МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы

    | | |ногами, в теплый |

    | | |день не скрипит |

    | | |(липкий). |

    В 4 классе устанавливаются связи и зависимости между высотой солнца,

    температурой воздуха и продолжительностью дня. Для наблюдений выбирается

    один день осенью, один день зимой, весной и летом. Наблюдения проводят

    утром (время восхода солнца, понятие восход), в полдень (высота солнца и

    температура воздуха), вечером (время заката солнца, понятие закат,

    продолжительность дня). Результаты наблюдений заносятся в дневники

    наблюдений, сравниваются.

    | |Сентябрь |Октябрь |Ноябрь |За всю |

    | | | | |осень |

    |[pic] | | | | |

    | |17 |16 |6 |39 |

    | | | | | |

    | | | | | |

    | |10 |8 |14 |32 |

    | | | | | |

    | |3 |7 |10 |20 |

    При проведении обобщающих уроков полезно применять игры, разнообразную

    наглядность, использовать загадки, стихи, пословицы, делать на доске и в

    тетрадях различные зарисовки. Учитель может предложить детям сделать

    выписки из календаря, расчеты, сделать несложную схему, таблицу. Ученикам 3

    класса по силам составить таблицу, расположенную выше. Учитель сохраняет

    такие сводные таблицы и использует их при сравнении с другим сезоном этого

    года. Количество наблюдаемых явлений, на основе которых делаются обобщения,

    из класса в класс увеличивается. Так, в 4 классе в такую таблицу надо

    добавить сведения о температуре воздуха, а в старших классах – о ветре. В

    старших классах работа с календарем природы и труда проводится на уроках

    географии.

    Давая задание на лето (собрать гербарии различных растений, вырастить

    цветок, когда были грозы с ливнями, радуга и др.), учитель предупреждает,

    что при переходе в 5 класс летние задания принимаются особенно строго. В

    первые дни сентября организуется выставка летних работ учащихся и сочинений

    на тему: "Как я провел лето".

    Во время наблюдений надо обращать внимание учащихся на связь между

    погодой, трудом и жизнью населения, работой транспорта, на ту борьбу,

    которая ведется в нашей стране с неблагоприятными явлениями климата, с

    грозными явлениями природы. Постепенно у учащихся формируется понятие

    «погода». В старших классах наблюдения за погодой ведутся обязательно и

    связываются с поурочным материалом. Понимание взаимосвязи отдельных

    элементов и явлений погоды ведет к представлению о погоде в целом. Погода –

    это изменение температуры и давления воздуха, ветра, осадков, облаков,

    цвета неба.

    Все описанные выше приемы и методы работы с календарем природы помогут

    более четко и целенаправленно выполнять требования программы, проводить

    коррекционную работу с учащимися вспомогательной школы. Для успешного

    выполнения задачи политехнического обучения и осуществления коррекционно-

    воспитательной работы необходимо организовать простейшие географические

    площадки. Для ведения наблюдений могут быть использованы «Дневники

    наблюдений», издаваемые для массовой школы.

    3.3. Внеклассная работа в младших классах

    Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольной работы

    учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления

    их познавательных интересов и творческой самодеятельности. Внеклассная

    работа по природоведению открывает большие возможности для познавательной

    деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на

    практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников

    трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе.

    Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших

    закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует развитию умственно

    отсталых учащихся. Внеклассная работа также включает в себя ряд мероприятий

    по охране природы. Школьники принимают активное участие в общественно

    полезной работе (подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание

    скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение и т.

    д.). Внеклассная работа позволяет удовлетворять разнообразные интересы и

    запросы учащихся при изучении природы; проходить она должна под

    непосредственным руководством учителя.

    Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

    Индивидуальная внеклассная работа включает в себя конкретные задания

    отдельным учащимся, проявляющим особый интерес к природе. Это могут быть

    задания по уходу за растениями в классе или на учебно-опытном участке,

    животными в уголке живой природы или дома; проведение индивидуальных

    наблюдений вне школьной программы; постановка простейших опытов дома,

    чтение книг о природе. Книги В. Бианки, Н. Плавилыцикова, М. Зверева, М.

    Пришвина, И. Акимушкина и многих других писателей раскроют перед учащимися

    увлекательный мир живой природы, будут способствовать воспитанию бережного

    отношения и любви к растениям и животным. Таким образом, в индивидуальной

    внеклассной работе необходимо учитывать интересы школьников, объединять их

    в соответствии с интересами в группы, а затем организовывать групповые и

    массовые виды внеклассной работы.

