МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

    и организации первоначального школьного

    обучения". Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более

    сложного материала и на более высоком уровне. Начальное обучение в

    некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной

    деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и

    стремления к

    интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение

    познавательной потребности - одна из причин снижения интереса к учению.

    Проблема внедрения межпредметных связей и интеграции в

    обучение призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают,

    что межпредметные связи на этапах включения

    их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового,

    побуждающего стимула. Знания, полученные в результате

    предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной

    активности.

    Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из

    одного предмета в другой, который характеризует продуктивность

    познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении

    известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные

    связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность

    ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в

    познавательной деятельности.

    Далее следует отметить, что на основе межпредметных связей строятся

    интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес

    учащихся к предмету

    В данной дипломной работе целью является рассмотрение интеграции

    на основе предметов русского языка и чтения. Психологические законы

    восприятия, мышления, речевой активности, а также познавательной

    активности в целом помогают отобрать и организовать языковой материал, а

    также создать методические призмы развития познавательной активности детей.

    Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация,

    получаемая от учителя на уроках чтения и русского языка, должна быть

    занимательной, оригинальной, безусловно, вызывающей активность детей.

    Например, даже сказку учителю необходимо преподнести детям, максимально

    активизируя все их психологические функции, чтобы помочь им её понять. Для

    этого восприятие сказки следует разнообразить творческими заданиями,

    применяя в этом случае интеграцию предметов чтения и изобразительного

    искусства. Как, например, можно провести знакомство учащихся с русской

    народной сказкой "'Колобок" смотрите в приложении I.

    3. Интеграция предметов в современной школе как педагогическое

    явление

    Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции.

    Прежде всего некоторые школьные предметы имеют интергративный характер.

    Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки

    обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированный урок (со

    времён К.Д. Ушинского эти уроки проводятся интегрировано) или школьный

    курс литературы всегда является интеграцией науки о литзратуре,

    читательской практики и опытов сочинительства, т.е. явлений разного

    порядка, связанных между собой на основе целеполагания.

    Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных

    предметов, когда от стадий реализации межпредметных связей, допускавших

    рядоположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы

    параллельное существование, надо перейти к интеграции этих явлений, к

    рождению новых целостностей, т.е. подлинной интеграции.

    В чём же заключается суть интеграции в обучении?

    Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать

    два значения:

    во-первых, это создание у школьников целостного представления об

    окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

    во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных

    знаний (здесь интеграция - средство обучения).

    Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений

    активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел

    в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и

    отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

    Интеграция как явление появилась, прежде всего в "большой" науке, в

    фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей

    противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема

    знаний к требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению

    специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужению

    круга профессиональных интересов узких специалистов, перестающих подчас

    понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового числа

    наук, отпочковавшихся от одного древа, бывшего прежде единым.

    Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает

    предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствованием,

    преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и

    взаимозависимостей между предметами.

    Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять

    интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных

    элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и

    функций обучения.

    Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов,

    а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным

    предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении

    других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления,

    умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это

    происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным

    предметам начальной школы.

    В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том,

    что интеграция - не смена деятельности и простое перенесение знаний из

    одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических

    эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.

    Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на

    разных уровнях. Отметим эти уровни:

    - внутрипредметный;

    - межпредметный.

    Сразу же обозначим и особенности отбора содержания при интеграции:

    интеграция материала .из традиционных, классических предметов и включение в

    интеграцию нового для школы содержательного материала. На перекрёстке этих

    подходов могут быть и разные результаты:

    а) рождение абсолютно новых предметов (курсов);

    б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри

    одного или нескольких предметов;

    в) рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного

    или ряда предметов с сохранением независимого существования;

    г) разовые интегративные уроки разного уровня и характера.

    "Одним из самых существенных результатов интеграции является

    единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных

    предметах, единство в конечных целях образования".

    К таким глобальным ценностям относятся язык и речь, культура,

    взаимоотношения людей, состояние мира как нормы жизни.

    В настоящее время используются различные способы интеграции. Это,

    прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И

    следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не

    могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не

    отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных

    мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.

    Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а

    дополняющую её, может, быть в большей степени, чем

    традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко

    эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением,

    способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и

    нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

    Создание у школьника целостного представления об окружающем мире

    рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику

    те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как

    системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как

    единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели

    должна начаться уже в начальной школе.

    Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке

    традиционных предметных знаний.

    В первую очередь они призвана дополнить незнание на стыке уже

    имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между

    ними.

    Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление

    существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не

    должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь

    соединить получаемые знания в единую систему.

    Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е.

    "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые

    представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже

    имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных

    знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё

    о немногом", а это уже специализация на новом интеграционном уровне.

