыгрыванием ролей Боба и Хелен.
Выводы по главе 2
Проанализировав задания на аудирование УМК «Happy
English», мы пришли к выводу, что, работая по данному
УМК, педагогу в большинстве случаев необходимо
продумывать дополнительные задания, направленные на
выполнение задач, поставленных в первой главе.
Подбирая тексты для аудирования, учитель должен точно
понимать задачи, в осуществлении которых поможет этот
текст. Но не смотря на то, что задания могут
проводиться с различной целевой направленностью,
система работы над ними включает три этапа.
Цель первого этапа заключается в создании ситуации и
мотива общения и формулировке коммуникативной задачи, а
также в преодолении трудностей восприятия.
Второй этап посвящается восприятию и пониманию текста и
извлечению нужной информации. Следует отметить, что в
естественных условиях понимание смысла не является
целью акта общения. Это результат слушания, а также
необходимое условие осуществления коммуникативной цели
слушающего (например, узнать когда приходит поезд),
узнать мнение собеседника, получить разрешение на
что-либо и т. д. Поэтому слушатель должен произвести
селекцию содержания: отделить новое от известного, в
новом выделить то, что соответствует его
коммуникативной цели. Эта весьма сложная работа
направляется предтекстовыми заданиями.
Третий этап служит для контроля понимания смысла текста
(осуществления коммуникативного намерения и достижения
коммуникативной цели слушающим), а также эффективности
акта общения (выход на другой вид деятельности).
Если учитель будет соблюдать три основных этапа работы
над текстом для аудирования, которые также могут
дробиться на более мелкие, можно с уверенностью
говорить об успешном обучении аудированию.
Заключение
Обобщив весь полученный материал, можно сделать вывод,
что для того чтобы учитель иностранных языков сумел
сформировать устойчивый навык восприятия речи на слух,
он должен знать и сознательно использовать все
позитивные и компенсировать негативные факторы,
влияющие на этот процесс.
Прежде всего, нужно определить трудности в обучении
аудированию как в целом, так и в индивидуальном случае,
и искать способы их преодоления, чему способствует
осознание целей заданий как каждого аутентичного
текста, так и всей системы заданий в целом. Очень важно
для преодоления трудностей правильно определить нужный
уровень сложности текста и нормальный темп предъявления
текста учителем.
Нужно помнить и о том, что тексты должны отражать
многообразные интересы учащихся, иметь выход в другой
вид деятельности и затрагивать мотивационную сферу
учащихся, помогающую создать условия для осознанного
слушания.
Формы контроля понимания полученной информации также
имеют значение. Их многообразие не допустит снижения
интереса детей к аудированию и иностранному языку в
целом, а также позволит учителю отслеживать успешность
овладения аудированием и корректировать этот процесс в
зависимости от полученных результатов.
Педагог должен понять к какому уровню владения
иностранного языка нужно подвести своих учеников,
изучить аттестационные требования к владению
иностранным языком учащимися к концу базового курса
обучения и на их основе определить основные направления
работы учителя иностранного языка в 8 - 9 классах. Что
и было сделано в первой главе. По определённым
направлениям работы затем подбираются задания, примеры
которых можно увидеть во второй главе.
Но в каком бы направлении не работал учитель, какие бы
цели и задачи не преследовал, он должен соблюдать
методику работы как при контактном аудировании, так и
при дистантном, кратко изложить которую можно так:
соблюдение трёх этапов работы с текстом (предтекстовый,
текстовый и послетекстовый), у каждого их которых есть
свои задачи, и на каждом из которых подбираются
задания, соответствующие задачам этапа.
В заключении отметим, что подобранные задания учителем
(например задания, данные во второй главе) могут быть
использованы в рамках любого УМК и будут способствовать
повышению эффективности обучению аудирования на уроках
иностранного языка.
Управляемое аудирование поможет выработать у школьников
привычку к активному восприятию многообразной
информации, которой так насыщена современная жизнь, где
хорошее знание английского языка воспринимается как
норма, а не как редкое явление.
Литература:
1. Бим И. Л. и др. Аттестационные требования к
владению иностранным языком учащимися к концу
базового курса обучения. // ИЯШ - 1995, № 5 - с. 2
- 8.
2. Бим И. Л., Каменецкая Н. П. О преподавании
иностранных языков на современном этапе. // ИЯШ -
1995,№ 3 - с. 6 - 11.
3. Брюсова Н. Г. Контрольные и проверочные работы по
английскому языку в 7 - 9 классах. - М.,2000.
4. Введение в коммуникативную методику обучения
английскому языку. - Oxford University Press,
1997.