    Групповая внеклассная работа данного курса объединяет в себя учащихся со

    сходными интересами и склонностями. Самым распространенным видом групповой

    внеклассной работы является организация кружков юных любителей природы.

    Количество членов кружка не должно превышать 8-10 человек, в противном

    случае ими трудно управлять. Таким образом, в организации работы кружка

    должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся.

    Учитель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным

    и групповым заданиям. Главная задача кружка – расширить и углубить

    полученные учащимися на уроках знания о взаимосвязи предметов и явлений

    природы, влиянии неживой природы на жизнь растений и животных, уделить

    существенное внимание проведению самостоятельных наблюдений в природе, при

    этом изучаемый материал не дублирует школьной программы, а дополняет и

    расширяет ее. Учитель может организовать внеклассное чтение соответствующей

    литературы, проведение наблюдений в природе и ведение фенологических

    дневников, экскурсии, конкурс детского рисунка, весенние посадки растений

    на территории школы и др. В работе кружков можно использовать различные

    формы и методы наблюдения, опыты, беседы, тематические просмотры

    кинофильмов, экскурсии, практические работы, обсуждение прочитанных книг и

    др. Собранный в ходе работы материал должен быть соответственно оформлен и

    использоваться в учебном процессе. Члены кружка могут быть организаторами и

    активными участниками массовых внеклассных мероприятий.

    Массовая внеклассная работа позволяет привлечь к участию в работе

    практически всех учащихся начальных классов. К массовой внеклассной работе

    относятся: тематические просмотры научно-популярных и художественных

    фильмов о природе; обзоры книг о природе; проведение праздников. Особое

    место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению

    занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада»,

    «Праздник цветов», «День птиц» и др. Проведение этих мероприятий связано с

    длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников:

    наблюдения в природе, сбор природного материала для выставок, участие в

    озеленительных работах на территории школы и местного населенного пункта и

    т. п. Вся такого рода подготовительная работа должна заканчиваться

    организацией праздника, на котором необходимо подвести итоги проделанной

    работы умственно отсталых учащихся. Каждая натуралистическая кампания

    должна преследовать определенные цели. Например, проведение праздника,

    посвященного птицам, способствует не только расширению и углублению знаний

    о них, но и позволяет привлечь школьников к практической работе: сбору

    корма для зимующих птиц, изготовлению кормушек и скворечников. Таким

    образом, подобные праздники имеют не только образовательное, но и большое

    воспитательное и коррекционное воздействие на умственно отсталых школьников

    младших классов.

    3.4. Уголок живой природы

    Уголок живой природы – это не только место для хранения живых растений и

    животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения

    внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой

    природы следует с 1 класса. Уголок живой природы может быть в кабинете

    естествознания и являться его составной частью.

    Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать

    нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В

    уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это

    является оптимальным условием для роста растений и содержания животных.

    Растения уголка живой природы подбираются в соответствии с учебной

    программой. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.

    Комнатные растения следует подбирать так, чтобы на их примере можно было

    познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами

    размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию.

    Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ,

    араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов,

    кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция,

    узамбарская фиалка, фикус, фуксия. В уголке живой природы могут содержаться

    гидры, моллюски, дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз,

    поденок. Из насекомых – шелкопряды, бабочка-капустница, божья коровка и др.

    Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны),

    пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.

    Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой

    природы, размеров аквариума; для содержания в аквариуме используют

    холодноводных рыб (карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи);

    тепловодных (меченосца, макропода, гурами и др).

    Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой

    природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для

    начальных классов не представляет трудностей. Местом для обитания черепахи

    является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку

    или какое-либо возвышение ближе к батарее.

    Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать

    определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и

    пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны,

    у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их

    надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы,

    необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества

    певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются

    следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугаи, канарейки. Птицы изучаются во

    всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить

    работу по уходу и наблюдению за птицами.

    В уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих.

    Свободно переносят неволю белки, хомяки, ежи, а также белые мыши и морские

    свинки.

    Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-

    гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных.

    Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо

    соблюдать самые элементарные правила: проводить тщательную уборку

    помещений; в уголке живой природы должны находиться только лица, имеющие

    отношение к их уходу и выращиванию; с целью обеспечения техники

    безопасности на окнах в уголке живой природы должна быть металлическая

    сетка; в помещении должна быть вода; форточки необходимо ежедневно

    открывать для проветривания; растения и животные должны периодически

    дезинфицироваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры,

    инвентарь.

