Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
конкретным представлением о трудовом процессе, о результатах его, а не
только с иллюстрациями и текстами детских книжек.
В 3 классе значительно расширяется программа наблюдения за явлениями
природы, а следовательно, и объем практических действий учащихся, связанных
с этими наблюдениями (фиксирование наблюдений в календаре природы,
подкормка птиц, помощь старшим в сезонных работах в саду, сквере, огороде,
на пришкольном участке). Расширяется и круг ознакомления с видами труда
людей в ближайшем окружении. Дети должны ознакомиться с расположением и
работой библиотеки, почты, аптеки, поликлиники вблизи школы. Проводятся
экскурсии на птицеферму, в зоопарк, столярную мастерскую, в магазины и т.п.
В 4 классе умственно отсталые учащиеся практически знакомятся с
термометром и измерением температуры воздуха. Сначала им следует дать
картонную модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину
окрашенным в синий цвет, а затем приступить к работе с настоящим
термометром (показывают детям термометр еще во 2 классе). Можно записывать
температуру в календаре природы и сравнивать разные показания термометра.
Дети наблюдают, как сильный ветер ломает ветки деревьев, раскачивает их,
поднимает пыль и т.п. Они подвязывают растения, поваленные ветром; делают
вертушки из бумаги для наблюдений за ветром; наблюдают за флюгером,
флажками; делают и приводят в действие модель парусной лодки и т.п. Все эти
небольшие практические работы и наблюдения расширяют представления о работе
ветра. На экскурсиях дети изучают рельеф местности. Они наблюдают
образование оврага под действием талых вод, делают перемычки,
препятствующие дальнейшему разрушению почвы. Работа с календарем природы
здесь продолжается и углубляется. Проводится сравнение погоды за
продолжительные периоды. Например, можно предложить учащимся сосчитать,
сколько дней с температурой ниже -20° было зимой в этом году и в
предыдущем, в каком году зима была холоднее и т.п. Кроме того, можно
помещать в календаре короткие словесные описания, сделанные самими
учащимися о погоде, об изменениях, происходящих в природе. (Например: Стало
теплее. Вчера мы видели грачей. Снег тает быстро. Появились первые цветы
мать-и-мачехи. За ночь лужи замерзают.)
Таким образом, в программах отдельных классов имеется определенная
преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к
изучению программы последующего. Поэтому каждый учитель должен знать
программу не только своего класса, но и предыдущего, для того чтобы
подготовить учащихся к усвоению учебного материала в следующем году. Чем
богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего.
Общая тема для всех младших классов одна: «Как в связи с сезонными
изменениями в погоде изменяется жизнь растений, животных, деятельность
человека».
Как пишет Усвайская: «мы рекомендуем уже с первого класса изучать
сезонные особенности в сравнительном плане; осенние явления – по сравнению
с летними, зимние особенности – по сравнению с осенними и т.д. Подобный
аспект изучения природы является для детей интересным, ярким, поучительным
и в зависимости от умелого руководства со стороны учителя вполне доступным
наблюдению и пониманию детей. В итоге мыслительные способности детей
постепенно развиваются, становятся более подвижными, гибкими и, что
существенно, при этом развивается связная речь: дети начинают отвечать
фразами, а те отдельными словами. Все это педагогически ценно и особенно
важно для детей вспомогательной школы».
Самое характерное для сезона – изменения в погоде. Погода имеет огромное
значение в жизни страны. Не случайно по радио несколько раз в день
сообщают, какая будет погода сегодня и завтра. Погода влияет и на жизнь
растений, и на жизнь животных, и на деятельность человека. Установление
подобных связей и отношений будет способствовать развитию познавательных
возможностей детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, что
является современным требованием педагогической науки в школе.
Большого внимания на экскурсиях и предметных уроках заслуживает речь
учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание
и воспроизведение изучаемого материала. Уже в младших классах
вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым
оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на
вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать может сформироваться
именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания
ответам и рассказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и
даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно
утверждают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением
содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить
детей новым необходимым словам, новым формам выражения мысли в связи с
научением конкретной действительности. Особенно важно вспомнить
высказывания выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что
мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи
неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной,
доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир,
всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную
речь.