5. Гез Н. И. и др. Методика обучения иностранным
языкам в средней школе. - М, 1982.
6. Димент А. Л. Jokes and funny stories. - М., 1993.
7. Елухина Н. В. Обучение слушанию иноязычной речи.
// ИЯШ - 1995, № 5 - с. 20 - 23.
8. Кузовлёв В. П. и др. Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений. - М., 2002.
9. Кузовлёв В. П. и др. Учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений. - М., 1996.
10. Кузовлёв В. П., Лапа Н. М. Книга для учителя к
учебнику для 8 класса общеобразовательных
учреждений. - М, 2001.
11. Кузовлёв В. П., Лапа Н. М. Книга для учителя к
учебнику для 9 класса общеобразовательных
учреждений. - М, 2000.
12. Макарова Г. С. Дидактические карточки-задания по
английскому языку. - М., 2002.
13. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя
иностранного языка. - Минск, 2001.
14. Натальин В. П., Натальина С. А., Паращук В. Ю.
Тестовый контроль аудирования на уроках
английского языка в 8 классе. // ИЯШ - 1991, № 1 -
с.46 - 48.
15. Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по иностранному языку. // составитель Симкин
В. Н. - М., 2001.
16. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. - М., 1988.
17. Поляков О. Г. О некоторых проблемах использования
тестов как одного из средств контроля обученности
школьников по иностранному языку. // ИЯШ - 1994, №
2 - с.15 - 22.
18. Рапорт И., Сельг Р. Соттер И. Тесты в обучении
иностранному языку в средней школе. - Таллин,
1987.
19. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам
в средней школе. - М., 1991.
20. Рыбак Г. Ф. О некоторых приёмах создания
благоприятного психологического климата при
обучении иностранным языкам в средней школе. //
ИЯШ - 1992, № 1 с. 26 - 28.
21. Сафонова В. В. Проблемные задания на уроках
английского языка в общеобразовательной школе. -
Воронеж, 1987.
22. Старков А. П., Островский Б. С, Книга для учителя
к учебникам английского языка для 6 - 8 классов
средней школы. - С.-Петербург,1998.
23. Щукин А. Н. Методика использования аудиовизуальных
средств. - М.,1981.
24. Янушкова Т. П. Funny stories. - Минск, 1999.
Приложение
Приложение 1.
* Britain seems to me to be living history.
* There is so much to see there.
* I want to practise my English.
* I\\\'ve heard the English countryside is really
beautiful and romantic.
* So many interesting cities: London, Edinburgh,
Oxford, Cambridge, York… The list goes on and on.
* It\\\'s a wonderful place for walking.
* I\\\'ve always wanted to visit Liverpool - the home
of the Beatles.
Приложение 2.
The British Travel Centre invites you to one of the
world\\\'s most beautiful cities. Edinburgh is Scotland\\\'s
historic capital. Classic architecture, fine squares
and parks, famous castles make Edinburgh the most
elegant and romantic city in Britain.
Приложение 3.
* Walk everywhere! The tube\\\'s expensive. And you
cannot see anything. Walking is fun. You would
meet a lot of people and visit many places.
* I think, walking is no fun when it rains. You\\\'d
rather travel by bus. Relax and enjoy the views.
And of cause, you would enjoy guided Bus Tours
most of all.
* I hate this stuffy buses. Why not ride a bike! I\\\'d
like to recommend cycling. It\\\'s what you need!
It\\\'s cheap, quick and healthy. Of cause, it needs
a lot of energy. But would you like to get the
most of your holidays? This is the best way to do
it.
Приложение 4.
* Hello, Mark! How were you on holidays?
* By the way, where have you been?
* I agree. My mum\\\'s different on holidays. She\\\'s
nicer and more cheerful. And she always buys me
more treats.
* Oh! Great, thanks! My family and I spent a month
in America.
* That\\\'s really nice! Isn\\\'t it wonderful to discover
new countries?! It\\\'s actually, much better than
sitting round doing nothing. The best thing in
America is Disneyland, I believe. I\\\'d like to
visit it someday.
* Yes, Disneyland is fantastic! This is the life! My
parents are fun on holidays. And they don\\\'t get
cross with me. My dad went swimming with me.
* Fantastic! You really had a lot of fun.
* This summer I spent two weeks with my brother in
Nottingham. The weather, people, everything was
wonderful. We met some new friends there. We went
rock climbing together and visited some old
castles… Now I\\\'m sure there are a lot of places to
discover in your own country.
2
Страницы: 1, 2, 3, 4
|