    В краеведческом уголке должны быть стенды и другие материалы,

    характеризующие объекты природы своей местности, охраняемые растения и

    животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.

    Уголок живой природы для младших классов вспомогательной школы имеет

    важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними

    наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за

    животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности,

    повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

    В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников

    накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост

    и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что

    способствует формированию понимания явлений и процессов, происходящих в

    живых организмах. Уголок живой природы является важной частью материальной

    базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему

    осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию

    научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию

    детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине. Тщательное

    планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов

    практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний

    на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках

    естествознания и географии.

    Заключение

    Данная курсовая работа позволяет обобщить сведения и особенности обучения

    умственно отсталых детей на уроках природоведения и развития речи, понять

    специфику неполноценности таких учащихся, а также сравнить их с нормально

    развивающимися детьми.

    Также стоит отметить тот факт, что проблема обучения и воспитания

    умственно отсталых учащихся на этих уроках рассматривается уже очень давно

    – соответственно были разработаны достаточно эффективные методики,

    отточенные десятилетиями и открывающие большие возможности для

    всестороннего развития таких детей, коррекции нарушенных функций и личности

    в целом.

    Можно предположить или даже утверждать, что такие уроки будут и далее

    совершенствоваться, будут появляться новые приемы и методы обучения и

    воспитания, позволяющие добиться более значительного прогресса в развитии

    умственно отсталых детей.

    Помимо этого стоит обратить внимание на связь уроков природоведения с

    другими предметами – эта связь должна быть более тесной, чем на данном

    этапе развития.

    В курсовой работе были также затронуты проблемы создания уголка живой

    природы и внеклассная работа, так как они неотрывно связаны с ознакомлением

    детей с изменениями в природе и ведением календарей природы в младших

    классах вспомогательной школы. Также было обращено внимание на

    использование в учебном процессе дидактических игр, без которых не проходит

    ни один урок.

    Наиболее сильным недостатком уроков природоведения, на мой взгляд,

    является невозможность очень часто проводить занятия на природе, что было

    бы очень полезно для развития учащихся вспомогательной школы и более

    эффективно, чем занятия в помещении. Но это уже не зависит от существующих

    приемов и методов обучения. Это, скорее всего, проблема социального

    характера, а также отношения каждого учителя к своему делу.

    В заключение можно отметить то, что как бы не старались учителя

    вспомогательной школы улучшить приемы и методы обучения, умственно отсталые

    дети никогда не достигнут нормы в своем развитии по отношению к нормально

    развивающимся детям, но все-таки поможет им преодолеть множество трудностей

    в своей будущей самостоятельной жизни. Это будет полезно как для умственно

    отсталых, так и для общества, в котором они живут.

    Курсовая работа написана на основе ниже приведенной литературы.

    Использованная литература:

    1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с

    природой. –М.: Просвещение, 1978.

    2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной

    школе. –М.: Просвещение, 1965.

    3. Горощенко В. П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения

    в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. –М.: Просвещение, 1973.

    4. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей

    детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.;

    Под ред. Саморуковой П. Г. –2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1983.

    5. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной

    школе // Дефектология. –1981. –№6.

    6. Мершон Б. Л., Орлова А. А. Из опыта проведения практических работ на

    предметных уроках в 3 классе вспомогательной школы // Специальная

    школа. –1965. –вып.1.

    7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для

    учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических

    институтов / Под ред. Воронковой В. В. –М.: Школа-Пресс, 1994. – 416

    с.

    8. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения:

    Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121

    «Педагогика и методика начального обучения». –М.: Просвещение, 1990.

    9. Пороцкая Т. И., Янчева Л. В. Наблюдения за природой в 1-8 классах

    вспомогательной школы // Специальная школа. –1965. –вып.1.

    10. Усвайская А. В. Изучение природы в младших классах вспомогательной

    школы. –М., 1976 (2класс). Под редакцией Морозовой Н. Г.

    -----------------------

    [1] Е.Д. Уразбахтина, Букварь для первого класса вспомогательной школы,

    «Просвещение», М., 1964.

    [2] Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в

    детском саду. - В кн.: Умственное воспитание дошкольника. М., 1972. с. 72.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.