МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дистантное образование

    Дистантное образование

    ВВЕДЕНИЕ

    В последние 3-4 года в кругах деятелей российского образования вызывает

    повышенный интерес часто упоминаемое и широко обсуждаемое понятие

    дистанционного (или дистантного) образования. С 1994 года в России

    проводятся конференции международного ранга, посвященные проблемам развития

    системы дистанционного образования в России, в Москве и в различных

    регионах конституциируются центры дистантного образования. Успешно

    развивается ряд пилотных проектов, относимых к дистанционному образованию,

    в частности, связанных с получением высшего образования российскими

    студентами в зарубежных университетах без длительных выездов за границу.

    Интерес к дистанционному образованию подогревается сообщениями о динамичном

    росте системы дистанционного образования за рубежом. Само понятие

    дистанционного (или дистантного) образования заимствовано из английского

    языка и практики образования Великобритании, Канады и особенно США, где не

    только понятие Distance Education, но и аббревиатура DE, происходящая от

    этих слов, стали устойчивыми и не требуют расшифровки. В зарубежной

    практике понятие дистанционного образования охватывает самые различные

    модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучаемый

    пространственно разделены, находятся в разных местах (классах, школах,

    районах, городах и даже странах). При этом становится необходимыми некая

    среда или средства, с помощью которых происходит общение преподавателя и

    обучаемого. Такими средствами могут явиться:

    печатные и письменные материалы, пересылаемые по обычной почте или факсу;

    телефонная сеть;

    аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение (а также кино);

    интерактивные программированные обучающие средства, компьютерные обучающие

    программы;

    локальные и глобальные компьютерные сети.

    Естественно, что технологические особенности той или иной среды общения

    накладывают определенный отпечаток на само общение между педагогом и

    обучаемым, на стратегию и тактику обучения, методику обучения. Именно это

    влияние на методики обучения конкретным дисциплинам является темой большого

    количества зарубежных литературных источников и публикаций в периодических

    изданиях.

    Интерес, который вызвали возможности дистанционного образования в России,

    весьма парадоксален. Дело в том, что сама форма обучения, когда учащиеся и

    преподаватели не общаются между собой непосредственно в течение всего

    учебного курса, хорошо известна в России. Это существующее во многих вузах

    заочное обучение. Эволюция этой формы обучения в последнее десятилетие

    привела к следующим его основным особенностям:

    общение между преподавателями и студентами в промежутках между сессиями,

    «днями заочника», консультациями и собеседованиями с использованием

    печатных и письменных материалов сведено к минимуму;

    качество и эффективность заочного обучения в современном его виде вызывает

    серьезные нарекания.

    1. Понятие дистанционного образования. Его перспективы.

    Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой

    технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет

    обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим

    подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его

    возможностей.

    Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает

    преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных

    географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей

    осуществлять взаимодействие. Взаимодействие обеспечивается разными

    способами, такими как обмен печатными материалами через почту и телефакс,

    аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное

    обучение является перспективным способом получения образования

    изолированными сельскими учащимися, учащимися со специфическими

    требованиями или лицами, неспособными достичь поставленной цели другим

    способом.

    Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на

    расстоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что

    массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

    Можно определить дистанционное образование как образование,

    характеризующееся пятью основными моментами:

    1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие

    договоренности между ними;

    2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

    3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

    4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

    5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного

    изучения.

    Это определение охватывает ряд форм обучения - от основанных на печатных

    материалах, когда общение осуществляется по почте и телефону, до

    двусторонних видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на

    телевизионных экранах.

    В основном в дистанционном образовании существует два подхода в обеспечении

    поддержки обучения - расширение и трансформация. Эти подходы могут быть

    описаны следующим образом.

    Модель расширения имеет место тогда, когда преподаватель ведет урок,

    технологически мало отличающийся от традиционного, расширяя его до других

    пространственных и временных рамок. Деятельность педагога, совокупность

    учебных материалов, учебная среда позволяет имитировать ситуацию обучения в

    условиях класса, а также компенсировать утраченные каналы общения и

    получения учебной информации. Данная модель обучения предполагает

    преобразование лекции и последующего обсуждения в классе в индивидуальные

    обучающие материалы.

    Модель трансформации характеризует такие формы организации дистанционного

    обучения, которые не имитируют традиционное обучение, а представляют собой

    нечто новое, специфически связанное с используемыми технологиями связи

    преподавателей и учащихся.

