МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы

    конкретным представлением о трудовом процессе, о результатах его, а не

    только с иллюстрациями и текстами детских книжек.

    В 3 классе значительно расширяется программа наблюдения за явлениями

    природы, а следовательно, и объем практических действий учащихся, связанных

    с этими наблюдениями (фиксирование наблюдений в календаре природы,

    подкормка птиц, помощь старшим в сезонных работах в саду, сквере, огороде,

    на пришкольном участке). Расширяется и круг ознакомления с видами труда

    людей в ближайшем окружении. Дети должны ознакомиться с расположением и

    работой библиотеки, почты, аптеки, поликлиники вблизи школы. Проводятся

    экскурсии на птицеферму, в зоопарк, столярную мастерскую, в магазины и т.п.

    В 4 классе умственно отсталые учащиеся практически знакомятся с

    термометром и измерением температуры воздуха. Сначала им следует дать

    картонную модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину

    окрашенным в синий цвет, а затем приступить к работе с настоящим

    термометром (показывают детям термометр еще во 2 классе). Можно записывать

    температуру в календаре природы и сравнивать разные показания термометра.

    Дети наблюдают, как сильный ветер ломает ветки деревьев, раскачивает их,

    поднимает пыль и т.п. Они подвязывают растения, поваленные ветром; делают

    вертушки из бумаги для наблюдений за ветром; наблюдают за флюгером,

    флажками; делают и приводят в действие модель парусной лодки и т.п. Все эти

    небольшие практические работы и наблюдения расширяют представления о работе

    ветра. На экскурсиях дети изучают рельеф местности. Они наблюдают

    образование оврага под действием талых вод, делают перемычки,

    препятствующие дальнейшему разрушению почвы. Работа с календарем природы

    здесь продолжается и углубляется. Проводится сравнение погоды за

    продолжительные периоды. Например, можно предложить учащимся сосчитать,

    сколько дней с температурой ниже -20° было зимой в этом году и в

    предыдущем, в каком году зима была холоднее и т.п. Кроме того, можно

    помещать в календаре короткие словесные описания, сделанные самими

    учащимися о погоде, об изменениях, происходящих в природе. (Например: Стало

    теплее. Вчера мы видели грачей. Снег тает быстро. Появились первые цветы

    мать-и-мачехи. За ночь лужи замерзают.)

    Таким образом, в программах отдельных классов имеется определенная

    преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к

    изучению программы последующего. Поэтому каждый учитель должен знать

    программу не только своего класса, но и предыдущего, для того чтобы

    подготовить учащихся к усвоению учебного материала в следующем году. Чем

    богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего.

    Общая тема для всех младших классов одна: «Как в связи с сезонными

    изменениями в погоде изменяется жизнь растений, животных, деятельность

    человека».

    Как пишет Усвайская: «мы рекомендуем уже с первого класса изучать

    сезонные особенности в сравнительном плане; осенние явления – по сравнению

    с летними, зимние особенности – по сравнению с осенними и т.д. Подобный

    аспект изучения природы является для детей интересным, ярким, поучительным

    и в зависимости от умелого руководства со стороны учителя вполне доступным

    наблюдению и пониманию детей. В итоге мыслительные способности детей

    постепенно развиваются, становятся более подвижными, гибкими и, что

    существенно, при этом развивается связная речь: дети начинают отвечать

    фразами, а те отдельными словами. Все это педагогически ценно и особенно

    важно для детей вспомогательной школы».

    Самое характерное для сезона – изменения в погоде. Погода имеет огромное

    значение в жизни страны. Не случайно по радио несколько раз в день

    сообщают, какая будет погода сегодня и завтра. Погода влияет и на жизнь

    растений, и на жизнь животных, и на деятельность человека. Установление

    подобных связей и отношений будет способствовать развитию познавательных

    возможностей детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, что

    является современным требованием педагогической науки в школе.

    Большого внимания на экскурсиях и предметных уроках заслуживает речь

    учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание

    и воспроизведение изучаемого материала. Уже в младших классах

    вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым

    оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на

    вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать может сформироваться

    именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания

    ответам и рассказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и

    даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно

    утверждают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением

    содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить

    детей новым необходимым словам, новым формам выражения мысли в связи с

    научением конкретной действительности. Особенно важно вспомнить

    высказывания выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что

    мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи

    неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной,

    доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир,

    всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную

    речь.

