МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика организации тематических выставок в школе

    со всей его первоклассной; бронированной техникой.

    Крупные выставки трофеев устраивались в Москве в ЦПКиО им. М. Горького

    в 1941 году, в Ленинграде, Минске, Тбилиси — в 1944 году, Ростове-на-Дону и

    Кенигсберге—в 1946 году.

    В послевоенный период, в последующие десятилетия значение тематических

    выставок постоянно возрастало. Решение задач восстановления и подъема

    народного хозяйства требовало широкой пропаганды, популяризации лучшего

    опыта, производственных достижений и т. п. Много открывалось выставок

    народнохозяйственного направления. Новые страницы были вписаны в историю

    развития оформительских решений ВВЦ.

    Нужно еще раз подчеркнуть, что эта крупнейшая выставка нашей страны

    постоянно служит ориентиром в приобщении к искусству показа. К тому же

    среди специалистов существует мнение, что новые важные особенности

    оформительского искусства периода середины 1950—1960-х годов раньше и ярче

    всего проявились на ВВЦ. Толчком к появлению новых оформительских принципов

    послужили изменения, происшедшие в архитектуре и декорационном искусстве.

    Выставочные павильоны стали строиться из металла и стекла. Замена толстых

    кирпичных стен более легкими конструкциями привела к отказу от глухих

    перегородок, разделявших раньше пространственные зоны выставки. Теперь

    границы зон только слегка намечаются. Появилось важное качество —

    обозримость всего интерьера выставки.

    Характерной чертой начала этого периода является выдвижение натурных

    экспонатов в качестве главных, определяющих весь образный строй выставки

    (иногда они заменялись предметными изображениями— макетами, диорамами,

    панно).

    Во второй половине 60-х годов наблюдается отказ от предметных

    изображений и замена их кинематографическими (пример — выставка ЭКСПО-67.).

    Многообразно используются возможности цвета и света. В соответствии с

    темой выставки художники подбирают такие краски и такое освещение, что эти

    средства выразительности становятся одними из основных факторов создания

    общего настроения выставки ее образно-эмоционального звучания, концентрации

    зрительского внимания.

    Художественная выразительность, красота, удобство осмотра во многом

    зависят от опорных, поддерживающих конструкций. В 60-е годы было много

    сделано в этом направлении. Художники-дизайнеры смело экспериментировали,

    изобретая легкие и удобные витрины, столики, подиумы и т. п. Изготовление

    выставочного оборудования ставится на производственную основу. Кустарные

    способы оснащения оборудованием не могли удовлетворить потребности

    многочисленных выставок, подготавливавшихся у нас в стране и за рубежом.

    Совершенствовались пластические средства выразительности (формы

    стендов) и технические приспособления (появление полиэкрана, системы

    микросветильников и т.п.).

    Во всех художественно-оформительских решениях просматривалась тенденция

    не украшения интерьера экспонатами, а создания зрелищной среды, наиболее

    соответствующей содержанию демонстрируемых предметов. Подобный путь поиска

    оформительских решений выставок уже имел место в истории. В послевоенные

    десятилетия театральные приемы, драматургические ходы, сценическая

    условность опять овладели помыслами художников-оформителей. В числе

    организаторов выставок появляется еще один специалист — сценарист.

    Тяготение к театрализации показа, к максимальной зрелищности частично

    было обусловлено достижениями зарубежных специалистов, и в частности

    чехословацких. Глубокий след оставила в памяти посетителей выставка

    «Чехословацкое стекло» (1959 г.). Благодаря мастерству художников,

    создавших разнообразные, очень эффектные мизансцены, осмотр изделий из

    стекла был похож на путешествие в какую-то сказочную страну. Эту выставку

    отличал высокий вкус и умение сделать осмотр экспонатов увлекательным

    занятием.

    Послевоенные десятилетия (60-е и особенно 70-е годы) характеризуются

    необычайно большим количеством выставок, открывавшихся и в нашей стране, и

    за рубежом. Число их с каждым годом росло. Например, в 1979 году было

    организовано 25 крупных государственных экспозиций. В их числе национальные

    выставки СССР в Афганистане, Великобритании и Индонезии, две передвижные

    тематические выставки — «Советская женщина» и «Советский спорт».

    За 10 лет (1970—1980 гг.) советские выставки за рубежом посмотрело

    более 250 миллионов человек.

