МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методика организации тематических выставок в школе

    специалисты рекомендуют решать этот вопрос после того, как определился

    тематико-экспозиционный план, другие решение его считают первоочередным

    делом. Такое двоякое отношение к данному этапу обусловлено существенно

    отличающимися масштабами и содержанием различных выставок.

    В условиях школы возможности выбора экспозиционной площади весьма

    ограниченны. К сожалению, почти никогда не устраиваются выставки на

    пришкольном участке. Во внутреннем же помещении школы не так много

    подходящих мест, и обычно выставки сменяют друг друга, вписываясь в один и

    тот же интерьер и не претерпевая существенных изменений в конструктивно

    образном решении.

    Сравнительно небольшие размеры этих помещений не позволяют механически

    переносить туда прекрасные варианты оформления тематических выставок,

    например, в павильонах ВВЦ или Сокольников. Опыт выдающихся мастеров нужно

    трансформировать с учетом иных размеров помещений и их целевого

    назначения. Если в специальный павильон тематической выставки приходят

    только с целью осмотреть экспозицию, то в помещении школьной выставки

    должны решаться и многие другие вопросы, связанные с потребностями учебно-

    воспитательного процесса.

    Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее

    выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все

    ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера.

    Появление выставки должно художественно обогащать помещение школы.

    Выставка может быть размещена в рекреации, коридоре, актовом зале,

    спортивном зале или одном из классов.

    Ощущение эстетической связи стендов выставки с архитектурным окружением

    возникает при правильном решении двух основных задач:

    1. нахождение величинно - конструктивных пропорций;

    2. выборе наиболее подходящих цветовых отношений.

    Решение этих задач возможно лишь с привлечением людей, обладающих

    художественно-образным мышлением, хорошо развитым чувством пропорций (что

    дается специальными длительными тренировками). Выставочные стенды, если они

    размещаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую

    часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по

    отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120

    см от пола.

    Существенно облегчает поиск формы стендов и всей планировки выставки

    макетирование. Простой макет из бумаги позволит наглядно представить

    выставку в целом и ее пропорции в заданном пространстве. Даже самые опытные

    специалисты пользуются этим приемом.

    В теории и практике оформительского искусства существует два способа

    привязки выставки к окружающей среде. В первом случае в конструкциях,

    цветовом решении, элементах украшения стараются использовать черты,

    присущие примыкающим стенам, мебели и т. п., то есть приспособиться к

    существующему стилю архитектурного убранства помещения. Единство

    возникает на основе сходства.

    В другом случае определяющей чертой отношений между конструктивно-

    образным решением выставки и средой является контрастное противопоставление

    их по цвету, тону, конфигурации. Опыт многих школ подсказывает, что

    этот способ более приемлем. Напряженное, яркое оформление созвучно

    мироощущению, темпераментному поведению детей. Оно согласуется и с

    образным характером среды, сопутствующей детству (например, детские

    книги, игрушки, журналы издаются с многочисленными занимательными

    иллюстрациями, ярко и привлекательно оформляются детские игровые площадки).

    Принцип контрастности не следует понимать как отрицание окружения.

    Через контраст создается опять же своеобразное единство. Если в

    первом случае гармония возникает на основе сходных признаков, то

    здесь она создается на основе единства противоположных качеств, подобно

    тому, как вызывает эстетическое удовлетворение вид цветущих алых маков в

    зеленой оправе лугов или осенних золотистых берез на фоне синего неба.

    Таким образом, при выборе места для выставки необходимо

    учитывать различные художественные, педагогические и психологические

    факторы, усиливающие ее воспитательно-познавательное значение.

    Глава 3

    СОСТАВЛЕНИЕ ЭСКИЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЕШЕНИЯ

    § 1 Композиционные правила построения художественного произведения.

    После завершения этапа организации тематической выставки, который

    включает процесс обдумывания ее содержания, сбор материалов и т. д., можно

    переходить к следующему, не менее ответственному этапу непосредственного

    воплощения своих замыслов — к созданию наглядной, художественно-образной

    формы выставки.

    В этот период очень полезно вспомнить ряд композиционных правил,

    обобщающих многовековой опыт создания художественных произведений в

    живописи, скульптуре, архитектуре, графике, декоративно-прикладном

    искусстве.