    В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала,

    предметных уроков, выделив из него то, что способствует дальнейшему

    овладению географией. Этому посвящается несколько последних предметных

    уроков, на которых дети с помощью учителя вспоминают и обобщают все, что

    узнали о растениях (дикорастущих и культурных), животных (домашних и

    диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года.

    Суммируются знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающем

    пространстве; представления о предприятиях, бытовых и культурных

    учреждениях (завод, мастерская, теплица, почта, ателье, поликлиника,

    магазин, библиотека, кино, театр и др.).

    Характерной особенностью сезонов является изменение температуры воздуха,

    которую школьники 1, 2 и 3 классов отмечают словами: «тепло», «холодно»,

    «очень холодно», «мороз». Заключения о температуре дети делают не только на

    основе своих ощущений, но и на основе наблюдений, – как с изменением погоды

    изменяется одежда людей, жизнь растений и животных. Наблюдая за состоянием

    неба, дети отмечают: «Небо голубое – солнце светит», «Небо серое – идет

    дождь» и т.д. Зимой проводят несложные занятия в природе, на которых они

    знакомятся со свойствами снега, например: «Снег от тепла тает», «Снег можно

    сжать в ком и поиграть в снежки», «Из снега можно вылепить снеговика» и

    т.д. Необходимо обратить внимание детей на жизнь животных в отдельные

    сезоны года. Осенние и зимние холода очень изменяют жизнь птиц. Например,

    скворцы покидают скворечники, грачи оставляют свои гнезда, собираются

    стаями и улетают туда, где теплее и есть корм. Осенью в среднюю полосу

    России с севера, спасаясь от голода, летят снегири, свиристели, чечетки.

    Так погода изменяет жизнь птиц. Растения также еще с осени подготавливаются

    к зиме: листья на деревьях и кустарниках желтеют, краснеют и спадают. На

    ветках остаются почки. Потеплеет, и почки раскроются, вновь зазеленеют

    листья; некоторые почки раскроются цветками. Весенний сезон – самый

    богатый, яркий, и надо на это обратить внимание детей. Школьники отмечают,

    что весной становится все теплее и теплее, зацветают мать-и-мачеха,

    медуница, одуванчики, ландыши и другие раннецветущие травы.

    В работе учителя на первом, месте всегда стоит забота о здоровье детей.

    Он продолжает учить детей правильно сидеть за партой, столом, чтобы

    позвоночник не был искривлен, он учит детей также и тому, как сохранить

    зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, как содержать в чистоте тело и т.д.

    В связи с этим дети получают первоначальные сведения о внешнем строении

    тела человека.

    В наше время огромное значение придается охране природы. Дети часто

    ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача

    учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать

    стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски

    относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе

    занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не

    замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию

    у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно,

    всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в

    виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе

    служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. В

    воспитании чувства прекрасного особую роль играют экскурсии в природу.

    Организуя экскурсию осенью в парк, в лес, следует обращать внимание детей

    на окраску листьев клена, березы, осины, на то, как листья кружатся в

    воздухе, на разноцветный ковер из опавших листьев и т.п. Наблюдения за

    сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования

    чувства прекрасного.

    При проведении уроков и при их отработке в вечернее или внеклассное время

    очень хорошо, если учитель и воспитатель приводят стихотворения,

    характеризующие природу, время года. Это обогащает детей в познавательном,

    эмоциональном, эстетическом, а также речевом отношении.

    Таким образом, предметные уроки могут в большой мере способствовать

    дальнейшему изучению географии, в частности подготовке к более сложным

    практическим работам и наблюдениям. Но для того, чтобы предметные уроки

    действительно отвечали своему пропедевтическому назначению, учащиеся должны

    на них наглядно и по возможности практически, действенно ознакомиться с

    материалом, предусмотренным программой. В первую очередь следует

    использовать натуральные средства до наглядных, изобразительных пособий,

    которые в практике учителей вспомогательной школы применяются излишне

    широко. Например, при знакомстве детей с внешним строением белки в первую

    очередь следует использовать ее чучело, чтобы дети могли погладить шерстку,

    потрогать кисточки на ушах, ощупать и рассмотреть длинные острые коготки на

    лапах, измерить пушистый хвост и величину тела. При организации наблюдений

    за повадками белки необходимо иметь живую белку или наблюдать ее в

    естественных условиях. Чтобы познакомить детей с образом жизни белки,

    изменением окраски шерсти, следует использовать также и таблицу с

    изображением белки в лесу в летний и зимний сезоны.

