Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики
классов является:
1. Изучение математики в классах соответствующего профиля должно
давать учащимся глубокие математические знания и широкое
математическое развитие на базе основного курса математики.
2. Учащиеся – выпускники математических классов – должны обладать
такими знаниями и умениями, которые полностью отвечали бы
требованиям, предъявляемым к математической подготовке учащихся
обычных школ, но вместе с тем были бы более глубокими и
прочными.
Учащиеся должны научиться работать самостоятельно с учебной
математической литературой и обладать к концу обучения
устойчивым интересом к предмету естественно-математического
цикла.
3. Возможное расширение программы должно быть органически
связано с основным курсом и соответствовать имеющимся
(возникающим) интересам учащихся и их познавательным интересам.
В процессе преподавания математики в этих классах открываются большие
возможности в осуществлении оптимальной индивидуализации обучения, в
использовании проблемного обучения, т.е. широкая возможность оптимальной
активизации обучения. Организуя набор в такие классы целесообразно
проводить общую для всех контрольную работу (тестовые задания) с
последующим собеседованием с каждым из учащихся для выявления уровня
развития и степени интереса к математике. Примерный образец такого теста мы
приводим ниже.
Нередки случаи, когда уже в процессе работы в VIII классе выясняется,
что у кого-то практически отсутствует элементарная логика, а кто-то,
обладая одаренностью, совершенно не обучаем. Значит, необходимы формы
отбора, которые позволили бы получить наиболее полное представление о том
или ином школьнике.
Одна из оптимальных форм отбора учащихся в класс с углубленным
изучением математики – задания в тестовой форме, нацеленные на диагностику
умственного развития ребенка. Здесь предложены два из них.
Первое – это «тест интеллекта», основой которого является форма
задания: испытуемые должны выявить некоторые закономерности. Этот тест
должен дать представление о структуре интеллекта и способностях
испытуемого.
Второе – это «тест достижений», где основой является не форма, а
содержание задания и который позволяет выявить знания в предметной области
(в нашем случае – в области математики).
Заметим, что нельзя идеализировать тестовую методику ни как средство
диагностики, ни как средство контроля. В частности, отбор детей в
специализированные классы может строиться на основе результатов
тестирования, но с учетом мнения учителей, уровня мотивации ученика и
других факторов. Тем не менее результаты теста могут быть показательными
для проведения сравнительного анализа ряда качеств учащихся, что играет
важную роль в процессе комплектования класса.
Приведем пример тестов, которые можно использовать в качестве одного
из элементов конкурсного отбора семиклассников для их поступления в VIII
класс с углубленным изучением математики. На выполнение каждого теста
отводится 30 мин. Ответы к заданиям записываются в специальные бланки.
Бланки для записи ответов
к «тесту интеллекта» и к «тесту достижений»
|1 | | |1 |а); б); в); г) |
|2 | | |2 |-16; 0; 2; 4; 16 |
|3 | | |3 |1); 2); 3); 4); 5)|
|4 |4; 8; 12; 16; 24 | |4 | |
|5 |А) да/нет; Б) да/нет;| |5 |А); Б); В); Г) |
| | | | | |
| |В) да/нет; Г) да/нет | | | |
|6 | | |6 |3 см; 4 см; 5 см; 6|
| | | | |см; 9см |
|7 | | |7 |1); 2); 3); |
|8 | | |8 |у = х; у = х2; у = |
| | | | |-х; у = |х| |
|9 | | |9 |А); Б); В); Г) |
|10 | | |10 | |
Бланк заданий «теста интеллекта»
|№ |Инструкция |Задание |