    Учащиеся, занимающиеся оформлением выставок, в некоторой степени уже

    владеют навыками создания зрительного образа, сформированными в процессе

    выполнения упражнений на уроках изобразительного искусства. Эти навыки

    являются опорными для овладения знаниями из области оформления выставок.

    Создание художественного образа выставки — специфическая задача, но в

    основе ее лежат те же процессы, что и при работе, например, над

    тематическим рисунком.

    Для воспитания у учащихся способности создавать зрительный образ особое

    значение имеет постоянное углубление их аналитико - синтезирующего

    мышления. В качестве зрительных опор, под воздействием которых происходит

    формирование образного мышления, обогащение зрительной памяти, осмысленный

    отбор главного и т. п., выступает ряд факторов. Среди них особое место

    принадлежит знанию композиционных правил, которые вобрали в себя наиболее

    типичные закономерности образно-пластического отображения любых жизненных

    явлений. Поиск образа — это прежде всего задача композиционная; и сведения

    по теории необходимы для реализации всякой интересной идеи по оформлению

    выставки.

    А. А. Дейнека писал, что композиционные правила образуют метод

    изобразительного построения. В книге «Учитесь рисовать» он сформулировал

    девять постоянных правил, на основе которых строятся двухмерные и

    трехмерные изображения:

    1) правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого

    тела и множества других природных форм, устанавливающие закон гармонии

    пропорции, частей и целого организма;

    2) правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения,

    равновеликих по массам;

    3) правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении

    композиции;

    4) правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм;

    движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени;

    5) правила перспективы применительно к различным композиционным

    решениям — по иллюзорной перспективе, прямоугольной (ортогональной),

    воздушной;

    6) «золотое сечение» и ордер как закономерные членения в архитектуре;

    7) масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к

    натуральной величине;

    8) стилевое единство в ансамбле — в сочетании нескольких видов

    искусства;

    9) вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем

    другим направлениям.

    При возможности учащихся можно познакомить и с некоторыми другими

    законами композиции, беря за основу удачные произведения, основываясь на

    высказываниях выдающихся художников, специалистов в области методики

    преподавания изобразительного искусства.

    Со всеми перечисленными выше композиционными правилами учащиеся в

    большей или меньшей степени знакомятся с I по VI класс, изучая предмет

    «Изобразительное, искусство». Рисуя с натуры, выполняя упражнения по

    тематическому и декоративному рисованию, рассматривая произведения

    выдающихся художников, они начинают понимать, как влияет применение

    указанных правил на выразительность, художественность, образность решения

    поставленной задачи.

    Посмотрим на некоторые из этих правил с точки зрения решения образно-

    оформительских задач.

    Едва ли не одним из самых древних приемов, используемых в живописи,

    рисунке, является симметрия. Основывается этот прием на многочисленных

    примерах «равностороннего» построения форм в природе (тело человека, многие

    листья, цветы, плоды и т.п.). Симметричной композиции свойственна строгая

    уравновешенность сторон. Поэтому организованная по симметричной схеме

    экспозиция производит впечатление спокойствия, торжественности, величия.

    Центр симметрично построенной композиции выставки или отдельного стенда

    создается за счет наиболее выразительного рисунка, фотографии, слайда,

    декоративно решенного символа.

    Размещение в центре наиболее выразительного элемента композиции

    продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы

    «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается,

    конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается

    стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим

    закономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств

    симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

    В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно

    противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы

    изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней

    вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением

    необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно

    должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности

    поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается

    не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень

    изобразительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить»

    больше, чем штрихованный рисунок.

    Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже

    не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле

    автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.

    Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ

    динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов,

    многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю

    композицию.

    При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется

    выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки

    материала нужно учитывать рекомендации о выделении главного путем

    размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее

    зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью

    плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной

    оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней

    части также неравномерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону.

    В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно,

    по этой причине в основных формах наглядной агитации верхний пояс отводится

    одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно

    также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем

    левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее

    подходят, так как при этом снижается зрительское внимание.

    Принцип равновесия применительно к решению оформительских задач имеет

    ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь

    соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового

    решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места

    экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

    Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать

    зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой,

    находить между этими основополагающими средствами создания Размещение в

    центре наиболее выразительного элемента композиции продиктовано не

    формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею

    сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами

    второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению

    оптимального соответствия формы оптическим закономерностям восприятия, с

    одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления

    взгляда зрителя — с другой.

