МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интегрированные уроки ИЗО

    Закрепление необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать

    полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

    Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения

    новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и

    осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и

    связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал,

    что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и

    неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и

    следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

    § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

    изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

    Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

    восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в

    прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

    Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным

    явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник

    увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,

    сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой

    удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного,

    бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по

    крайней мере очень часто, бывает таким.[9] Исходя из этого необходимо

    открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.

    Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития

    художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но

    необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково

    важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг

    друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально,

    и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу,

    чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в

    чем»[10].

    Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический

    процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения

    искусства.

    Главная особенность художественного восприятия произведений

    изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль

    принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-

    смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание

    художественных образов.

    Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура,

    в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,

    постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного

    творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического

    воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного

    восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —

    непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и

    продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

    Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно

    несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую

    контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту;

    коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную,

    когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

    Эту стадию можно условно назвать художественным последействием.

    Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному

    постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на

    художественное восприятие. Как и установка на создание произведений

    искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.

    В любой психологической установке, так или иначе, выражены

    определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная

    потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на

    поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное

    при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых

    встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную

    готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей

    встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие

    художественных произведений.

    При восприятии произведений литературы смысл восприятия не

    исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и

    здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах

    искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями

    художественного восприятия.

    Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает,

    если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его

    материального функционирования в психике складывается еще один ряд

    ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие

    литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе

    ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому

    помогает художественная организация словесного материала). Но здесь

    механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на

    втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее

    акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в

    представлениях.

    Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные

    ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на

    основе данной исторической системы художественной организации словесного

    материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой

    творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого»

    труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием

    профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства

    художественного чтения.

    Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно

    связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их

    объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным

    результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного

    восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

    § 4 Выводы к I главе.

    Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,

    повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.

    Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

    организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

    основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

    Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая

    ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного

    образования в целом, создания системы художественного образования,

    пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня

    творческого развития и воспитанности), постоянного использования

    межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

    Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

    между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

    речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества

    школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и

    межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у

    школьников художественно-творческой активности.

    Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе

    восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в

    прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие

    литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во

    многом дополняет друг друга

    Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в

    стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

    ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

    искусства и развития речи в начальной школе.

    § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

    изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

    В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные

    в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

    В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[11] автор

    ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках

    развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой

    культуры, приобщения к искусству.

    В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

    1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного

    творчества—дымковской игрушки

    2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для

    описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

    3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания

    памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания

    интерьера, фресок этого храма.

    Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для

    учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в

    начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста

    видеосюжеты.

    Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела

    «Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о том,

    что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а

    очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

    Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с

    описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из

    этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным

    открытием искусства.

    В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»[13]

    автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по

    чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен народными

    песнями, небылицами, сказками. Вполне естественно, считает автор, что

    различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были

    близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их

    композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным

    складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными

    мелодиями, имеющими свои ритмические повторы.

    Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся,

    если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными

    произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах

    местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем

    критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся

    выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления

    сегодняшней художественной жизни.

    В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»[15] автор

    детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи между

    предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много

    разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

    Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО

    рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это

    будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят

    содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать

    изученный материал.

    В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

    красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из

    целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с

    произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным

    искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –

    изобразительное искусство).

    В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

    школе». [17] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества

    особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством

    искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества,

    несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между

    поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину

    окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных

    ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо

    важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к

    педагогике развития.

    Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -

    литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для

    каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику

    разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности

    учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на

    полноценном восприятии красоты окружающего мира.

    Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе

    школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного

    интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы

    составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

    § 2 Анализ содержания программных материалов.

    В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход

    к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе

    преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка»,

    «Мировая художественная культура», а также с помощью различных

    факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного

    эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет

    преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили

    широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных

    заведений.[18]

    В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»

    академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании

    изобразительного искусства является задача формирования у учащихся

    нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и

    в искусстве.[19] Это становится возможным только если удастся закрепить в

    сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с

    миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи

    обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из

    важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание

    изобразительного с музыкой и литературой»[20]. Связь с поэзией и музыкой

    позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не

    только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

    Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[21]. Тема урока

    «Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни

    (ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель

    использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На

    других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных

    рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для

    проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

    В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО,

    доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного

    образования ставится цель формирования духовной культуры личности,

    приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным

    наследием[22]. В основу программы включена система межпредметных связей с

    чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать

    практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с

    жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений,

    входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела

    «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы

    окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование

    повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

    § 3 Выводы ко II главе.

    Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать

    выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки,

    ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции

    изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие

    учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на

    своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень

    неплохие результаты.

    В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.

    Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного

    искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию

    курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе.

    Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами

    программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами

    курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности

    их интеграции.

    Заключение.

    В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности

    использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного

    искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по

    данной проблеме и пришли к следующим выводам:

    - необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления,

    диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами

    психологии и физиологии;

    - обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у

    учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего

    запоминания нового материала;

    - систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий

    между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

    речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и

    художественных способностей у учащихся;

    - восприятие художественных произведений литературы и изобразительного

    искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

    - исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них

    используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

    - образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи

    позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном

    процессе начальной школы;

    - интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе

    на практике используется не в полной мере, так как для этого многие

    учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в

    свою очередь требует более глубокой методической проработки

    интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и

    развития речи в начальной школе.

    БИБЛИОГРАФИЯ.

    Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

    Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

    1981.

    Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

    // Начальная школа №1 1997

    Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

    школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

    Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

    использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

    Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

    учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

    Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

    раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

    Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. //

    Начальная школа №8 1994

    Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное

    развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г.

    Методические основы языкового образования и литературного развития младших

    школьников. Под общей редакцией Т.Г.Рамзаевой. С-Пб, 1998 г.

    Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в

    школе №5-6 1992 г.

    Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная

    школа №11 1994.

    Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л.,

    1947.

    Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

    начальной школе: Учеб. пособие – М.:Издательский центр «Академия», 1999г.

    Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951.

    Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы (1-3). /Сост.

    Вохмянина Л.А., Ингнатьева Т.В. и др. –М.: Просвещение ,1994.

    Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная

    школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.

    Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и

    красок весны». // Начальная школа №10 1995

    Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути

    развития). Л-д, 1990.

    Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г.

    Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост.

    Лабковская Г.С. М., 1983.

    -----------------------

    1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык

    в школе №5-6 1992 г.

    2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

    раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

    3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

    // Начальная школа №1 1997.

    [1] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

    [2] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр.

    302-303.

    [3] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-

    Л., 1947, стр. 441-442.

    7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

    в начальной школе. с. 307.

    [4] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания

    в начальной школе. с. 310.

    [5] Там же. с.312.

    [6] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству:

    Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в

    школе», 1995 г. с. 30

    [7] Там же. с. 40

    [8] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский

    язык в школе №5-6 1992 г.

    [9] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении

    раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.

    [10] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство.

    // Начальная школа №8 1994.

    [11] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.:

    М.В. Голованова и др.— М., 1993.

    [12] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. //

    Начальная школа №11 1994.

    [13] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков

    и красок весны». // Начальная школа №10 1995.

    [14] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной

    школе. // Начальная школа №1 1997.

    [15] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

    Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.

    [16] Там же с. 16

    [17] Там же с. 25

    [18] Там же с. 87

    [19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство.

    Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 137

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.