    Для 70-х годов характерно внедрение модульной системы выставочного

    оборудования для различного типа выставок, внедрение передовой технологии и

    изготовление этого оборудования на промышленной основе. Если в 60-е годы

    выставочная деятельность как система крупномасштабных международных и

    национальных смотров и целой сети специализированных и отраслевых

    экспозиций только формировалась, то в истекшее десятилетие эта система уже

    функционировала в полную силу».

    Подобно тому, как ребенок из набора деталей конструктора мастерит

    множество разных машин, так и создатели выставок получили возможность на

    основе единого модуля компоновать различные экспозиции. Это существенно

    снижало затраты, делало выставки более экономичными. Одни и те же

    унифицированные конструкции использовались на разных выставках, но в

    различных комбинациях. Сборно-разборные конструкции в значительной мере

    определяли направленность образного решения. Появляется новый вид

    изобразительности, обогативший методы показа.

    Внедрение модульных конструкций привело к тому, что все оформление

    стало выполняться не на месте самой выставки, а на оформительском

    комбинате; готовые комплексы, заранее смонтированные, содержащие полностью

    все оформление, устанавливались на отведенных для выставок местах. Возникла

    так называемая контейнерная экспозиция.

    В 70-е годы сценографические способы передачи информации продолжают

    обогащаться за счет активного использования других видов искусств:

    архитектуры, кинематографии, театра, телевидения, изобразительного

    искусства.

    Из всего сказанного выше, из приведенных примеров видно, что

    декоративное искусство в создании крупных выставок достигло значительных

    оформительских высот. К сожалению, в школьной оформительской практике не

    всегда активно используются эти достижения. Нужно добиться того, чтобы

    воспитание вкуса, обучение навыкам интересного оформления школьных выставок

    не происходило в отрыве оттого, что делают признанные мастера выставочного

    искусства.

    Краткий обзор наиболее интересных тематических выставок мы заканчиваем

    рассказом о Всесоюзной выставке лучших образцов наглядной агитации (1975

    г.).

    Всесоюзная выставка лучших образцов наглядной агитации — привлекла к

    себе особое внимание тем, что она, по существу, учебно-методическая. Эта

    выставка была организована как своеобразная школа для просвещения

    работников учреждений любого типа с целью эстетически грамотного

    использования изобразительных средств, к которым обычно прибегают для

    информирования о производственной и общественной жизни (тематические

    выставки, плакаты, призывы, транспаранты, панно, доски Почета, стенгазеты,

    альбомы и т. п.). В равной степени эта выставка была полезна и работникам

    народного образования, связанным с организацией и оформлением наглядной

    школьной агитации, в том числе и выставок.

    Представленные макеты выставок имели существенные отличия от ранее

    упоминавшихся экспозиций. Они не столь масштабны по конструктивно-

    художественному решению. В значительной степени это объясняется тем, что

    организация таких выставок предусматривается не в специально создаваемых

    выставочных интерьерах, а в помещениях, которые используются по другому

    назначению — в коридорах, рекреациях, методических кабинетах и т. п. Однако

    «камерные» размеры выставок не могут приниматься как повод для уменьшения

    требовательности к качеству художественного оформления.

    Основные принципы, которых придерживались создатели макетов выставок,

    это:

    а) стремление к передаче содержания в максимально выразительной,

    запоминающейся форме;

    б) стремление сделать процесс осмотра для посетителя удобным,

    неутомительным, т. е. действовать с учетом психологических особенностей

    зрительского восприятия.

    Монотонности, которая могла бы возникнуть из-за однообразия формы

    щитов, избегали изобразительными средствами: каждый планшет не повторял

    цвет соседнего, фотографии чередовались с текстами и декоративными

    зарисовками. Каждый модуль (планшет) имел свою композицию и вместе с тем

    прочно был связан с единой для всех планшетов формой квадрата. Это

    обеспечивало разнообразие и одновременно единство всей экспозиции.

    Один из наиболее оригинальных макетов на этой выставке посвящен Великой

    Отечественной войне. Он тоже складывается из системы щитов, но эти щиты уже

    не одного размера и не одной конфигурации. Их размер и форма являются

    одними из выразительных основных средств выставки. Ровная поверхность

    стенда, оборванная ломаными, как взрывом искореженными линиями, приобретает

    почти скульптурную выразительность образа трагического дня в жизни нашей

    Родины — дня начала войны.