|1 |Выберите из | |
| |приведенного списка |Малиновый; желтый; сиреневый; |
| |лишнее слово и |лимонный |
| |запишите его | |
|2 |Запишите два слова, | |
| |которые должны |Лондон: Англия = |
| |стоять на месте |= Париж : ... = |
| |пропусков |= ... : Италия |
|3 |Закончите данное |Из того, что Петя выше Толи, а Толя |
| |предложение |выше Оли, следует, что... |
|4 |Сколько | |
| |треугольников | |
| |изображено на | |
| |рисунке? Правильный | |
| |ответ обведите | |
| |рамкой | |
| | | |
| | | |
|5 |Обведите рамкой |А) Если у человека высокая температура, то он |
| |слово «да» если |болен. |
| |утверждение верно и |Б) Если человек болен, то у него высокая |
| |слово «нет», если – |температура. |
| |неверно |В) Все звери живут в лесу. |
| | |Г) Некоторые звери живут в лесу. |
|6 |Запишите в порядке | |
| |убывания следующие |кило, милли, деци, санти |
| |слова | |
|7 |Найдите два | |
| |недостающих числа в |2; 5; 10; 17; ...; 37; 50; ...; 82; |
| |указанной |101 |
| |последовательности | |
|8 |Установите, какой |I список |
| |элемент из II списка|1) 2) 3) |
| |соответствует |4) |
| |каждому элементу из | |
| |I списка | |
| | |II список |
| | |а) б) в) |
| | |г) |
|9 |Запишите | |
| |грамматически |правила очень знает Вася хорошо |
| |правильную | |
| |последовательность | |
| |указанных слов | |
|10 |Запишите одно слово,| |
| |которое является |хорда медиана высота радиус |
| |общим для всех | |
| |четырех приведенных | |
| |слов | |
Бланк заданий «теста достижений»
|№ |Инструкция |Задание |
|1 |Вычислите и |а) [pic]+[pic]; б) [pic]-[pic]; в) |
| |запишите ответ |[pic]*[pic]; г) [pic]:[pic] |
|2 |Вычислите. | |
| |Правильный ответ |7? + (-2)3 – 5 · (4,92 – 5,12) – (-1)4 + |-9| |
| |обведите рамкой | |
|3 |Установите, какой |I список: |
| |элемент из II списка|углы 6 и 3 |
| |соответствует |углы 2 и 3 |
| |каждому элементу из |1 2 а |
| |I списка | |
| | |углы 4 и 6 |
| | |3 4 |
| | |углы 7 и 8 |
| | |углы 5 и 1 |
| | |5 6 в |
| | |7 8 |
| | |II список |
| | |а) внутренние односторонние |
| | |б) внутренние накрест лежащие |
| | |в) соответственные |
| | |г) смежные |
| | |д) вертикальные |
|4 |Выпишите номера |а2 + в2 = (а – в) · (а + в) |
| |только тех формул, |х4 – 16 = (х – 2) · (х + 2) · (х2 + 4) |
| |которые являются |а2 + в2 + с2 = (а + в + с)2 |
| |вернными |с5 – 1 = (с – 1) · (с4 + с3 + с2 + с + 1) |
|5 |Запишите числа, |А) 30% от 120 составляют ... |
| |которые должны |Б) 12 составляет 60% от ... |
| |стоять на месте |В) 15 составляет ...% от 20 |
| |пропусков |Г) 16 больше, чем 8 на ...% |
|6 |Используя | |
| |приведенный |А |
| |рисунок, найдите || |
| |длину отрезка АD. | |
| |Верный ответ |D 150° | |
| |обведите рамкой |В |
| | |С 12см |
|7 |Установите, какой |I список: 1) 2х = 0; 2) 0х = 0; 3) 0х = 2. |
| |элемент из II cписка|II список: а) нет корней; б) один корень; |
| | |в) бесконечно много корней. |
| |соответствует | |
| |каждому | |
| |элементу из I списка| |
|8 |Подчеркните ту | у |
| |функцию | |
| |которой |1 |
| |соответствует | |
| |указанный график |-1 0 1 х |
|9 |Туристы прошли путь |А) Протяженность маршрута составила 24 км; |
| |из пункта А в пункт |Б) Из А в F туристы шли без остановок; |
| |F. На графике |В) Участок CD был пройден ровно за 4 ч; |
| |показана зависимость|Г) Участок AB был пройден со скоростью 8 км/ч |
| |пройденного ими |S (км) |
| |расстояния (s) от |F |
| |времени (t). |D |
| |Установите, истинно |16 В С E |
| |или ложно каждое из | |
| |приведенных |8 |
| |высказываний. | |
