МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

    Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

    Библиотечно-информационный факультет

    Специальность: менеджер информационных систем

    Очное отделение

    … курс, … группа

    РЕФЕРАТ

    по курсу

    «Педагогика»

    тема

    «Домашнее воспитание за рубежом.

    История. Традиции. Перспективы»

    Выполнил:

    Санкт-Петербург

    2004

    СОДЕРЖАНИЕ

    Характеристика семьи

    . Семья и брак . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

    . Традиции семейного воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

    История педагогики как науки. Домашнее воспитание в Древнем Мире

    . К вопросу об источниках изучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

    . Зарождение воспитания как особого вида деятельности. Возникновение

    семьи. Воспитание детей в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

    . Воспитание и обучение в условиях цивилизаций древнего востока: общее

    и особенное в генезисе воспитания и школы . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

    . Воспитание в Древнем Египте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

    . Воспитание в Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

    . Воспитание в Древнем Риме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

    В заключении

    . Зарубежный опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

    . Современный подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

    Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

    ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    СЕМЬЯ И БРАК

    Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных

    человечеством за всю историю своего существования, Ни одна нация, ни одна

    культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии,

    сохранении, упрочнении заинтересовано общество, государство, в прочной

    надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

    В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки

    сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон,

    Аристотель, Кант, Гегель и др.). Выявлено много признаков семьи, но как их

    объединить, выделив самые существенные? Наиболее часто о семье говорят как

    об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в

    биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все

    чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой,

    подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных

    отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами,

    нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как

    совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство.

    Итак, семья – это малая социально-психологическая группа, члены

    которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и

    взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой

    обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве

    населения.

    Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два

    основных вида отношений – супружество (брачные отношения между мужем и

    женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми;

    родственниками).

    В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные

    отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних

    семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот,

    радости; для других – своего рода поле брани, где все ее члены бьются за

    собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным

    поведением. Однако понятие счастья большинство живущих на земле связывают,

    прежде всего, с семьей: счастливым себя считает тот, кто счастлив в своем

    доме. Оказывается, что люди, имеющие, по их собственным оценкам хорошую

    семью, дольше живут, меньше болеют, продуктивнее трудятся, более стойко

    переносят жизненные невзгоды, общительнее и доброжелательнее по сравнению с

    теми, кто не сумел создать нормальную семью, сохранить ее от распада или

    является убежденным холостяком. Об этом говорят результаты социологических

    исследований, проведенных в разных странах.

    Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет

    на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все

    социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность

    от общественно-экономических отношений, выступая одни из самых традиционных

    и устойчивых социальных институтов.

    В житейских представлениях, да и в специальной литературе понятие «семья»

    часто отождествляется с понятием «брак». На самом деле эти понятия по сути

    дела имеющие общее, не являются синонимами.

    Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы

    социального регулирования (табу, обычай, религия, право, мораль)

    сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на

    поддержание непрерывности жизни. Цель брака заключается в создании семьи и

    рождении детей, поэтому брак устанавливает супружеские и родительские

    права и обязанности.

    Следует иметь в виду, что

    - брак и семья возникли в разные исторические периоды;

    - семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак,

    поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их

    детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых

    им людей.

    ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих

    заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные

    традиции.

    Слово «традиция» (от лат. tratitio - передача) означает исторически

    сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки,

    правила поведения. Семья, как и другие социальные институты, существует,

    воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без

    которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы

    жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с

    различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением

    семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские

    отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А

    поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение

    культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности

    может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во

    многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного

    малыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу,

    передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги, ведение

    семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т.д. Передаваясь из

    поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни,

    не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их

    назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-

    родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов

    передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь,

    доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому

    человеку.

    В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия

    «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Ответ на вопрос о том,

    насколько правомерно такое отождествление, дается в исследовании

    И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие

    социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации

    утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих

    отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции

    осуществляют разными путями. Обычаи непосредственно, путем детальных

    предписаний определенных действий в конкретных ситуациях, стабилизируют те

    или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности

    новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в

    общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и

    многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не

    выражается в форме идеала. Обычай весьма подробно предписывает то, что

    следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким

    нужно быть.

    В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая

    определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается

    детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к

    определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой

    придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то

    делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем,

    необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему

    таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты - тем и рады».

    В силу указанного выше различия, существующего между традициями и

    обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании

    ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки - стереотипно

    повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма

    (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного

    аппетита, замечательный обычай сельских жителей - приветствовать любого

    человека, в том числе и незнакомого).

    Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные

    отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в

    поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство

    воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело - традиции, которые

    отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на

    требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций

    значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют

    становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой

    он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки

    дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые

    сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в

    утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают

    неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если,

    например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим,

    то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в

    общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему

    мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка - она

    бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон - совсем не

    друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

    Таким образом, традиции и обычаи - два канала социализации ребенка,

    причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции

    многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне

    социальное развитие ребенка идет более успешно.

    В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные

    особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе

    традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь

    многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и

    разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от

    ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно

    говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и

    неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых

    традициях.

    В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка

    реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками,

    веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором

    сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех

    присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для

    очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями

    отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его

    потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго

    сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция

    - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует

    элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних

    бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и

    родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и

    жестоким.

    Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной

    организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает

    рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми,

    помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря на суету и

    спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция

    общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых

    контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и

    заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями,

    обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи.

    Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода

    символом семейственности.

    В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в

    отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны

    официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались

    сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного

    чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр

    взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического

    древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях,

    камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие

    другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в

    современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в

    традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение

    семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест,

    памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения

    досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев,

    домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой

    стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении

    развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование

    Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь

    детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые

    распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное

    внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков,

    угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и

    т. п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация

    деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.

    Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье

    - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект

    красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки.

    Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день

    рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование.

    С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение

    елки - это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства,

    волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка - старая знакомая, с которой

    связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю.

    Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье

    достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно

    узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени,

    давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона

    дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда

    ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был

    подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А

    этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, - самая любимая

    елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.