    Глава 2

    МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК В ШКОЛЕ

    [pic][pic] § 1 Выбор темы

    Определение темы, содержания выставки — отправной, решающий момент во

    всем процессе ее создания. Никакое талантливое, образное решение не может

    родиться без всестороннего и глубокого понимания темы, подлежащей

    художественному воплощению. Известный советский художник А. А. Дейнека

    писал:

    «Композиционные поиски — увлекательный процесс работы над образным

    воплощением замысла».

    Но для того чтобы эти поиски не были отвлеченными, надо уметь увидеть

    типичное, характерное в природе и обществе, а это требует от художника

    глубокого знания жизни в ее развитии и новизне».

    Темы для выставок школьники могут черпать в повседневной школьной

    жизни, в спортивной жизни школы, в общественно-политических событиях.

    Было бы неправильно рассматривать оформительский кружок как форму

    просвещения учащихся только в области оформительского искусства и выработки

    соответствующих навыков. Его значение будет большим для школы, если наряду

    с этим он окажет влияние на повышение всего уровня работы, повысит

    активность и заинтересованность ребят, если будет содействовать улучшению

    художественно-творческой работы одновременно с общественной.

    Темы, выбираемые для непосредственного воплощения в экспозиции, как бы

    диктуют и конкретные художественные средства (хотя здесь, конечно, нельзя

    ограничивать творческую свободу учащихся). Удачной может получиться только

    та выставка, в которой образные средства наиболее полно и точно раскрывают

    избранную тему, а сама тема получает как бы дополнительное, новое звучание

    в создаваемом художественном образе.

    О соотношении формы и содержания очень верно писал признанный мастер

    экспозиционного искусства художник К. Рождественский: «... идейно-

    эмоциональное содержание определяет весь строй художественных образов и

    средств выставочного ансамбля».

    Обучение школьников искусству создания выставочных образов должно тесно

    увязываться с развитием умения разбираться в сути событий. При работе с

    детьми это имеет особое значение. Кроме конечного результата - создания

    хорошо оформленной выставки — педагогу не менее важно добиться того, чтобы

    в процессе обучения у детей развивалось мышление, способность

    анализировать, обобщать и сопоставлять, формировалась гражданская,

    нравственная позиция.

    В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и

    образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке. Расскажем лишь о

    наиболее важных темах школьных тематических выставок.

    Каждый стенд, стенгазета или выставка должны воспитывать на боевых и

    трудовых традициях народа, прививать нормы морали, сознательного отношения

    к общественному долгу, трудолюбие, стремление приносить пользу Родине.

    Благодатный материал для пробы оформительского пера представляет

    пионерская тематика. Здесь большой простор для создания самых разнообразных

    художественно-оформительских композиций, для решения задач идейно-

    политического, трудового, нравственного, физического воспитания школьников

    с помощью наглядно-агитационных средств.

    В каждой школе есть кабинеты труда, актовый зал, и творческая работа

    участников оформительского кружка может начаться с обновления находящихся

    там тематических выставок. Основу оформления кабинета труда должны

    составлять стенды, рассказывающие об истории нашей страны, об истории

    школы. Здесь могут быть представлены различные документы и фотографии,

    приведены высказывания видных деятелей.

    Вариантов различных оформительских решений представляется бесконечное

    множество. Обширная тематика дает возможность юным оформителям активно

    проявлять свою творческую фантазию и одновременно получать моральное

    удовлетворение от сознания своего вклада в общешкольное дело.

    В школе всегда уместны выставки, рассказывающие о том, чье имя носит

    школа, или близлежащие улицы. Как правило, они несут высокий патриотический

    заряд.

    Несомненно, привлекла бы внимание детей выставка, составленная из

    плакатов школьной тематики, отражающих события тех лет. Плакаты 20—30-х

    годов — драгоценная летопись, и как своеобразные очевидцы они могут

    напомнить о многих страницах истории, запечатленных рукой художника. Выбор

    плакатов школьной тематики достаточно велик, ведь их выпуск был начат уже в

    1919 году. Вот как звучал, к примеру, первый плакат для ребят: «Иди в

    наш стан, пока не поздно, учись работать, жить учись» (на плакате

    монограмма художника Ут и стихи Д. Бедного).