| |Истинные |1 3 5 7 t (ч) |
| |высказывания | |
| |отметьте знаком «+»,| |
| |а ложные – знаком | |
| |«-». | |
|10 |Катер плывет по | |
| |реке. Скорость |60 ; |
| |течения реки равна |у-х |
| |х, а скорость катера|2) 30 + 30 ; |
| |в стоячей воде равна|у +х у – х |
| |у. Какая из формул | |
| |выражает время, |3) 30 + 30 ; |
| |которое затрачивает |х у |
| |катер на то, чтобы | |
| |спуститься вниз по |4) 30х + 30у |
| |течению на 30 км, а | |
| |потом сразу | |
| |вернуться обратно? | |
| |(Выпишите номер | |
| |подходящей формулы).| |
Бланк правильных ответов
к «тесту интеллекта»
|№ |Ответ к заданию |
|1 |желтый |
|2 |Франция, Рим |
|3 |Петя выше Оли (Оля ниже Пети) |
|4 |4 8 12 16 24 |
|5 |А) да / нет; Б) да/ нет ; В)|
| |да/ нет ; Г) да / нет; |
|6 |1) кило; 2) деци; 3) санти; 4) |
| |милли |
|7 |26 и 65 |
|8 |1) – в); 2) – г); 3) – а); 4) – б)|
|9 |Вася очень хорошо знает правила |
|10 |Отрезок |
Бланк правильных ответов
к «тесту достижений»
|№ |Ответ к заданию |
|1 |а) 5 ; б) 1 ; в) 1 ; г) 3 ( |
| |или 1 1 , или 1,5) |
| |6 6 6 2 |
| |2 |
|2 |-16; 0; 2 ; 4; 16 |
|3 |1) – б); 2) - д); 3) - а); 4) |
| |- г); 5) - в) |
|4 |2) и 4) |
|5 |А) 36; Б) 20; В) 75; Г) 100 |
|6 |3 см; 4 см; 5 см; 6 см ; 9|
| |см |
|7 |1) - б); 2) - в); 3) - а) |
|8 |у = х; у = х2; у = -х; у = |х| |
|9 |А) +; Б) - ; В) - ; Г) + |
|10 |2) |
РОЛЬ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ.
Важной целью задач является развитие мышления школьников. Задачи
служат также основным дидактическим целям: формируют системы знаний, умений
и навыков решения различных типов задач, творческое мышление учащихся;
способствуют развитию интеллекта, мировоззрения, нравственных качеств,
выполняют показательную роль в обучении. Задачи и процессы их решения
являются основой реализации целей обучения, воспитания и развития.
Смысл задачи как средства обучения состоит в том, что только с ее
помощью учебный материал, подлежит усвоению, может стать «предметом
обучения лишь тогда, когда он принимает для учения вид определенной задачи,
направляющей и стимулирующей учебную деятельность».
Задачи выступают так же как средство целенаправленного формирования
математических способностей, познавательного интереса, самостоятельности,
активности учащихся в обучении.
Вопрос о необходимости исследования самих задач как сложных объектов
(а не только процессов их решения) в настоящее время четко ставится в
психологических, дидактических и методических исследованиях. Так, например,
У.Р.Рейтман отмечает: «… если мы попытаемся понять, как люди решают задачи
какого-либо вида, нам необходимо иметь хорошее представление о структуре
решаемой задачи».
Отсюда становится очевидным то, что эффективность процесса обучения
решению задач повысится, если учитель и учащиеся будут иметь ясное
представление о структуре задачи. В этом заключается суть задачи как
предмета изучения.
Школьная математическая задача, как и любая задача, несет в себе две
информации: субъективную и объективную.
Это положение позволило рассматривать задачу как сложный объект,
имеющий внешнюю (информационную) и внутреннюю структуру. В связи с этим
многие авторы рассматривают задачу как систему (системный подход)
(Ю.М.Колягин, В.И.Крупич,Е.И.Машбиц и другие).
С точки зрения информационной структуры задачу можно рассматривать как
замкнутую систему S = (A, С, R, D, В), где
А – условия (условие) задачи, то есть данные и отношения между ними;
В – требование задачи, то есть искомые (искомое) и отношения между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|