В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала,
предметных уроков, выделив из него то, что способствует дальнейшему
овладению географией. Этому посвящается несколько последних предметных
уроков, на которых дети с помощью учителя вспоминают и обобщают все, что
узнали о растениях (дикорастущих и культурных), животных (домашних и
диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года.
Суммируются знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающем
пространстве; представления о предприятиях, бытовых и культурных
учреждениях (завод, мастерская, теплица, почта, ателье, поликлиника,
магазин, библиотека, кино, театр и др.).
Характерной особенностью сезонов является изменение температуры воздуха,
которую школьники 1, 2 и 3 классов отмечают словами: «тепло», «холодно»,
«очень холодно», «мороз». Заключения о температуре дети делают не только на
основе своих ощущений, но и на основе наблюдений, – как с изменением погоды
изменяется одежда людей, жизнь растений и животных. Наблюдая за состоянием
неба, дети отмечают: «Небо голубое – солнце светит», «Небо серое – идет
дождь» и т.д. Зимой проводят несложные занятия в природе, на которых они
знакомятся со свойствами снега, например: «Снег от тепла тает», «Снег можно
сжать в ком и поиграть в снежки», «Из снега можно вылепить снеговика» и
т.д. Необходимо обратить внимание детей на жизнь животных в отдельные
сезоны года. Осенние и зимние холода очень изменяют жизнь птиц. Например,
скворцы покидают скворечники, грачи оставляют свои гнезда, собираются
стаями и улетают туда, где теплее и есть корм. Осенью в среднюю полосу
России с севера, спасаясь от голода, летят снегири, свиристели, чечетки.
Так погода изменяет жизнь птиц. Растения также еще с осени подготавливаются
к зиме: листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют и спадают. На
ветках остаются почки. Потеплеет, и почки раскроются, вновь зазеленеют
листья; некоторые почки раскроются цветками. Весенний сезон – самый
богатый, яркий, и надо на это обратить внимание детей. Школьники отмечают,
что весной становится все теплее и теплее, зацветают мать-и-мачеха,
медуница, одуванчики, ландыши и другие раннецветущие травы.
В работе учителя на первом, месте всегда стоит забота о здоровье детей.
Он продолжает учить детей правильно сидеть за партой, столом, чтобы
позвоночник не был искривлен, он учит детей также и тому, как сохранить
зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, как содержать в чистоте тело и т.д.
В связи с этим дети получают первоначальные сведения о внешнем строении
тела человека.
В наше время огромное значение придается охране природы. Дети часто
ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача
учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать
стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски
относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе
занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не
замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию
у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно,
всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в
виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе
служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. В
воспитании чувства прекрасного особую роль играют экскурсии в природу.
Организуя экскурсию осенью в парк, в лес, следует обращать внимание детей
на окраску листьев клена, березы, осины, на то, как листья кружатся в
воздухе, на разноцветный ковер из опавших листьев и т.п. Наблюдения за
сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования
чувства прекрасного.
При проведении уроков и при их отработке в вечернее или внеклассное время
очень хорошо, если учитель и воспитатель приводят стихотворения,
характеризующие природу, время года. Это обогащает детей в познавательном,
эмоциональном, эстетическом, а также речевом отношении.
