МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интегрированные уроки ИЗО

    Интегрированные уроки ИЗО

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

    ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    Выполнил студент группы п60а

    Шеренков Роман Николаевич

    Руководитель: ассистент каф. ПиМНО

    Комолова Е. Г.

    г. Нижневартовск 2000 г.

    Содержание

    Введение. 3

    ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

    методической литературе. 5

    § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной

    школе. 5

    § 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

    и изобразительного искусства. 8

    § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

    изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного

    возраста. 13

    § 4 Выводы к I главе. 17

    ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

    искусства и развития речи в начальной школе. 18

    § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

    изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18

    § 2 Анализ содержания программных материалов. 22

    § 3 Выводы ко II главе. 24

    Заключение. 25

    БИБЛИОГРАФИЯ. 26

    Введение.

    Система уроков развития речи, как и система художественно-

    эстетического воспитания школьника — два взаимосвязанных компонента

    обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и

    продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может

    свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о

    неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое

    время наблюдаются и обратные тенденции. Задача педагога — соединить в

    сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить,

    а раскрыть их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом

    будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

    Данный тип интеграции по нашему мнению позволит повысить уровень

    развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой работы

    у младших школьников.

    Анализ педагогической периодики дает понять, что многие педагоги

    работали над использованием данного типа интеграции. В статье «Видеозапись

    на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью статьи - рассказать

    об использовании видеозаписи на уроках развития речи — для обучения языку

    как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к искусству.

    Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

    «Устное народное творчество» [1] знакомит читателя с мнением автора о том,

    что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

    очень близок к нему, порой даже отражён в нём. В статье «Интегрированный

    цикл эстетических занятий в начальной школе» [2] автор говорит о том, что в

    условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества

    особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих

    поколений.

    Исходя из изучения данной периодической и научной литературы было

    сделано заключение об актуальности изучения взаимосвязи и взаимовлияния

    художественного творчества и речевого развития младшего школьника в учебном

    процессе.

    Цель изучения:

    - выявить эффективность и целесообразность использования

    интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в

    начальной школе.

    Задачи:

    - Показать значимость такого типа интеграции;

    - Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике

    исходя из содержания школьных программ.

    Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств обучения,

    развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при помощи

    реализации взаимосвязи с изобразительным искусством позволили

    сформулировать гипотезу исследования: использование интегрированных уроков

    развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень развития речевых умений и

    творческих способностей у детей.

    ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и

    методической литературе.

    § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в

    начальной школе.

    Психологические основы межпредметных связей были заложены учением

    академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной

    системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал

    образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые

    он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации — это связи

    между всеми формами отражения объективной действительности, в основе

    которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных

    связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[3].

    Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные

    между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в

    памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений,

    человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В

    жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в

    котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить

    ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо

    воспроизводится в памяти.

    Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых

    взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности

    воспитанников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные

    знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит

    важная роль.

    Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые

    знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в

    сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. В

    свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий

    в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения

    опирается на обобщение предшествующих ступеней. Новая ступень обобщения

    возникает не иначе, как на основе предыдущей»[4]. Л.С. Выготский

    экспериментально установил, что предшествующая мыслительная деятельность,

    способствовавшая формированию обобщений, «не аннулируется и не пропадает

    зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую

    работу мысли».

    Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой

    природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной

    деятельности, законами психологии и физиологии.

    Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали

    положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе «Элементы мысли»: «Через

    голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли,

    которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так

    называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют

    исключения из этого правила» [5].

    Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы

    в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они

    способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель,

    оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только

    запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их

    тогда, когда это требуется.

    На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким

    образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее

    усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или

    явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека.

    Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна

    ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают

    возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на

    основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

    Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приемы смысловой

    группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов,

    смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже

    известным.

    На этом основании можно прийти к выводу, что овладение приемом

    переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-

    синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении

    определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы,

    обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец,

    вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и

    частных задач

    Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить всех

    сложных задач обучения. Поэтому активная работа каждого учителя по

    усилению, расширению и углублению межпредметных связей является одним из

    важных путей в комплексном решении проблем обучения и воспитания

    школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

    § 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

    и изобразительного искусства.

    Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

    между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

    речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

    школьников [6]. Обеспечение систематического функционирования

    внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную

    систему развития у школьников художественно-творческой активности. При этом

    важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного учебного

    плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.[7]

    Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и

    категории, присущие всем видам искусства. Школьные курсы по искусству,

    построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации

    информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного

    образования, активному формированию творческой личности, эффективному

    сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно

    творческой атмосферы на уроках. Развитие личности средствами искусства

    содействует формированию целостного мироощущения, созданию нравственно и

    эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии его

    видов.[8]

    Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков

    изобразительного искусства с уроками развития речи, которые должны

    обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей

    у учащихся.

    В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой

    личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью

    детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае

    нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции.

    Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том,

    чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания,

    мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов

    постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в

    педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей

    должны органически слиться.

    Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным

    произношением, в языке передается не только логическое содержание, но и

    эстетическое впечатление. Обучаясь языку, дети должны все яснее

    представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно

    писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка,

    присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного

    творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами

    изобразительности.

    Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества

    детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на

    уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий

    интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и

    приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства

    искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед

    младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного

    искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда

    четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение

    таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль

    сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний,

    приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе

    индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с

    искусством.

    В современной педагогической практике широко используется

    иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным

    искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях

    более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает

    произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко

    распространен в практике.

    Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование

    комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи

    позволяет:

    - формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-

    эстетическое сознание;

    - формировать творческий подход к языковому образованию;

    - глубоко понимать изучаеме;

    - установливать органическую связь между искусством слова и

    изобразительным искусством и более основательно понимать особенности

    каждого из них.

    Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и

    художественного творчества более успешно формируется не только определенный

    комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

    Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в

    активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть

    несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и

    получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и

    вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы

    обучения.

    Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как

    внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные

    результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда

    привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит

    подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации

    учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в

    процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не

    только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости,

    целенаправленности и сосредоточенности внимания.

    Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные

    знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее

    экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является

    напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

    Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —

    первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

    сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им

    известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на

    который требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на

    припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,

    художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,

    организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

    В повседневной практике различные методические приемы по использованию

    межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового

    материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что

    беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у

    учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся

    к пониманию и усвоению новых знаний.

    Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее

    пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного

    опыта учащихся.

    В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений,

    выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены,

    необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.