МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

    а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных

    семейных преданий не быть аккуратным, осторожным, чтобы не повредить

    игрушки, которые, оказывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

    Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-

    культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами,

    которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

    К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно

    из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину

    детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить,

    изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

    Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII

    —начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии,

    Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии

    первобытного развития.

    Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают

    этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты

    первобытности племен — редкостных сообществ, не затронутых современной

    цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов

    (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные

    изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни

    которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка

    (поговорки, пословицы, эпос и пр.)

    Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К

    числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш.

    Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П.Монро).

    Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную

    деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей

    высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у

    детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории

    утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного

    приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. В этой связи П.

    Монро писал, что "мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У

    него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь

    приспособление к среде".

    Некоторые современные исследователи, поддерживая тезис о преемственности

    между формами рассудочной деятельности некоторых высших животных и

    человека, делают акцент на качественные социальные характеристики, которые

    отличали начальную стадию человеческого воспитания как особого вида

    деятельности.

    ЗАРОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ КАК ОСОБОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Многие тысячелетия отделяют нас от того времени, когда на Земле появился

    человек современного физического типа. К этому периоду (35 — 40 тыс. лет

    назад) относится и зарождение воспитания как особого вида деятельности

    человечества.

    Смысл существования первобытного человека был предопределен его

    миросозерцанием: окружающий мир воспринимался как нечто живое, наделенное

    сознанием. Поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали

    подготовку к простейшему виду существования и осознанию мира как

    анимистического феномена. Зачатки педагогической мысли развивались лишь на

    уровне обыденного сознания как отражение практики воспитания, проявляясь в

    традициях и народном творчестве.

    Воспитание зародилось в интегративном, синкретическом виде и способствовало

    физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению

    первобытного человека. Содержание и приемы воспитания усложнялись по мере

    обогащения |общественного опыта и развития сознания. Не выполняя какой-

    |либо особой функции, оно сопутствовало всему процессу передачи жизненного

    опыта. В таком виде воспитание возникло 2 — 3 млн. лет тому назад, в эпоху

    выделения человека из животного мира, которое сопровождалось переходом к

    сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Предкам людей было

    жизненно необходимо хорошо знать съедобные растения, рельеф местности,

    повадки животных, быть сильными, выносливыми. Мощным подспорьем в передаче

    такого опыта служила речь, возникшая как инструмент коммуникации.

    Постепенно воспитание как процесс передачи опыта приобретало черты особого

    вида деятельности и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу

    за выживание.

    Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида

    деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной

    эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи

    опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. Воспитание возникло

    из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного

    труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало

    определенной организации его усвоения.

    Главным условием существования первобытных людей было изготовление и

    использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий

    опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере

    усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.

    Такое обучение и положило начало воспитанию в первобытном обществе.

    На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое,

    коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись

    практически единственными показателями при дифференциации обучения.

    Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так

    как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный

    образ жизни. Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей

    жизни первобытного человека и лишь отчасти — итогом специального

    педагогического воздействия.

    С появлением человека современного физического типа в генезисе воспитания

    начался новый этап.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕМЬИ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

    В 9 —8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира, в частности в Малой,

    Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение

    первобытного общества. Основной социальной ячейкой становится семья.

    Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания.

    Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в

    сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей.

    Воспитание представителей различных страт — вождей, жрецов, воинов,

    остальных членов общины — приобретало заметные различия. В семьях элиты

    увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное

    воздействие на подрастающее поколение.

    Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию

    предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему

    действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У

    готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские

    заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл

    придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев

    ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь

    добрым, не бери чужого".

    ПОЯВЛЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

    Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными

    дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни,

    и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный,

    неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть

    палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные

    растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия

    взрослых на младших было механическое повторение.

    Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к

    воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности

    менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки

    организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в

    руках специально назначенных для этого лиц.

    В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания

    был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших

    мальчиков и девочек отдавали под присмотром женщин, которые обучали первым

    навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в

    которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители

    следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

    Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к

    охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению

    домашнего хозяйства.

    В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным.

    Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода.

    Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или

    угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его

    присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и

    идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за

    выживание.

    В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление

    социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические

    наказания.

    Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода

    привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По

    сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания

    "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам,

    умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и

    занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах

    молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики

    и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем

    возрасте — раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для

    девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью

    переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения

    появляются отдельные дома молодежи — для бедных и для состоятельных членов

    общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка),

    племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

    Все подростки обоего пола, достигшие 10— 15 лет, проходили инициацию —

    процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и

    сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка.

    Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась

    традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

    Ей приписывалась таинственная сила.

    Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний

    и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д.,

    программа для девочек — обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание

    наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым

    ощущением от удара, щипка, укола наставника.

    ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

    Территориальные и временные границы Древнего мира огромны. Он

    существовал более пяти тысячелетий (5 тыс. до н. э. — V в. н. э.) и

    охватывал четыре материка — Европу, Африку, Азию, Америку. Древние

    цивилизации оставили человечеству первое бесценное наследие организованного

    воспитания и обучения. Помимо древних цивилизаций Востока (Двуречья,

    Египта, Индии и Китая), такой опыт был накоплен в античном мире

    Средиземноморья, где господствовали традиции греко-римской культуры.

    ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ГЕНЕЗИСЕ ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЫ

    Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной

    деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение

    которых относится к 5 тысячелетию до н.э.

    Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться

    первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был

    многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых

    общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами

    социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

    В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен,

    воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную

    от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях

    Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

    Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких

    литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя

    Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1-

    го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия

    до н. э.) и др.

    Так, в "Притчах" мы читаем: "Слушайте, дети, наставления отца и

    внимайте, чтобы научиться разуму". Основная педагогическая идея "Притчей" —

    призвание отца быть наставником, почитание родителей: "Мудрый сын радует

    отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей".

    Одновременно с укреплением, общественных государственных структур для

    специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал

    складываться и новый социальный институт — школа.

    Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под

    воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных,

    этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически

    существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее, им были присущи

    сходные структуры, в том числе — воспитания и обучения. Такая общность —

    объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную

    эпоху — от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.

    Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели

    принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что

    существовали изолированно друг от друга.

    Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история

    древних цивилизаций Южной Америки, возникших в 3 — 2 тысячелетиях до н. э.

    Не будучи связаны с остальным миром, они, тем не менее, выработали опыт

    обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего

    Востока.

    Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным

    состоянием человека, т. е. утратило свой единообразный характер. Оно все

    более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей,

    постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с

    одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой —

    воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

    Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации,

    характеризовался глубинными переменами в практике воспитания и обучения:

    качественно менялись способы передачи культурного наследия предков от

    взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры для

    обучения подрастающего поколения.

    В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и

    пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи

    информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично

    заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

    Возникновение и развитие письменности — важный фактор и спутник

    генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии,

    передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные

    выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись),

    письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.

    Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в

    древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело

    к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало

    "производительные возможности" школы.

    Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от

    физического вызвало к жизни появление норой специальности — учителя.

    Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике

    эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических

    ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов,

    обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была

    развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте,

    социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

    Закономерно, что своим возникновением первые учебные за-|ведения обязаны

    служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и

    обучения. Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало

    определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По

    мере социального развития такие запросы менялись, а с ними — и сфера,

    содержание, методы воспитания и обучения.

    Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были

    семья, церковь и государство. Поскольку семья была не в состоянии

    обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме,

    законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься

    воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями

    культов.

    Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.