Таким образом, предметные уроки могут в большой мере способствовать
дальнейшему изучению географии, в частности подготовке к более сложным
практическим работам и наблюдениям. Но для того, чтобы предметные уроки
действительно отвечали своему пропедевтическому назначению, учащиеся должны
на них наглядно и по возможности практически, действенно ознакомиться с
материалом, предусмотренным программой. В первую очередь следует
использовать натуральные средства до наглядных, изобразительных пособий,
которые в практике учителей вспомогательной школы применяются излишне
широко. Например, при знакомстве детей с внешним строением белки в первую
очередь следует использовать ее чучело, чтобы дети могли погладить шерстку,
потрогать кисточки на ушах, ощупать и рассмотреть длинные острые коготки на
лапах, измерить пушистый хвост и величину тела. При организации наблюдений
за повадками белки необходимо иметь живую белку или наблюдать ее в
естественных условиях. Чтобы познакомить детей с образом жизни белки,
изменением окраски шерсти, следует использовать также и таблицу с
изображением белки в лесу в летний и зимний сезоны.
Не менее важно на этих уроках создать условия, способствующие развитию
мышления, наблюдательности, умения применять полученные знания. Наиболее
эффективна с точки зрения коррекции развития мышления такая постановка
предметных уроков, при которой учащиеся решают посильные для них
познавательные задачи (отвечают на вопросы, поставленные преподавателем или
возникающие у них самих), находя решения и ответы в результате практических
работ, наблюдений, экскурсий.
Таким образом, учащиеся младших классов на предметных уроках и экскурсиях
накапливают первоначальные представления об окружающем мире, у них
развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит для
учащихся младших классов пропедевтикой к изучению курса географии в старших
классах и способствует, формированию интереса к природе.
3.1. Дидактические игры – как средство обучения
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств
обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое
обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с
игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения.
Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые
разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы;
упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия,
включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное
содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном
случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс «...разрушения
дидактической игры как особого средства образовательной работы...»[2].
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые
определяют ход игры. Например:
|Название игры |Дидактическая задача |Ход игры |
|«Угадай, что где |Уточнить знания детей о |Дети стоят в кругу. |
|растет» |названиях растений и месте их|Учитель (или ребенок) |
| |произрастания. Развивать |бросает кому-нибудь из |
| |внимание, сообразительность, |детей мяч, называя при |
| |память. |этом место произрастания |
| | |растения (сад, огород, |
| | |лес, поле, луг). |
| | |Поймавший мяч должен |
| | |назвать соответствующее |
| | |растение. |
|«Когда это |Уточнить знания детей о |Учитель (или ребенок) |
|бывает?» |различных сезонных изменениях|поднимает картинку с |
| |в природе. Развивать умение |изображением какого-либо |
| |детей классифицировать, |сезонного явления |
| |развивать связную речь, |(например, листопад). |
| |внимание, быстроту мышления. |Дети быстро поднимают |
| | |квадрат соответствующего |
| | |цвета (желтый – осень). |
| | |Кто-то из детей |
| | |рассказывает, какие |
| | |другие явления бывают в |
| | |это время года. |
При использовании дидактической игры учитель должен следовать
определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей
знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять
дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять
правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи,
что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так
разложил», - требует от ребенка не только предметного действия, но и его
объяснения.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам
проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой
природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры
«Устроим выставку картин на тему Зима – лето». Правильно распределяя
картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации
своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос,
почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой
выбор, учитель должен еще раз напомнить ему задание и предложить
дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на
«зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли
ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить,
педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные»
переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу
их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития
сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них
тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение
наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей
изменений природы в эти сезоны, различение их, учитель может провести ту же
дидактическую игру.
Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность
преподавателю учить умственно отсталых детей анализировать окружающий мир
и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и
приятной им деятельности. И было бы не эффективно не использовать
дидактические игры в курсе природоведения.
3.2. Ведение календаря природы в младших классах
вспомогательной школы. Его значение.
Правильно организованная работа с календарем природы и труда во
вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. У детей
развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях
действительности, устанавливаются определенные логические связи и
зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается
наблюдательность. Преподавание географии и естествознания должно
содействовать общему развитию учащихся, в частности корректировать
недостатки мышления, формировать правильное понимание и отношение к
явлениям природы, предупреждать возникновение у учащихся ложных, суеверных
представлений о них, воспитывать у детей практические умения и навыки,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|