    "В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению

    целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его

    познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место

    общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного

    человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде".

    Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как

    благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом

    определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего

    отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта

    ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточна.

    Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов

    - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых

    знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

    И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного

    курса так, чтобы детали данного возраста было понятно и интересно.

    Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет

    свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение.

    Одним из них можно назвать факт того,

    что в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением

    некоторых, ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона.

    Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.

    "Создание интегрированных курсов названо одной из задач

    обновления содержания и методов начальной школы. Обсуждение

    этой животрепещущей темы привело к выделению некоторых её аспектов:

    I. Можно и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах

    в начальной школе?

    Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение -

    подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение

    включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории,

    природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет.

    Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

    Если с такой точки зрения рассматривать вопрос, то нельзя не

    согласиться с тем, что в начальной школе все учебные

    курсы в той или иной мере интегрированные.

    2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

    Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении

    поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются

    легко даже: на уровне здравого смысла. Это

    касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и

    художественный труд. Общим предметом здесь должно быть

    народное творчество, искусство. Проект программы такого курса

    уже разработан.

    На каком этапе обучения доступны учащимся подобные задачи?

    Очевидно, методисты при разработке новых курсов должны

    действовать совместно с физиологами и психологами.

    3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для

    начальной школы?

    Всегда в педагогике одна проблема связана со множеством

    других. Вопрос об интеграции - не только о создании программ,

    но и об учебниках, об уроке (однотипность уроков в нашей школе давно стала

    тормозом развивающее обучения). Создание новых курсов требует пересмотра

    учебного плана.

    "Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков

    учебного процесса. Он определяет номенклатуру дисциплин,

    последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы

    контроля и т.д. Учебные планы общеобразовательной школы страдают серьёзными

    недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют

    предметы, на которые отводится малое количество часов. По некоторым

    причинам возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом

    чего оборачивается недостаточное качество обучения.

    Выходом из такой ситуации представляется ликвидация

    многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные

    учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему

    нагрузки- учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст

    экономию времени и рациональное его распределение".

    "При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что

    концентрирует внимание учащихся и стимулирует их

    познавательную деятельность. "Снимается проблема отношения

    учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно

    облегчается система контроля. Интеграция способствует формированию научной

    картины мира.

    Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма

    перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей

    системы образования".

    Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция предметов?

    Она предполагает выполнение трёх условий:

    - объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно

    близкими;

    - в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или

    близкие методы исследования;

    - интегрируемые учебные предметы строятся на общих

    закономерностях, общих теоретических концепциях.

    Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции

    предметов.

    4. Разработка проблемы интеграции на современном этапе

    Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной

    школе важна и современна как для теории, так и для практики.

    Её актуальность продиктована новыми социальными запросами,

    предъявляемыми к школе.

    Эта проблема довольно-таки нова, интеграционные связи между

    предметами мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий

    среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея чёткой

    системы методических рекомендаций поэтому вопросу, вынуждены решать

    проблему на эмпирическом уровне. И свои наработки по данной теме публикуют

    в периодической печати. Кроме учителей -"практиков", этой проблемой

    занимаются методисты, педагоги -"теоретики".

    Так, можно назвать ряд работ, посвящённых рассмотрению

    явления интеграции.

    В пятом номере журнала "Начальная школа" Т.Г. Браже написала

    статью "Интеграция предметов в современной школе", в которой рассматривает

    появление интеграции как педагогического

    явления. Она пишет: "Интеграция возникла на фоне своей противоположности

    - дифференциации наук и её отраслей. Углубление процесса дифференциации

    наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту, -

    стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей".

    Т.Г. Браже в своей статье указывает на то, что "основой

    для нынешнего процесса интеграции был длительный период установления

    межпредметных связей, давший школе новый взгляд на связь предметов единения

    в содержании образования".

    Кроме того, в своей работе автор раскрывает уровни и направления

    интеграции в современной школе: "Практика показывает разнообразие вариантов

    воплощения этих подходов. Отметим некоторые из них, наиболее существенные.

    Прежде всего - это рождение новых интегрированных предметов,

    рассматривающих связь человека и природы, человека и общества, истории и

    краеведения и другие связи.

    Второе направление - интеграция "старых", классических

    предметов. Сюда относятся эксперименты интегрирования школьных курсов

    истории и литературы, интегрирование курсов русского языка и русской

    литературы, русской и мировой литературы, русского и иностранного языке,

    литературы и искусства и т.д. Этот процесс в школе может вылиться в

    рождение единых для

    двух-трёх спецкурсов (т.е. длительного цикла объединённых уроков),

    бинарных уроков по отдельным темам, общих внешкольных мероприятий

    (кружков, вечеров, диспутов), не

    отменяющих существование "старых" курсов порознь.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.