    Приведем еще один пример, показывающий, как может быть переведена в

    выставочную экспозицию тема. Школьникам, чтобы держать равнение на более

    успевающих учеников, учеников которые активно участвуют в общественной

    жизни школы, необходимо знать о них как можно больше. В практике

    выставочного искусства давно существует форма наглядной агитации. Это —

    доски доки почета, стенды медалистов с рассказом о достигнутых ими

    результатах и т.п. В последние годы в разных уголках страны появляются все

    новые и новые стенды, галереи боевой Славы, посвященные славным бойцам

    Великой отечественной войн.

    Доски Почета, стенды, галереи Славы — это своего рода способ выражения

    глубокой признательности народа героям за боевые подвиги, трудовые

    достижения. Значительна их роль как средств воспитательного воздействия,

    особенно на молодежь.

    Продумывая содержание тематических выставок, следует руководствоваться

    общими принципами организации учебно-воспитательной работы в школе. Ведущим

    принципом является учет возрастных особенностей детей. Необходимо помнить,

    что степень развития оформительских навыков находится, как правило, в

    прямой зависимости от возраста детей. Конечно, дети 7—9 лет не в состоянии

    еще достаточно умело сами что-либо оформить. Но потребность в создании

    пусть даже самых маленьких экспозиций появляется уже у ребят I класса.

    Помощь младшим школьникам может быть оказана более старшими их товарищами.

    Такое шефство принесет им моральное удовлетворение от сознания пользы своих

    знаний и умений, что немаловажно для сплочения участников оформительского

    кружка.

    Кроме того, для них можно организовать выставки, посвященные таким

    событиям, как праздник букваря, «книжкин день», день учителя, мамин день,

    день здоровья, день спорта и т. д.

    Чтобы содержание и художественно-изобразительные формы тематических

    выставок были более целенаправленными при освещении школьной жизни,

    необходимо хорошо представлять ее основные направления и постоянно

    соотноситься с ними.

    Этими направлениями являются:

    1) идейно-нравственное воспитание школьников;

    2) борьба за глубокие и прочные знания учащихся;

    3) трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников;

    4) рациональная организация свободного времени школьников.

    Содержание тематической выставки натолкнет на выбор соответствующей

    композиции, всего наглядно-изобразительного решения. Тогда, безусловно,

    тематическая выставка будет способствовать формированию мировоззрения

    учащихся, основы которого закладываются на уроках истории, обществоведения,

    литературы, биологии и др.

    Также необходимо обратить внимание на книжные выставки. Устраивать их

    нужно не только во время подготовки к «книжкиной неделе». Школьник все

    десять лет не расстается с книгой, в труде по приобретению знаний она его

    первейший помощник. Помочь школьнику осознать роль книги-учебника,

    художественного произведения, справочника и так далее может интересно

    задуманная и выразительно оформленная выставка. Библиотечным работникам,

    обычно организующим такие постоянные выставки, часто не хватает умения

    достаточно образно продемонстрировать книжную продукцию. Они не могут порой

    грамотно скомпоновать на стенде или в витрине экспозиционный материал,

    написать объявление, заголовки.

    Принимая участие в художественном оформлении книжных тематических

    выставок, учащиеся тем самым становятся помощниками педагогического

    коллектива, способствуют приобщению ребят к самостоятельной работе с

    учебником и любой другой книгой.

    По содержанию книжные выставки делятся на:

    1) выставки, посвященные актуальным проблемам современности;

    2) выставки к памятным датам;

    3) выставки о жизни и творчестве выдающихся людей;

    4) выставки в помощь учебному процессу

    5) жанровые выставки.

    На практике, под руководством учителя учащиеся должны научиться для

    каждой новой экспозиции находить оригинальное оформительское решение,

    выделять в экспозиции наиболее важные и выразительные ее элементы.

    Хорошо налаженная выставочная работа в школе предоставляет

    дополнительные возможности для осуществления задач умственного, трудового,

    физического, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Этому

    помогут и экспозиции по различным учебным предметам, расширяющие круг

    знаний получаемых на уроках.

    Активизируют умственную деятельность учащихся выставки, построенные по

    аналитическому принципу, в которых не просто содержатся сведения

    информационного характера, но учащимся предоставляется возможность самим

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.