    Программы дистанционного обучения не обязательно являются примерами точного

    соответствия той или иной модели, однако знание различий между моделями

    важно для понимания проблем психологического и педагогического порядка, с

    которыми столкнулось дистанционное образование. Вместе с новыми методами и

    технологиями обучения дистанционное обучение привносит в теоретическую

    педагогику и образовательную практику новые понятия и термины, в первую

    очередь к ним относятся:

    виртуальный класс (группа);

    поддержка обучения (поддержка учащихся);

    учебные телекоммуникационные проекты;

    обратная связь;

    диалоговая технология;

    компьютерная связь;

    телеконференция;

    координатор, модератор, фасилитатор телекоммуникационного проекта

    (телеконференции)

    Под виртуальным классом (группой) в зарубежной практике дистанционного

    образования понимается общность учащихся, взаимодействие между которыми при

    совместном выполнении ими учебных заданий происходит по компьютерным сетям.

    Виртуальный класс - понятие, свойственное трансформационной модели

    дистанционного обучения, так как можно предположить, что общение между

    учащимися с помощью компьютерной сети весьма существенно отличается от

    обычного. В условиях российского образования имеется опыт, на основе

    которого правильнее говорить о квазивиртуальных классах, когда учащиеся, не

    имеющие компьютеров дома, в совместной групповой деятельности используют

    компьютеры своей школы для общения с аналогичными группами из других школ

    (других городов).

    Под поддержкой обучения (или поддержкой обучаемого) в дистанционном

    образовании понимают любые материалы, информацию, поступающую от

    преподавателя к ученику, находящемуся в другой географической точке.

    Процесс обучения мыслится как некоторая продолженная деятельность, в

    которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму),

    связанных с тем, что учебно-методические материалы перестали поступать от

    преподавателя к обучаемому.

    Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм

    трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной

    (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой

    модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не

    учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной

    деятельности (например, цель учебного проекта экологической направленности

    - выявить источники загрязнения окружающей среды в некотором районе). Такая

    модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный

    характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с

    использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную

    направленность. Важными отличительными чертами учебного

    телекоммуникационного проекта являются:

    его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех

    месяцев);

    использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств

    для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто

    образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;

    необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая

    устанавливается координатором проекта.

    Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего

    кибернетического понятия - означает поток информации от педагога к

    дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности

    учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи

    учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение).

    Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь

    чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной

    мотивации учебной деятельности. В традиционном обучении обратная связь

    осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики,

    жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ

    ученика в классе. При дистанционном образовании многие невербальные каналы

    общения педагога и ученика оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь

    оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической

    технологии.

    Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения,

    оборудования, а также межличностнго взаимодействия и деятельности,

    обеспечивающая свободное общение.

    Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми

    сообществами заинтересованных в этом людей.

    Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и

    телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи.

    Компьютерная связь включает в себя:

    электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики

    пользователей сети;

    телеконференции, которые позволяют направлять сообщения всем участникам

    одновременно;

    доступ к удаленным информационным источникам, например библиотечным

    ресурсам, базам данных, серверам.

    Дистанционное образования (ДО) за рубежом, в частности, в США, ныне входит

    в новую, очень важную фазу своего развития. После сравнительно долгого

    периода относительной стабильности в смысле неизменности основных

    технологий и методов обучения, и недавнего периода кардинальных изменений

    вследствие появления новых разнообразных сред (видео, компьютерных

    телекоммуникаций ) ДО сегодня входит в фазу интегрирования и сближения

    технологий. Этот период окажет существенное влияние на практику обучения.

    Среди ключевых тенденций в развитии ДО необходимо указать следующие:

    одновременное развертывание (рост разнообразия) и сближение технологий;

    изменения в отношениях между преподавателями и учащимися;

    изменения отношений между учебными заведениями;

    возникновение устойчивых традиций.

    В 80-х годах технологии ДО, использовавшиеся для создания учебных

    материалов, их доставки и взаимодействия между преподавателями и учащимися,

    были малочисленны и примитивны. В основном это были печатные материалы,

    видео- и, изредка, прямые телевизионные трансляции. Для доставки

    использовались обычная почта, кабельное и общественное телевидение.

    Взаимодействие осуществлялось за счет письменных сочинений, прямых

    консультаций по телефону и иногда с помощью аудиозаписей.

    Десять лет спустя техносфера неузнаваемо преобразилась. Видеомагнитофоны

    имеются в 80% домов и ныне повседневно используются в ДО, а спутниковые

    антенны теперь начинают служить не столько развлечению, сколько

    образованию.

    Самое главным является то, что в сферу ДО вошли живые, интерактивные среды,

    такие как микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео,

    телеконференции, аудиоконференции и т.д. Все эти среды привнесли коренное

    отличие в отношения учащегося и учебного заведения. Печатные материалы,

    трансляции и даже видеокассеты имели дело с учащимся-одиночкой, новые же

    интерактивные среды используются преимущественно как расширители учебных

    аудиторий.

    Сейчас можно предсказать появление новых технологий в сфере ДО. Почти все

    они - цифровые. Они включают в себя программы гипермедиа, что позволяет

    обучаемому самому контролировать порядок освоения информационного массива,

    а также базы данных, доступные через Internet и другие сети, и даже

    интегрированные комплексы данных, что рано или поздно даст обучаемым

    возможность соединяться с видеокурсами, аудиоматериалами, базами данных и

    другим программным обеспечением прямо из дома или с места работы.

