МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    Министерство просвещения Российской Федерации

    Московский государственный открытый

    Педагогический университет имени Шолохова

    Дефектологический факультет

    Кафедра олигофренопедагогики

    Тема: Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности

    старших дошкольников с двигательными нарушениями.

    Выпускная квалификационная работа

    Студентки 5 курса

    Отделения олигофренопедагогики

    Романенковой Е.В.

    Научный руководитель –

    кандидат психологических наук

    доцент, зав. кафедрой

    специальной психологии МГОПУ

    Левченко Ирина Юрьевна

    Москва 2003

    Оглавление

    Введение....................................................................

    .................................................3

    Глава I. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с

    церебральным

    параличом….............................................................

    ........6

    1.1 Понятие ДЦП……………………………………………………………...6

    1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения

    старших дошкольников детским церебральным параличом при

    подготовке к школе……………………………………………………...17

    1.3 Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного

    обучения детей с церебральным параличом…………………………...19

    Г лава II. Особенности изобразительной деятельности участников

    исследования………………………………………………….………..22

    2.1 Характеристика контингента…………………………………………...22

    2.2 Методы исследования…………………………………………………..26

    2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной

    деятельности……………………………………………………………..27

    Глава III. Методические рекомендации к организации и содержанию занятий по

    формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с детским

    церебральным параличом………………………...33

    Заключение…………..…………………………………………………………….61

    Список литературы……………………………………………………………….65

    Приложения………………………………………………………………………..68

    Введение

    Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего

    развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому

    и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному

    развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности

    активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное

    восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом

    помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

    Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия,

    направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще

    большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

    Ценность исследований особенностей изобразительной деятельности у

    детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в определении

    адекватных методов коррекции имеющихся нарушений средствами

    изобразительной деятельности .

    Актуальность.

    Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья

    значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского

    церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения.

    Среди больных ДЦП имеются дети с различной степенью тяжести нарушений,

    вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.

    Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения

    детей с церебральным параличом (Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Ипполитова

    М.В., Бабенкова Р.Д., Симонова Н.В., Калижнюк Э.С., Мамайчук И.И.,

    Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.), среди других трудностей становления

    познавательной деятельности, указывают на трудности формирования

    изобразительной деятельности и графических навыков у детей с ЦП. Особую

    значимость это имеет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В

    работах Сакулиной М.П., Комаровой Т.С., Кузина В.С., Сокольниковой Н.М.,

    Шорохова Е.В. и др. отмечается, что успешное освоение изобразительной

    деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в

    формировании других видов деятельности.

    Данных по изучению особенностей формирования и коррекции

    изобразительной деятельности у детей с ЦП в доступной литературе

    необоснованно мало. Это препятствует организации коррекционной работы в

    пропедевтическом периоде и затрудняет последующее обучение детей в школе,

    в частности, овладение письмом, изобразительной деятельностью, как

    школьными предметами.

    Основная цель исследования – разработать методику проведения занятий,

    направленных на формирование изобразительной деятельности старших

    дошкольников с ДЦП и апробировать ее эффективность.

    Объект исследования – дети с различными формами церебрального паралича

    в возрасте 6-9 лет.

    Предмет исследования – процесс обучения и коррекция движений руки у

    детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

    Гипотеза.

    Мы предположили, что нарушения формирования изобразительной

    деятельности у детей, страдающих различными формами ДЦП, связаны с

    двигательными, сенсорными и интеллектуальными расстройствами. Овладение

    рисованием детьми с такими нарушениями в развитии будет затруднено.

    Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений

    движений руки, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке

    к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации.

    В ходе исследования решались следующие задачи.

    1. Изучить и охарактеризовать нарушения психической и изобразительной

    деятельности у детей с различными формами детского церебрального

    паралича.

    2. Разработать систему занятий, направленных на развитие изобразительной

    деятельности детей с ЦП и проверить ее эффективность.

    Практическая значимость.

    Использование данной методики в пропедевтическом периоде существенно

    повышает возможности обучения детей изобразительной деятельности, письму,

    способствует их интеллектуальному, сенсорному и эмоциональному развитию.

    Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных специальных

    учреждениях для детей с ДЦП., в различных центрах социальной защиты при

    реабилитационной работе с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями при

    ДЦП, которые, в силу тяжести поражения , не посещают специальные учреждения

    системы образования.

    Глава I. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным

    параличом.

    1. Понятие ДЦП.

    Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже

    несколько десятилетий являются объектом пристального внимания

    специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации

    каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний

    опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей от 0

    до14 лет данные болезни составляли в 1990 г. – 91,7 тыс. случаев

    (впервые установленный диагноз), в 1995 г. – 547 тыс. , а в 1999 г. –

    720 тыс. случаев ().

    Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это полиморфная

    в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. В

    зависимости от причины и времени действия вредоносных факторов

    отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

    1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич,

    полиомиелит.

    2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный

    вывих бедра, кривошея, аномалии развития позвоночника, аномалии

    развития пальцев кисти, артрогрипоз.

    3. Приобретенные заболевания и повреждения спинного мозга,

    головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета и др.

    При всем разнообразии врожденных, рано приобретенных заболеваний

    и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей

    наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является

    двигательный дефект.

    В настоящее время необходимость совершенствования организации

    психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно-

    двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология

    чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно

    значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным

    параличом . Это составляет 89% случаев от общего числа заболеваний

    опорно-двигательного аппарата ()

    Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание

    нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП

    развивается в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем

    онтогенезе.

    Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение

    двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным

    развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса,

    парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев

    присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У

    некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный,

    мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная

    клиническая картина и вынужденная обездвиженность создает дефицитарный

    характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно

    сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее

    распространенной формой нарушения психического развития при данном

    заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции

    детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной

    степени выраженности.

    Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим

    заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и

    коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило,

    улучшается.

    Степень тяжести двигательных нарушений варьируются в большом

    диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на

    другом – минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и

    двигательные имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться

    целая гамма различных сочетаний.

    Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом имеют

    различную степень выраженности.

    1. Тяжелая. Дети не овладевают навыками ходьбы и манипулятивной

    деятельностью. Они не могут себя обслуживать.

    2. Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью

    ортопедических приспособлений ( костылей, канадских палочек и

    т.п.) Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за

    нарушений манипулятивной функции.

    3. Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать,

    у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у

    больных могут наблюдаться неправильные патологические позы и

    положения, нарушения походки, движения недостаточно ловкие,

    замедленные. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой

    моторики.

    При легкой и средней степени поражения (а таких детей более 70%

    среди всех, страдающих ДЦП) дети могут посещать коррекционно-

    образовательные детские учреждения. Наиболее тяжелые больные

    воспитываются и обучаются в специальных учреждениях интернатского типа

    для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

    Медицинской наукой накоплены огромные данные о причинах

    возникновения детского церебрального паралича. Многочисленные

    исследования свидетельствуют о нарушении развития плода под влиянием

    различных вредных факторов. В настоящее время доказано, что более 400

    факторов могут оказать повреждающее действие на центральную нервную

    систему развивающегося плода. Принято выделять: пренатальные,

    перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие

    отношения к происхождению ДЦП.

    Пренатальные факторы.

    - конституция матери,

    - соматические, сердечно-сосудистые, эндокринные, инфекционные

    заболевания будущей матери (вирусные инфекции, краснуха,

    токсоплазмоз, цитомегаловирус),

    - вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

    - физические травмы, ушибы плода;

    - осложнения предыдущей беременности;

    - физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие

    вибрации, облучение);

    - некоторые лекарственные препараты;

    - несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или

    группам крови;

    - экологическое неблагополучие (загрязненные отходами

    производства вода, воздух; содержание в продуктах питания

    большого количества нитратов, ядохимикатов, радионуклидов,

    различных синтетических добавок, повышенный уровень радиации).

    Все выше перечисленные факторы нарушают маточно-плацентарное

    кровообращение, что приводит к расстройствам питания и кислородному

    голоданию плода (внутриутробной гипоксии). Развитие нервной системы

    плода в этих условиях нарушается.

    К факторам, нарушающим развитие плода также относят следующие:

    вес менее 1500 гр., микроцефалия, ненормальная позиция плода, малый вес

    плаценты, беременность сроком менее 37 недель, аномалия конечностей,

    генетические факторы.

    Перинатальные факторы.

    К этим факторам относят родовую травму, асфиксию в родах.

    Сочетание внутриутробной патологии с родовой травмой считается в

    настоящее время одной из наиболее частых причин возникновения ДЦП.

    Родовая травма ,с одной стороны, воздействует на мозг, как и всякая

    механическая травма, с другой – она вызывает нарушение мозгового

    кровообращения и в тяжелых случаях кровоизлияние в мозг. Причинами

    родовых травм могут быть механические повреждения при рождении (

    применение щипцов, вакуумоэкстрактора (15%), неправильное предлежание

    плода (7%), узкий таз матери, особенно при беременности крупным плодом,

    скоротечные роды (11%), длительные потуги, искусственные роды –

    кесарево сечение (8%),

    патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой

    деятельности (27%), преждевременное отхождение вод (18%) ()

    Действие родовой травмы обычно сочетается с асфиксией –

    патологическим состоянием организма, характеризующимся недостатком

    кислорода в крови и избыточным накоплением углекислоты, нарушением

    дыхания и сердечной деятельности.

    Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии ,

    колеблется по данныи разных исследователей от 3 до 20%. Четкая связь

    прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных

    преждевременно.

    Постнатальные факторы.

    На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

    - травмы черепа и костей, субдуральные гематомы;

    - инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга,

    - интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками,

    свинцом, мышьяком и др.,

    - кислородная недостаточность: при удушении, утоплении,

    - осложнения после прививок,

    - при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в

    мозге: опухоли, кисты, гидроцефалия…

    Примерно в 2% случаев основную роль в развитии ДЦП играет

    генетический фактор .

    На практике часто встречаются сочетания различных вредоносных

    факторов. В мировой литературе предложено более двадцати классификаций

    ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических

    проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической

    практике используется классификация К.А. Семеновой (), в которую

    включены собственные

    данные автора и элементы классификации Д.С.Футера () и М.В.Цукер

    ().

    Согласно этой классификации выделяют пять основных форм детского

    церебрального паралича:

    - двойная гемиплегия,

    - спастическая диплегия,

    - гемипаретическая форма,

    - гиперкинетическая форма,

    - атонически-астатическая форма.

    Спастическая диплегия - наиболее распространенная форма ДЦП,

    характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем

    ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального

    обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом

    трудовых навыков

    При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых

    расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.

    Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее

    тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары

    конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически

    обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального

    недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов,

    что приводит к невозможностью их воспитания и обучения. При условии

    отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная

    гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.

    Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных

    движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами,

    и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения

    (90%), чаще - в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект ребенка

    при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают

    тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений.

    Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и

    обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.