    Не менее важно на этих уроках создать условия, способствующие развитию

    мышления, наблюдательности, умения применять полученные знания. Наиболее

    эффективна с точки зрения коррекции развития мышления такая постановка

    предметных уроков, при которой учащиеся решают посильные для них

    познавательные задачи (отвечают на вопросы, поставленные преподавателем или

    возникающие у них самих), находя решения и ответы в результате практических

    работ, наблюдений, экскурсий.

    Таким образом, учащиеся младших классов на предметных уроках и экскурсиях

    накапливают первоначальные представления об окружающем мире, у них

    развивается речь, внимание, наблюдательность, мышление. Все это служит для

    учащихся младших классов пропедевтикой к изучению курса географии в старших

    классах и способствует, формированию интереса к природе.

    3.1. Дидактические игры – как средство обучения

    Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств

    обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое

    обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с

    игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения.

    Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые

    разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы;

    упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия,

    включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное

    содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном

    случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс «...разрушения

    дидактической игры как особого средства образовательной работы...»[2].

    Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые

    определяют ход игры. Например:

    |Название игры |Дидактическая задача |Ход игры |

    |«Угадай, что где |Уточнить знания детей о |Дети стоят в кругу. |

    |растет» |названиях растений и месте их|Учитель (или ребенок) |

    | |произрастания. Развивать |бросает кому-нибудь из |

    | |внимание, сообразительность, |детей мяч, называя при |

    | |память. |этом место произрастания |

    | | |растения (сад, огород, |

    | | |лес, поле, луг). |

    | | |Поймавший мяч должен |

    | | |назвать соответствующее |

    | | |растение. |

    |«Когда это |Уточнить знания детей о |Учитель (или ребенок) |

    |бывает?» |различных сезонных изменениях|поднимает картинку с |

    | |в природе. Развивать умение |изображением какого-либо |

    | |детей классифицировать, |сезонного явления |

    | |развивать связную речь, |(например, листопад). |

    | |внимание, быстроту мышления. |Дети быстро поднимают |

    | | |квадрат соответствующего |

    | | |цвета (желтый – осень). |

    | | |Кто-то из детей |

    | | |рассказывает, какие |

    | | |другие явления бывают в |

    | | |это время года. |

    При использовании дидактической игры учитель должен следовать

    определенным педагогическим принципам: опираться на уже имеющиеся у детей

    знания; следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;

    поддерживать интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложнять

    дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объяснять

    правила. Задание, данное учителем: «Разложи по порядку картинки, покажи,

    что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так

    разложил», - требует от ребенка не только предметного действия, но и его

    объяснения.

    Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам

    проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой

    природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры

    «Устроим выставку картин на тему Зима – лето». Правильно распределяя

    картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации

    своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос,

    почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой

    выбор, учитель должен еще раз напомнить ему задание и предложить

    дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на

    «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли

    ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить,

    педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.

    Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные»

    переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу

    их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития

    сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них

    тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение

    наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей

    изменений природы в эти сезоны, различение их, учитель может провести ту же

    дидактическую игру.

    Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность

    преподавателю учить умственно отсталых детей анализировать окружающий мир

    и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и

    приятной им деятельности. И было бы не эффективно не использовать

    дидактические игры в курсе природоведения.

    3.2. Ведение календаря природы в младших классах

    вспомогательной школы. Его значение.

    Правильно организованная работа с календарем природы и труда во

    вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. У детей

    развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях

    действительности, устанавливаются определенные логические связи и

    зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается

    наблюдательность. Преподавание географии и естествознания должно

    содействовать общему развитию учащихся, в частности корректировать

    недостатки мышления, формировать правильное понимание и отношение к

    явлениям природы, предупреждать возникновение у учащихся ложных, суеверных

    представлений о них, воспитывать у детей практические умения и навыки,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.