    Дистанционное обучение стало как никогда многосредовым. Неизбежно

    подключение все большего количества сред переноса учебной информации в

    качестве неотъемлемых способов преподавания курсов, как в рамках

    определенного курса, так и при межпредметных связях. Это, очевидно,

    скажется на принципах разработки курсов и планировании учебных программ в

    ДО, что выходит за традиционные рамки «проблемы доставки».

    Многосредовость ДО сказывается и на том, как учебные заведения управляют

    своими ресурсами. Раньше учебные заведения ориентировались на техническую

    сторону обучения, например, вели курсы, основанные на использовании

    печатных материалов и телевизионных программ. Сейчас такой подход

    становится неоправданным. ДО сейчас ориентируется на гибкое удовлетворение

    потребностей учащихся в учебных курсах. Берет верх смесь технологий.

    С другой стороны, взрыв технологических новаций изменяет понимание природы

    ДО. Ныне ДО включает в себя такие разные, даже диаметрально противоположные

    подходы, как самообучение и учеба в расширенной (виртуальной) аудитории.

    Теперь ДО определяется не столько его носителями и средствами доставки,

    сколько природой взаимодействия партнеров по обучению.

    С усложнением и расширением технологий ДО растет и круг организаций и

    структур, так или иначе вовлекаемых в этот процесс. Технология становится

    частью инфраструктуры учебного заведения: отныне с равным вниманием должны

    рассматриваться проекты, касающиеся не только исследований и/или

    администрирования, но и преподавания как такового. Следовательно, возникает

    более широкое сообщество субъектов, заинтересованных в капиталовложениях в

    образовательные технологии.

    В то же время технологическая инфраструктура дистанционного образования

    растекается за пределы учебных заведений, разрабатывающих дистанционные

    методики обучения. Вузовские технологии должны быть совместимы со средней

    школой и техникумами, соответствовать государственным и региональным

    образовательным стандартами. Соответственно ДО становится предметом

    законодательства по мере роста межрегиональных телекоммуникаций. Вопросами

    ДО начинают занимаются законодатели и соответствующие аккредитованные

    органы.

    Прошедшее десятилетие ясно демонстрирует, как изменения в технологии влияют

    на отношения между учебными заведениями и обучаемыми. Ранее ДО имело дело c

    учащимися-одиночками. Традиция заочного обучения состояла в том, что любой

    учащийся представлял собой «класс одного учащегося». Ученик

    взаимодействовал лишь с преподавателем, но не с другими учащимися. Этой

    модели свыше ста лет, и именно она была взята за основу для телевизионного

    образования в 80-х годах. Телевизионные трансляции, как и заочное

    письменное обучение, были рассчитаны на одного учащегося, находящегося у

    себя дома. Такой подход весьма индивидуален в том смысле, что учащийся сам

    выбирает время, место и темп обучения. Но он не слишком ориентирован на

    индивидуальность учащегося, если учесть, что отбор материалов,

    дополнительная поддержка и порядок изучения дисциплин целиком зависят

    только от учебного заведения.

    Начиная с середины 80-х быстро растут разнообразные интерактивные

    телекоммуникационные среды - спутниковые, микроволновые, сжатое видео,

    аудиоконференции и т.д. Все это сделало групповое обучение центром внимания

    в ДО.

    Новые среды позволяют расширить традиционную аудиторию до так называемой

    «виртуальной». В результате контроль за временем, местом и темпом обучения

    возвращается к учебному заведению, но учащиеся получают возможность

    общаться друг с другом.

    В настоящее время появляется новый тип учебной группы -«сообщество

    учащихся» - благодаря асинхронности таких телекоммуникационных сред как

    компьютерные конференции, электронная почта и голосовая почта.

    Поскольку эти среды не предполагают одновременного вопроса и ответа,

    учащиеся могут снова сами выбирать время, место и темп, сохраняя

    возможность общения с другими учащимися, которые в это время работают с

    другой частью учебного курса или даже проходят совсем другие курсы в рамках

    программы. Цели общения в «сообществе учащихся» не столь дидактичны, сколь

    контекстуальны, подразумевая принципиально новый уровень общения помимо

    предусмотренного учебной программы.

    Можно ожидать появление нового типа отношений в конце этого или начале

    следующего десятилетия. По мере того, как учащиеся получают доступ к

    большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью

    компьютерных сетей, появляется новый тип учащегося - великолепно

    оснащенного для учебы, а лучше сказать, целого «сообщества молодых ученых».

    Учащиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и

    последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность

    свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

    В конце 70-х учебные заведения действовали в сфере ДО самостоятельно. Они

    разрабатывали свои курсы, покупали готовые у других учебных заведений и

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.