    В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно

    противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы

    изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней

    вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением

    необходимого единства и равновесия). В композиции в целом обязательно

    должно быть ощущение равномерной, логически оправданной заполненности

    поверхности. Гармоничность, уравновешенность поверхности стенда достигается

    не просто равномерной раскладкой экспонатов. Например, цветная фотография

    будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

    Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже

    не будут производить впечатления равнозначных. Композиционный центр по воле

    автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции.

    Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ

    динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькавшихся стереотипов,

    вариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

    При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется

    выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки

    материала нужно учитывать рекомендации о выделении главного путем

    размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее

    зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью

    плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной

    оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней

    части также неравномерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону.

    В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно,

    по этой причине в основных формах наглядной агитации верхний пояс отводится

    одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно

    также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем

    левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее

    подходящие, так как при этом снижается зрительское внимание.

    Принцип равновесия применительно к решению оформительских задач имеет

    ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь

    соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового

    решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места

    экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

    Воспитанное композиционное чувство равновесия позволяет остро ощущать

    зависимость между размерами изображаемых объектов, их цветом и фактурой,

    находить между этими основополагающими средствами создания тот случай,

    когда прямоугольники помещаются друг над другом. Именно так на выставках

    часто располагают картины, стенды и др., а в самих стендах — заголовки,

    тексты, фотографии. Чтобы добиться ощущения динамики и одновременно

    устойчивости композиции, нужно опираться на описанный выше принцип:

    направление движения должны «возглавить» наименьшие прямоугольники. Площадь

    опорного прямоугольника должна быть наибольшей.

    Среди прочих принципов теории композиции в оформительском искусстве

    целесообразно руководствоваться и принципом ритма, так как он содействует

    четкости, стройности и изяществу изображения.

    Своеобразие композиционного приема ритма заключается в повторяемости

    элементов, из которых .составляется целостное художественное произведение.

    В зависимости от вида искусства, жанра, определенной направленности замысла

    автора содержание понятия «ритм» может проявляться в самых различных

    конкретно-образных решениях: ритмично чередуются основные фигуры

    композиции, их части, свет и тень, планы, цветовые акценты. Ритм может

    ощущаться в характере мазков, штрихов, в любых прикосновениях руки

    художника к своему произведению.

    «Зрительная ритмика,— пишет К. Ф. Юон,— одна из важнейших составных

    частей композиционной культуры, овладение которой приводит искусство к

    многообразию его видов и форм. Зрительная ритмика возникает на почве

    творческих поисков художника, на почве глубинных чувств, дум, устремлений

    автора картины. Накал чувств и темперамент живописца получают свое

    непосредственное выражение в зрительной ритмике картины. Поэтому хорошо

    продуманная ритмика произведения становится тончайшим художественным

    качеством, которое во много раз повышает выразительность и ценность

    предмета искусства».

    Ритм — обобщение многочисленных жизненных наблюдений, связанных с

    фиксацией движения. В использовании ритма как средства изобразительного

    творчества заключена возможность создания в художественном произведении

    образа движения (он присутствует во многих картинах и скульптурах).

    Ритмичность, повторяемость основных конструктивных и оформительских

    элементов — непреложное условие и удачно подготовленной тематической

    выставки.

    Использование композиционных возможностей ритма полезно не только при

    решении крупномасштабных творческих задач. Обдумывая композицию скромного

    планшета, планируя размещение на нем различных элементов — фотографий,

    текста, цифр и т. д., полезно знать, что для длительного поддержания

    зрительского интереса можно создавать акценты посредством ритмичного

    размещения этих элементов.

    Простейшие варианты ритма заключаются в чередовании двух или более

    элементов, в изменении размера или цвета. Наиболее эффектно постепенное

    увеличение или уменьшение какого-то элемента оформления, что подчеркивает

    нарастание или убывание определенного содержания (наиболее типичный

    пример—диаграмма).

    Знание законов перспективы вооружает нас дополнительными средствами для

    создания наиболее ярких образных решений. Вид всех выставочных фрагментов

    композиции зависит (в дополнение ко всему сказанному) от их положения по

    отношению к зрителям.

    В теории перспективы уровень глаз называют линией горизонта. Создавая

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.